Сериал Курсанты - раздвоенность мышления

Александр Анайкин
Фильм, если говорить откровенно, вышит нитками лжи по канве беззастенчивого вранья, в котором присутствуют ужасающие пробелы неудобной для советской власти информации.
Да, фильм чисто советский по духу. Он весь составлен из ляпов, причём, очень грубых, из таких ляпов, которые должны весьма приукрасить советскую действительность того периода.
Взять хотя бы застёжку молнию на женской одежде. Эти застёжки появились впервые в женских нарядах в Париже в 1937 году. У нас в СССР в 1942 году никто даже понятия не имел, что же это такое – застёжка молния.
Мне могут сказать, что подобного рода замечание просто мелочь, на которую не стоит тратить время. Может и так, но когда подобного рода мелочи просто изобилуют, то соответственно количество переходит в качество, а художественное произведение совершенно уходит от реальности. Взять, хотя бы, сироту Мотю, которая в фильме бегает в шикарном полушубке и дорогущей даже для сегодняшнего дня превосходной шали, которая была доступна не для всякой дочери генерала, не то что для сбежавшей из детского дома сироты.
Таких ляпов в фильме пруд пруди. Я не собираюсь их даже перечислять. Хотя, к слову, вполне уместно привести выдержку из одного документа.
Это отчёт уполномоченного министра А. Розенберга при группе армий «Юг» капитана профессора Ганса Коха о социально-политическом положении Украины, составленный 30 сентября 1941 года.
Вот что пишет профессор об одежде, которую носят советские люди.
«Одежда населения состоит из заплатанных тряпок. Среди 600 сельских старост, которых мне пришлось увидеть, я не увидел ни одного, который был бы одет лучше, чем самый бедный бродяга в Германии».
Понятное дело. После революции и Гражданской войны, которые разрушили экономику России, прошло всего два десятка лет. СССР основной упор делал на развитие тяжёлой промышленности.
Даже в советских исторических журналах в СССР попадались стать статьи, которые буквально шокировали читателя. Например, я помню, как в одном из исторических журналов СССР прочитал донесения германской разведки о голоде на Украине в 1932-1934 годах, где описывалось, что даже в крупных городах Украины люди умирали от истощения прямо на улицах. В общем-то, как в блокадном Ленинграде. Кстати, в произведении Тодоровского «Вспоминай – не вспоминай», так  же весьма красочно изображён голод на Украине.
Я помню и другую статью в одном из советских исторических журналов. Где описывается тяжелейшее положение с одеждой у населения в СССР в пятидесятые годы. Мне запомнился красочный пример об учительнице из сибирской деревни, которая постоянно ходила в демисезонном пальто, потому что другой одежды у неё просто не было. У неё не было даже нательного белья, так что пальто женщина надевала прямо на голое тело.
В сериале же женщины ходят в добротной одежде и игривых вязаных  шапочках. В связи с этим мне вспомнились мемуары Светланы Сталиной, которая говорит о своих заграничных кофточках, в которых она посещала школу. С этих шерстяных кофточек аккуратно отпарывались фирменные знаки, чтобы выдать эти изделия за творения ленинградской швейной фабрики.
Но, не будем более о материальных приукрашиваниях советской власти в сериале. Поговорим о другом. Вспомним, вокруг чего завязан основной сюжет фильма. Да вокруг сворованного овса. Офицер училища крадёт для больной женщины несколько килограммов овса. И начинается сыр-бар. Особый отдел рьяно берётся за расследование. Пытают курсантов. Даже глубоко больного курсанта сажают в холодный карцер, чтобы надавить на совесть действительного вора, хотя для этого курсанта такое пребывание в не отапливаемом помещении карцера просто смерти подобно. В общем, маховик следствия раскручен максимально.
Но, я хочу обратить внимание на другое, на то, чего даже сами создатели фильма, как я понимаю, не видят.
Для этого обратимся непосредственно к тесту произведения, где Тодоровский описывает ужин, который организовала буфетчица училища для курсанта, изъявившего желание прийти на это застолье.
«Стол ломится от невиданной для курсантика еды: американская тушенка, нарезанная селедочка с кружочками лука, грибочки, в укутанном казане томится отварная картошка и прочее, и прочее.
    Ефросиня в цветастом халате, от нее за версту несет духами «Красная Москва».
А ведь это 1942 год, разгар войны. Спрашивается, откуда у обычной буфетчицы такое богатство? Ведь всё убранство стола многократно по стоимости превосходит тот украденный злосчастный овёс.
Да, правильно, всё это гастрономическое богатство буфетчица украла. И её, в конце концов, изгнали из училища, хотя никакого уголовного дела не завели. Спрашивается: «А почему»? Ведь в то время за пять зёрнышек зерна, подобранных с убранного колхозного поля, давали дикие сроки в пятнадцать лет. А тут не пять зёрнышек, тут целая гастрономия.
Ответ может быть только один. Этим буфетом училища пользовалась не только сама буфетчица, но и руководители военного заведения, в частности, и начальник особого отдела. Ведь он в фильме тоже носит свёртки с едой для своей любовницы и агента.
Вот такое раздвоение сюжетной линии. Прямо шизофреническое. Впрочем, как и вся советская действительность.