Философия как самопознание. Плотин

Наталья Анатольевна Шлемова
© Шлемова Н.А.

Философия как самопознание. Плотин


"Они живут, идут за нами, как будто провожают нас к таинственной цели; они продолжают любить, страдать в наших сердцах как часть нашей собственной души, вечно сохраняя кровную связь с человеческим духом. Для каждого народа они – родные, для каждого времени – современники, и даже более – предвестники будущего". (Д. Мережковский)
                * * * * * *

      Обаяние философии Плотина остается непреходящим. Его эстетическая метафизика актуальна и по сей день,  как интеллектуальный иммунитет от профанации нашей российской патриархально-автократической действительности, с ее мракобесной ментальностью. 
      Плотин родился в 204г. в Египте (видимо – в Ликополе), в 28 лет оказался в Александрии, 11 лет учился у Аммония Саккаса, считавшегося основателем неоплатонизма, который был для него тем же, что Сократ для Платона, в 244г. прибыл в Рим, где и прожил до своей смерти в 269/270г.  Единственное его изображение, дошедшее до нас, было сделано скульптором по памяти. Образование Плотин получил классическое по тем временам.
      До 49 лет Плотин ничего не писал, но, создав свою школу, по просьбе учеников стал записывать свои беседы, в форме трактатов. Труды мистика и метафизика Плотина – 54 философских сочинения, собраны его учеником Порфирием под общим названием «Эннеады» (девятерицы), дошли до нас в редакции Порфирия, который разделил их на шесть «девяток». Вот как он сам говорит: «…первая эннеада заключает сочинения преимущественно этические. Вторая эннеада, напротив, посвящена предметам физическим и объемлет то, что относится к космосу… Третья эннеада, также посвященная космосу, обнимает смежные с нею предметы рассмотрения. …После книг о космосе четвертая эннеада охватывает книги о Душе… следующая за ней пятая – об Уме, причем каждая книга здесь касается и того, что выше Ума, и того ума, который в душе, и наконец, идей… Остальные книги составили шестую эннеаду, образующую отдельный сборник» (De vita Plot., 24).
        Порядок эннеад указывает на путь восхождения, который Плотин предлагает своим последователям. Человеческая душа должна вспомнить о своем подлинном истоке, о занебесной отчизне. Хотя это воспоминание приходит сразу, подобно откровению, оно еще не может быть условием спасения и перерождения. Необходима кропотливая работа по самопознанию и очищению от всего излишнего, привнесенного чуждыми душе формами бытия (телом, социальными мнениями, привычками). А это и есть восхождение, упорное и непростое, - к началу, являющемуся причиной и смыслом всего сущего, более того, божественной бездной, которую душа может обнаружить, лишь обратившись к себе.
        Прежде всего, здесь возникает этический вопрос о начале философии. После Сократа она стала отождествляться с самопознанием и выступать как высшая форма «заботы о себе», т.е. врачевания собственной натуры, которое позволяло не просто избавиться от моральных травм или заблуждений, но и открыть некие мистические стороны души. Таким образом, этическая философия в античном мире была не просто средством сформировать портрет идеального человека («мужа благого», как у стоиков), но почти религиозным призывом обратиться к себе, кардинально изменить свою жизнь.
       Плотин, по свидетельству Порфирия, не перечитывал написанное, целиком был занят только смыслом сказанного, основанного на созерцании-интуиции, этой высшей способности подлинного ума. Еще задолго до Лакана Плотин понимал основную силу слова: не доносить информацию, но погружать в пространство переживания.
         Последние трактаты Плотина как бы констатируют: мир куда больше, чем он видится человеку, за чувственно воспринимаемым стоит умопостигаемое; всем правит Благо, и если мы не способны увидеть благо в своей жизни, значит, нужно «отделять душу от тела», собирать ее в себе самой, терпеливо ждать неизбежной смерти, которая для философа является не злом, но избавлением…

          Неоплатоническую доктрину описать можно в следующих пунктах.
а) Тема начала. Плотин был первым, кто поставил своеобразный «метафизический эксперимент». Он задался вопросом: как можно помыслить абсолютно трансцендентное условие бытия и знания полноправным и деятельным началом всего? В результате сложилась концепция Единого, понимаемого и как трансцендентное начало, и как Благо, таинственным образом порождающее и заботящееся обо всем, пронизывая сущее своим присутствием, и как принцип единства любого из существующих, своего рода мистический след Первоначала.
б) Постановка вопроса об уме как сущем, о предметном содержании ума, источнике последнего и о границах знания.
в) Понимание платоновского «Парменида» как описание различных модусов сущего.
г) Понимание языка Платона как священного, демиургического и, даже, теургического.
д) Острая постановка вопроса об отношении души частной к всеобщей Душе. Концепция Плотина: частная душа – «энергия» всеобщей Души.

