Размышления о Божественном творении

Любомир Павлов
                ПЕРУН

                Языческие верования славян
       
        В 980 году князем Владимиром Святославичем на теремном дворе
        было создано капище на котором возвышались шесть идолов -
        основных кумиров языческого пантеона.
        Центральное место на капище занимал идол Перуна.
        Вокруг него располагались идолы: Дажьбога, Хорса,
        Стрибога, Макоши и Семаргла.
        Перун - бог войны, громовержец, покровитель
        княжеских дружин и оружия.

                Молитва Перуну

        Перуне! вми призвающих тя!
        славен и трёхславен буди - оружия, хлеба
        и рода благость дажди! громотворение яви,
        прави на всеми! вще изородно!
        тако бысть, тако еси, тако буди!
       
               
                ***
               
Не покушаясь на ниспровержение религиозных верований и не оскорбляя религиозных чувств верующих, хотелось бы попытаться РАЦИОНАЛЬНО осмыслить,
в чём притягательная сила ВЕРЫ и в чём сакральный смысл её Божественной Мудрости, ценность которой для ФАНАТИЧНЫХ адептов, безмерно ВЫШЕ ИХ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Основной ПРОБЛЕМОЙ всех трансцендентных религиозных верований, с позиций РАЦИОНАЛЬНОГО сознания, является обоснование ВНЕВРЕМЕННОГО, т.е.  ВЕЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ   Бога – Творца.

Сложность проблемы состоит в том, что процесс существования, может быть  как временным – эволюционным, так и безвременным – вечным.
Если процесс существования временной – эволюционный, то он допускает творческое начало, но тогда, существование   не может быть вечным, а если процесс существования безвременной – вечный и бесконечный, то он тогда исключает всякое творческое начало.

И в зависимости от того, каким существованием мы наделим Бога – Творца, будет зависеть   степень несостоятельности всего религиозного богоучения.
 
 Важно отметить, что в религиозном богоучении, не рассматривается проблема «бытия», как «существования», поскольку рациональное решение этой проблемы неизбежно приводит к отрицанию Творца, так как               
безвременная вечность и творчество взаимно исключают друг друга.

***

В статье «Понимание Бога в исламе» её автор Нуман пишет: «Для тех, кто интересуется учениями о Боге, предлагаю вниманию труд исламского богослова Абу Ханифы "Аль Фикх аль Акбар"».
 
Предлагаю всем читателям, «кто интересуется учениями о Боге», воспользоваться любезнейшим предложением Нумана, как автора статьи, и проанализировать её, для того, чтобы убедиться в обоснованности используемых в ней «доказательств» ВЕЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ  БОГА – ТВОРЦА.
 
                О сотворении МИРА.

 «…был уже (((Творец))) Всемогущий Творцом в предвечности, даже не приводя творения в существование... (((Творец)))  Всевышний создал вещи из ничего, и Он обладал Знанием о них в предвечности, до их сотворения».

Это, видимо нужно понимать как ЧИСТО ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ТВОРЦОМ СВОЕГО ЗАМЫСЛА, т,е, ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ, который продолжался в течение ПРЕДВЕЧНОСТИ, т.е. ЦЕЛОЙ ВЕЧНОСТИ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ СОТВОРЕНИЮ МИРА.
 
Приведём несколько цитат из статьи Нумана характеризующих ВРЕМЕННоЙ статус
Бога – Творца.

1.  «(((Творец))), вечный, ни в ком и ни в чём не нуждающийся; не родил и не был рождён, и не был Ему равным ни один!».

2.  «Он был, не прекращаясь, и не прекратится…Он был бесконечным и является бесконечным с Его атрибутами и именами; никакой атрибут и никакое имя не были сотворены (то есть являются безначальными)».

3.   «… Он всегда и непрестанно был Могущественным благодаря Своему Могуществу, и Его Могущество - предвечный атрибут. Он всегда и непрестанно был Говорящим благодаря Своей Речи, и Его Речь - предвечный атрибут. Он всегда и непрестанно был Творцом благодаря Своему Творчеству, и Его Творчество - предвечный атрибут. Он всегда и непрестанно был Деятелем благодаря Своей Деятельности, и Его Деятельность - предвечный атрибут; объект Его Деятельности - творение, а Его Деятельность не сотворена.
Его атрибуты существовали в предвечности, не будучи сотворёнными или вызванными к существованию в какой-то особый момент».   

Проанализируем первую цитату.

Как следует из цитаты, в качестве обоснования ВЕЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ Бога – Творца видимо нужно принимать то,

 что а). Он «ни в чём не нуждающийся»,

 что б). Он «не родил и не был рождён», и

 что в). «не был Ему равным ни один!». 

Положение (а) не может служить обоснованием, поскольку «ВЕЧНОЕ» СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА – ТВОРЦА,
 (Согласно цитаты 3. «Он всегда и непрестанно был Творцом благодаря Своему Творчеству, и Его Творчество - предвечный атрибут. Он всегда и непрестанно был Деятелем благодаря Своей Деятельности»),
представляет собой ПРОЦЕСС («Творчества» и «Деятельности»), т.е. ИЗМЕНЕНИЯ и РАЗВИТИЯ, а поэтому НУЖДАЕТСЯ во ВНЕШНЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.

Он «ни в чём не нуждается», это значит, что Он ничего не принимает извне и не отдаёт во вне, не расходует ничто и не убывает ни в чём, а значит пребывает в состоянии
неизменной,
застывшей,
БЕЗВРЕМЕННОСТИ.               

