666, "три шестёрки", Число Зверя… Ещё несколько лет тому назад был в Москве автобусный маршрут с номером 666. Многие годы верой и правдой служил он москвичам, связывая район Новые Черёмушки со станцией метро "Проспект Вернадского". Но с некоторых пор от постоянных пассажиров автобусного маршрута № 666 в администрацию Юго-Западного административного округа стали поступать обращения граждан:
– Уважайте чувства верующих! Измените номер маршрута 666: нас, верующих, оскорбляет то, что мы вынуждены находиться под этим страшным числом, под ненавистным числом Зверя – под знаком Сатаны. Нам страшно!
Вначале руководство района на эти странные просьбы не реагировало: мало ли какие бывают неадекватные люди, да и на каждый чих не наздравствуешься. Но эти просьбы продолжали поступать. И когда их количество стало заметным, а просьбы перешли в требования, решили образовать специальную комиссию.
Эта комиссия тщательно проанализировала состояние системы обеспечения безопасности на автотранспорте и ничего особенного на маршруте № 666 не обнаружила. Опросили водителей автобусов. Те не смогли припомнить ни одного происшествия на этом маршруте и даже заявили, что на 666-ом маршруте им работать спокойнее, чем на других. Опросили технический персонал автопарка № 1, который обслуживал этот маршрут. Но и они не отмечали какое-либо увеличение количества отказов техники на маршруте "три шестёрки".
Результаты своего анализа комиссия опубликовала в местной газете, чтобы успокоить жителей района. Но поток писем в администрацию с требованием изменить номер маршрута всё равно не иссякал.
– Нам страшно, – писали пассажиры, – находясь в автобусе под "звериным числом", проезжать мимо нашей церкви – Храма Троицы Живоначальной в Воронцове. Это оскорбляет наши религиозные чувства. Уважайте чувства верующих!
И, в конце концов, в 1999-ом году руководство решилось:
– Ну, что ж. Пусть аргументы жителей и не убедительны, но давайте же, в самом деле, уважать чувства верующих. Давайте – от греха подальше! – заменим 666-ой номер на какой-нибудь другой.
В Департаменте транспорта города Москвы встал вопрос: а на какой заменить? Исходя из лучших побуждений, решили, что для удобства жителей, для узнаваемости маршрута, новый номер не должен сильно отличаться от прежнего – и это правильно. А поскольку номер 661 уже был занят другим автобусным маршрутом, "зловещий" номер 666 заменили на 616.
Ну и, казалось бы, всё! Инцидент исчерпан! Проблема успешно решена! Чувства верующих уважили! Все довольны! И едут теперь верующие пассажиры спокойно не под страшным Числом Зверя 666, а под нормальным незверским номером 616.
* * *
Но не всё так просто. Потому что известно, что Сатана коварен, злобен и злонамерен. Да, в Библии, действительно, говорится о "трёх шестёрках": "Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть". Но не все верующие знают, что звериное число вовсе не одно, что таких чисел – два. Кроме известных "трёх шестёрок" есть ещё и 616 – и это тоже Число Зверя.
Об этом ещё во втором веке новой эры писал христианский миссионер святой Ириней Лионский в своём трактате "О тираническом царстве антихриста". В самом раннем из известных человечеству текстов книги "Откровение" речь идёт о числе 616, а не о "трёх шестёрках". Папирус с этим текстом был найден при раскопках египетского города Оксиринхус и в 2005-ом году расшифрован группой учёных-палеографов из Бирмингемского университета под руководством профессора Дэвида Паркера. Немецкий богослов 19-го века Франц Фердинанд Бенари также знал о числе 616, а его ученик Фридрих Энгельс также в своей книге "О религии" рассчитал число Зверя как 616, а не 666. Его же использовал Ульрих Цвингли в своём переводе Библии (Цюрихская Библия).
