К проблемам транспортных потоков в мегаполисах

Русс Рахметов
http://ecoportal.su/view_public.php?id=1126


Р.Саринов,"МАРКЕТОМЕТРИЯ", Алматы 2003 г.
…я наблюдал Алма-Ату из космоса во все времена года …
большую часть времени город закрыт смогом …
наш родной город - очень неблагоприятный город
в экологическом отношении…
летчик-космонавт Талгат Мусабаев.
Алматы (Алма-Ата) - город с населением более 1,5 млн. человек, зарегистрировано около 300 тыс. автомобилей. Проектировался в середине прошлого века с расчетом пропускной способности городских улиц до 100 тыс. единиц автотранспорта.
В погожий денек, забравшись куда-нибудь повыше, не обязательно в космос, например на Кок-Тюбе, или оказавшись где-нибудь на верхних этажах "Самала", взгляните на Алматы примерно в направлении перекрестка Сейфуллина-Райымбека. Над городом висит черная "линза".
Загляните в гости к друзьям, которые живут возле, ЦУМа, Зеленого Базара, Дворца Спорта или в любой другой дом расположенный, например, северо-западнее Государственного музея. Откройте окна и взгляните на оконные рамы. Даже самые мелкие щели в них диагностируются невооруженным глазом - черные разводы обозначают места и господствующие направления сквозняков.
Воздух над нашим городом отравлен. Отравлен нами, продуктами нашей жизнедеятельности. И отравляет нас. По опубликованным в СМИ данным, воздух нашего города загрязняют в основном автотранспорт и ТЭЦы, в соотношении 80% и 20% соответственно.
ТЭЦев у нас две. Автотранспорта - много. Выхлопные газы автомобилей - основная причина экологического нездоровья Алматы. Последствия ужасают… Принимаемые меры неэффективны. Требуется новый подход к разрешению проблемы.
В различных источниках различные авторы в большинстве случаев едины во мнениях:
• перегруженность города автотранспортом;
• низкое качество поставляемого топлива;
• недостаточная пропускная способность алматинских улиц;
• недопустимая степень износа большинства автомобилей, особенно городских автобусов;
• "непродуваемость" нашего города.
К этому списку как водитель и инженер, и как пассажир, в прошлом, муниципального транспорта, и как экономист, владеющий вопросами транспортной логистики, я могу добавить еще ряд, на первый взгляд второстепенных причин:
1. Безграмотная эксплуатация автомобилей большинством водителей, а неверный выбор режима эксплуатации двигателя автомобиля влечет:
• неполное сгорание топлива, которое с выхлопом вылетает в атмосферу;
• нерациональное использование проектной мощности двигателя, следовательно, вторичный перерасход топлива на единицу проделанной работы;
• преждевременный износ двигателя, а это кроме нового уровня отравления атмосферы плохо отработавшим топливом,
• дополняет букет расходом смазки двигателя, опять же через выхлопные коллекторы, направленные в биосферу, в которой мы живем.
2. Регулирование и управление транспортными потоками, разработанное в прошлом веке, мало способствует ликвидации регулярных транспортных "пробок" на ряде направлений, где:
• "холостая" работа двигателя - непродуктивное сжигание топлива - бессмысленное, не связанное с проделываемой работой загрязнение воздуха;
• частые режимы старта и ускорения - наиболее напряженный режим работы двигателя внутреннего сгорания (самый токсичный выхлоп и максимальная степень износа, снова см. пункт 1.) - вносят дополнительную лепту в формирование атмосферного букета;
• скорость транспортных потоков (время, затрачиваемое на перемещение из пункта отправления в пункт назначения, а не максимальный показатель, достигнутый стрелкой спидометра на участке между двумя светофорами), обратно пропорциональная времени работы пожирающего кислород двигателя, оставляет желать много лучшего.
Часть описанных причин представляются неустранимыми. Предлагаемые варианты решения экологической проблемы посредством нейтрализации выхлопа автобусов и прочего автотранспорта через установку каталитических и прочих фильтров, увеличение скорости транспортных потоков методом расширения проезжей части улиц, видимо требуют некоторых финансовых вложений, на которые даже неиссякаемые иностранные спонсоры и международные фонды идут неохотно, не говоря уже о местных источниках финансирования. Вряд ли кто-то осмелится реально взять на себя контроль качества продаваемого в городе топлива, хотя это и не дорого. Ограничение срока эксплуатации любых видов городского транспорта вызовет такой резонанс в среде работников всех уровней этой отрасли и в широких слоях населения, что лучше не надо… Результаты работы органов экологического контроля, надзора и возмездия - висят в воздухе над городом - можете посмотреть. Налицо, казалось бы, неразрешимая ситуация. Для решения проблемы существующими методами нет денег, нет смелости, нет сил, нет…, нет…, нет…
