Музей - школе

Светлана Багаевская
                Формирование исторического сознания учащегося
                в духовно – патриотическом развитии личности школьника
                на базе изучения истории Донского края.
   

 В настоящее время среди молодёжи, наблюдается уменьшение аудитории интересующихся историей родного края. По последним данным социологического исследования в среде молодёжи большой процент безразличия к истории своего народа и даже агрессивности в отношении к старшему поколению. Единственный путь снижения этих тенденций – это воспитание уважения к своей культуре и культурам других народов. Возможность увеличения престижа исторического образования даёт духовное богатство  бережного отношения к традициям наших предков.Старочеркасский музей - заповедник имеет большой опыт работы с молодёжью.Сотрудники музея успешно контактируют как со школьниками  местной школы, так и со школьниками и студентами учебных  учреждений городов  Ростовской области.

 Музейная работа чрезвычайно  многогранна и разнообразна. Основная цель всех музеев – это популяризация научных знаний среди различных слоёв населения, особое внимание необходимо уделять подрастающему поколению. Среди основных  видов пропаганды  значительное место принадлежит научно – просветительской и культурно – массовой работе.
       
 Научно – просветительская работа  Старочеркасского  музея-заповедника тесно связана с научно – исследовательской работой сотрудников музея и экспозиционной работой. Результатом этой деятельности являются экскурсии и лекции по истории Донского казачества, которые проводятся по выставкам  музея.
         
 Немаловажную роль в пропаганде научных достижений Старочеркасского музея-заповедника  играет и культурно – массовые мероприятия, такие как  ежегодные фольклорные праздники, выступление музейного хора, передвижные выставки, лекции на интересные и интеллектуальные темы.  Особое место в  деятельности музея отведено работе со школьниками. Сотрудники научно-просветительского отдела много лет сотрудничали  с коллективом учителей Старочеркасской средней школы.  С нуля были разработаны учебные тематические  программы для учащихся Старочеркасской средней школы по изучению истории Родного края с древнейших времён и до наших дней.
       
 Так программа курса « История Донского края» с древнейших времён до конца 16 века для 5-6 классов была разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории. Главная цель курса направлена на формирование исторического сознания учащегося в духовно – патриотическом развитии личности школьника на базе изучения истории родного края. В результате усвоения курса  учащиеся получают базовые знания по истории родного края, учатся осмысливать, доступный для их возраста, исторический материал. Уроки истории  Донского края помогают учащимся сформулировать самосознание и основы гражданской позиции личности, помогают понять ученику кто он, каково его отношение к титульной нации, каково его отношение к соплеменникам.
               
                Содержание программы:
1.Введение. Донской край – мой край.
2.Донская природа.
3.Первобытные племена на территории Дона.
4.Племена эпохи металлов.
5.Таинственные киммерийцы.
6.Скифы.
7.Греческая колонизация.
8.Танаис  - город  босфорских греков.
9.Сарматы.
10.Дон в 3-4 веках нашей эры.
11.Хазары.
12.Печенеги.
13.Половцы.
14.Монголо – татарские завоеватели на Дону.
15.Тана – торговая фактория.
16.Азов - порт Османской империи.
17.Кто такие Донские казаки?
18.Донские казаки на заре своей истории.
19.Черкасск – казачий городок.
20.Донское казачество поступает на службу.
      
 Программа курса «Истории Донского края»  с 17 – 19 века была разработана для учеников 7-8 классов. Изучая эту программу, учащиеся ориентированы на становление личного восторженно – восхищающего отношения к делам земляков, на постижение нравственного мира предшествующих поколений и современников, их духовной культуры, умение жить и развиваться в многонациональном донском сообществе. Знакомясь с историей родного края, находясь в обстановке уважения к старине, учащиеся могут с гордостью причислить себя к этой истории. У них повышается интерес к родной истории  станицы, рода и края.

