Крик леопарда

Юрий Жекотов
               
 
  От людей, профессионально занимающихся защитой флоры и фауны планеты, кому повезло длительное время находиться в различных нетронутых человеческой цивилизацией уголках Дальнего Востока, можно услышать много  удивительных историй. Большинство из этих рассказов непосредственно связаны с наблюдениями и открытиями, сделанными в природе, и закоренелым горожанином, мыкающим судьбину в безличном кирпично-панельном хаосе, поначалу воспринимаются, как сказочные и нереальные.

  Но стоит лишь ненадолго окунуться в таёжный мир нетронутых столетиями исполинов – кедров,  встретиться  взглядом с невинно - девственными глазницами хрустальных озёр, прислушаться к жемчужной капели звонких птиц, как  начинаешь  верить в правдивость услышанных историй, вскоре и сам пытается разгадать тайны многих других происходящих совсем рядом чудес.
 А увидев, как, не чураясь твоего присутствия, утреннее  светило раскрывает и щедро дарит миру букеты диких пионов, заводят танец над росистой травой бабочки – махаоны, жадно прикоснувшись губами к прозрачной воде и охмелевший от тайны, нашептанной родником, протянешь руку к безмерной выси с доверчиво присевшим на краешек ладони небольшим  жучком-паучком – божьей коровкой и, загадав самое сокровенное желание, проводишь в добрый путь небесного странника.

  Красотой и легендой зачаровывает коренного жителя и  случайного гостя каждая пядь Лазовского заповедника. Неповторимо яркими картинами и передаваемыми из уст в уста пришедшими из глубин веков сказаниями живёт и наполняется здешняя земля. И навсегда запоминается путешествие на заповедный, известный на всё Приморье и далеко за его пределами остров Петрова. 

  Стерегут остров две скалы, своими застывшими формами схожие с бабой и дедом. Свидетели разных эпох, окаменевшие старики по своему усмотрению либо благоволят приёму посетителей, глуша идущие с океана волны, либо дают разгуляться стихии, скрывая сокровища  острова от чужого взгляда.  Подумать только: у когда-то великой Страны Чжурчжэней, до последнего сопротивлявшейся теснящим их армадам монгольских завоевателей, на исходе империи во владении оставался только этот остров. И от выплаканных слёз бохайской княжны, нашедшей здесь последнее пристанище, забил животворящий источник, призванный оживить чжурчжэней. Но слишком поздно – силы Страны Чжурчжэней были подорваны, и сейчас, по преданию, излечивает вода каждого прикоснувшегося к ней, кто пришёл на остров без вражды и злого умысла. И зашифрованным посланием предков встречает посетителя святая тысячелетняя тисовая роща, высаженная на о.Петрова в виде иероглифов. Много знатоков и умельцев пыталось разгадать смысл записи, но пока тщетно…

 
 Нас ведут по острову и открывают его тайны  супруги Елена и Виталий Старостины. Виталий Николаевич родом из этих мест. Мифические  33 года проработал  в Лазовском заповеднике в различных должностях Виталий Старостин, оберегая землю от всяческих противоправных посягательств, и прославился среди браконьерства своей честностью и принципиальностью. Его охранную зону потенциальные грабители природы обходили стороной. Закон для таких дельцов у Старостина  короткий: «Не тобой взращено - не тебе и изымать, попался – отвечай». Сейчас Виталий Старостин - зам. начальника государственной специнспекции «Тигр», и любая конфликтная ситуация   между полосатым хозяином тайги и вторгшимся в его владения человеком не обходится без его объективного разбирательства.  Несуетливый, уверенный в себе, располагающий к общению, на вид простой мужик, а  в каждом слове мечта и мудрость.   Таким, как Виталий Старостин любое дело доверить можно, везде совладает - справится. С каким, если не мешать, давно б на Руси порядок и достаток был.  За такого и царевна пойдёт…

  А есть царевна… Известный приморский журналист Елена Старостина, обладательница Золотой Ники в Первом конкурсе журналистов «Экология России», теперь самым любимым местом на земле называет остров Петрова. Эта земля и единство взглядов объединили Старостиных   в брачный союз.   В лагере экологов, куда мы возвращаемся с о.Петрова полный матриархат. Царевна и по совместительству  пресс-секретарь Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы Елена Старостина  устроила  всё по распорядку: размеренная, не стесняющая свободы каждого присутствующего, увлекательная и  тщательно продуманная программа и организация слёта…

  Вечером мы долго сидели напротив заповедной легенды Приморья - острова Петрова в бухте «Поющих песков», получившей своё название из-за своеобразного мелодичного  звука, который издают местные песчаные дюны, детонирующие под ступнями ног. Обсуждение совсем недавней поездки на остров, затянулось… Постепенно вечерний отлив обнажил валуны, неровной цепочкой тянущиеся в направлении острова,  и звёзды сверкающими нитями начали сплетать на тёмно сиреневом шёлке небосклона золотистую вязь.
 
