Фото из интернета: "Христос в пустыне" И.Н. Крамской 1872,х.м.
- А у нас сейчас будут гречневые котлетки под апельсиновым соком с киви и персиками! – радостно вещала с экрана телевизора фигуристая Наташа Королёва.
- А у нас, - ответил повар, поддержанный энергичной мамой Наташи, солнечный согревающий постный суп "Турецкие мотивы" из булгура и кураги. Ведь идёт последняя неделя поста – самая сложная, самая трудная, самая непростая. Надо иметь силы, поддержать организм…
- Еретики! - мрачно прокомментировал Иван Васильевич, поедая котлету с пшенной кашей, сидя за столом на веранде дачи. В средние века гореть бы им в костре!
- Это почему же? – спросила Марина, супруга Ивана Васильевича, - опять начал, безбожник! Прекрати, дай послушать. Лучше бы попостился хоть раз!
- Лучше для кого? Да я таких продуктов не знаю, о которых они гутарят: мушмула, фейхуа, помело. А сколько они стоят? Пенсии на кефир не хватает!
- Замолчи, сам ты помело, слушать тебя не хочу!
Марина ела тушёную капусту и запивала сладким чаем. Шла телепередача «Время обедать» с Наташей Королёвой.
- По православному учению, человек принадлежит духовному и материальному миру... - продолжил Иван Васильевич.
- Если ты Иван, сейчас же не прекратишь, богослов доморощенный – уйду к подруге! Она со своим тоже вчера на дачу приехала.
- Послушай, Маринушка, ты же считаешь себя человеком православным, вот мяса не ешь, а вместо любви, я сейчас о христианской любви говорю, ты ко мне с агрессией! К подруге… Ты же знаешь, что один не люблю оставаться и боюсь: вдруг сердце прихватит… А по учению святых отцов, пост сам по себе не спасает тех, кто его соблюдает!
- Опять буровишь, не пойми чего? Атеист паршивый!
- Да нет же, послушай, ведь пост не самоцель, он служит лишь средством отвратить человека от грехов. Зависти, гнева, чревоугодия и так далее. Пост только при желании и доброй воле ведёт к очищению души, поэтому он воспринимается в православии как радость.
- Ну, пошла губерния…
- Не перебивай, послушай, я же не зря столько лет просидел, твою религию изучая. Подумай сама: что будет с твоей душой, если ты съешь котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, ты попадешь в Царство Небесное только за то, что ешь скоромное? Как просто туда попасть!
Нет, пост - это, прежде всего, духовное упражнение, это возможность сопереживание с Христом, и в этом смысле - малая жертва Богу. Святитель Феофан Затворник называет пост "курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого". Вот послушай, я тебе прочитаю, в чем же заключается эта малая жертва Спасителю: « Жертва Богу - дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». (Пс. 50). Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений и даже от насущных дел (как понимают жертву католики, иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: "Душевный пост состоит в отвержении попечений". Пост - это время служения Богу молитвой и покаянием.
- Всё, Ваня, терпение моё лопнуло. Нашёл в моём лице аудиторию! Иди во двор и там Цуце свои теории разводи…
Иван Васильевич тяжело вздохнул, доел котлету и, прихрамывая, вышел на крыльцо. Уже неделю стояла теплая погода. Апрельское солнышко припекало. Земля в саду подсохла, и ярко-зеленая молодая травка ласкала глаз. Слева от больших качелей с балдахином, на которых свободно могли разместиться пять человек, высилась группка из пяти сосен, растущих, как бы из одного корня и, чуть поодаль - высокая туя, ствол которой внизу скрывался зарослями можжевельника. Из-под забора через вырытую нору навстречу Ивану Васильевичу с радостным визгом выскочила рыженькая, похожая на лисичку, дворняжка Цуца.
Она была пятым и самым маленьким щенком в прошлогоднем помёте уличной сучки Нюшки, которая ощенилась под беседкой у соседей. Беспомощного щенка назвали Цуциком, думая, что это кобелёк. Но, когда щенок подрос, оказалось, что это сучка – так она стала Цуцей. Все щенки разбрелись неизвестно куда, а Цуца осталась с матерью. Она имела весёлый нрав и радостно встречала дачников звонким лаем, бегая от одного дома к другому, выпрашивая еду. Забавная, лопоухая собачка с белым пятном на полморды. Гоняли её за то, что она носилась, как угорелая, по грядкам и рыла. Рыла везде: под забором, в огороде, под деревьями . Её ругали, кидали в нее чем попало, но она не прекращала своего увлечения. Вот и сейчас вырыла под забором здоровенную дыру, хотя свободно могла прошмыгнуть под калиткой.
Вращая хвост пропеллером, она радостно бросилась Ивану Васильевичу в ноги.
- Погоди, погоди, увещал он, - сейчас я тебе печенье принесу. Тише ты...с ног собьёшь! Да,не крутись же! Пойдем лучше на качели, предложил он Цуце, - ты будешь печенье лопать, а я расскажу тебе о существе поста.
Ты спрашиваешь, зачем? Меня бабушка уполномочила тебя просветить. Самой наука сия невдомёк!
