Сотворил ли Бог землю, чтоб ее потом уничтожить?

Пастор Сергей
            «Имело ли творение (в частности Земля, животные, растения) временный характер, или все же его характер был непреходящий?». Получить ответ на этот вопрос важно, так как, установив истинную цель Бога в творении, истории, и эсхатологии мы можем лучше понять и цель нашего непосредственного бытия и действия.

       Глава 1. Цель Сотворенной Земли, для чего же она была создана?
 
          В литературе Пролог нередко используется как «вступительная часть, присоединенная к художественному произведению, в которой излагаются обстоятельства, предшествовавшие тому, что изображено в произведении (драме, повести). Вместо этого пролог может содержать указание на основной замысел произведения, освещать его с какой-нибудь особой точки зрения…»[1] . Библия, носящая форму повествования, стремящегося донести до читателя послание Бога, так же пользуется литературными примами, которые могут быть понятны внимательным читателям.   Книга Бытие и особенно история сотворения может быть рассмотрена как пролог, к основной истории  отраженной в Библии. Элмер Мартинс, так же, рассматривая Бытие как  пролог, говорит: «Бытие рассматриваются как пролог или повествовательное обрамление. Назначение такого обрамления — поместить историю, или ряд историй, в более широкий единый контекст»[2] , и история в Библии это история спасения, и какова цель этого спасения, какая последняя  точка назначения, немало можно увидеть, рассматривая то, с чего все началось. «Вся история спасения, отраженная в Ветхом Завете, приобретает особый оттенок, если воспринимать ее на фоне пролога. Пролог укрепляет положение о том, что божественный замысел — это своего рода богословский «магнит», по которому ориентируется Ветхий Завет. Элементы «замысла» в истории Израиля отражают замысел и порядок, заложенные Богом при сотворении мира»[3] – Итак с точки зрения Мартинса «история сотворения мира» , это пролог придающий особое направление тому, как следует понимать Ветхий Завет, потому что сотворение открывает основной, заложенный Богом замысел и порядок, который потом будет отражаться в «истории спасения». Итак, другими словами, «история сотворения» говорит нам о том, как все это было, до того как это пришлось спасать, до того как творение не нуждалось в спасении, и показывает нам, как это творение было создано, и мы можем получить некоторое понимания о характере творения .

        Итак, первая глава книги Бытие описывает нам процесс сотворения. Интересно, что Бог, творил землю в несколько этапов,  мы можем проследить этапы по фразе, которую Бог говорил по завершении каждого этапа творения «видел Бог, что [это] хорошо», и  слово «хорошо » повторяется пять раз, по окончании каждого этапа творения, и мы видим выражение «весьма хорошо» в конце всего процесса творения. Вот как рассуждает по этому поводу Джерард Ван Гронинген профессор по библейской теологии из теологической семинарии Covenant: «Сам термин, означающий слово хорошо является одним из основных понятий.  В еврейском языке это слов «touv» - хорошо означает соответствие установленному стандарту. Каждый день Бог творил, указывал определенное место, давал жизнь по Своему желанию. Он посмотрел и сказал: «это именно то, что  Я хотел». Именно так Он выражал Свое удовлетворение»[4] . Итак, Библия дает нам знать, что каждое творение на каждом этапе соответствовало Божьему замыслу и стандарту. Выражение «весьма хорошо» - дает нам понять, что творение было создано именно так, как Бог желал, и отвечало всем требованиям Бога. И здесь стоит добавить еще  некоторые замечания Ван Гронингена: «В Быт 2 главе мы видим глагол «кала» - завершено. Все, что он намеревался сделать во вселенной, Он завершил…. Все уже было тогда завершено - «кала». Нет больше процесса роста творения. Бог больше не творит. Он завершил»[5] .  Итак, творение завершено и оно «хорошо», оно соответствует установленному стандарту, и оно хорошо весьма. Встает вопрос, осталось ли оно таким после грехопадения? Ясно, что нет, уже в третьей главе книги Бытие, мы видим, что Земля оказалась «проклята», в жизнь человека вошли «боль» и процессы жизни были помрачены страданием, и дальше на протяжении всей Библии мы видим свидетельство, что творение отошло от установленных стандартов и перестало быть «touv»:  «всякая плоть извратила путь свой на земле»(Быт.6:12), «велико развращение человеков на земле», «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5), «Все уклонились, сделались равно непотребными» (Пс.52:4)… Раз оно не осталось «хорошим», то неужели Предвечный Всезнающий Бог, Который, как мы знаем, от начала мира знал о неминуемом грехопадении еще до сотворения, сотворил Землю в состоянии «touv» лишь для двух человек, или для ограниченного и сравнительно(с последующими поколениями) немногочисленного числа живых тварей, попустив при этом многим более многочисленным поколениям никогда не узнать смысла понятия «touv»  заложенного в творение? И несмотря на то, что все христиане веруют в возвращение человека в состояние Божьего замысла, хотелось бы отметить, что было «хорошо» - «touv»  и входило в Божий замысел и небо с землей и морями, и растительность, и светила, и животные, и только все Творение в сумме было «весьма хорошо» и соответствовало Божьему замыслу. Собирался ли Бог наслаждаться и получать славу от творения находящиеся в состоянии «touv» вечно, или оно изначально было запланировано как временное? Можем ли мы предположить, что достаточно творения потерявшего состояние «touv» и помраченное проклятием для Его славы? Необходимо ли абсолютно новое творение для Его славы, или может все же у Бога были планы именно на это, творение которое было «tоuv» и будет «tоuv» в свое время?