  Неожиданно нашу беседу прервал отчётливо слышимый  крик дикого зверя, идущий с недалёкой от нас сопки. Крик раздался ещё пару раз, а потом стих. Был он необычен тем, что издававший его, судя по всему крупный зверь скорее не угрожал, а жаловался или стонал.

   - Опять кричит, - после некоторого общего молчания сказал, погрустнев, Виталий Старостин. 
 
   - Виталий, расскажи, - заметив общее ожидание экологов, обративших взоры к Виталию Николаевичу, осторожно попросила Елена Старостина.

- По всем признакам, это кричит леопард. На первый взгляд, казалось бы, чего тут необычного, на то она и заповедная земля, чтобы здесь свободно чувствовали себя и гуляли звери, – начал рассказ Виталий Старостин.
- Но дело в том, что в Лазовском  районе Приморского края леопард уже много лет не обитает. Когда-то пятнистая кошка здесь постоянно жила.  Из-за бурной хозяйственной деятельности человека число пятнистых кошек постепенно снижалась, пока не осталась одна пара животных. Но и эту пару не удалось сохранить. Самка пала от рук браконьера, а леопард самец  год ходил один, подходил вплотную к таёжным деревушкам и кордонам заповедника, кричал – звал подругу, а потом и его следы перестали встречать в Уссурийской тайге. Леопардов нет, а непонятный крик остался. Его изредка можно услышать в разных уголках Лазовского заповедника. Чаще всего по времени он раздаётся на границе дня и ночи…   Мы ещё долго молчали, наблюдая, как погасают последние краски заката, прислушиваясь, не раздастся ли таёжный крик, но только мерцающие звёзды пытались растворить на небосклоне вселенскую грусть…

 После пляжного волейбола, когда не щадящие себя игроки основательно извалялись в песке, самое замечательное дело - баня. Даже равнодушного к таким процедурам человека местная купальня после одного посещения делает своим вечным поклонником.  Местная банька называется – Три Воды. Расположено строение примерно в 50 метрах от моря, вода для нагрева в емкости закачивается из родника. После парной принято купаться в море, а чтобы добраться  к его солёным волнам и волночкам, нужно перейти по мосткам через небольшую речушку, в какую отчаянные парильщики непременно ныряют. Вот и получается баня – Три Воды: родниковая, речная и морская. Если не оробел, окунулся во все три воды, то, по старинному поверью, имеешь полное право загадывать желание. А если  желаний много, то,  повтори процедуры... Наше купание с чередованием купелей затянулось. Когда мы вернулись к лагерю, он показался нам опустевшим, словно экологи, пока мы «прохлаждались», занялись более важным делом.

 -  Торопитесь, сейчас Вася Солкин фильм будет крутить, - разъяснил ситуацию Анатолий Сердюк, морской и волейбольный капитан, преданный теме экологии журналист, единственный, кого нам удалось встретить спешащим к столовой.

 В столовой, служившей сейчас кинозалом, собралось несколько десятков зрителей – всё население лагеря экологов. Мы каким-то чудом успели к началу презентация фильма о леопарде.

  Наверное, мало найдётся людей, равнодушных к фильмам, где раскрываются   секреты существования больших и малых обитателей Земли, соседей человека по планете. Но  фильм «Бросившие вызов» относится к тем редким, которые захватывают с первых кадров и, увлекая замыслом, позволяя забыть о проблемах собственного бытия, переносят в другой мир… ещё несколько кадров - и заставляет смотреть взахлёб, до сжимания сердца, до слезы… фильм о леопарде, но он и обо всех нас, на которых пронзительно, то ли с болью, то ли с жалостью, смотрит пара глаз гордого, не подчинившегося человеку исчезающего с планеты зверя - один из замечательных эпизодов фильма… наверное, потому так и называется фильм - «Бросившие вызов».