Да и тебе, Цуца пригодится. В советские времена был журнал с названием «Знание – сила». Хорошее название - знания никому ещё не повредили. Ты, одну зиму строгого поста уже пережила. Как ваше беспризорное собачье племя тут выживает, ума не приложу. Дачники не кормят. Одна надежда на деревню. Да и там вашего брата не жалуют!
Вот ты вчера куриную косточку зарыла в клумбе? Значит, зима не прошла даром. Приобретён опыт! Сегодня еда есть, а завтра может наступить пост. Тогда и пригодится твоя косточка!
Наверное, тебе в голову не придёт, что люди добровольно при наличии еды могут устроить себе голодные дни! Чудно, но и так бывает среди людей! Что-то с головкой у них не в порядке! То переедают, то постятся! Ещё и теоретическую базу под это подводят.
Вот ты, Цуца, не ведаешь, что давным-давно в четвёртом веке до рождества Христова жил древнеримский философ и общественный деятель Сенека. Я, вот тебя учу уму-разуму, а он, Сенека, учил кровавого императора Нерона. То ли учил его плохо, то ли Нерон был необучаем, как и ты, но оба вы вытворяете непотребное! Говорю тебе, не бегай по помидорам! Не рой ямы, а тебе, как и Нерону ученье невдомёк! И нечего головой крутить. Ишь, скособочила морду! Хорошо ещё, Цуца, что ты не в пример Нерону, хоть мать свою любишь.
Вот ученьем этого философа христиане и воспользовались!
Погоди, не прыгай, ногу мне поцарапаешь! На вот, лопай печенье… Так вот, Сенека, презирал земные блага и его самоотречение было сущим кладом для христианских богословов. Он сам постился и поучал людей: «Терпи голод три, четыре, иногда и несколько дней, но так, чтобы это было для тебя не забавой, а страданием, тогда, поверь мне... ты, к радости своей, убедишься, что ты можешь насытиться на гроши».
Христианская церковь мимо таких учений не проходит. Взяла на свое вооружение и, вместе с древними обрядами других религий, использовала все это для проповеди подавления греховной плоти, а по сути, для оправдания нужды бедных людей, не евших досыта. Как верующий мог жаловаться на скудную пищу? Ведь Христос тоже постился, «господь терпел и нам велел».
Религия , Цуца, всегда обслуживает власть имущих и богатых, как бы она не маскировала свои намерения.
Ещё в семнадцатом веке царь Алексей Михайлович издал указ, что кто не постится и не приходит на покаяние в великий пост – «того истязать надобно! Ослушник великого государя, будет с опалой безо всякой пощады».
И Пётр 1 и Екатерина 11 издавали подобные указы, которыми предписывалось вести списки говевших и посещающих исповеди. На непослушных налагались крупные денежные штрафы. Слава Богу, до этого наши управители ещё не додумались! Но боюсь, что если жрать нечего будет – так вспомнят! Такой инструментарий не забывается!
Сильные мира сего, Цуца в еде и во всём остальном себе не отказывают. Посты у них, на виду, как в меню из телека с Наташей Королёвой, а когда одни – вкушают всё подряд! Можешь не сомневаться.
Даже у такого праведника, как десятый патриарх Московский Адриан (1636-1700), человека «удивительной душевной чистоты и преданности церкви и Святой Руси», - так о нём писали в своё время, обычное меню постных дней, взятое из записей хозяйственной службы, состояло из следующих блюд: «икра зернистая, вязига, грузди гретые, щи со снетками, галушки, колья (это такой особый суп с паюсной икрой и огурцами), лапша, пирог с вязигой, блюдо оладий, пироги долгие (пироги с красной рыбой, которая кладётся в тесто сырой и долго печётся на малом жару), блюдо карасей».
Думаю, Цуца, мы с тобой не отказались бы от таких блюд даже в обычные дни, не то, что в пост! Вижу, что ты хвостом одобряешь меню патриарха. А почему у тебя вид такой озадаченный? А… понял, тебе, наверное, невдомёк, что это за пироги с вязигой? Ты, конечно, их не пробовала? Вязига – это струна такая, проходящая сквозь позвоночник осетровых рыб. Она варится, пассируется с лучком, морковочкой и издревле в русской кухне служила начинкой для кулебяки и расстегайчиков. Можешь не сомневаться, вкусно!
Тут монолог Ивана Васильевича прервался колокольным звоном со стороны сельской церкви в Терновом. Марина собралась на вечернюю службу.
- Иван! – позвала она, - перестань собаке голову морочить, у неё от тебя живот заболит. Полпачки печенья скормил. А так… слушала бы она твои бредни, безбожные!
Я пошла в церковь, а ты половики выбей! Делом займись…
Когда Марина скрылась за кустами терновника, Иван Васильевич вздохнул и понуро пошёл на веранду за половиками. Цуца прыгала рядом. Развесив половики на верёвке, привязанной к беседке и забору, он ударил несколько раз выбивалкой и сел на скамейку.