                Учебными целями этого курса являются:
–формирование  у  учащихся  представлений  о  превращении  казачества  в военно – служивое сословие;
–показать роль города Черкасска в истории войска Донского в 17 – 18 веках;
–определить роль казачества как во внешних, так и во внутренних войнах России;
–жители города Черкасска и их судьбы в истории казачества;
–определять культурные процессы, проходившие на Донской земле в 17-19 веках.

                Содержание программы:

     1.Донской край в 17 веке. Восстание С Разина.
     2.Город Черкасск – столица Донских казаков.
     3.Гражданская архитектура города Черкасска.
     4.Церковная архитектура города Черкасска.
     5.Быт и культура казаков, жителей города Черкасска.
     6.Донской край в 18 веке. Булавинское восстание.
     7.Казаки на службе  в  18-19 века.
     8.Участие казаков в войнах России.
     9.Хозяйственное освоение Донского края в 19 веке.
     10.Быт и культура донских казаков в 17 – 19 веках.

 История Донского края 20 века, разработанная  для 9-11 классов общеобразовательной  школы, богата и насыщена интересными и яркими событиями, громкими именами. Изложение истории 20 века безусловно, одна из наиболее сложных проблем, ведь оценки событий прошлого века в России отличаются наибольшей политизированностью. Современная историческая наука неизменно испытывает давление со стороны властей предержащих, официальной идеологии.

 В изложении истории 20 века, также сказывается пресс громких, ярких публицистических выступлений по проблемам истории в прессе. Необходимо постоянно подчёркивать, что в России были люди, чья жизнь может и должна стать если не идеалом, то по крайней мере предметом гордости и уважения для новых поколений.

 Главной задачей в изучение этого курса является воспитание гордости за свою страну, которое поможет преодолеть сложившиеся в последние годы отрицательное отношение к своему народу у учащихся. Учебной целью курса является понимание простой истины: «...будет жив мой народ – буду жить и я, будет могуча и благодатна моя страна – буду счастлив и благополучен я ...».

                Содержание программы:
1.Введение. Донской край в 20 веке.
2.Социально – экономическое развитие  края в конце 19  - начале 20  века.
3.Революция 1905-1907 годов на Дону.
4.Парламентская деятельность донского казачества.
5.Участие донских казаков в первой мировой войне.
6.Формирование Донской власти после Февральской революции 1917 года.
7.Становление советского Дона после октября 1917 года.
8.Гражданская война на Дону (1918-1920г)
9.НЭП на Дону(1921г)
10.Коллективизация на Дону.
11.Развитие индустрии на Дону.
12.Репрессии 30 годов в Донской области.
13.Дон в годы войны 1941-1945 г.
14.Казачий коллаборационизм в годы войны.
15.Жители станицы Старочеркасской – участники ВОВ.
16.Послевоенное восстановление.
17.Ростовская область.(1950-1980г)
18.Донская перестройка.
19.Современное развитие экономики Дона.
20.Современное  становление гражданского общества.
21.Избирательный процесс.
22.Казачье движение.
23.Возрождение казачьей культуры.
24.Станица Старочеркасская в 20 веке.
25.Донская культура сегодня.

 Главной задачей изучения всего курса истории Донского края является постижение учащимся истории мировых цивилизаций, через историю родного края, формируя толерантное отношение. Формирование культуры толерантности учащегося необходимо для полноценного эмоционального целостного восприятия курса истории. Необходимо, чтобы молодёжь отказалась от эгоцентризма, национализма, эксплуатации, религиозного фанатизма и тоталитаризма. Настоящий курс позволит ребёнку с наименьшими затратами войти в мир культуры взрослых людей, сформировать у растущего поколения уважение к прошлому человечества  и устойчивую привычку искать ответы на вопросы дня сегодняшнего в дне  вчерашнем.
       