На самом деле существуют менее дорогостоящие методы. Так же как и приведенные выше предложения из других источников они вряд ли сделают воздух над городом кристально чистым, но в сравнении с оными представляются почти бесплатными, внедряются быстро, реализуются еще быстрее, мгновенно приносят результаты и, учитывая факторы времени и ресурсоемкости, гораздо более эффективны.
Пересмотрим ныне существующее трехмерное пространственно-временное решение задачи управления и регулирования транспортных потоков в свете современной теории управления и логистики, введем ряд дополнительных переменных, и тотальная неразрешимая задача будет сведена к комплексу элементарных подзадач:
• повысить компетентность водителей в вопросах эксплуатации двигателя внутреннего сгорания;
• увеличить скорость транспортных потоков;
• сократить простои автотранспорта на перекрестках с включенным двигателем;
• уменьшить количество "разгонов" и "торможений";
• оптимизировать маршруты общественного транспорта;
• исключить элементы подоптимизации (улучшение одного или нескольких параметров при ухудшении всего процесса в целом) из транспортных и сопровождающих их потоков;
• формализовать процедуры контроля и управления;
• поручить, назначить, обязать, уполномочить.
Для этого существуют все необходимые и достаточные условия: теория, практика, средства регулировки, гибкая система управления этими средствами, легитимная местная власть. И решение многомерного комплекса подзадач укладывается в три действия.
Первое - информационно-пропагандистское, низкозатратное. Следует провести среди водителей работу по пропаганде экологически безопасных методов и приемов управления транспортными средствами, которые кроме социальной значимости несут прямую экономическую выгоду самому водителю. Хватит ограничивать обучение водителя знаниями ПДД!!! Для решения этой части задачи тоже средств хоть отбавляй: органы местного управления, СМИ, автошколы, дорожная полиция. Ведь научили водителей пропускать пешеходов переходящих улицу…
Для водителей-практиков напечатать на красивой бумажке инструкцию по экологически безопасному управлению автотранспортом и раздать бесплатно - от спонсоров отбоя не будет. Какая уважающая себя, допустим, производящая автомобильные смазки компания откажется от доставки своей рекламы в руки каждому конкретному потенциальному потребителю, да еще на фоне информации несущей позитивные образы?
Второе - техническо-административно-управленческое, бесплатное. Перенастроить ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ на некоторых перекрестках города. Для реализации второго этапа решения задачи потребуется привлечение комплекса ресурсов (деньги, сырье, материалы, время, люди) местных органов самоуправления. А именно: набрать текст (на компьютере), распечатать (на принтере) одну бумажку (в трех экземплярах) соответствующего содержания, подписать у соответствующего должностного лица, поставить печать в канцелярии, принять к исполнению другим должностным лицом. И транспортные потоки в черте города к всеобщему удовольствию ускорятся, и меньше будут травить народ в относительном выражении и отравят меньше народа в выражении абсолютном.
Третье - запретительное, непопулярное. Изгнать из центральной части города стада ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ в том числе. Эти   такое количество непродуктивного выхлопа, что собственный выхлоп первых становится малозаметен на этом фоне. Сократится несколько сот рабочих мест. Но это на первом этапе. Буквально на следующий день, следуя теории о занятости святых мест и ауторегуляции экономических отношений в условиях свободного рынка, эти места восполнятся многократно. Откроются новые горизонты бизнеса комфортабельных ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ (хотя и существующая емкость рынка еще не исчерпана).
И так! Если завтра нужные люди подпишут нужные бумажки, то уже в ближайшем будущем сократится число алматинцев, умирающих от всевозможных болезней, генерируемых атмосферой нашего города, дети будут рождаться чаще и здоровее. Экономия бензина, снижение затрат на ремонт, вкупе с экономией на выплате по больничным листам и повышения производительности труда за счет сокращения отсутствий по болезни, в масштабах более чем миллионного города дадут вполне ощутимый эффект во вполне ощутимом выражении.
А это:
1. Реальная возможность расширять дороги, вставлять фильтры и обновлять автопарки.
2. А так же, новые рабочие места, расширение и повышение качества сферы услуг.
3. Улучшение качества и увеличение продолжительность наших жизней.
PS.
________________________________________
"…Алматы, 24 апреля 2005г.