- Понимаешь, Цуца, - продолжил Иван Васильевич, - церковь не случайно с учением о постах обращалась прежде всего к беднякам. Один из отцов церкви — Василий Великий в своих «Беседах» писал: «Примите пост, бедные, — он разделит с вами обитель и трапезу! Примите его, рабы, — он успокоит все от непрерывных трудов рабства!». Однако сами, как правило, сквозь пальцы смотрели на откровенное чревоугодие сильных мира сего и своих коллег по церкви. Недаром всегда священников изображают в живописи или в фильмах хорошо упитанными и здоровыми.
- Куда же ты Цуца? – крикнул Иван Васильевич в след убегающей собеседницы, - я же тебе о главном не рассказал!
- Ну, вот, даже собака сбежала! В этом что-то есть, надо подумать, - пробормотал он уже себе под нос, - все бегут от меня, как черт от ладана. Ладно, делом заниматься надо, а то Марина придёт со службы – запилит!
Иван Васильевич выбил половики, отнёс их на веранду и решил, что может и отдохнуть от трудов праведных. Налил себе стопарёк хреновушки, взял кусок ливерной колбасы и солёный огурчик. Огляделся и пошёл в беседку. Не успел выпить, как из норы опять выскочила Цуца и закрутилась в беседке.
- Вот зараза, - в сердцах проговорил Иван Васильевич, - как слушать мудрые речи, так ты в бега, а как запахло колбасой, так ты здесь! Оба мы с тобой любим печёночную ливерную колбаску! Ладно, лови кусочек… ещё хочешь? Дам, но ты сначала послушай.
Знаешь, псинка, в посты, и особенно в великий пост, церковь налагала запреты и ограничения не только на пищу и развлечения. Церковь запрещала в это время также и совершение браков и считала особо греховным секс. Почему, ты спросишь? У церкви в отношениях мужчин и женщин не мало всякой бредятины. Особенно отличился на этом поприще апостол Павел. Причём эти выдумки совершенно не согласовываются со святым писанием, ведь первая заповедь Бога, о которой говорится в двадцать восьмом стихе книги «Бытие» вещает: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». И первым послушанием людей было именно занятие сексом, которое Бог сделал таким потрясающе приятным!
Но это, Цуца, вопросы богословия, а в корне этих религиозных обрядов или запретов опять-таки лежали главным образом экономические причины.
Родителям было невыгодно отдавать дочь замуж накануне весенне-летних самых напряженных сельскохозяйственных работ и лишаться, таким образом, работницы. А запрет на секс в период великого поста был вызван тем, что, забеременев в это время, женщина становилась неработоспособной к концу лета, т. е. в период сенокоса и уборки, когда женские рабочие руки были особенно нужны. Так, что хозяйственные соображения всегда в жизни людей стоят во главе угла.
Редко, кто, Цуца, копает так глубоко, как дедушка и это церкви на руку! Знания всегда вызывают раздумья, сомнения. А зачем они? Могут привести и к неверию!
Посты превратились в религиозное таинство, призванное постоянно напоминать верующим о боге, о страданиях и смерти Иисуса, о греховности и суетности всего земного. Пост и связанное с ним покаяние стали выдаваться христианскими церковниками за самое верное средство достичь вечного блаженства на небесах.
Пост, - говорят они, - утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти - просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что "молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий". Для такой покаянной молитвы пост - самое благодатное время».
- Где это ты нарыл, анчихрист? – спросила Марина, вернувшаяся со службы и незаметно появившаяся у калитки, - и кому это ты проповедуешь? А… и Цуца тут! Беги отсюда собачушка, а то можно забеременеть от дедовых бредней. Нашёл кому мозги пудрить!
- Да я, хоть и анчихрист, как ты изволила выразиться, - да знаю поболее твоего, а то, что прочитал тебе - я «нарыл» в интернете, когда изучал, что есть пост и для чего он. А то вы все думаете, что он такая свообразная православная диета!
По мне, так я всегда был солидарен гоголевским Собакевичем, мечтавшим повесить на своих воротах немца, придумавшего диету.
- Во-во, то-то брюхо и отрастил! Прекращай немедленно! Слушать тебя не хочу.
- Погоди, Марина, вот ты Иоанна Кронштатского почитаешь, а он суть постов иначе понимает: "Многие христиане... считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте».
И Святитель Василий Великий говорит о том же: "Не вкушаем мяса, но поедаем брата своего", то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда (см. Мф. 25, 31-46).
Так что, Марина, не есть мяса в пост – не самое главное!
Вот ты вообрази, что у тебя денег куча, - пенсию прибавили не на шесть процентов, а в три раза больше! И ты уже получаешь не восемь тысяч, а, скажем, хотя бы двадцать, и можешь себе позволить съесть морковь, тушёную с черносливом и киви, а потом закусить резотто с грибами, как это советует Наташа Королёва - будешь ли ты ближе к богу?
- Всё Ваня, наслушалась. Терпение моё кончилось, тебе бы только опорочить нас , верующих!
Пойду к подруге, а ты посиди, покукуй тут без меня и собаку оставь в покое!