Просто про жизнь

Елена Живова
«Напиши лучше что-нибудь интересное, просто про жизнь. А то все про аборты и про аборты. Надоело. И так все знают, что это плохо», – часто слышу я такую фразу.

«А мои книги – они разве не про жизнь? Что же такого интересного, “просто про жизнь”, пишут популярные авторы?», – подумала я, и открыла взятую наугад книгу Александры Марининой.

Произведение, состоящее из двух томов, и, по-видимому, еще незаконченное, называлось «Оборванные нити». Завершив чтение второго тома, я ощутила неприятное недоумение, сожаление и боль.

Книга, действительно, просто о жизни. Но о какой жизни? Судите сами: молодой интересный человек, полный надежд, будущий врач, для которого профессиональная деятельность стоит на первом месте, с тяжелым характером, но, как отзывается о нем автор, «кристально честный» – иными словами, в целом, позитивный, встречается с симпатичной девушкой. Подруга Сергея забеременела, и он, как человек порядочный, сделал ей предложение. Но честным и порядочным Саблин был по-мирски, в понятии обывателя, а не по-Божески. Потому что добрый человек без Христа – это злой человек: незадолго до свадьбы, Саблин знакомится с «женщиной своей мечты», от которой не собирается отказываться никогда, ни при каких обстоятельствах.

Саблин женится, рождается ребенок, но практически все свое время он проводит либо на работе, либо у любовницы, которая, к тому же, его коллега. Его любовница Ольга – ну просто, что называется, идеальная женщина: она и любящая, и независимая, и нетребовательная, и всепрощающая, и все понимающая, и богатая, и готовит прекрасно, и внешне интересная, и готова поехать за любимым на край света, что и происходит – они едут на Север. К тому же, она необыкновенно умна. Но про ее «ум» мы поговорим позднее. Итак, проходит жизнь Сергея, один год, два, пять, десять, проходит в работе, в борьбе за справедливость, в поисках правды… но какой «правды»?

Автор книги, пусть подсознательно, но все-таки задумывается о Боге, потому что имя Бога в книге упоминается слишком часто. Упоминается, но всуе – про истинного Бога, Солнце Правды, в этой книге не вспоминает никто – Сергею важна лишь одна правда: поставить правильный диагноз. Зачем и для чего? А просто для того, чтобы доказать другим и себе самому, что он – настоящий профессионал, и еще потому, что покойники сами себя защитить не могут. Главный герой борется с несправедливостью, взятками, с тем, что его коллеги не хотят тщательно и ответственно выполнять свою работу, и не озадачиваются постановкой правильных диагнозов. Безусловно, поставить правильный диагноз чрезвычайно важно, ведь порой из-за безалаберности патологоанатома в тюрьме оказываются невинные люди, поэтому, на взгляд человека, далекого от Бога, Сергей Саблин просто герой. К тому же, он гордый и самодостаточный: поступая в институт, не пожелал воспользоваться связями родителей, и никогда, даже в самые трудные моменты жизни, не взял у них ни копейки. Мало того, он, несмотря ни на что, не бросил свою беременную подругу, а женился на ней и обеспечил семью всем необходимым. Иными словами, Сергей просто «святой». Вскрытие детских трупов для Саблина всегда мучительно, и автор книги подробно описывает, с какой болью и переживаниями главный герой выполняет свою нелегкую работу.

Где-то ближе к концу второго тома «жизнь» преподнесла главному герою сюрприз: любовница Сергея забеременела. Как вы думаете, что произошло? Саблин обрадовался? Развелся с женой? Женился на любимой женщине и стал, наконец, жить честно?

Нет, нет, и на третий вопрос ответ тоже – нет. И это несмотря на то, что Ольга всегда хотела ребенка. Она, разумеется, хотела ребенка от любимого мужчины, как и любая женщина, да и сам Саблин, конечно, предложил сохранить беременность, но его любовница, совершенная во всех отношениях, поступила очень даже «благородно» – она рассудила, что рожать ребенка не будет. Это решение преподносится читателю автором в лице Ольги как само собой разумеющееся: а как же иначе? Или вы, читатель, не имеете понятия о том, что такое настоящая любовь? Любовь, понимаете ли, это вам не плодиться. Любовь, знаете ли, это еще и жертва. Ведь ради ребенка придется жертвовать. Жертвовать мужчиной (он же пропадет без нее), жертвовать работой (если не она, то кто?), жертвовать карьерой (сейчас не время рожать). И вообще, на Севере растить ребенка неприемлемо – ведь он может заболеть, а она слишком любит этого ребенка, своего первенца, чтобы позволить ему болеть! Ведь на Севере отвратительный климат и почти нет солнца. И поэтому, будет оптимально, если этот ребенок будет убит, пусть он не увидит никакого солнца, даже северного. Никогда. Вот такая она, Ольга, заботливая, рассудительная, и по-житейски умная – одним словом, настоящая современная женщина. Цитата из книги:

– Оля, но так же нельзя! Ребенок ни в чем не виноват. Дай ему родиться.