А тогда что же получается? Выходит, что если истинное Число Зверя – это 616, или что их, по крайней мере – два (616 и 666), то в Москве, уважая чувства верующих, сатанинский номер автобусного маршрута 666 по просьбе верующих заменили на другой дьявольский номер – 616? То есть с одного варианта Числа Зверя – на другой? Поменяли шило на мыло? Получается, за что боролись на то и напоролись? Воистину "дьявол коварен".
* * *
Но почему же теперь московские верующие спокойно едут себе в автобусе под страшным звериным числом 616? Да потому, что эти верующие – не очень-то образованные верующие. Они не знают истории своей веры. И не читали они ни Иринея Лионского, ни Фридриха Энгельса. И уж тем более не знают они о раскопках египетского города Оксиринхус. Да и саму Библию мало кто из них читал.
А тогда о каких глубоких религиозных убеждениях и чувствах этих верующих можно говорить? И как их можно защищать, если они и сами-то не знают свои традиции и своё Священное Писание?
И кто знает, что именно в следующий раз может оскорбить чувства таких верующих? И нужно ли защищать оскорблённые чувства таких верующих?
А чувства других верующих?
А оскорблённые чувства неверующих нужно защищать?
И как же много вопросов! И как мало ответов!
* * *
А, впрочем, кто-то из читателей может упрекнуть меня:
– Что это Вы беспокоитесь о религиозных чувствах только христиан? А чувства мусульман, которых у нас в стране 15 миллионов? Их ведь тоже уважать надо!
А на это я так скажу:
– Тут ведь вот какая история однажды вышла. Ещё несколько лет тому назад, уважая религиозные чувства христиан, по обе стороны от главного входа в здание ООН в Нью-Йорке установили две каменные плиты. На одной из этих "скрижалей" выбили первые пять заповедей Моисея, а на другой – остальные пять. Но правоверные мусульмане усмотрели в этом неуважение религиозных чувств мусульман, оскорбление неверными их истинных традиционных ценностей. И – представьте себе! – по решению Верховного Суда США эти таблицы были демонтированы как оскорбляющие чувства верующих.
Ну и как после этого, скажите, уважаемый читатель, реально уважать чувства верующих? Если то, что для одних верующих – это утверждение их истинных традиционных ценностей, а для других – это оскорбление их религиозных чувств? Если защищая верующих одной конфессии от оскорбления их религиозных чувств, обязательно оскорбляешь верующих другой религиозной конфессии?
А тогда, может быть, и не надо защищать чувства верующих? И можно ли, в принципе, защищать чувства как таковые?
Юристы отвечают на этот вопрос отрицательно. Чувства, – говорят они, – это результат работы сознания человека, продукт деятельности его мозга. Чувства человека, считают они, не могут быть объектом судебной защиты. Во-первых, потому, что очень трудно идентифицировать, какие именно чувства были вызваны у человека конкретным действием другого человека. А, во-вторых, потому, что одни и те же действия и события вызывают у разных людей различные чувства.
Вот и протодиакон Андрей Кураев тоже считает, что "в юриспруденции нет определения понятия «чувства», и единственным судьёй в области своих чувств может быть только сама личность".
А тогда как можно защищать чувства верующих?
* * *
Но история с номером московского автобусного маршрута, описанная выше, имела место довольно давно – задолго до принятия Госдумой Федерального Закона № 136 "О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан". В результате теперь защищать чувства верующих стало проще: для этого достаточно сослаться на статью 1 этого закона: "действия, выражающие явное неуважение к обществу".
Ну так и давайте же на законном основании, "в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан", запретим использовать числа 666 и 616 как оскорбляющие религиозные чувства граждан! А ещё исключим эти богомерзкие числа из нумерации задач в школьных учебниках по математике, и пусть после номера 665 сразу же идёт номер 667! И страниц с такими номерами в книгах не должно быть: за 665-ой страницей пусть идёт 667-ая. А почему нет?
И квартир с номером 666 пусть не будет! И авиарейс № 666, который из Копенгагена в Хельсинки, пусть будет под каким-нибудь другим номером. Вот изменили же в 1999 году "по просьбе многочисленных туристов, не желающих ездить на поезде с номером из „дьявольских“ шестёрок", номер пассажирского поезда Осташков – Москва с 666-го на 604-ый.
