Хождение в Марсель. 5

Станислав Сахончик
По выходу из Баб-эль-Мандебского пролива нас встретила удушающая жара  и пелена песчаной бури. Палуба сразу покрылась мелким песком и, несмотря на задраенные двери и иллюминаторы, мелкие песчинки проникли даже в каюты и кубрики. Сплошная желтая пелена стояла по курсу, причем на воде держались и не тонули мельчайше песчинки, покрывая море непривычно желтым колером. Пришлось сбавить ход  и усилить наблюдение с мостика , вооружившись биноклями,потому  что в этом районе постоянно пересекая курс, шныряли деревянные лодки «дхоу» йеменских  рыбаков, которые просто невозможно засечь локатором, а зашибить  форштевнем ненароком какую-нибудь верткую  утлую лодчонку - вполне себе реально.
При этом капитану можно было  прибрести кучу абсолютно ненужных неприятностей на международном уровне. Так что известная поговорка «тише едешь - дальше будешь» наиболее подходила для подобной ситуации.
Наконец, мы вышли из полосы  песчаной бури и взяли курс на Аден, где  тогда базировались корабли 8-й оперативной эскадры Индийского океана. Не доходя до Адена  миль 50, в установленной  точке, состоялась встреча с  флагманским кораблем управления  эскадры «Тамань», лежавшим в дрейфе.
Ожидав увидеть серую громадину, вроде  американского штабного корабля «Блю Ридж», встреченного в  Тихом океане, мы были несколько разочарованы, узрев невзрачный  черно-белый пароход, отличавшийся от обычного судна только обилием  разного рода антенн и  нелепой вертолетной площадкой с белым Ка-25 на корме.
В принципе, это и был корпус обычного  серийного лесовоза, переоборудованный  для нужд ВМФ и числящийся за Черноморским флотом. Всего их было три («Баскунчак», «Даурия» и «Тамань»), базировались они в Донузлаве под Севастополем и периодически несли службу в Индийском океане и Средиземном море. Кондиционеры стояли только в каютах адмиралов, поэтому  условия службы в тропиках были, мягко говоря, спартанскими. Даже пресная вода  шла с ограничениями - «на режиме». Это когда ее дают на  5 минут перед приемом пищи и изредка на помывку и стирку. Зато забортной - хоть залейся.
На командирском катере к нам на борт прибыл  адмирал, зам.командира эскадры с флагманскими офицерами. По такому случаю  экипаж, свободный от вахт и работ, был собран в столовой, где политотдельские офицеры нам устроили настоящую «промывку мозгов» в части поведения за границей. Из экипажа мало кто бывал  за рубежом - в то время это для  ВМФ всегда было скорее исключением, чем правилом, поэтому слушали с большим вниманием. Если точно следовать правилам, то поход в увольнение превращался в некое подобие высадки группы спецназа на враждебную территорию. Ходить  следовало минимум пятерками, под  командованием старшего из комсостава, все время «бдить» во избежание  провокаций и  по приходу на судно отчитываться в письменном виде о покупках. Сейчас это все кажется смешным-но так было. Жути  на  народ тогда нагнали изрядно, даже как-то на берег расхотелось. Раздали  и памятки о Греции, видно составленные наспех, т.к. в основном содержали сведения о военной инфраструктуре и немного о культуре с упором на «сиртаки» и «бузуки».
Засим отцы-командиры  помылись в нашей сауне и, слегка  «приняв на грудь» у капитана, убыли к себе, весьма довольные визитом, оставив нас переваривать  полученную информацию.
Подняв флажные сигналы «Счастливого плавания», корабли разошлись, «Тамань» отправилась в Аден, «Илим» получил приказ следовать на архипелаг Дахлак в Эфиопию, где на острове Нокра находился наш пункт материально-технического обеспечения  (933 ПМТО ТОФ),где должны были разгрузиться от топлива и запасов воды и уже оттуда, в балласте, следовать в Пирей.
Путь до архипелага  занял немного времени  и вот  уже буксир вводит нас через узкий северный проход во внутреннюю гавань базы. Разумеется, ничего похожего на  базу в Камрани здесь не было. Каменное здание бывшей эфиопской каторжной тюрьмы, сборные щитовые казармы и домики офицерского состава, два  пирса, у которых разместились немногочисленные боевые корабли, катера  и вспомогательные суда-вот ,собственно, и вся база.
Пейзажи Нокры были способны вогнать в черную депрессию  даже самых отъявленных оптимистов-унылая плоская равнина с редкими островками чахлой растительности и облезлыми пальмами, тощие ослы и коровы, тоскливо бродящие в поисках корма и удушающая жара за 40 даже ночью. И змеи, ядовитые мамбы, гнездящиеся повсюду в трещинах  глыб известняка. Как говорили старожилы, матросы на строевых занятиях попервости ежедневно давили их ботинками по десятку. И верблюжья колючка, шипы которой пробивали подошву форменных легких тапочек В общем, на тропический рай остров похож не был, хотя ПМТО первоначально и предназначался для отдыха экипажей и мелкого ремонта атомных лодок, несущих дежурство в Индийском океане. Как водится, в таких случаях,все связанное с базой было жутко засекречено, и даже в разговорах между собой слово «Дахлак» следовало  произносить, предварительно оглянувшись, нет ли вокруг кого подозрительного.
 Танкер пришвартовался ко второму пирсу и приступил к разгрузке горючего и воды в береговые цистерны. Жара раскалила  верхнюю палубу,  и над судном поднималось марево от испарений дизельного топлива. Малейшая искра  - и все, добрая половина базы взлетит на воздух. Однако обошлось благополучно, хотя и страху натерпелись изрядно. Тем более, что в разгар перекачки полетел береговой насос и пришлось закачивать топливо из горловин танков сразу в топливозаправщики.
Когда эпопея с перекачкой закончилась, нам разрешили немного побродить по берегу в пределах базы - какая ни есть - а все же земля. Почти  все моряки и офицеры на базе были загорелыми до черноты и до удивления поджарыми - безжалостное солнце выжимало из тел лишнюю воду. А автоматчики морской пехоты, идущие в караул, выглядели  весьма экзотично - шорты, «броник» на голое тело, светло-серая каска и тапочки подводников на ногах. Тут же бродили и бойцы эфиопской роты охраны с автоматами, настроенные, впрочем, весьма дружелюбно. Однако прогулки по сорокапятиградусной жаре никого особенно никого  не вдохновили, и вскоре мы опять очутились на судне, в блаженной прохладе  кондиционированных кают.
Танкер, после разгрузки, высоко поднялся  носом над пирсом, обнажив  поржавевшее и обросшее ракушками  днище метра на два  от форштевня. Больше на базе делать было нечего и, получив «добро» на выход, «Илим» вышел на внешний рейд бухты Губбет-мус-Нефит  и стал закачивать  забортную воду в балласт, в ожидании  приказа из штаба эскадры на дальнейшие действия.
Однако пришедший вскоре  шифрованный приказ отнюдь не обрадовал. Ремонт в Пирее отменялся, танкеру надлежало следовать в балласте в Средиземное море  в точку якорной стоянки №5 (район близ Туниса) и дожидаться дальнейших указаний из штаба Средиземноморской оперативной эскадры.
Общее настроение подытожил старпом , простодушно брякнувший :
-Вот вам, мля, и «сиртаки» и, мля «бузуки»!И мастики-то не попьем!
С мечтами о солнечной Элладе пришлось на время распроститься, однако впереди ждали еще  неведомые пока земли и очередные приключения…(на фото часть нашей базы на о.Нокра) (продолжение следует).