Российские хроники. Электроник наивысшего разряда

Пётр Шунин
      Присутствовал как-то в самом конце прошлого века на заседании кафедры. В повестке дня было несколько вопросов, один из них, самый последний и, тем не менее, самый животрепещущий – присуждение ученых званий. Лично мне – «молодому ученому» не грозила даже одна ста двадцати восьмая доля степени доцента, поэтому я и не волновался, а просто наблюдал за претендентами на и слегка подрёмывал.

      Заведующий кафедрой решил, менее чем на одну шестьдесят четвертую ставку доцента не дробить. Дело сделано. Стоящие люди отмечены.

      Далее, подобно фокуснику, будущий член-корреспондент РАН достал из рукава нечто, нет не карту, а новую ставку «старший преподаватель». Это было неожиданно, поэтому претендентов не было. Я тут же проснулся и подумал, а почему бы мне не предложить собственную кандидатуру, пока собирался с мыслями секунд десять-пятнадцать, профессор внёс свой вариант: плюгавого старенького, незаметного еле передвигающегося с помощью посторонней помощи субъекта мужского пола, и объявил голосование.

      В итоге, старшим преподом с приемлемой по тем временам зарплатой оказался этот старикашка, который даже ученой степени не имел. Видимо, за какие-то заслуги мне неизвестные про себя отметил я. На следующий день, а может быть, и через неделю - точно не помню, после личного разговора с заведующим кафедрой по рекомендации заведующего моей лабораторией я стал то ли инженером на преподавательской должности, то ли преподавателем на инженерской должности: электроником тринадцатого разряда неизвестного доселе подразделения университета. И за это спасибо огромное, по миру не пошёл и с голоду тогда не умер. Прошу заметить, получил сию благодать, будучи перспективным «молодым ученым» в самом творческом возрасте слегка за тридцать.

      Дальше наши пути разошлись с альма-матер.

      С тех пор, как известно многим жителям города и не только, университет перманентно реформируется с целью организации наиболее рентабельной и продуктивной работы связки преподаватель – ученый. Сегодня штаты подразделений перетряхиваются и уплотняются, должностные инструкции пересматриваются и переписываются - хотят «научить» ученых ...

      Эта деятельность не останавливается не на миг. В итоге, в университете не осталось и пятидесятилетних, только пенсионеры и персонажи самого что ни на есть предуходящего возраста. От них, оказывается, «избавиться» труднее всего, хотя именно они и являются субъектами проводимых реформ. И, что же вы думаете, теперь, куда не кинь, кругом одни электроники наивысшего разряда и старшие преподаватели.

      «Да стукач он, ходит за всеми подглядывает и докладывает куда надо»,– бросила приятельница (сорокалетний доцент) моей жене, показывая на очередного восьмидесяти пяти летнего электроника наивысшего разряда, «без цели» слоняющегося по коридорам научного института.

      Вы ведь наверняка смотрели один из самых популярных детских художественных фильмов за всю историю советского и российского кинематографа «Приключения Электроника» – советский детский музыкальный 3-х серийный телефильм.

      А я всё думал, откуда же интересно такая загадочная должность взялась.