 Кроме уроков истории, сотрудники  Старочеркасского музея в зимний период, в период затишья экскурсионной работы, проводят  конкурсы и викторины на донскую тематику.  Так, сложилась многолетняя традиция проводить месячник «Музей- школе» в феврале месяце каждого года. Во время месячника для учеников читается цикл лекций, проводятся семинары, викторины и конкурсы по истории, быту и культуре станицы Старочеркасской: 
               
                Сценарий семинара  «Я живу на Дону!»
                План семинара.

           1.Легенды – мечты о прошлом и будущем.
           2.Байки, были- события недавнего прошлого.
           3.Фольклор – поведенческие аспекты. 
         
 Легенду нельзя рассматривать как сказку или вымысел. Легенды слагались на основе исторических событий и передавались из поколения в поколение устно. При таком способе передачи неизбежны искажения и дополнения  от лица рассказчика.  В основе легенд заложено откровение, пример для подражания. Героем легенд становились чудо-богатыри отважные, решительные, смелые, добрые, смекалистые, умеющие находить выход из безвыходных жизненных ситуаций. Легенды более ценны, чем идеология или доктрины, так как идеи легенды укореняются в самых глубинах души и обладают более сильным влиянием.
          
 Слово «байки» в лексиконе русского народа  зародилось очень  давно, одновременно с легендами, и произошло от слова  «баить», то есть болтать, разговаривать. Байки-это небольшие сказки, прибаутки, анекдоты из жизни. Байки украшены искромётным юмором.  Главные герои баек отличаются не богатырской силой и героизмом, а смекалкой,  хитростью, изворотливостью. Герои баек живут в соседнем дворе, они такие же как и мы с вами.
            
 Быль – это рассказ о том, что произошло на самом деле.  Быль не всегда украшена героизмом или юмором, в ней описываются события, которые произошли совсем недавно и не успели трансформироваться в легенду или байку.
            
 Фольклор – это песни, танцы, хороводы, игры народа.  Песни в том виде к которым мы привыкли,   в историческом смысле зародились не так давно. В древние времена по Руси ходили калики, которые под музыку гуслей рассказывали легенды. Эти легенды трансформировались  в героические песни.

 Во время праздников люди водили хороводы. Хоровод сопровождался пением. Сам хоровод это и игра, и танец одновременно. Водить хоровод это целая наука, которая развивает образное мышление. Хоровод водили и взрослые, и дети.   Например, в центр круга ставился именник, а вокруг него его друзья становились в хоровод и пели:
               Как Катины именины испекли мы каравай!
               Вот такой ширины( расширяют круг насколько это возможно)
               Вот такой ужины (сужают круг насколько это возможно)
                Вот такой нижины (все присаживаются на корточки)
                Вот такой вышины (Все встают на цыпочки)

Идя по кругу в хороводе, вокруг именинника поют:
                Каравай,  каравай! Кого хочешь выбирай!
      
 Именинник выбирает кого-то из круга, берёт его за руку. Круг размыкается. Задача именинника из живой змейки людей сотворить новую фигуру, так чтобы потом  вновь составился хоровод, без разрыва рук играющих. В центр ставят нового именинника и игра начинается сначала. 
      
                Сценарий семинара  «Как собирать традиции?»

                План семинара.

            1.Что такое традиции? Какими они могут быть?
            2.Что такое обычаи?
            3.Способы коммуникации. Как вызвать человека к общению?

 Традиция – это  исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение идеи,  взгляды, вкусы, порядки, правила поведения людей. В станице Старочеркасской есть древняя традиция на Старый Новый год 13 января ходить по домам и колядовать. Колядки - это такие песни, в которых славят щедрых хозяев, если они впускают в дом колядовщиков и угощают их. Если хозяева делают вид, что их нет дома, то колядовщики обычно хулиганят. В Старочеркасске, ещё лет 30 назад, могли таким хозяевам снести забор или перевернуть туалет.
         
