Из жизни полосатиков - 4

Вадим Светашов
                Из жизни полосатиков – 4

                Как-то,   ещё мальчишкой, стоял я на сыром, кочковатом лугу и, задрав голову, смотрел на удивительную птицу и слушал её. Птица полого поднималась высоко вверх, переворачивалась и пикировала вниз. Бе-е-е-е-е – раздавался в воздухе вибрирующий звук, напоминающий блеяние молодого ягнёнка.
                -- Красная дичь – вздрогнув от неожиданности, услышал я за спиной.
Испуганно оглянувшись, увидел неказистого дедка в драной телогрейке и шапке, несмотря на майское тепло, болотных сапогах, одноствольным ружьём и сидором за плечами.
                -- Как это красная? Разве отсюда видно? – удивлённо спросил я.
                -- Это так у охотников ведётся -- снимая шапку начал объяснение дедок – Всех куликов они называют «красной дичью» видимо потому, что мясо у них красное и нежное, а у бекасовых ещё и самое вкусное из них. Кстати, птица, на которую ты засмотрелся и есть бекас.
                -- А Вы охотник? – утверждающе спросил я, Вы так неслышно подошли ко мне, – И кто такие «бекасовые»?
                -- Нет, я здешний лесник. Да и весной у нас на куликов не охотятся. А «бекасовые» -- это все ближайшие родственники бекаса. Вот, за которым ты наблюдаешь -- сам бекас, он размером со скворца. Есть дупель, этот побольше – с крупного дрозда. Самый маленький – гаршнеп, этот с воробья. А крупнее всех – вальдшнеп, он, пожалуй, с голубя будет, или скажем с галку. Все они похожи друг на друга шоколадно-бурым оперением,  длинным прямым клювом, приплюснутым на конце. Грудь, бока и спина покрыты крупными пестринами. Все -- полосатики: на голове чередуются продольные тёмно-бурые и светлые полосы, а от шеи до хвоста по спине проходят желтоватые полоски. Отличаются же они размерами и образом жизни. Вальдшнеп чисто лесной кулик. Бекас гнездится на кочковатых заболоченных лугах и озёрных сплавинах, всегда поблизости от воды. Дупелю близость открытой воды не нужна, ему подавай сырой луг или даже заболоченную вырубку. Гаршнеп житель топких мест, да и гнездится он далеко на севере, у нас же бывает только на весенних и осенних пролётах. А знаешь, чем бекас поёт? Так я и думал, не знаешь! На хвосте у него очень жёсткие перья и, когда он с высоты резко падает вниз, то распускает его веером. Ветер перебирает пёрышки и слышится блеющий звук. Ну, ладно, заболтался я с тобой, своих делов полно! – дедок нахлобучил шапку и пошагал прочь, разбрызгивая воду.
                -- До свидания! Спасибо за науку! – крикнул я ему в догонку.
                -- Кушайте на здоровье! – повернувшись, смешно ответил он и махнул рукой.
                Я остался один и продолжал наблюдать за токующим бекасом. Вскоре его полеты прекратились, и он опустился на высокую кочку совсем недалеко от меня.  Видно было как он привстал почти столбиком, надулся, поднял вверх клюв. « Таку-таку-таку…» разнёсся над лугом его громкий, резкий голос. Он опустился и спрыгнул с кочки. Мне захотелось рассмотреть его поближе, и я направился к этой кочке. Огляделся, но птицу не увидел. Далеко убежать бекас не мог, так как суша была отдельными островками, а остальное пространство залито водой. Я начал расширяющимися кругами ходить вокруг кочки. Бекас вылетел неожиданно с чистого места в двух метрах от меня, с каким-то своеобразным хриплым кряканьем. Виляющим, зигзагообразным полётом быстро исчез из вида. Я долго недоумевал, как можно не увидеть птицу на совершенно голом, без травы, месте?
                В конце мая вновь посетил знакомую луговину. Особой цели не было, просто надеялся увидеть и понаблюдать за теми, кто здесь живёт. Вначале встретил парочку симпатичных синичек-гаичек,  беспрестанно снующих между кустарником и гнилой берёзкой,  в котором было их дупло и слышался голодный писк птенцов. Мешать им не стал. Потом меня атаковали сразу две пары чибисов, которые со свистящим  хлопаньем крыльев пролетали над головой и постоянно спрашивали «Чьи вы?», «Чьи вы?», «Чьи вы?».  Впереди меня из ниоткуда появился маленький жёлтый комочек и бросился бежать, быстро перебирая лапками, но вскоре зацепился за травинку, упал и затаился. Чибисы нападали ещё яростнее, едва не касаясь головы. Я обошёл птенчика стороной. Потом проследил за парой желтоголовых трясогузок, таскающих сухие травинки. Гнездо они строили в основании кочки, под нависшей травой.  Пометил место гнездовья берёзовой вешкой.
                Больше, в течение, часа ничего интересного не произошло, Я уже собрался уходить с луга, как вдруг из-под самых ног вылетела бурая острокрылая птица и,  хрипло крякая, скрылась за кустами. На плоской вершине кочки оказалась неглубокая, как бы вытоптанная ямка, в которой лежали четыре удлиненно-грушеидных яйца, острыми концами внутрь. Окраска яиц бледно-охристая с разной величины размытыми бурыми пятнами. Радости моей не было предела. Я нашёл гнездо бекаса! Замерил яйца, отметил вешкой гнездо и удалился, чтобы не тревожить птицу, а то ведь может и бросить кладку.
                С нетерпением выждал три дня и вновь посетил луговину. Чибисы встретили меня на подходе, забросали вопросами, но близко не подлетали.  Гаички продолжали кормить своих прожорливых птенцов. У трясогузок в гнезде оказалось одно желтовато-голубое  с мелкими буроватыми крапинками яйцо. К гнезду бекаса направился не напрямую, а как бы проходя мимо, но близко. Вот уже нужная кочка рядом, я уже прохожу рядом, но не вижу ни гнезда, ни яиц! Останавливаюсь. Неужели я ошибся? Да нет, вот она вешка. Я в недоумении. Неожиданно на кочке что-то блеснуло. Напряжённо приглядываюсь. Вот она, чёрная бусинка. Да это же глаз! И сразу чётко обрисовался контур сидящей на гнезде птицы. Бурое оперение и пестрины сливались с прошлогодней травой, светлые продольные полосы напоминали сухие стебельки злаков, а длинный клюв был похож на сырую веточку. Глаз закрылся и я, очнувшись, прошёл мимо. Вот так полосатик! Какой камуфляж!