И холодильник писает в фонтан

Нина Роженко Верба
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ АНДРЕЯ ШАЙДУРОВА

Я читала его рассказы один за другим, и во мне росло негодование! Мысленно я не один раз воскликнула: «Автор! Что же вы делаете?!»  И меня можно понять.  Коварно представившись недоучившимся восьмиклассником ( загляните на главную страницу!), Автор  раскинул сеть своих рассказов  на лужайке Прозы и  подманивал доверчивых  критикесс, которые мирно паслись  по соседству, на других  угодьях, любовались пейзажами, задумчиво жевали  тексты.  И я просто  попалась в сети,  повелась на невинное предложение «потоптаться» по творчеству  бывшего восьмиклассника. Кто ж  из так называемых творческих людей  откажет себе в подобном удовольствии! Нет таких в природе. И я не отказалась.

Я шла на поляну Автора уверенной поступью Учителя, которому двоечник  из чувства мазохизма  сам предложил себя высечь.  Не могу сказать, что я предвкушала избиение младенца – это слишком кровожадно. Но я представляла себе процесс где-то так: читаю один-два рассказа,  по-матерински увещеваю, наставляю, направляю – и с чувством исполненного долга отбываю, оставив новобранца  в благодарных слезах.

Ха-ха! И три ха-ха - сверху.  Думаю, именно так смеялся надо мной Автор,  пока я взахлеб читала его рассказы.  А я читала и ахала. Читала и негодовала. Читала и снова читала, потому что читать этого Автора радостно.

Знакомьтесь! Андрей Шайдуров – мое новое открытие на сайте. У Андрея ПОКА совсем немного читателей.  У маститых и всячески именитых авторов  Прозы   число читателей измеряется   десятками, а то и сотнями  тысяч.  Но поверьте, не всегда число читателей равнозначно таланту автора.  Иногда я думаю,  а если бы на сайте зарегистрировался Антон Палыч  и вывесил пару своих рассказов… Почему не пофантазировать?   По логике больших и малых читательских чисел и его бы надо было отнести к разряду начинающих? Здесь я мысленно рисую  десяток хохочущих  смайликов.

Вполне возможно, что  когда-нибудь Андрей станет выдумывать, сюжеты для своих рассказов, выстраивать их  композиционно, продумывать завязку и развязку,  плавно подводить читателя к кульминации, - словом,  работать так, как это делают профессионалы. Но  сейчас Шайдуров выступает в роли рассказчика, и эта роль ему  вполне удается. Да, наверное,  некоторые  его тексты напоминают эскизы настроения, наброски событий, некий эмоциональный  всплеск, зафиксированный словом.  Но  читать даже эти наброски очень интересно, потому что в них присутствует  удивление Автора и его добрый понимающий взгляд. Вот, пожалуй, две основные  мотивации  талантливого текста. Если автор не удивился,  если не вспыхнуло в нем непреодолимое желание поделиться этим удивлением с другими, не получится ни эскиза, ни наброска, ни полноценного рассказа. А дальше – собственно талант. Рассказчиков – тьма, настоящих – единицы. 

Шайдуров умеет рассказывать. У него живой язык, бурлящее чувство юмора, мудрость и всепрощение много чего повидавшего в жизни человека, и несмотря ни на что,  большая любовь к жизни. Все вместе, весь этот сплав и есть писатель Андрей Шайдуров.

Начните знакомство с миниатюры «Домомучительницы». Ручаюсь, от души посмеетесь. Умение смешить встречается не так уж и редко. Но есть одна тонкость. По-настоящему талантливые юмористы,  всегда и прежде всего смеются над собой, и только потом над другими. В этом весь секрет доброго, не
обидного смеха, которому хочется отвечать.  Иначе – это уже не смех, а насмешка. Разные по тональности вещи.

Хотела процитировать наиболее понравившиеся отрывки из  рассказа про домомучительниц, а получилось, что выписала почти весь текст. Судите сами:

«Когда дома четыре взрослые женщины, включая кошку Алису, начинают генеральную уборку, нам с котом Васей спокойно смотреть на эти танцы с тряпками, на эти приседания, пируэты и фуэте нет никакой возможности. Нам хочется бежать из дома, закрыв глаза, бежать туда, где нас понимают, в общество суровых мужчин».

«Наша Мама - по рождению добрая фея, по призванию Баба Яга, по совместительству моя супруга. Обладает всеми сопутствующими профессиями, - повар, прачка, нянька и надсмотрщик на галерах… Чередует ласковые поджопники и подзатыльники, где свет, добро и любовь ко всему живому чувствуется уже в начальной стадии, на замахе».

«Скорострельность слов у дочери Евы, как у пулемета Томпсона, а прицельная дальность и убойная сила превышает возможности "чикагского пианино".
- А почему телевизор показывает а радио только говорит зачем кошке хвост ты ешь мясо а я его не люблю потому что люблю кашу а ты её не ешь потому что взрослый а когда я буду взрослой почему ты умрёшь?
 