 Обычаи – это установившийся порядок в поведении, в быту. Например, в станице Старочеркасской не принято разговаривать с соседкой через порог. Хозяйка приглашает в дом, сажает за стол, предлагает чашку чая и лишь потом, спрашивает о цели прихода. Если же гостья спешит и не хочет заходить в дом, то  хозяйка сама переступает порог и лишь потом, спрашивает о цели прихода.
         
  Коммуникация – это возможность вызвать человека к общению. Здесь важно всё:

– Внешний вид, голос, манера общения, жесты, смысл и порядок сообщения;
– Очень помогает умение «строить мосты», то есть не только завязать беседу, но и вести её доверительно;
–умейте слушать собеседника и расположить его к диалогу, необходимо, также воодушевить его и уважать его взгляды.
   
 При встрече с опрашиваемым человеком, необходимо дружелюбно поздороваться, затем представиться, кто вы такие. Лишь потом сообщить о цели своего визита. Старайтесь не перебивать собеседника, вопросы задавайте в паузы. Тактично направляйте беседу в нужное вам русло, у более старшего поколения может быть много воспоминаний, которые вам не нужны. После беседы, поблагодарите человека, что он нашел время с вами пообщаться. Уточните если вам что-то было непонятно. И лишь затем нужно прощаться и уходить.
    
 Лучше всего при опросах заполнять опросный лист, но только с согласия опрашиваемого человека. Очень многие стесняются при виде того, как вы записываете разговор, от этого может пострадать качество беседы, поэтому если при разговоре записи не велись, то необходимо их записать по возможности после.(см. приложение1-2 в конце текста)

 После того, как дети познакомились с познавательными темами семинаров, им даётся задание провести опрос и написать реферат. Самыми популярными темами среди Старочеркасской  молодёжи  стали:

–Легенды Тихого Дона;

– Байки и были станицы Старочеркасской;

– Сказания,сказки, мифы – предания старины глубокой;

– Фольклор – песни и танцы казаков;

– Топонимика – названия говорят сами за себя;

–Игры Донских казаков.
   
 Темы конкурса  рефератов объявляются заранее. Итоги конкурса подводятся на всеобщей линейке школы. Победители получают грамоты и сувенирную продукцию Старочеркасского музея-заповедника.
               
 Для ознакомления школьников с работой музейного работника, была разработана программа для кружка, в котором бы дети учились профессии экскурсовода и попутно знакомились с такими музейными профессиями, как библиотекарь, экспозиционер, хранитель, художник–реставратор, архитектор.
       
 В сентябре 2007 года был организован кружок «Юный экскурсовод» на базе Старочеркасской средней школы для учащихся  5-11 классов. Основной задачей в работе кружка является пропаганда и формирование исторического сознания школьников. Целью кружка является патриотическое воспитание школьников в духовном развитии личности на базе изучения истории родного края.

       Рабочая программа кружка «Юный экскурсовод»:
– знакомство с историей родной станицы;

– изучение местных достопримечательностей;

– ознакомление с особенностями быта и культуры родного края;

– посещение  Старочеркасского  музея  для  знакомства с экспонатами.

   
 Попутно решаются такие проблемы в воспитании школьников как:

– любовь к Родине и родным местам;

– сохранение природы;

– охрана памятников и памятных мест;

– сохранение местных традиций.

    Посещая кружок, школьники учатся:

– правильной речи;
– логическому мышлению;
– культуре общения;
– получать сведения из исторической литературы, документов, фотографий.

     Рабочая программа кружка рассчитана на 68 часов занятий. Занятия проводятся  во время учебного года  с перерывом на летние каникулы. Занятия проводятся раз в неделю по 2 часа в здании школы. Кружок посещают все желающие.

   Содержание  программы кружка «Юный экскурсовод»:
1.Вводное занятие – 2 часа.
2.Искусство общения – 4 часа.
3.Ораторское мастерство – 4 часа.
4.Работа с историческими источниками знаний -4 часа.
5.Искусство составления повествовательно – описательных рассказов   -  4 часа.
6.Изучение истории станицы Старочеркасской на базе сохранившихся памятников и памятных мест – 48 часов.
7. Подведение итогов – 2 часа.
      