На сайт алматинской городской администрации.
Акиму г. Алматы, Тасмагамбетову И.Н.

Уважаемый Имангали Нургалиевич!
Я, Руслан Саринов, житель города Алматы, располагаю методикой оптимизации транспортных потоков в черте города…
…Ранее я уже обращался к городской администрации с этим предложением, но Ваш предшественник, В.В.Храпунов, переадресовал мое обращение в Управление Дорожной Полиции, где к нему отнеслись невнимательно. Убедительно прошу Вас ознакомиться с моим предложением.

С уважением,

Ген. директор ТОО "Маркетинг Тренинг Центр" Руслан Саринов…
________________________________________
…Алматы, 5 июня 2005г.

На сайт алматинской городской администрации.
Акиму г. Алматы, Тасмагамбетову И.Н.

Уважаемый Имангали Нургалиевич!

Я обращался к Вам ранее с вопросом об ускорении транспортных потоков в городе, без повышения скорости отдельных транспортных средств. Недавно, вероятно по Вашему указанию, ко мне обратился начальник УДП ГУВД г. Алматы подполковник Айхимбеков Б.Е. и нами совместно был проведен эксперимент.
На основании эксперимента проведенного 3 июня 2005г. совместно Управлением Дорожной Полиции гор. Алматы и ТОО "Маркетинг Тренинг Центр", было выявлено, что методика ускорения транспортных потоков, предлагаемая мной, позволяет повысить пропускную способность перекрестков оборудованных светофорными объектами до 80%, сократить простой транспортных средств перед светофорами с двух-трех циклов работы светофора до одного цикла. Сократить количество стартов автомобилей в очереди перед светофором с пяти-восьми раз до двух-четырех, а в большинстве случаев - до одного раза.
Наиболее показательным примером является перекресток пр. Абая - ул. Байтурсынова, где, экспериментально была внедрена предлагаемая система управления, вдвое сократилась протяженность транспортных пробок…
В связи с вышеизложенными фактами, прошу оказать поддержку внедрения методики оптимизации транспортных потоков в городе Алматы.
С уважением,

Генральный директор ТОО "Маркетинг Тренинг Центр" Руслан Саринов…
________________________________________
…Алматы, июль 2005г.

На сайт алматинской городской администрации.
Акиму г. Алматы, Тасмагамбетову И.Н.

Уважаемый Имангали Нургалиевич!

Позвольте выразить Вам искреннюю признательность за содействие и поддержку оказанные внедрению моей идеи по оптимизации управления транспортными потоками в нашем городе.
Позитивные результаты от применения предложенной мною методики, проявились незамедлительно.
1. Сократилось как количество транспортных пробок, так и количество транспортных средств простаивающих в них.
2. Значительно уменьшилось время простоя автомобилей (а, следовательно, и непродуктивной работы двигателей) на перекрестках.
3. В значительной степени сокращено количество вредных выбросов и степень их токсичности за счет сокращения режимов старта и ускорения (наибольшая нагрузка и расход топлива) в движении автомобилей по улицам города.
Это была далеко не первая моя попытка обратиться с этим предложением к государственным чиновникам различного ранга и если бы не проявленная Вами заинтересованность, то все мои обращения так и пылились бы в "долгих ящиках" различных департаментов.
Поэтому позвольте еще раз поблагодарить Вас за интерес, проявленный к моей идее и поддержку в ее внедрении!

С уважением,

Руслан Саринов…
________________________________________
…Алматы, 19 августа 2005г.

На сайт алматинской городской администрации.
Акиму г. Алматы, Тасмагамбетову И.Н.

Уважаемый Имангали Нургалиевич!

Ознакомившись с Вашим ответом на мое письмо от 24.04.2005г, был крайне удивлен!!!
С Ваших слов получается, что мое предложение малоэффективно, тогда почему управление транспортными потоками в городе с 11 июня 2005г осуществляется в предлагаемом мной режиме?
Была организована встреча с представителями дорожной полиции - спасибо!!!
Был организован эксперимент - прекрасно!!!
На моих глазах, пробка сократилась вдвое, а количество пропускаемых за один цикл работы светофора автомобилей выросло не просто значительно, а более чем тридцать процентов…
А что Вам рассказали кристально честные, высокообразованные, в совершенстве владеющие теорией транспортной логистики и теорией управления работники дорожной полиции?
Подполковник Е. Тустикбаев в телефонном разговоре, состоявшемся после внедрения моей идеи, заявляет мне, что знал о подобной мере давным-давно, тогда почему раньше, до 24 апреля 2005 года, когда мной было отправлено письмо на Ваш сайт, не внедрили, не применили?
Преступное безразличие или саботаж?
Почему тогда экологи не претендуют на экологическую составляющую идеи?

По-прежнему с уважением к Вам,

Руслан Саринов…"
________________________________________
Опубликовано: 02/03/2006, в 14 ч. 08 мин.
Автор статьи: © Руслан Хатипович Саринов