       Учение Плотина, как и его учителя, строится на базе мистериального, личностного опыта. Оба убеждены в присутствии высшего начала. Учение Плотина также следует излагать «сверху вниз», т.е. от природы Абсолюта и форм его творческой деятельности – к различным уровням сущего.
         Центральная тема текстов Плотина – Единое. В сущности, Единое в равной мере является и объектом и субъектом познания. Попросту говоря, бытийный, жизненный, познавательный опыт, который имеет человек или любое живое существо, содержится внутри присутствия Единого, причем даже наше «я» является не неким атомом-субстанцией, но структурой (комплексом), возникающей в рамках данного опыта.  Поскольку оно не есть ни умопостигаемое бытие, ни сам ум, ни душа, ни тело, это означает, что оно превосходит всё, что мы знаем или можем знать. Как созидающее всё сущее, оно является Благом, как то, о чем возможны лишь апофатические высказывания (вывод о непознаваемости бога) – Единым. Впрочем, Плотин оговаривается, что «Благо» и «Единое» на самом деле являются одним именем, которое нам, привыкшим к множественности сущего, кажется двумя.
          Единое превосходит бытие, мышление, знание, время и даже вечность. Оно не имеет сущности, но содержит в себе всё сущее («как прозрачность в свете»). На самом деле постижение Единого возможно лишь, когда мы перестаем «спешить к другим началам», не смешиваем его ни с чем, достигаем высшей концентрации и молчания разума. В этом случае оно само раскрывается для нас, показывая источник харизмы, пронизывающей мир (для Плотина «харизма» - одновременно и благодать, и грация, прелесть мира, пронизанного лучами Блага. Та самая прелесть, которую могут увидеть лишь великие философы и подвижники).
       Таким образом, метафизика Плотина начинается со Святой Троицы: первоединый, разум (нус)=дух и душа. Истечение бытия из Единого зафиксировано в исследовательской литературе как принцип эманации. Для нас возможно познать божественный разум, который мы забываем по собственной воле. Чтобы познать божественный разум, мы должны изучить собственную душу, когда она наиболее богоподобна: мы должны отрешиться от тела и от той части души, которая формирует тело, и от «чувств с желаниями и импульсами и всеми подобными тщетными чаяниями», - и то, что после этого останется, и есть образ божественного интеллекта.
        Когда мы «божественно приобщены и вдохновлены», мы видим не только нус, но также и первоединого. Когда мы, таким образом, находимся в контакте с божественным, мы не можем рассуждать или выражать виденное в словах, это приходит позже. «В момент прикосновения нет сил делать какие-нибудь утверждения; нет удовлетворения: размышление, по-видимому, приходит позднее. Мы можем знать, что у нас было видение, когда душа внезапно узревает свет. Этот свет от высшего и есть высшее; мы можем верить в присутствие, когда, подобно тому, как другой бог призывает некоторого человека, Он приносит свет: свет есть доказательство пришествия. Таким образом,  душа остается неосвещенной без этого видения; освещенная, она обретает то, что ищет. И истинная цель, стоящая перед душой, в том и заключается, чтобы вобрать этот свет, видеть высшее посредством высшего, а не через свет какого-то другого принципа – видеть высшее через простое видение; ведь то, как освещается душа, подобно тому, как через солнечный свет мы видим само солнце. Но как этого достигнуть? Отложи всё» (V, 3, 17).