 На вводном  занятии руководителем  определяются цели и задачи работы членов кружка, формы и методы обучения. Также члены кружка заполняют анкеты, которые руководителю кружка помогают определить способности  учащегося, чтобы в дальнейшем составить индивидуальную программу обучения. Также членам кружка рекомендуется ведение записей в тетради, в которую записывают основные даты и события прошедших лет.
         
 На последующих двух занятиях члены кружка учатся искусству общения.  Первый урок называется  - «Вежливость на каждый день». Дети разбиваются на пары и учатся здороваться и представляться друг другу.   Особое внимание уделяется внешнему виду: одежде, обуви,  прическе.  В народе говорят:  «Встречают по одёжке, а провожают по уму».

 Главным критерием  в одежде экскурсовода  является чистота и скромность, чтобы туристы своё внимание обращали на экспонаты, а не на одежду экскурсовода. Также дети   учатся вежливости, обаянию, умению правильно выбирать позиции при рассказе и показе  архитектурных  объектов.
   
 На ораторское мастерство также отводится 2 занятия. Культура речи – это основа всякой экскурсии.  Поэтому  на первом занятии все учатся правильно говорить. Для этой цели подобраны  скороговорки, которые выявляют дефекты речи. Если ребёнок не чётко произносит шипящие звуки, то ему предлагаются следующие поговорки:

       Кукушка кукушонку купила капюшон,
       Надел кукушонок капюшон.
       В капюшоне кукушонок смешон.

       Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
        В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота!

        Кошка крошка на окошке, кашку кушала по крошке.

       Стеша спешила, рубашку шила, да поспешила, рукав не пришила.
      
 Очень часто детям трудно даются такие звуки как «р» или  «л», тогда предлагаются следующие поговорки:
           Три бабушки на бульваре в салочки играли, внуков потеряли,
            И вся троица  ревёт: «Нам от дочек попадёт!»

            Стругал, стругал, не достругал, стал достругивать – пере стругал.

            Перепёлка перепелят,  прятала от ребят.

             Грыз Гарик сухарик.

 Экскурсовод в известной степени, напоминает актёра, стоящего лицом к лицу со зрителем, поэтому на втором уроке ораторского  мастерства преподаётся методика ведения экскурсии. Основа методики -  это показ с рассказом, чтобы экскурсия не превращалась в лекцию. Ведение экскурсии – это творческая работа, требующая от экскурсовода не только глубоких и специальных знаний, но и актёрского,  и ораторского мастерства. На втором уроке дети учатся читать стихи  с выражением и выделением определённых моментов стихотворения с собственными пояснениями. Приветствуется импровизация  и вдохновение. 
          
 Без глубоких познаний  экскурсоводу сложно вести экскурсию и отвечать на не запланированные вопросы. Экскурсовод постоянно пополняет свои знания и расширяет кругозор. Поэтому, в программу работы кружка была включена тема: «Работа с историческими источниками знаний». 

 Историческая литература является  основным источником знаний. Книги, газеты и журналы  хранится в библиотеках и архивах.  В  архивах также  имеются документы, фотографии, которые помогают   в пополнении и расширении   знаний. Поэтому членам кружка предлагается  посещение музейной библиотеки и архива, где дети непосредственно могут увидеть редкие книги и документы. На втором уроке организуется встреча с интересным человеком, чтобы дети учились черпать знания при общении с людьми. При таких встречах дети учатся записывать опросные листы, задавать вопросы, поддерживать разговор. Впоследствии, это помогает членам кружка  в собирательной  работе по современным обрядам и традициям.
            