– Саблин, ты меня не слышишь? Я ведь сказала: не так и не здесь. Ты лучше меня знаешь, насколько местные условия непригодны для маленьких детишек. Твоя война с педиатрами многому меня научила. Я ведь не только твои рассказы слушала, но и литературу почитала. Климат и экология здесь для малышей губительны. Если я решусь сохранить ребенка, мне придется уехать в Москву, здесь я его ни вынашивать, ни рожать, ни растить не буду. Представляешь, что станется с тобой? Ты будешь знать, что в Москве у тебя две женщины и двое детей, и о каждой ты должен заботиться, и каждой должен помогать. Да у тебя сердце разорвется.

– А если все-таки здесь, а, Оль? – просительно сказал он. – Ну, рожают же в Северогорске, и растят, и ничего.

– А если нет? Тебе мало детских смертей от вирусных инфекций при ослабленном иммунитете? И потом, я еще раз повторяю: я не могу допустить, чтобы ты разрывался и чувствовал себя виноватым. Я слишком люблю тебя, Саблин, чтобы обречь на ад.

Вот так выглядит она, настоящая любовь, в книге «просто про жизнь» – то, что требуется читателям для успокоения совести. Да, это книга о жизни, проживая которую ничем и ни для кого не жертвуешь и никого, кроме себя, не любишь, живя исключительно так, как тебе нравится, и при этом, умудряясь строить из себя жертву. Что же, вот она – пища для современных умов и душ: логика Ольги железная. Просто несгибаемая.

Достаточно жизненно и правдоподобно описывается происходящее в абортарии:

В палате было четыре койки, когда Ольга появилась здесь, две из них уже были заняты. На одной скорчилась, вся в слезах, совсем юная девушка, почти девочка, на другой с деловитым видом читала журнал крепкая пышная женщина лет сорока пяти. Она приветливо кивнула Ольге и сразу в двух словах рассказала, где тут что и какие порядки в отделении.

– Вы в первый раз? А я-то здесь уже прижилась, – наградил же Бог – залетаю от одного взгляда!

Находясь в абортарии, любовница Саблина, в подробностях описывает одной из «коллег по несчастью» о том, как, собственно, будет происходить аборт – вот такой цинизм:

– Я врач. Если хотите, я отвечу на ваши вопросы.



Через полчаса Ольга уже объясняла девушке по имени Ванда Мерцальская строение органов малого таза и процедуру прерывания беременности.

Сергей, узнав о предстоящем аборте, реагировал вяло, как-то не по-мужски. Лично мне это кажется странным, ведь он, будучи медиком, знал, что ждет его ребенка, обреченного на мучительную смерть – быть заживо растерзанным на куски острым и безжалостным медицинским инструментом.

Вскрытие детских трупов причиняет нашему герою душевную боль, а убийство собственного ребенка прошло для него практически незаметно: просто, вернувшись из поездки, он узнал, что его любовница находится в больнице. Ну, пошла на аборт и пошла, что тут такого. А мы будем жить дальше. Жить и бороться за «правду» и «справедливость».

Оказывается, в популярных книгах «просто про жизнь» тоже пишут об абортах. Но в совершенно ином ключе – аборты оправдывают. Бездетные авторы, не знакомые с радостью материнства, описывают переживания молодых мам, неправдоподобно пишут о маленьких детях, и многим людям это нравится, что, кстати, неудивительно – ведь страна охвачена постабортным синдромом. Вот и «кристально честный» герой оказывается честен только со своими пациентами. К живым людям он относится эгоистично и безжалостно: со своей матерью обращается весьма жестко, жену обманывает всю жизнь, к родной дочери безразличен, на убийство собственного ребенка смотрит с холодным равнодушием и попустительством: может, мол, все-таки оставишь? Как будто котенка бездомного приютить предлагает, а не родить зачатого им ребенка.

Больно осознавать, что люди предпочитают книги «про жизнь», где, как в кривом зеркале, отражаются их собственные жизни.

Александра Маринина, несомненно, талантлива, и все события, описанные в книге, кажутся правдивыми, но главный обман заключается именно в оценке писателя, в том, как он преподносит, как комментирует события. Достаточно положительному герою приписать какой-то грех и «красиво», «жизненно» оправдать его, как грех уже перестает быть грехом, а становится некоей особенностью, «изюминкой». В чистом виде грех оправдать невозможно, но оценка главных героев, данная автором, основана не на Божественных ценностях, а на гуманизме. Боюсь, и эффект от данной книги будет соответствующим: если какая-нибудь поклонница романа некогда переступит порог храма и придет на исповедь, то, каясь (возможно даже со слезами) в когда-то совершенном аборте, она вполне может добавить в конце: «А что мне оставалось делать? Это жизнь. Так сложились обстоятельства». И все, ни о каком покаянии уже и речи быть не может…

А как же иначе? Ведь герои Александры Марининой всегда правы – они люди сильные. Им «не до глупостей».
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/print59778.htm