        Переживание экстаза (нахождение вне собственного тела) часто бывало у Плотина:
        «Много раз это случалось: выступив из тела в себя; становясь внешним всем другим вещам и сосредоточенным в себе; созерцал чудесную красоту; и затем – больше, чем когда-либо, уверенный в общении с высочайшим порядком; ведя благороднейшую жизнь, приобретая идентичность с божеством; находясь внутри него благодаря приобщению к этой активности, покоясь надо всем в умопостигаемом, - что  меньше, чем высшее; и всё же наступает момент нисхождения из интеллекта к рассуждению, и после этого сопребывания в божественном я спрашиваю себя, как случилось, что я могу теперь нисходить, и как могла душа войти в мое тело, - душа, которая даже внутри тела есть высшее, как она себя показала» (IV, 8, 1).
         Душа хотя и ниже, чем нус, есть творец всего живого: она создала Солнце, и Луну, и звезды, и весь видимый мир. Она – отпрыск божественного интеллекта. Она – двоица: есть внутренняя душа, настойчиво стремящаяся к нусу, и другая, которая обращена во вне. Последняя связывается с нисходящим движением, в котором душа порождает свой образ, а он и есть природа и мир чувств. Стоики отождествляли природу с богом, но Плотин рассматривает ее как низшую сферу, как эманацию души – души, когда она забывает глядеть вверх на нус.
       Материя пассивна, она не могла создать себя сама, материя не могла бы существовать, если бы душа не создала ее, и, если бы душа не существовала, материя исчезла бы в одно мгновение. Душа не материальна и не форма материального тела, но сущность, а сущность вечна.
        За исключением редких людей в редкие моменты, душа остается прикованной к телу. «Тело затемняет истину, но там всё выглядит ясно и раздельно» (IV, 9, 5).
        В мистицизме Плотина нет ничего мрачного или враждебного Красоте.
В его трактате об интеллектуальной красоте (V, 8) говорится следующее:
«Все боги блаженны и прекрасны красотой, невыразимой нашими словами. Что делает их таковыми? Разум, и особенно разум, проявляющийся у них (божественное солнце и звезды) для видимого…
         Жизнь прекрасна там; и этим божественным существам истина есть и мать и кормилица, питание и существование, и видят они всё не как процесс, а как подлинное бытие, и видят себя во всем; потому что всё прозрачно, нет темноты и нет противоречия; каждое существо ясно для другого, в глубину и в ширину: свет проходит сквозь свет. И каждое из них содержит внутри себя всё – и в то же время видит всё в каждом другом, так что повсюду есть всё, и все есть всё и каждое всё, бесконечная череда возвышенного. Каждое из них велико, и малое велико; солнце Там объемлет все звезды, и каждая звезда в свою очередь объемлет звезды и солнце. И хотя некоторые формы бытия доминируют в каждом существе, все они отражаются друг в друге».
         Философия  Плотина имела тот недостаток, по мнению Б.Рассела, что она поощряла людей смотреть скорее внутрь себя, чем на внешний мир: когда мы смотрим внутрь, мы видим нус, который божествен, а когда мы смотрим вовне, мы видим несовершенство чувственного мира. Но я так не считаю, философия Плотина, на мой взгляд,  – методология самопознания и через самопознание выход в ноуменальную реальность, ментальное творчество из источника Души.
          Философия Плотина одновременно и конец и начало: конец того, что касается греков, и начало того, что касается христианства.
            Вместе с тем, неоплатонизм, признанным основателем которого является Плотин, некоторым образом есть идеальная религия, в которой религиозное целиком совпадает с философским, а философское с религиозным. Поэтому неоплатонизм не нуждается ни в откровениях, ни в пророках, ни в священных писаниях.  Это самодостаточная философия, рожденная мистическим опытом.
         На наш взгляд,  подлинная философия вообще  может существовать только в поэтическом модусе, а ни как не в дискурсе. Метафизика принципиально внедискурсивна, ибо духовна.


Литература:
1.Плотин. Эннеады: в 7 томах./Пер. с древнегреч. Т.Г.Сидаша. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. – Серия «Plotiniana».
2. Рассел Б. История западной философии: В 3 кн. Книга первая. Древняя философия. Часть третья. Сс.347-365./Пер.с англ. - СПб.: Азбука, 2001.
3. Шлемова Н.А. Рациональный мистицизм Плотина: http://www.proza.ru/2014/01/30/2311

* * * * * * *
 
Приложение
               
                Платонические вариации


      В ту зиму путь души кончался на Земле. Зима же не кончалась там.
Шел мокрый снег и память остужал, осколки от былого заметал.

И вопреки прозреньям Парменида, наш мир давно уж стал движением в небытии. Так, в чувственном сем мираже мы отражаем тени, идеи утеряв вещей, забыв причастность и присутствие, скользя сквозь дебри ложных мнений. Мир сам по себе, а наши представления о нем отдельно от него.

Но окунаешь ум души в мир эйдосов –  истинно сущего бытия, дабы спастись от миража небытия: материи. Мы пленники теней, пляшущих в тупике.  Но знание живое – в  припоминании душой виденного в потусторонней жизни,
на плане бестелесного подлинного бытия.  Душа же наша плоть от плоти источник подлинного бытия, вечно живой огонь разумного космоса.

Душа же наша – гармония златая, сияние Вселенной, блаженство Света льющегося – сквозь мрак формы, пробужденье. И имя ей – Любовь, но безусловная и не животная.  Мелодия Вечности – Душа.  Покой вершины Блага.  А дальше, она восходит в сердце Разума Вселенной и исчезает в нем.

Но окунаешь ум души в мир эйдосов, и время быть перестает, пространство исчезает вовсе... есть лишь полет, целительная Пустота цветет и наполняет неизменным Смыслом.

26.02.2012
© Наталья Анатольевна Шлемова, Москва.

Публикуется по источнику: Шлемова Н.А. Философия как самопознание. Плотин. С.143-149//Вестник МГПУ(научный журнал ВАК), серия «Философия», №6. – М., 2012.

* * * * *
Авторская лекция-импровизация о метафизике Плотина:    https://www.youtube.com/watch?v=Qg0KGrlh2oc - апрель 2014, на 1 курсе НЕ философского факультета МГПУ, Москва.