  Для того чтобы снять отдельные кадры фильма, создателям приходилось просиживать в тайге под дождём и на снегу больше двух недель подряд. На создание же всего фильма о леопарде ушло несколько лет.  «Бросившие вызов» уникален не только потому, что съёмочной группе удалось отснять редкие кадры из дикой природы, где пятнистая кошка была у себя дома, участники съёмочной группы: Василий Солкин, Геннадий Шаликов, Олег Кабалик - хорошо понимали друг друга и сработали, как один человек, только в сто крат умнее, как это редко бывает, когда люди объединяют свои мысли и взгляды и когда нужный замысел режиссёра - мастера  раскрывает талантливая операторская работа… И теперь первым зрителям, на миг замолчавшим, когда погас экран, и ещё через мгновение разразившимся громкими овациями, понятно… на стороне  леопардов тройка отважных кинодокументалистов, они вместе - люди и звери - бросают вызов безразличию и равнодушию к судьбе исчезающего дальневосточного вида…
 
   – Они же наши амурские. Таких больше нигде нет.   Длительное пребывание животных на ограниченной территории, особые суровые климатические условия повлекли изменение фенотипических особенностей животного. Хвост, густота  шерстного покрова, длина лап, другие отличительные признаки этой дикой кошки позволили ученым сделать вывод о формировании отдельного вида леопарда – дальневосточного…  Не нами придуман этот мир, мы в нём только звено. В природе нет ничего лишнего, и, если что-либо здесь исчезает, это отражается на всех. Как, по каким законам, трудно объяснить словами, но, изменяя окружающий мир, мы наносим раны планете и себе.  Очередная рана может оказаться смертельной, -  рассказывал после просмотра фильма Василий Солкин,   редактор журнала Зов тайги, режиссер, чьи киношедевры об обитателях тайги сыскали славу на многих российских и международных кинофестивалях.

   А после презентации нас ждал костёр…
- Ребята, надо объединяться, вместе мы сила, – призывала   хозяйка острова и  создатель союза экологических пресс-клубов Дальнего Востока, Елена Старостина.

Обращаясь к духам с просьбой о помощи людям в делах защиты природы, камлал у костра редактор телевизионной компании из Бурятии Базаржаб Ринчиков.
Поднимая к звёздам свои большие печальные глаза, мечтала о возвращении аиста на амурские земли мастер слова, журналист и писатель из Благовещенска Юлия Климычева.

- Как ухнем… -  призывал единомышленников к действию, настраивал  гитару на песню про Дерсу, как оказывается не только режиссёр и редактор журнала, но и бард,    с лихвой наделённый талантами, Василий Солкин.
 
  Предлагая воспользоваться опытом  Страны Утренней свежести,  вдохновлено делилась впечатлениями об организации охраны природы и   удивительном устройстве жизни в КНДР, о своих встречах с Ким Чен Иром, доктор кафедры издательского дела  ДВГУ Ольга Мальцева.

  Знаток звериных повадок, координатор программ Амурского филиала Сергей Арамилев объяснял:  тигров теснят браконьеры и вырубка леса, и  хищник пытается освоить новые для себя места,  а потому их посещение устья Амура не случайно…

  Бесконечно говорили, мечтая через очищающее пламя костра увидеть решение многих природных проблем экологи…

  Словно спустившаяся с неба сказочная жар-птица, распустил  своё огнекрылие ночной костёр. И любая мысль и слово облекались в причудливое горячее дыхание танцующей гостьи, требующей от своих поклонников и почитателей всё новых и новых подношений – откровенных историй. И каждый счастливчик, сидящий у костра, не желая скорого расставания с удивительной птицей, обращал свой пытливый взор в доселе неизвестное и скрытое от понимания, видел сквозь игру пламени свою правду и истину…

 Только раз в году, в августе, прилетает эта волшебная птица и, обнадеживающе маша крылами, терпеливо выслушав все пожелания и мечты, вновь поднимается в небо. Там слышно крик леопарда, а по ночам к рукотворному огнищу незаметно подходят послушать песню экологов тигры. Там ненадолго разгорается  костёр, где перекликаются, согреваясь добрыми надеждами, земные души…

  Если найдётся время, обязательно поезжайте в эти необыкновенные места, поговорите с экологами из Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы, попробуете найти код и расшифровать иероглифы тысячелетней тисовой рощи, испьёте из живого источника бохайской княжны, у оборонительного вала острова представите себя воином чжурчжэней, защищающим последний оплот царства от монгольских захватчиков, из первых уст узнаете легенду о паре преданных пятнистых кошек, а повезёт, так и сами услышите крик леопарда…