Репточка, 2

Юрий Николаевич Горбачев 2
2.Ученик

   Ученики –гитаристы приходили ко мне по разному. Одни натыкались на меня, других ко мне приводили. Кого-то я находил, когда было лютое безденежье  -и давал гитарные уроки по взаимному согласию за скромную плату и кормёжку(часто кормёжка меня интересовала даже больше). Любопытный эпизод той поры : я ухожу от мамы двух взрослых детей-студентов, которым я давал уроки(показывал аккорды, пытался разучить с ними простенькие гитарные этюды).Стою уже одетый с кофром у дверей.  Мама – моя начальница по работе, где перестали платить зарплату и по причине её руководящих просчётов в частности, суёт мне в руку  четыре пятака- я брал за урок всего лишь 10 рублей. И то стеснялся. Проще было выйти на улицу с кепкой –и играть за то что в  накидают в головной убор.   Сам я всего лишь навсего немного учился в юности в музыкальной школе для взрослых, на улице Щетинкина( это за Новосибирским Оперным театром), куда мы ездили с ОбьГЭСа, втроем с Валеркой и Василием к едва ли не единственному на весь город гитаристу Валентину Малых. Это была первая (дворовая) группа, в которой я участвовал. Инструменты были самые примитивные –гитары за 7 рублей 50 копеек. Играли во дворах и подъездах. И были популярны. Мы пытались(и неплохо получалось) играть кое-что из «битлов», «Шербургские зонтики», к примеру, пьесу «Апачи»(недано нашёл ее в интернете в исполнении испанского гитариста -метиса с дрэдами- маэстро Наудо Родригеса).  Друг Валера, который потом сыграл всю «Чакону» Баха неплохо «снимал» с пластинок…Но мы так и не дошли до сцены вожделенной танцплощадки. Позже я понял –в том было наше счастье. Потому как среди гэсовских рокеров –один бас-гитарист спился, другой-застрелился(от него я впервые услышал слово «тоника»), третий тоже кончил очень плохо. Была и такая , игравшая в припарковом кафе группа, музыкантов которой судили за убийство… Но нас миновала чаша сия. Как и расцвет кабацких ВИА, 70-80-х. К тому времени у меня уже имелась мастеровая гитара, я выучил «Лунную сонату», «Вальс» Иванова Крамского, «Кубинский танец» , «Рондо» Фернандо Сора, «Естудей» Маккартни играл в полнозвучном варианте, наигрывал из Баха, Джулиани Гаспара Санза , других гитарных авторов. Этого и песенок, сочиняемых в  самых разных стилях, в том числе и под рок-н-ролл, мне вполне хватало, чтобы быть признанным музыкантом в университетской общаге филфака ТГУ.
   
    Там же один из одногруппников как корифею-гитаристу , дал мне послушать «пласты» с группами , в которых играли Стив Хау , Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор. Впрочем, всего этого я наслушался ещё раньше, когда служил в армии, в ГДР, в войсках связи…Только не знал, что это были за группы…
   
   Так вот. Тогда же, имея лишь гитару с нейлоновыми струнами я озаботился проблемой-как сыграть-кантри, рок-н-ролл, блюз. Но ответы на эти вопросы нашёл поэтапно, несколько позже. Так накапливались мои композиции…

   И вот – я по стечению обстоятельств попадаю на андеграундный фестиваль, где меня встречают на «ура»(так мне показалось в качестве чуть ли не Би-Би-Кинга). У меня появляется первый соратник по блюзу –Константин(«Наш Константин берёт гитару…») –это соло гитарист, у него «Ибанез».Константин стал одной из констант группы - в исполнительском и мировоззренческом плане. Хотя , константой нередко отрицающей движение вперёд, вынуждающей делать зигзаги. Тут же подворачивается пара -тройка ребят с бас-гитарами, одного мне отдаёт на обучение папа(парень закончил ФМШ), другой вызвался волонтёром на фестивале. Дочь помогла с вокалисткой-клавишницей, знающей английский Надеждой. Первыми барабанщиками были коллега –журналист прошедший горячие точки и профессиональный пожарный-битломан, сочиняющий плохие песни. И процесс пошёл.   

   С первых же оборотов выясняется, что мои композиции этому составу не по зубам. Сам я на ходу осваиваю дредноут с подключкой и какими-никами примочками, вдогон приобретаю страт «Ямаху» , пытаюсь обрасти необходимой электроникой, чтобы гитара все же звучала по -электрогитарному. Во многом благодаря Надежде –вокалистке-клавишнице, мы вымучиваем  «Бессамо мучо», «Тень твоей улыбки», пробуем много ещё чего, получается аранжировать две её песенки. Я ускоренными темпами (но на это ушло четыре года)  обучаю гитарному мастерству Фёдора , сначала водителя , потом выпускника строительного вуза, менеджера продаж. Всё же, ради чего , как мне казалось, я собирал группу, лежит мёртвым грузом. Правда хороший и небездарный парень  Фёдор разыгрался, распелся , купил себе дредноут, на комбик к которому у него так и не нашлось денег и научился - таки немного импровизировать по боксам. И в итоге мы составили с ним список из 35 номеров, включая обыгрыш "Кубинского танца" , мои песенки и номера с разложенным на две гитары и текстами , написанными специально для Константина в стилях фанк, полублюз, полуджаз и так далее. Вначале встречались , разучивали материал, общались на квартирах, потом уж пошли по репточкам – и в жару , и в холод.   
   

   На снимке: автор с попутчиками на тропе рока: 9 мая 2007 года.