        Хотелось бы коснуться и еще одного момента исходящего из текста первой главы книги Бытие, о ценности творения. Нет сомнения, что статус человека, который нам открывает ,как само сотворение, так и слова устанавливающие роль человека на земле, имеют особенный характер. Во-первых, библейский рассказ повествует о более совершенном творении, на каждом последующем этапе, и человек завершает процесс творения. Другой момент только человек был создан по образу и подобию Божьему, только в человека Бог вдохнул Свой Дух,  и только человеку Бог дает право владычествовать  над всем творением. Но особо высокая ценность одного творения не обязательно умаляет ценность остального. И владычествующий на всеми, еще не значит единственно имеющий ценность. Ведь  утверждая роль мужа, как главы, мы абсолютно далеки от того чтобы утверждать  меньшую ценность жены и детей. В 1 главе 21 стихе книги Бытие говорится, что Бог благословил обитателей вод  и птиц, и причем благословил их словами во многом схожими с теми, которыми Он благословил людей. Можно сравнить: « И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.»(Быт.1:22), с « И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.»(Быт.1:28), несмотря на существенные отличия мы видим много общего, Бог «благословил» говоря «плодитесь, размножайтесь, и наполняйте» - это относится и к творению в водах и на небе и к человеку, вот как рассуждает по этому поводу специалист по библейскому богословию Джерард Ван Гронинген: «Само повеление «пусть они летают» похоже на «пусть они наполняют воды». Пусть на небе летают птицы. Когда говорится об изобилующей жизни в воде и в атмосфере показывается тот факт, что Бог благословил эти творения. Здесь используется слово «барак» , оно также применяется, когда Бог сотворил мужчину и женщину и сказал: плодитесь и размножайтесь, и благословил их. Он дал им потенциал, власть, свободу и наслаждение от воспроизводства. Таким образом, рыбы и птицы могут наслаждаться, т.к. они находятся под Божьим руководством и наполняют воды и небо» [6] . Мы видим, что не только человек, но и другое творение имело возможность быть благословенным Богом, имело возможность наслаждаться в сотворенном Богом мире, и имело ценность само по себе, не зависимо от ценности для человека, хоть и человек получил право владычествовать, и цели относительно человека показаны в Библии, как первичными. Встает вопрос, потеряло ли сотворенное Богом творение свой смысл после грехопадения? Греховность человека, повлиявшие на все творение, может ли сделать бессмысленным все творение, не участвовавшее в грехе, оставив лишь смысл  спасения только для человека? Невольно возникает вопрос Авраама: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?»(Быт.18:25).  Творение, которое было благословенно, и создано с благословением иметь радость,  не нуждается ли так же в спасении?

