Америка 111. Жизненный выбор

Игорь Телок
Ведь как не хочется принимать жизненные решения, выбирать путь в жизни, а не выкрутишься – приходится! Уверен – у каждого был такой момент в жизни, возможно, не раз.

У меня было несколько. Первый – в конце 60-х – вступать или не вступать в КПСС. Потом – самый серьезный – эмиграция в 74-м.

А уж в Америке – привыкаешь делать жизненные выборы регулярно. Чуть не каждый вторник.
*******
Мой первый американский жизненный выбор случился через три года ПМЖ. И был он куда как серьезный, потому что совершенно для меня новый, непонятный.

Я проработал в фирме Фреда Тишинского почти три года и понял, что он меня надувает. Платит меньше, чем я заслуживаю. И удерживает обещаниями светлого будущего. Так поступают с многими свежими эмигрантами, но об этом я узнал позже.

Его бизнесы процветали, он был настоящим успешным капиталистом. С точно поставлеными целями и методами их достижения. И подобранными для этого людьми.
 *******
В то время я только начал успокаиваться после нервных первых лет эмиграции. И очень на Фреда обиделся. Фред был поляк, получивший образование в Москве, как лучший польский студент. Он прекрасно говорил по-русски, мы с ним скорешились, очень много беседовали, он приехал на 10 лет раньше меня, и успел создать небольшую бизнес-империю, постоянно расширявшуюся.

Но я обиделся и нашел себе другую работу. На бОльшие деньги и не менее интересную.
 *******
Когда я Фреду об этом сообщил, он среагировал моментально: он предложил мне купить часть его конгломерата, стать партнером!

Вы представляете, бывшему комсомольцу, поднимателю целины и строителю великих строек коммунизма, Фред предложил стать партнером капиталиста-кровопийцы!

Вот какой жизненный выбор надо было сделать!
 *******
Я ему, конечно, объяснил, что у меня нет денег даже на запасные штаны. Но Фред парировал – он даст мне эти деньги, и я буду потом выплачивать из зарплаты.

Тут уж я полностью растерялся, не зная как на это реагировать. Но всё указывало на жизненный выбор, надо было принимать решение: становиться капиталистом- кровопийцей, или оставаться источником крови для кровопийц.
*******
Моё знание капитализма базировалось на изучении Карлуши. А его наука как-то не вязалась с американской действительностью, особенно в сравнении с развитым социализмом, из которого я бежал, теряя на ходу «скороходовские» полботинки.

Нужна была помощь. И я ее нашел в лице мистера Гильберта, миллиардера и владельца, в частности, баскетбольной команды «Лейкерс» в то время. Мистер Гильберт был эмигрант из Одессы, бежавший студентом из революционной России 1905-го года. Моя тёща знавала его в  те далекие времена, когда он еще жил в русском гетто в Лос-Анжелесе и мылся раз в неделю.
 *******
Так что для помощи в принятии жизненного решения я отправился к мистеру Гильберту в самый дорогой район Лос Анжелеса, где он жил среди голливудских звезд и таких же кровопийц как и он сам.
*******
Я приехал к нему в голливудский рай на моей ужасной «Веге» - в то время самом дешевом американском авто, который я купил весьма подержаным.

Меня впустила в огромный дом его престарелая жена и провела куда-то внутрь. К моему изумлению мы оказались около олимпийского бассейна внутри дома. В него прыгали, вылазили и вообще всячески развлекались совершенно неразмерные черные ребята, баскетболисты, которыми владел мистер Гильберт.
*******
Он оказался старым больным евреем. С завистью наблюдая резвящихся черных великанов, он выслушал мою жизненную проблему на почти забытом им русском, и очень впечатлился. Видимо, он вспомнил свою молодость и сделанные им жизненные выборы. Он настроился на философский лад, и под конюшенные шумы его питомцев, мистер Гильберт грустно поведал:

«Молодой человек, вы видите меня старым и больным.  Мой бизнес чуть живой, моя строительая компания готова к похоронам. Мой страховой бизнес добивают ураганы и наводнения. Я не могу даже толком кушать, от всех этих переживаний, у меня язва желудка. Вы не представляете, как я завидую этой коннице, которой я владею. У них нет забот, я отвечаю за всё.

Вы хотите такую жизнь? Ваш Фред запряжет вас на всю жизнь, вы будете пахать, как я пахал всю жизнь. И потом будете с завистью наблюдать здоровых молодых людей, которым можно кушать всё.

Если вам такая жизнь нравится – тогда принимайте его предложение. Но мне кажется, моя жена прожила намного более человеческую жизнь. И она до сих пор работает – она учительница. Она спокойно спит ночами, ее не мучают банки и биржа, налоговое управление и профсоюзы. И она может кушать всё!»

Мистер Гильберт распрашивал меня о великом СССР. О промышленности там. И еще много о чем.

Он закончил нашу беседу советом, который я запомнил на всю жизнь: «Вкладывайте деньги в спортивные команды! Это весьма выгодно!»
 *******
До сих пор я благодарен покойному мистеру Гильберту. Он помог мне принять жизненное решение – я не пошел с Фредом.
*******
Но через два года я открыл мой первый собственный бизнес – инженерную компанию, которая быстро прогорела.