Ах, война, что ты подлая сделала!

Галина Демакова
Вася, добрый день!

В нашей жизни всякое бывает,
Набегает с тучами гроза.
Туча уплывает,
Ветер утихает,
И опять синеют небеса
Василий 
• Я помню, как появилась эта песня. Кажется слушали патефон. 1945, 46 год. Какая это была роскошь - патефон! Или десятилинейная лампа. У нас сначала, после свечей, была семилинейная лампа. Стекло часто покрывалось копотью,  и мама, намотав на палочку кусок материи, чистила ламповое стекло. Радио не было до 1953 года.  А иголки у бабушки были - это её гордость. Ниток тоже не было. Но моточки всё же находились. Пуговки-дефицит. А ещё спичек не было. Ходили друг к другу-соседи за жаром. Ребята-сверстники мои и Валентиновы почти все курили, собирали бычки. Бумаги не было для цигарок. Помнишь, один офицер козью ножку из тридцатирублёвки красной козью ножку сделал-1943 год. Вот и вспомнил-это всё твоя песня. А мы с другом - второй, третий класс, распевали громко -хороша страна Болгария, а Россия лучше всех-всегда по пению 5-ки получали.

 Галина 
• Вася, все это наши песни, на них мы выросли. И вспоминается наша тяжелая жизнь все- таки светло, только с легкой грустинкой.И я помню лампы, а чистили мы стекло сами. Не дай Бог разбить! И хорошо, если отлетала верхняя часть.Оставшаяся часть служила еще долго. Правда, копоти и запаха в дому было много.
А о патефоне я тебе писала былинку.Когда встал вопрос о покупке коровы( дети мал-мала меньше), надо было продать патефон или швейную машину. Продали швейную машину. Пили молоко, катали из шерсти коровы мячики , играли ими и слушали пластинки. Мама все шила для нас руками.

Василий
Так и у нас было. Ведь, главное мы выжили в войну- рядом бомбы падали. Сколько соседей погибло. А потом в чужих краях... Но нам в жизни везло на хороших людей. Бабушка маленькая смугленькая (ты её скоро увидишь на фото), ходила по хутору, наверное, побиралась
Но потом, когда её все узнали, как хорошего человека, да и лечила она людей, то от  сглазу, то от от головных болей,  стали звать к себе в гости. И всегда она приносила что-нибудь поесть. Уже не просила, а сами люди угощали. А однажды мы с Валентином пошли побираться, т.е. просить кусочек хлеба в соседний хутор. Что-то нам дали. И вдруг он схватил меня за рукав и потянул за сарай. Оказывается шёл мальчишка, с кем он учился в школе в одном классе. Стыдно было ему попадатьсчя на глаза. Повторяю, мы были беженцы-совсем чужие люди в этих краях. Выжили.

Галина 
• А мы от войны были далеко.К нам привозили эвакуированных С несколькими я жила в одном доме.Как война кончилась , они уехали. Конечно, наша жизнь ни в какое сравнение не шла с вашей.У нас тоже было затемнение, рыли щели на всякий случай( одна до сих пор есть).
Но до нас не долетел ни один фашистский самолет. Да и что они тут забыли в этой глуши!У нас же ничего нет!
И это чудо и большое счастье, что вы выжили и нашли свое место в жизни!Я всегда об этом думаю и преклоняюсь перед тобой и твоими родными!

Василий 
• ... Так есть хотелось. И взять-то негде. И вот бабушка говорит мне сходи к соседям через 4-ре двора. Я пошёл. Холодно было. Мне открыла дверь хозяйка, возраста, как бабушка, может постарше. Чего надо, мол. А на сковороде жарятся большие жёлтые пузатые пирожки. На сливочном масле. Я не помню, как я сказал, то ли дайте кусочек хлеба, то ли ещё как-то. Только нахмурила брови хозяйка- и грозно так-самим есть нечего. И открыла дверь. И я вышел. И домой шёл ни с чем. Жадная. Но на неё не обижался... Через 60 лет встретил на Родине (вот так я стал называть деревушку, где мы прожили 10 лет и где я закончил 10 классов) дочку этой хозяйки, Катю - посмотри в "Откровениях". И сразу же спросил её, а ты помнишь мою бабушку. "Помню! Она моего младенца спасла. Сглазили, и мы не знали что делать. Так кричал. А твоя бабушка вылечила». Слёзы показались у меня на глазах- помнят люди мою бабушку." В этот же раз я чуть не поскандалил с одной соседкой, моложе меня. Валентина помнит-он мало там жил, а меня нет! Я жил 10 лет!

Галина
• Те , кто жарил в это голодное время пирожки на масле, никогда не поделятся с голодным, потому что не знают, что такое голод. Те, кто делал лепешки из муки на воде, поделятся последним!Но все равно выжили! И не озлобились. И люди им благодарны за добрые дела!
Ведь добро не кричит о себе, оно живет в сердцах людей!

Василий

• Вот, ни с того, ни с чего, получился вечер воспоминаний.
 
