Весна малодушных

Екатерина Садур
ВЕСНА МАЛОДУШНЫХ
                И пусть не будет малодушным
                много муки
                ибо и она
                даётся по
                милосердию, -
                - не больше,
                чем боль,
                но и не
                меньше,
                чем можно
                вынести…

1. Гамлет в январе.

ГАМЛЕТ В ЯНВАРЕ
(из прошлогоднего)

Всё на продажу...
Анджей Вайда.
1.

..остро
сожалеть
о внезапной
случайной
близости
каждую секунду
каждый шаг
каждый вдох
уверять себя,
что ведь - случайно, случайно, случайно...
что, ведь, ты -
ну, просто выдохни и забудь...
ты просто выдохни: "это ты",
оно ведь только поначалу казалось таким лёгким...-
-Лёгкое моё лёгкое,
дыхание мое ледяное...-
- что ты - просто подумай о море,
пусть даже зимнем,
с галькой на берегу,
покрытой наледью и солью,
что ведь случайно всё,
что вместе - только потому,
что было холодно, что сумерки,
и что иначе -
- весь этот город наш
давно не наш -
- он забирает жизни
и
живёт лишь потому,
что иссякаем мы ...
И так вот каждый миг,
так остро до надрыва
до ...без разбора -
сожалеть
о близости,
вжимаясь
губами
в собственные пальцы,
и как бы
их
отогревая
на морозе,
И
пугаться,
что однажды
забудешь всё-таки его лицо...-
- твоё лицо -
Случайное - случайным...
И всё равно
вжимаешься губами
в свои же собственные
пальцы...
И
целуешь
собственные
руки
до исступления,
почти до крови
или
уже до крови,
повторяя, что
твои...твои ...твои
целую руки и твои
до крови пальцы,
обезумев
от звуков
холода
и обессилев
от голода ума
и ясности
мороза,
на котором,
обледеневшие,
вдруг тронулись качели
и именем твоим
отозвались,
неясно прозвенев...
- …
Мой алюминий
только лишь ошибка
не в наледи,
а в имени
твоём ...
И детская
лопатка,
вмёрзла в снег...
Отдайте всё случайное -
случайным...

Бес страсти
без обиды
спал
безобиден
беспробуден
тих,
умело
и надолго
укрощён.

Как не отшучивайся
- всё же это - Коцит...
Его изнанка. Ледяное дно.
Удел предателей,
отступников
и прочих,
целующих
лишь собственные руки,
и верных лишь самим себе,
как ты да я,
как вместе мы,
и порознь..

2. 1.***

Ну, что, мой Гамлет, сидишь, докуриваешь
мои сигареты?
Наматываешь на палец
Прядь у виска?
Жилка пляшет над
левой бровью?
И русская, в разогретом воздухе,
Прозвенела тоска,
Невольно,
И, кажется, даже,
Без боли...

Январь не вернётся,
Мой Гамлет?
Давно растаял? -
- Прозрение после слепоты?
И больше никто не рушит
Твоих астенических правил,
Случайно соскальзывая
С «вы» на «ты»...«Я..

люблю твои
Запутанные волосы»,-
Пропела девушка в
Репродуктор над морем
Ласковым
таким
Беспечальным голосом,
И, кажется, снова
тебе не больно,

Мой Гамлет?

Несколько человек туристов
На берегу
Расселись как в театре,
как зрители,
Но море ещё не прогрето.
И кто-то на «бис», на спор, на бегу
Бросается в воду со свистом,
Обутый, одетый...Мой Гамлет, я больше

не берегу

Слова. И вопрос: «Где ты?» - ошибка.
Сорвался случайно. Не радости ради.
Но без надрыва, без муки.
И кто – то другой гибко
Откидывается назад,
И на пряди
Я делю его волосы,
И расчёсываю, чтобы
Заполнить руки....

11мая 2012, Симеиз

Р.S. Это наши мальчики из Симеиза, из туберкулёзного санатория, написали на заборе на местной хохлацкой мове, а я, вот, перевела.... Я им стихи на русский, они мне – «Гамлета» на украинский.

3. ***2. Так слушай меня, мой Гамлет, внимательно слушай!
Всё то,
что было
в ледяном январе
надменным
голодным очам -
- прошло – показалось...
Но стаи эринний твердят по ночам
о тебе:
« О, ревности жало!
О, ревность
и жалость...»

А ты,
спесивый, как нищий на паперти
Свободный от денег, от славы, от чести,
Ещё от поминок не высохли скатерти
А ты помышляешь о новой невесте... –

- ...или – вельможа в опале,
но на могилах цветы не опали...

А дальше – не слушай!
Но всё же
терзайся, танцующий Гамлет!
Но всё же –
весенние дни без меня
не постыли?
без встреч,
где короткие встречи
глазами,
чуть больше,
чем ночи
с тобой,
и чем слов уверенья
простые?

4. Садовник и смерть.
(диалог)

Вязь слов.
Тень вяза.
Вяземский в раю.
Офелия спросила: « На минуту
мне можно отлучиться? Там поют
про свойства трав...
Про горечь и цикуту».

Раскрыта книги
белая страница,
в прямых полосках
странных стройных строк.
Офелия не может утолиться
Поэзией... И чтенья
– вышел срок.