А в 2007 году на выборах в Госдуму Иркутская областная избирательная комиссия отказалась создавать избирательный участок под номером 666. И известной горе Кайлас нужно запретить иметь высоту 6666 метров. Пусть же напрочь сгинет "и ныне, и присно и на веки веков" это ненавистное число 666! И сразу нам "жить станет лучше, жить станет веселее".
И уж если защищать религиозные чувства верующих, то желательно сделать и ещё один шаг и запретить бы, например, использование "чёртовой дюжины", столь ненавистной для тех россиян, которые придерживаются истинных традиционных ценностей. В салонах самолётов и в театрах убрать тринадцатые ряды, а в поездах – тринадцатые места. Пусть не будет у нас и тринадцатого дня в месяце. И пусть не будет у нас тринадцатого дома, тринадцатого этажа и тринадцатой квартиры. А почему бы и нет? Вот, например, во многих городах американского штата Калифорния нет Тринадцатой авеню и Тринадцатой улицы.
А в некоторых гостиницах Нью-Йорка этажи нумеруются так, чтобы не было "чёртовой дюжины": после двенадцатого этажа там может сразу следовать четырнадцатый, или же в здании могут существовать этажи 12А и 12Б. И живут же – представьте себе! – эти американцы без "чёртовой дюжины", и ведь неплохо – чёрт побери! – живут. А у нас в стране в последнее время во многом равняются на Америку – так отменим же к чёртовой матери это чёртово число "тринадцать", и сразу "жить станет лучше, жить станет веселее".
Уважать чувства верующих – так уважать! Уважать традиции наших предков! Укреплять духовные скрепы!
А потом, опять же уважая чувства верующих и традиции предков, можно будет запретить преподавание в школах эволюционного учения Дарвина, чтобы не противоречить божьему: "и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию". А вслед за Дарвином запретить всякие там Олимпийские игры, эти бесовские игрища во славу языческих богов. А заодно и уничтожить бы всех чёрных кошек – а чтобы они не переходили нам дорогу. "Жить станет лучше, жить станет веселее".
И ещё очень многое можно запретить, уважая чувства верующих, чтобы "жить стало лучше, жить стало веселее".
* * *
Уважаемый читатель! Вот мы с Вами обсуждаем проблему уважения "чувств верующих" граждан и защиты их от "публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу и совершённых в целях оскорбления религиозных чувств верующих" (так записано в Федеральном Законе № 136). Но скажите мне:
– А чувства неверующих граждан уважать нужно или нет? Или, может быть, у неверующих граждан чувств не может быть?
А ведь их чувства тоже оскорбляются, когда они, например, видят, как на улице при детях режут баранов для бога. Или когда они слышат об изгнании бесов. Или о том, что "сотворил Бог человека по образу Своему". Или когда атеисты слышат от московского митрополита Филарета или от патриарха Кирилла такое заявление: "Даже если бы в Библии было сказано, что Иона проглотил кита, то я и этому бы поверил".
Защита прав верующих при отсутствии равноценной защиты прав неверующих не является ли нарушением равенства прав граждан?
А тогда, может быть, нужно подготовить проект специального Федерального Закона о защите чувств, теперь уже, неверующих от "публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу и совершённых в целях оскорбления убеждений" и чувств неверующих?
И ещё один вопрос к Вам, читатель. Он – о недавней инициативе некоторых депутатов Госдумы, предложивших зафиксировать в российской Конституции особую роль Русской Православной Церкви в государстве. Вопрос: не получается ли тогда, как у Джорджа Оруэлла: все религии равны, но некоторые религии более равны, чем другие? И не является ли такое предложение фактической пропагандой религиозной розни граждан?
И, вообще-то, что Вы сами-то думаете о защите религиозных чувств верующих и чувств неверующих граждан? А?