Творчество, как ПРОЦЕСС, не может представлять собой  «предвечный атрибут», который может быть только характеристикой  неизменного, «предвечного» СОСТОЯНИЯ, раз и на всегда ЗАМКНУТОЙ системы, которая может пребывать только в состоянии РАВНОВЕСИЯ и без внешнего воздействия РАЗВИВАТЬСЯ не может!   

*   Положение (б), утверждающее, что Бог – Творец «не родил и не был рождён», является только констатацией Его «предвечного» существования, но оно НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ Его ВЕЧНОСТИ. Утверждение: «Он всегда и непрестанно был Могущественным благодаря Своему Могуществу, и Его Могущество - предвечный атрибут» констатирует не «деятельность», а только ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ деятельности и поэтому может быть засчитано как «предвечный атрибут».

*  Положение (в) утверждающее, что «не был Ему равным ни один!» можно истолковать как отсутствие у Него достойных собеседников.  Однако утверждение о том, что «Он всегда и непрестанно был Говорящим благодаря Своей Речи, и Его Речь - предвечный атрибут» противоречит этому толкованию, как бы ПРЕДПОЛАГАЯ НАЛИЧИЕ СОБЕСЕДНИКОВ.               

«НЕПРЕСТАННОЕ» ПРОГОВАРИВАНИЕ Им «Своей Речи», КАК И ТВОРЧЕСТВО  – ЭТО ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, который имеет своё начало и свой конец и поэтому ни как не может быть «предвечным атрибутом». Целую ВЕЧНОСТЬ до сотворения МИРА, Творец был один и поэтому у него не было возможности общения, Ему не было необходимости произносить Свои Речи.

Утверждения о том, что «Его Деятельность не сотворена», а «Его атрибуты существовали в предвечности, не будучи сотворёнными или вызванными к существованию в какой-то особый момент», свидетельствует только о том, что ВСЕ Его атрибуты не создавались и не развивались, что характеризует статичность «Творца» и явно исключает какую – либо творческую деятельность, которая являет собой процесс непрерывного развития.
 
Обратимся ко второй цитате:   

  «Он был, не прекращаясь, и не прекратится…Он был бесконечным и является бесконечным…».
В первой части данной цитаты утверждается «предвечное» существование Творца, но во второй части, утверждение о Его «БЕСКОНЕЧНОСТИ» СТАВИТ РАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ В ТУПИК, поскольку СОТВОРЁННЫЙ МИР СОВПАДАЕТ С САМИМ ТВОРЦОМ. 
               
                О Реальности.
 
«Слово (((Творца))) Всевышнего несотворённо.  Он вещь, но не как другие вещи; говоря "вещь", мы хотим просто подчеркнуть Его реальность. Он не имеет ни тела, ни субстанции, ни акцидентального свойства, ни предела, ни противоположности, ни подобия, ни образа».

Однако, следовало бы определить, что такое «РЕАЛЬНОСТЬ»?
РЕАЛЬНОСТЬ удостоверяется и констатируется ТОЛЬКО ВОСПРИНИМАЮЩИМ СУБЪЕКТОМ, его ощущениями и рациональным осознанием и бессмысленно говорить о РЕАЛЬНОСТИ независимой от воспринимающего субъекта.

РЕАЛЬНОСТЬЮ для СУБЪЕКТА является только то, что он непосредственно воспринимает в данный момент, на чём сосредоточено В ДАННЫЙ МОМЕНТ его ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Но если «Он не имеет ни тела, ни субстанции, ни акцидентального свойства, ни предела, ни противоположности, ни подобия, ни образа», то НЕТ СМЫСЛА и ГОВОРИТЬ о Его РЕАЛЬНОСТИ.
 
                Антропоморфизм.

«…мы можем сказать "Лик (((Творца)))", да будет возвышен Он и славен, не подразумевая антропоморфизма (человекоподобия) и не спрашивая "как?"».
 «(((Творец))) Всевышний будет видим в последнем мире, верующие увидят Его в раю своими глазами (буквально: глазами своих голов)».

Но «своими глазами» можно увидеть только то, что зримо можно воспринимать, т.е. то, что имеет «субстанцию». Если не «подразумевать антропоморфизма», то нельзя было наделять Творца ИМЕНЕМ и такими явно антропоморфными «атрибутами», которые «относятся к Его сущности», это: «Жизнь, Могущество, Знание, Речь, Слух, Зрение, Воля» и те, что «относятся к Его действиям», это: «Творение, Наделение пропитанием, Устроение и Придавание формы из ничего, Созидание и другие атрибуты действия». И «…никакой атрибут и никакое имя не были сотворены (то есть являются безначальными)».

ИМЯ Творца, в качестве «несотворённого» и «безначального» атрибута, не нужно было Творцу, поскольку ИМЯ это «антропоморфный» атрибут в котором, (по крайней мере, до сотворения МИРА), у ТВОРЦА не было НИ КАКОЙ НЕОБХОДИМИОСТИ.  ИМЯ даётся Субъекту теми, кто обращается к нему и только для того, чтобы отличать его от многих таких же как он.

          В УТЕШЕНИЕ СТРАЖДУЩИХ ИСТИНЫ и ТЕХ, КТО ИЩЕТ УТЕШЕНИЯ в ВЕРЕ...

«(((Творец))) Всевышний сотворил творение свободным от веры и от неверия, а затем обратился к Своему творению с повелениями и запрещениями. Некоторые люди стали неверующими через их отрицание действием и отвержение истины из-за того, что были покинуты (((Творцом))) Всевышним».
 

               ***… Всё,       Когда – Либо      Кончается…***