Офелия
берёт велосипед, -
- дорожек
свежевытоптанный гравий...
Садовник заготовил ей в ответ –
- живых цветов
чуть высохший гербарий:

«Цветёт репей,
ромашка,
розмарин,
А роза чуть помёрзла,
всё же правит
Цветами сада...Вот ещё один...» -

- « Я не о травах!
Как там Гамлет?
Гамлет?»

«...ещё один росток
не без шипов...» -
- « Я умоляю!
Гамлет мне отрада!»
Садовник ей: «Там мрак...
Там скрип зубов...
Там слышен стон...
Там вечно муки ада!»

« Скажите только где?
и я найду...»
« Ни мы туда не можем,
ни они к нам!
Офелия, бедняжка, ты в бреду,
Уж скоро вечер. Все цветы поникли.
Вернись назад.
Твой Гамлет – тлен и прах...
Вот месяц вышел и кометы искры...»

« О, Господи! Зачем Ты мечешь бисер?
О, Господи! Мы все в Твоих руках!»

Офелия
берёт велосипед.
Из-под колёс
выскакивает гравий.
«Зачем в раю
одну меня оставил?»-
- звучит вопрос.
Но не звучит ответ.

5.
АПОКРИФ О ГАМЛЕТЕ.

1.
Ответ Гамлета.

Офелия,
я не в ладу со стихо-
сложением.
Сплошное стихо-
вычитание в уме. Ума
болезни растлевают душу.
А память душит по ночам удавкой
или косой из девичьих волос,
которых я ни разу не касался...
Оставь меня, Офелия, оставь!
Кто болен местью, тот не излечится,
А тот, кто перепутал месть и правду,
Лишается надежды навсегда...
Как отомстить
тебе,
когда
не дотянуться
мне до тебя,
когда
среди цветов
и ила
ты по реке плывёшь, -
- моё
удушье ночи ?

АПОКРИФ О ГАМЛЕТЕ.
2.
( из разговоров)
- Как старший Гамлет?
С участью смирился?

- Всё хорошо, но много забывает...
С годами портится характер... Привередлив
Стал и капризен,
как дитя...Но все на свете
Старики
Становятся когда-нибудь как дети... Спросил недавно:
Кто мы и откуда? Зачем мы здесь
и почему так терпим?
Кого любили и кого терзали?

- А вы?

- Я промолчал, а он заплакал... и уткнулся
В газету с описаньем гороскопов.
Его интересует знак Стрельца
И объявления о свадьбах и спектаклях...

- Мне жаль...

- Не стоит...Он почти в блаженстве.
Безумие почти всегда блаженство.
Безумие почти равно блаженству...
И только язвой маленькой «почти»
Въедается и разлагает душу.

- Вы, Гамлет, стали злы и малодушны...

- Оставьте, я спокоен...Как там небо?
Недавно наши астрономы
Пытались разглядеть, но не сумели...
Мешает пепел из кругов, что выше, чем Коцит,
Расположены в аду...

- Господь на небе высевает звёзды,
А ангелы поют Его и славят,
И протирают месяц молодой
Прозрачною тряпицей облаков...
А иногда катаются, как дети
на карусели, оседлав кометы,
и рассыпая миллионы искр,
как фейерверки в праздник и на свадьбу...
На нашу свадьбу...

- Это правда?

- А поутру нежнейшая заря,
Что льётся из кувшинов Мироносиц,
Слегка расцвечивает небо
И , сгущаясь, напоминает нам
о Царской Славе и, превращаясь
в пурпур и багрянец,
сияет золотом неумолимо...
Там нет печали, там давно простили,
А алчущие правды – утолились...
Там мести нет
и страсти,
А о боли
никто не помышляет...

- Это правда?

- Всё это сказки добрых нянек на ночь,
Которые рассказывают в детстве,
Чтоб дети поскорее засыпали...
Но, Гамлет, я хочу спросить...

- О чём?... Хотите кофе? Может быть, вина?
Или гранат я пополам разрежу
и
очищу
для вас его
от кожуры, что б зёрна...
- Мой Гамлет, я хочу спросить!

- О чём?... О небе – меньше вашего известно...

- Вы знаете устройство мирозданья
И все законы, по которым Бог
Вершит Свой Суд?
И прочие законы?

- Всё это я когда-то изучал,
Но кто сейчас законы соблюдает?

- Но, Гамлет, ведь, таким, как я
после Суда не оставляют тела...
Мы посягнули на творенье Бога,
Мы умертвили собственную плоть...
За это души превращают в семя,
Которое забрасывают в почву
Шестого круга, чтобы проросло
Ветвистым деревом с корой и кроной,
Которое чуть тронешь, и оно
Безостановочно кровоточ`ит.
И боль настолько непереносима,
Что лес кричит и стонет,
И взывает
с молитвой к Небу,
Но Господь не слышит
таких, как мы...
Для нас -
- Он глух и нем...
И что Ему кричащие деревья?

- Я знаю этот лес... Хотите на
прогулку под
плачущую кровью
сень листвы?

- Опять смеётесь, Гамлет?
Что же – смейтесь! Но я спросить хотела...

- Говорите...

- Я избежала участи ужасной,
И мне никто ни словом, ни намёком
Не вспомнил и не укорил...ни разу...
Меня простили, Гамлет мой, простили!
Наверно, кто-то за меня
молился... Принц Гамлет,
Это были вы?

- Я – молился?
Но я не помню...