               Следующий момент, дни творения, через которые Бог достигал Своей цели в создании мира. Предыдущее  творение было платформой для  следующего этапа в творении. Создание суток позволило исчислять дни, создание земли и моря стало основанием для создания птиц и рыб, которые произошли из воды. Растения, и животных  произвела земля, она так же использовалась и для создания человека. Но все творение, которое завершилось на шестой день стало плацдармом для сотворения покоя. Мы уже   говорили о глаголе  «кала» - «завершено», встречающегося в Бытие 2:1, говорящего нам о завершении творения вселенной. И то, что сделал Бог, когда закончил творить, что Он сделал со своим творением, все это может говорить о цели, к которой шло творение. В последний созданный Богом день недели  Бог «почил» «от всех дел Своих»,  говорит нам Бытие 2:2, и Бог престал что-то делать, потому что все было сделано, оставалось делать то, ради чего все было сделано, и мы видим из текста, что Бог почил и благословил седьмой день, отделив его таким образом от всех остальных дней,  потому что в этот день, произошло самое важное, была достигнута цель - Бог был вместе со Своим завершенным творением. Это особый день, Бог со своим творением вместе, и творение совершенно, и завершено весьма хорошо, Бог остался доволен творением и теперь остается только радоваться  творению, находясь вместе с ним. Нередко число семь толкуется  еврейскими раввинами как число полноты, и хотя толкование различных численных значений бывает не всегда убедительным, в данном случае невозможно не согласиться в наличии этой полноты, творение завершено, завершено хорошо: Бог, благословение, человек, творение, все вместе с Богом, все на своем месте, все в благословении. Элмер Мартинс отмечает: «Замечено, что, в то время как первые шесть дней творения имеют вечер и утро, седьмой день, когда Бог отдыхал, их не имеет»[7]  , не является ли это намеком, на то, что состояние наслаждения завершенным творением, находящимся в благословении и пребывающим в присутствии Творца,  должно иметь непрекращающийся характер. Мартинс подчеркивает связь, проходящую через всю Библию, между днем покоя, в который Бог почил, днем субботы, и днем Господним – днем явления Яхве. Продолжая логику исходящую из понятия Дня Господнего, проходящего через все Библейское повествование, можно предположить, что День Господень, когда Бог пребывал со своим творением в покое - это идеал, суббота заповеданный день покоя это -воспоминание о потерянном идеале и знамение обетование о будущем восстановлении, а последние окончательное пришествие Мессии - это окончательное восстановление этого идеала, явленного в последнем, дне недели творения. Тогда встает вопрос, является ли верным мнение о окончательном уничтожении творения в Последний день  или же Последний День будет днем окончательного восстановления творения? Иначе, зачем нам показана эта идиллия в предисловии «истории спасения» , если это не образ истинного благословения, и будущего спасения?

              Но давайте посмотрим эту идиллию поближе. Описывая Божий замысел спасения, проходящий через всю Библию, Мартинс указывает на самые важные черты, в которых отражается суть спасения.  Беря в качестве основного отрывка отражающую цель Бога Исход 5:22 – 6:8 ,Мартинс отмечает следующие аспекты в Божьем Спасении,  во-первых это избавление,  во-вторых создание народа Завета, в-третьих  познание Бога, в четвертых – дарование земли и благословение на ней[8]  . Аспекты этого четырехгранного замысла являются основными аспектами спасения в Ветхом  и в Новом Заветах, как показывает Мартинс, это - цель Бога, проходящая через всю Библию. Но то,  к чему ведет это спасение совершеннейшим образом отражено в картине пребывания Адама и Евы в Эдемском саду. Как отмечает Мартинс: «В Едеме нет необходимости говорить об избавлении, поскольку кризиса не существует. Говорится скорее о состоянии блаженства, точнее всего это понятие передает древнееврейское слово "salom», «В эсхатологическую эпоху, эпоху наглядно показанной верховной власти Бога, разрыв настоящего будет восстановлен и излечен, будет достигнута целостность, или salom. Но в Едеме, как описывают начальные главы Бытия, эта целостность существует человек настроен на восприятие Бога. Адам и Ева не стыдятся друг друга; они живут в гармонии, как с собой, так и с животными. Удовлетворены не только их нужды, но и желания. Совершенное и цельное состояние»[9] . Народ присутствует в виде Адама и Евы, людей созданных Им по Своему образу и подобию, имеющих Его Дух. Что касается познания Бога то: «Существует тесная взаимная связь между ними и Богом. Нет другого Бога, которому они пожелали бы быть преданными. Адам и Ева знают Бога — Он им не чужой. Он описывается прогуливающимся в саду и прохладе дня. Творец и творение общаются». И конечно земля: «Им же принадлежит определенное территориальное пространство — дар их Творца. Адам и Ева помещены в саду, орошаемом рекой, разделяющейся на четыре потока. Место для их обитания подходящее и щедрое»[10] . Таким образом, аспекты, в которых ярко выражено спасение, такие как: создание народа, познание Бога, земля и благословение на ней, представлены в самом идеальном виде в Эдемской картине мира. Тогда встает вопрос, не является ли спасение восстановлением этой картины, которая была запланирована Богом? И если аспекты спасения, черты которых, прослеживается во всей истории, лучше всего выражены в картине мира до грехопадения, то не является ли спасение восстановлением сотворенного мира и возвращение его к неповрежденному состоянию?