 Тщательная  подготовка, культура речи, глубокое знание предмета – всё это основа всякой экскурсии, но без логично – лаконичного изложения материала не будет заинтересованности слушателя, поэтому в программу кружка  «Юный экскурсовод» была  включена тема «Искусство составления повествовательно-описательных рассказов».  На первом уроке даются планы составления текстов экскурсий. Текст экскурсий должен состоять из краткого вступления, изложения материала и заключения. Во вступлении необходимо обозначить тему,  период времени, место. В изложении материала  экскурсии необходимо тщательно освятить все аспекты выбранной темы. В заключении подвести итоги и сделать вывод. На втором уроке детям предлагаются  игры, которые помогают в игровой форме закрепить весь пройденный материал.(см. приложение3 в конце текста)
 
 В рабочей программе кружка «Юный экскурсовод» 48 часов учебного времени отведено изучению истории станицы Старочеркасской на базе сохранившихся памятников и памятных мест. В основу изучения положен экскурсионный текст и методические разработки  сотрудников Старочеркасского музея  по экскурсионному  маршруту от пристани до собора. Этот раздел поделен на темы:

–Майдан – главная площадь города Черкасска;
–Подворье атаманов Ефремовых;
–Торговая площадь города Черкасска;
–Черкасск – мощнейшая крепость на юге России;
–Ратное урочище с Преображенской церковью.

 Изучая каждую тему, дети записывают в тетрадь исторические сведения. После изучения темы все члены кружка отправляются на объект  и рассказывают всем свои версии экскурсий.
   
 На изучение памятников Старочеркасского майдана отведено 6 занятий. Программа включает в себя изучение  архитектурного ансамбля  Войскового Воскресенского собора и колокольни, изучение традиций  Войскового круга  казаков, как высшего законодательного органа.  Программа предусматривает изучение биографии атамана М.И.Платова и атамана С.Т.Разина, а также  историю Азовского осадного сидения.

 На изучение памятников Атаманского подворья отведено  18 часов занятий, это связано с тем, что история подворья разделяется на периоды:
               
– Родовое гнездо Ефремовых (1761г – 1837г);

– Женский Ефремовский монастырь (1837 г – 1926г);

– Советский период (1926 г – 1970г);

– Старочеркасский  музей- заповедник (с 1970 г по настоящий день);

– Мужской Свято-Донской монастырь (с 1994 г по настоящий день).

 На изучение торговой площади города Черкасска отведено 8 часов занятий. Программа предусматривает знакомство с сохранившимися памятниками: 

– Церковь в честь апостолов Петра и Павла;

– Торговая  лавка 18 века с выбитой второй печатью Войска Донского;

– Дом Булавина;

– Здание церковно приходской школы;

– Торговая лавка купца Куралимова;

– Здание сельскохозяйственного банка  «Кредитного товарищества»;

– Здания торгового купца Жученкова;

– Памятник погибшим воинам во время Великой Отечественной войны.

 Крепостные сооружения города Черкасска не сохранились. На местах где раньше стояли бастионы, сейчас установлены  пушки 18 века.  Экскурсионный маршрут от пристани до собора проходит через  территорию трёх бастионов: Ивановский,  Донской и Даниловский. Дети изучают расположение всех бастионов Черкасской крепости, но большее внимание уделяется именно этим трём.

 Не смотря на то, что Ратное урочище не включено в экскурсионный маршрут, эта тема всё равно была включена в программу изучения. Во-первых, здание современной школы расположено не далеко от Ратного урочища. Во-вторых,  основной поток туристов попадает в станицу по новой дороге, которая проходит мимо Ратного урочища, следовательно, растёт интерес к этой малоизученной части Старочеркасска. На изучение этой темы даётся 4 учебных часа.
       
 Члены кружка с удовольствием участвуют в районных конкурсах краеведения и состязаниях  экскурсоводов в конкурсе «Юный экскурсовод Дона». В 2007 году члены кружка  участвовали  в Областном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся – участников туристско – краеведческого движения «Отечество».  На конкурс свою исследовательскую работу предоставила ученица 9 класса Иванина Анна. Её  работа «Исследование торговой лавки 18 века в станице Старочеркасской.» в номинации «Архитектура» заняла первое место. 