И ещё много не логичных, и не совсем понятных для меня  " апачиму...", которые звучат уже как контрольные в голову. Прямо в мозг».

«Дочь Санька вся другая. Совсем. Болтает меньше, но берёт децибелами. Голос такой тональности, что в радиусе пяти метров дохнут все мухи, у воробьёв случается инфаркт миокарда, а некрупные люди и собаки в ужасной панике покидают территорию слышимости. Некоторые навсегда.

Саша, если захочет, то легко может перекричать паровозный гудок, минарет и сверхзвуковой истребитель во взлётном режиме. Зато в школе, после звонка, Александра превращается в юную партизанку на допросе. Если и говорит, то настолько тихо, что проще услышать голоса рыб в аквариуме или брачный рёв комара на обратной стороне Земли, чем разобрать
школьные ответы дочери».

«Ко второму визиту, педагог подготовилась более тщательно.
Разработала план, подобный  "Барбароссе". Собрала банду из отъявленных преподавателей, и целой шайкой вторглись к нам в дом. Из всей семьи не успели сбежать только мы с холодильником. Пришлось терпеть их изощрённые надругательства в виде приветственных улыбок, добрых слов и яростных пожеланий здоровья».

«Кстати, не смотря на лояльность строгой комиссии, я заикался дня три после их отъезда, а холодильник вообще неделю писался по ночам».

«О себе рассказать мне особо нечего, поэтому коротко : толстый, неуклюжий, большой и добрый источник финансовых радостей по кличке – папа».

Конечно,  могут возразить мне, у кого недостанет вдохновения рассказать о любимых членах любимого семейства!  Тут каждый найдет и слова особые, и  интонации задушевные.  Но я хочу убедить вас, что Шайдуров - хороший рассказчик.  И доказательство тому - рассказ  « А потом я кружил Колыму». Он, между прочим, композиционно выстроен с намерением зацепить читателя и не отпускать до самого финала. 

С первых же строк  Автор знакомит нас с главным героем - рецидивистом со стажем Пашкой Вокзалом. Я бы назвала это знакомство «портрет шоком». И все, что дальше мы читаем о Пашке,  окрашено  этой начальной  шокирующей сценой. Автор внешне бесстрастен, как и положено рассказчику. Но отбор фактов и событий – и есть его отношение к своему герою. А читателя Шайдуров не «додавливает», пусть сам разберется, кто есть кто.

Ну и для полной картины, для  понимания внутренних мотивов действия советую прочитать рассказ «Опять про любовь». Оставьте его на финал, чтобы  мелодия, которая непременно сложится у каждого, читающего Шайдурова, завершилась красочным ярким аккордом.  И тогда наступит ясность, и тогда уже известное получит новое звучание, и тогда вдруг придет осознание всего, что прочитано, и все картинки сойдутся в одно целое. И вы поймете главное, как поняла это я.

И сказала себе: жизнь, действительно, непредсказуема.

И сказала себе: жизнь все равно прекрасна.

И сказала себе: потому что нет предела человеку.

Вот так затертые истины снова обретают яркость и новизну.

Спасибо Автору!

PS  У Шайдурова много замечательных и смешных сравнений и образов. Но меня просто сразил холодильник, который писался по ночам. Сразу почему-то вспомнилась скульптура Писающего мальчика. Воображение пошло дальше: и вот уже в центре Брюсселя вместо  мальчика – холодильник, справляющий нужду в фонтан. Не удержалась и  вынесла этот дофантазированный мною  образ  в заголовок.

Андрей ШАЙДУРОВ   "Домомучительницы"  http://proza.ru/2014/04/16/340


ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ
 Ирины КАМИНОЙ http://www.proza.ru/2012/10/13/1734
НЕРЫДАЯ http://www.proza.ru/2012/10/11/65
Юрия ГЛАДКЕВИЧА http://www.proza.ru/2012/10/15/1850
Михаила РОЗЕНШТЕЙНА http://www.proza.ru/2012/10/20/169
МАРЗАНА http://www.proza.ru/2012/10/25/1890
Олега БОРИСЕНКО http://www.proza.ru/2012/10/26/1657
Егора ЧЕНКИНА http://www.proza.ru/2012/10/30/1284
Владимира ТЕНЯЕВА http://www.proza.ru/2012/11/03/4
Натальи СТОЛЯРОВОЙ http://www.proza.ru/2012/11/04/1232
Василия ТИХОНОВЦА  http://www.proza.ru/2012/11/12/1382
Марии СМИРНОВОЙ  http://www.proza.ru/2013/03/19/2157
Натальи КОВАЛЕВОЙ http://www.proza.ru/2013/07/04/138
Владимира МИЛОВА http://proza.ru/2014/10/05/1283