• Да гул фашистского самолёта я помню. Страшно было, когда самолёты немецкие летели. А у нас под домом лежала целая гора цветного пороха, жёлтый красный, зелёный-, как макароны, а длиной с руку. Но я боялся его брать в руки. А Валентин насобирает патронов от винтовок, красивые с почти красными пулями на конце, свернёт пулю, а порох мелкий серый, манюсенькие трубочки высыпал на бумажку. заворачивал эту порцию и насыпал следующий слой. Потом опять. Клал этот бумажный комок в печку и поджигал. Огонь взрывом вылетал из печки, чуть ли не на нас. Он радовался -хороший взрыв получился. А однажды положил в печку толовую жёлтую, как горчица шашку. И подпалил. Тол взрывается при ударе. А так горит едким жёлтым дымом. И повалил этот дым по комнате (помнишь кольцо в потолке, для люлек). Мы все перепугались. Дети. Сразу стал глаза разъедать толовый дым. Вместо того, чтобы выбежать из комнаты,во двор мы побежали  в другую комнату. Дым едкий, вонючий заполнил обе комнаты. и выхода мы уже не видели. Но соседский мужик, увидев этот дым, вбежал к нам и вытащил нас от -туда. Спас!

_Хоть и шла война, а пока она была от нас далеко, люди пели песни. В основном, это были какие-то грустные песни, в них чувствовалась тоска, расставание, какие-то надежды. Я их много слышал тогда, да и потом уже в год Победы и после.

Но запомнились мне, не полностью, а всего лишь несколько строк, две: «Синенький скромный платочек» и «И у детской кроватке тайком». Их часто тихо напевала моя мама. Начинает тихим голосом произносить первые слова, а сама такая задумчивая, а потом и еще тише и смотрю, а у нее слезинки на глазах появляются, и она их вытирает тонким остреньким уголком беленькой косыночки. Я не выдерживаю это, быстро подбегаю к ней и начинаю ласкаться: «Мама, мама не надо плакать. Я ж с тобой». Прижмет мама мою головку к себе, поцелует в мой вихорок и просыхают ее слезинки. И если продолжает петь, то уже спокойно и поглаживая меня по голове.

Я не особенно понимал смысла этих двух песен. И все время с недоумением мысленно рассуждал. Почему синенький платочек? И если это такой маленький носовой платочек, то почему он падал с опущенных маминых плеч. Разве носовые платки носят на плечах? Так и крутилась эта мысль у меня в голове.

Вот, плечи опущенные – это, правда, и у мамы так было заметно. Да и бабушка все время грустила о своем сыне. Но, я никогда не слышал, чтобы бабушка спела хотя бы одну такую песню. Хотя она, потом, когда я стал уже большим, рассказывала с умилением и с какой-то гордостью, что когда-то она пела в церковном хоре. Причем, пела дишкантом, одна она такая была в том хоре и с таким голосом. И длинно и тонким протяжным голосом исполняла: «Госпдоди, помилуй Господи, поми-и-и-и-луй!» И это длинное тонкое «и» так и осталось звенеть у меня в ушах, а передо мною стоит бабушкино строгое задумчивое лицо, и устремленный куда-то в даль, с какой-то надеждой взгляд ее красивых карих глаз.

 
 А вторая песня, вообще вызывала у меня недоумение. «И у детской кроватки, тайком …» Какая детская кроватка, когда я такой уже большой? И ни в какой детской кроватке я уже давно не сплю. Чего они так поют? «Ты слезу вытираешь» - вот это правда. Часто мама стала плакать. И от брата, ни какой весточки нет, да мой новый отец не известно, где воюет, да и жив ли он. Ведь почти каждый день приходят к соседям какие-то листочки, и, даже еще не прочитав их, женщины начинают причитать, прижимать этот листочек к лицу и произносить имя дорого им человека …
И откуда берутся эти песни?

Галина

Выпускной класс. Тема " Сталинградская битва".Карта, схемы, таблицы. Все разобрали. Все планы рассмотрели. А теперь кинофильм. На экране кадры времен войны. Вот самолеты. Их сильный гул и грохот от взрыва бомб .Вот бои за каждый дом, даже подъезд. Вот дом Павлова .Выводят пленных из подвалов. Разрушенный город, руины... и чудом сохранившиеся, но покореженные скульптуры детей на фонтане у вокзала. И сейчас мне кажется , что вижу маленького мальчика , который сидел в разрушенном фонтане. Его глаза были широко открыты. Он пытался понять , почему эти мальчики и девочки, такие красивые в прошлом , сейчас водят хоровод грязные и " раненые". А вокруг была настоящие раненые, которые вызывали испуг и ужас ребенка. И непонимание тоже- как это можно из денег делать самокрутку. Этот мальчик уже понимал, что на эти деньги можно купить еды. А есть так хотелось всегда. Ах, война, что ты , подлая сделала? Все эти ужасы пережил и навсегда запомнил этот малыш и сохранил на всю жизнь в своей памяти. И мне очень жаль, что только сейчас у меня в руках твоя повесть "2дня".Я представляю, как я зачитываю этот отрывок на уроке дрожащим голосом. А дети( какие уж дети- вспомни Машу) сидят притихшие и взволнованные. У некоторых вижу слёзы. И даже долгожданный звонок не сдвинул их с места. Заканчиваю чтение. Поднимаются, тихо собирают свои учебники. И только кто-то тихо спросил; "А всю повесть можно почитать?"