 В марте 2008 года кружок участвовал в районном конкурсе «Юный экскурсовод Дона». Для участия в конкурсе была разработана  передвижная выставка «Русские платки и шали». Экспонаты были взяты из фондов Старочеркасского музея. Был создан экскурсионный текст. В конкурсе участвовала  ученица  6 класса  Багаевская Софья, которая заняла первое место среди участников конкурса.

 В ноябре 2008 года члены кружка участвовали в районном краеведческом конкурсе «Отечество – 2009».  На конкурс свою исследовательскую  работу предоставила  ученица  7  класса  Михайличенко  Екатерина.   Её   работа «Похоронно – поминальные обычаи и обряды казаков станицы Старочеркасской»  заняла первое место в номинации «Этнография».

 В марте 2009 года члены кружка  участвовали в районном конкурсе «Юный экскурсовод Дона». Для участия в конкурсе была разработана передвижная выставка «Одежда донских казачек 18-19 веков». Особенность этой выставки заключалось в том, что члены кружка одевали наряды казачек и демонстрировали их всем присутствующим. На основе экспонатов, которые предоставил музей - заповедник, был разработан экскурсионный текст. В конкурсе  в качестве экскурсовода участвовала ученица 5 класса Бузнякова Галина, которая заняла второе место.      
      
 В ноябре 2012 года члены кружка участвовали в районном краеведческом конкурсе «Отечество – 2012».  На конкурс свою исследовательскую  работу «Анинская крепость вчера, сегодня, завтра»  предоставила  ученица  11  класса  Багаевская Софья, которая заняла  первое место в номинации «Исторические памятники родного края».
    
 Цивилизация привнесла в жизнь людей много чуждого, отдаляющего их от местных обычаев и традиций. И чем дальше уходит прогресс вперёд, тем больше неизбежность уничтожения исторического наследия мира предков. В период перемен значительно усиливается влияние истории на современность – общество черпает силы для выживания в обращении к своим истокам, к опыту предков. В современных условиях чрезвычайно важно, чтобы исторические  представления молодёжи вселяли оптимизм и веру в светлое будущее российской нации в целом. Эту глобальную проблему нельзя сваливать лишь на плечи школьного учителя, необходимы совместные усилия и мероприятия.
          
Приложение1:

                Опросный лист№
                «____»                200    года.
             
     П№  ВОПРОС ОТВЕТ
1. ВОЗРАСТ
2. КАК ДОЛГО ПРОЖИВАЕТ В ЭТОЙ МЕСТНОСТИ?
3. КЕМ РАБОТАЕТ? ПРОФЕССИЯ?
4. ОБРАЗОВАНИЕ.
5. ВОСПОМИНАНИЯ:

Приложение2.

                Сценарий ролевой игры «Коммуникация»

                Действующие лица и исполнители:

                УЧИТЕЛЬ
                УЧЕНИКИ  10 класса- 6-8 человек
                БАБУШКИ – 3 человека
                ВНУЧКА – ученица 10 класса
                ИГРАЮЩИЕ ДЕТИ – от 6 до 12 человек.

                Первое действие
  На сцене рассаживаются на стульях учащиеся 10 класса, достают блокноты и ручки. Затем на сцене появляется учитель. Начинается урок.

     УЧИТЕЛЬ:   Запишите тему сегодняшнего урока: «Легенды, обряды, традиции и фольклор как огромный пласт народной культуры» . Народные традиции это сконцентрированный многовековой опыт народа, утрата, которого будет катастрофой для окружающего мира. Ведь в прошлом человек черпает духовные силы, чтобы жить в настоящем и совершенствовать будущее. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими кореньями, отруби их и дерево погибнет.» Так и народ не знающий своей истории и культуры, обречён на вымирание. Я предлагаю вам изучить легенды, обряды, традиции и фольклор казаков Дона и к следующему уроку написать реферат. На этом наш урок закончен. До свидание.
      