        Третья глава книги Бытие говорит нам о грехопадении, проклятие земли творения, вхождения   боли, смерти в жизнь человека, искажение облика земли…. Встает вопрос, неужели сатана-змей просто мог испортить творение? Если предположить, что даже появится новое, но, то творение, которое было сотворено, было сотворено правильно, соответствовало Божьим требованиям, радовало Бога, и была счастьем для человека, было просто утеряно в своем наилучшем состоянии? Даже понимая всемогущество Бога, и Его способность с легкостью сотворить новое, не возможно вместить, что Бог попустил сатане причинить безвозвратный урон творению, которое Он любил, создал для своей славы, и чтобы это творение радовалось в Нем.  Или все же у Бога был план, которым было застраховано Его творение, и этот план предусматривал как грехопадение, так и восстановление творения?
В протоевангелии или первой благой новости, данной после грехопадения, мы видим обетование о семени, и о поражении змея в голову, которое произойдет через семя, произошедшее от Евы. Через творение Сатана будет все-таки поражен, но можем ли мы считать победу полной, если не будет возвещен урон? Или же поражение змея это торжество Божьих планов, относительно Земли в том числе?

                Ряд вопросов возникает при рассматривании сотворения, первых дней Земли, и жизни первых людей на ней до грехопадения. Некоторые вопросы выражают вполне обоснованное предположение, возникшее на основе повествование о творении и его первых днях. Это предположения, конечно нуждается в дальнейшем подтверждении. Я бы хотел их выделить еще раз. Может все же у Бога были планы именно на это, творение которое было «tоuv» и будет «tоuv» в свое время? Творение, которое было благословенно, и создано с благословением иметь радость,  не нуждается ли все же в спасении? Будет ли Последний  День днем уничтожения творения (исключая человека)  или наоборот днем восстановления творения и не является ли идиллия Эдема образом будущего восстановления? Поражение змея, предсказанное в протоевангелии, не является ли обетованием о торжестве Божьих замыслов, в том числе и относительно творения?
_____________

[1]  Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.  [ Электронный ресурс]  http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-6661.htm  (дата обращения  01.07.2013)
[2]  Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995. Стр 236.
[3]  Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995. Стр.242.
[4]  Джерард Ван Гронинген, «Библейская теология» лекции, Лекция 3, Covenant Theological Seminary, Сент-Луис, Миссури, США, перевод института Еммануил, Бишкек
[5]  Джерард Ван Гронинген, «Библейская теология» лекции, Лекция 3, Covenant Theological Seminary, Сент-Луис, Миссури, США, перевод института Еммануил, Бишкек
[6]  Джерард Ван Гронинген, «Библейская теология» лекции, Лекция 3, Covenant Theological Seminary, Сент-Луис, Миссури, США, перевод института Еммануил, Бишкек
[7]  Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995.стр.122.
[8]  Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995.Стр.17.
[9]  Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995.Стр.27.
[10]  Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995.Стр.232.