Отдых среди природы Крыма I - заметки натуралиста

Александр Лотошинский
    Летом 1990 года я присоединился к двум своим друзьям по  университету и на целых две недели поехал в Крым.
    Это было в июле, в самый жаркий период лета. Из Феодосии до Судака мы плыли на теплоходе, а дальше прошли несколько километров пешком. Палатку  мы установили на одном из диких каменистых пляжей, и каждый день проводили самостоятельные экскурсии, своеобразные вылазки, либо в море, либо в горы (которыми, собственно, и являлись все наши сухопутные окрестности).
    Горы, море и довольно необычная южная растительность создавали почти сказочные пейзажи, которыми можно было  любоваться бесконечно. Помню, например, такую картину: сухой луг, на котором среди пожелтевших травинок были щедро рассыпаны красные бусинки сладких ягодок эфедры, обрывается прямо в море; внизу плывет теплоход,  но он так далеко, что кажется игрушечным. Казалось, что стоит вытянуть руку - и можно взять его двумя пальцами.
    Было много встреч с интересными животными. Однажды на меня деловито вышла из густой луговины мама-кеклик,  очень красивая каменная куропатка, со всем своим семейством. Они шли прямо мне под ноги, как обычные деревенские куры. Впрочем, когда я шевельнулся, они исправились и мгновенно растворились в густой высокой траве, как и полагалось нормальным диким животным. Еще мне запомнилась дыбка (очень крупный бескрылый кузнечик), она сидела неподвижно, а ее ножки трепетали на ветру, но не от ветра, как мне показалось, она сама немного покачивала ножками, чтобы они больше походили на травинки. Также я припоминаю и богомола, которого держал в руках в первый раз. Меня больше поразил не его облик, давно известный из книжек, а то, что он живой, что он обитает здесь, в траве под ногами. Но особенно яркое впечатление произвела на меня летящая цикада (поймать ее так и не удалось). Это было огромное, как мне тогда показалось, насекомое, напоминающее в полете гигантского жука. А как сказочно цикады поют!
   Я брал с собой определитель растений средней полосы России, но эта книга часто была не в силах мне помочь, почти все растения, которых я не знал, отсутствовали и в ней, кроме эфедры, которая, несмотря на свои вкусные и полезные ягоды, оказалась низкорослым голосемянным растением, отдалённым родственником наших елей и сосен. Это для меня было также удивительно, как найти ягоды вместо шишек на сосне или ёлке! Именно эфедру я и постарался изобразить на рисунке.