Учитель уходит, а ученики бурно обсуждают, что делать дальше:
–Можно порыться в библиотеке!
– А я бабушку расспрошу!
– Придётся идти в гости к соседу!
– А я съезжу на дальний хутор и расспрошу своего дедушку!
          Продолжая бурное обсуждение, ученики расходятся со сцены.

                Второе действие.
 На сцене за столом сидит  компания старушек. Они пьют чай, тихонько беседуя. В это время на сцену выходит ученица 10 класса и печально здоровается со всеми.

        Первая бабушка:
– Внученька садись с нами чай пить. Что – то ты сегодня грустная, двойку получила?
   
     Внучка:
– Нет, не получила. Учительница задала нам очень сложное задание. Изучить традиции Донских казаков.
 
     Вторая бабушка:
– А какие именно традиции, сказала?
   
    Внучка:
– Да! Легенды, традиции, фольклор, игры..

  Третья  бабушка:
– Игры? А вот это уже интересно!

   Первая бабушка:
– Сейчас молодёжь в игры не играет, не то, что мы!

   Внучка:
– А вы что, знаете старинные игры?

   Вторая бабушка:
– Конечно! Раньше ведь телевизоров не было. Вот и развлекались играми и дети, и взрослые.

   Третья бабушка:
– Летом играли в жмурки, горелки, догонялки!

   Первая бабушка:
– Зимой катались на санках или на коньках, играли  в снежки, в снежный бой!

    Вторая бабушка:
– А вечерами играли в фанты, в испорченный телефон, в садовника!

    Третья бабушка:
– А помните игру «Набор в рекруты»?

     Внучка:
– Бабушка  расскажи, что эта за игра? И что означает «рекруты»?

    Третья бабушка:
– Рекруты – это новобранцы в армию.  Парни садились в ряд на стулья и загадывали нас девушек.

     Вторая бабушка:
– А мы должны угадать, кто нас выбрал. Мы по очереди подходили к парням. Если угадаешь, то тебя взяли в рекруты. И ты становишься за стул парня.

      Первая бабушка:
– А если не угадаешь, то парень стучит ногами об пол. Когда всех выберут, то девушки – рекруты  садятся на стулья и загадывают парней. А давайте поиграем,  вспомним молодость!

     Бабушки снимают платочки. На сцену выходят остальные участники, если не хватает, то на сцену приглашаются и зрители, которые также могут поиграть. Начинается игра. За всё время игры внучка записывает в блокнот, когда игра закончилась, внучка встаёт и обращается к зрителям:
 - Так я написала свой реферат на пятёрку!

      Артисты  кланяются и уходят со сцены. 
                (КОНЕЦ)

      Приложение 3
                Игра:  Переверание   сказки.
     Детям предлагается  вспомнить любую детскую  сказку, которую они очень хорошо знают и предложить им рассказать эту сказку совсем не так, а наоборот. Например: Жила-была  девочка по имени  Жёлтая шапочка....
               или,     Жил – был мальчик по имени  Зелёная  шапочка...
Детям предложить записать свой придуманный вариант сказки в тетрадку.
 

                Игра:  «Фантазёры».
      Предложить детям ответить на вопрос:
« Что бы было?  Если бы к вам   постучался казак и попросил одолжить лошадь.
    Что бы было? Если бы вы оказались  в 18 веке на майдане города Черкасска.»
 Предложить  всей группе участвовать в этой игре. Один ребёнок говорит и записывает на доске  одно предложение, второй ребёнок, продолжая мысль первого, пишет  второе предложение и так далее.

                Игра:      «Сочини  анекдот»
       Детям предлагается сочинить анекдот, используя заданные слова. Например:  Составить анекдот, используя слова:  атаман, площадь, казаки, рыба, река Дон и тому подобное.
    Предложить детям записать свой анекдот в тетрадь и рассказать всем.