Принципиальные положения авторской гипотезы

Сергей Крупин 3
Изложу тезисно основные положения своей гипотезы происхождения Пятикнижия, которые подкрепляю другими очерками.
   Пятикнижие началось с литературного произведения, написанного в Вавилонии в эпоху позднего плена, которое можно было бы подобно Достоевскому  озаглавить  "Преступление и наказание". Бог Яхве в том произведении был как бы верховным судьёй и исполнителем наказаний. Это был сильный, но не всесильным бог. Мироздания Яхве не сотворял, а всего лишь насадил Эдемский сад и изготовил тупого садовника Адама, работавшего на хозяина за еду "от пуза" (не самому же богу заниматься столь рутинной работой). Впридачу к Адаму Яхве сотворил помощницу Еву, такую же туповатую (Змей был поумнее). Просвещать первых людей у Яхве и в мыслях не было, это сделал Змей-искуситель вопреки божьей воле .
  Познавшие добро и зло вопреки воле Господа перволюди, с проклятиями изгнаные из Эдема в дикую природу, стали изгоями подобно уволенным безработным. Другой неприятной стороной познания стало обретение дееспособности - ответственности за грехи. Бог вначале безалаберно отнёсся к воспитательному процессу из-за чего допотопное человечество поголовно погрязло в грехах. Разгневанный Господь применил высшую меру - Потоп ко всему живому, кроме праведному семейству Ноя.
   Однако, зрелище множества трупов расстроило сердобольного Господа, которого к тому же Ной порадовал приятным благоуханием сжигаемых жертв. Господь раскаялся в излишней жестокости, провозгласив концепцию божественного правосудия, согласно которой отныне обещал совершать лишь адресное наказание к конкретным виновникам и их прямым потомкам.
    Вся эта часть повествования была, прелюдией, объяснявшей каким образом человек стал дееспособным ответчиком за свои поступки и как установилась система божественного правосудия. Кульминацией же сочинения Яхвиста была история Иосифа, проданного братьями в египетское рабство. Но в исходном сочинении Яхвиста братья были не родными, а двоюродными, а Иосиф вовсе их не прощал, а упёк в то самое рабство, что они ему уготовили - по принципу "око за око". В рабстве оказались лишь потомки злодеев, в то время, как потомство Иосифа стало привилегированным сословием. Потомки "братьев"-злодеев, искупившие рабством вину прародителей ьыли освобождены Моисеем через четыре поколения (В этом произведении Моисей появился впервые - он чисто литературный герой без реального прототипа).
     От исходного сочинения сохранилось немногое, поэтому неясно чем заканчивалось исходное повествование. Гениальное сочинение Яхвиста приобрело огромную популярность в среде вавилонских пленников и от них пришло в Палестину. В эпоху позднего плена - раннего послеплена Иерусалим лежал в развалинах и центром иудаизма стала Самария, в которой исповедовался иудаизм "старого толка" - Яхве имел жену, которую звали Ашера. Иудейс кое жречество Самарии решило использовать популярную книгу Яхвиста в своих целях, отредактировав её соответствующим образом. За редактирование взялся высший авторитет - Элохист, который для обозначения Творца использовал слово "элохим" - боги, поскольку действующим лицом был не один Яхве, а семейная пара Яхве+Ашера. Иногда в событии участвовал кто-то один и тогда употреблялась конструкция "элохим Яхве" или "элохим Ашера".
     Историю Иосифа Элохист перероботал в соответствии со своей симпатией к Самарии и северным израильским коленам: Ефрему и Манассии. В его конструкции праведный Иосиф был сыном благословенного Иакова, а "братья" - злодеи, родоначальники остальных колен - сынами аутсайдера Израиля. Ярмо египетского рабства в течение четырёх поколений несли сами злодеи и их потомки. Потомки же Иосифа правили в Египте - одна ветвь и проживали в Палестине - другая ветвь. Моисею, соответственно приходилось освобождать только потомков злодеев - еврейские племена за исключением Ефрема и Манассии.
     Боги Элохиста в отличие от Яхве из сочинения Яхвиста были уже всемогущи и совершенны. Они не совершали ошибок и всё предвидели заранее. Это шло вразрез с сценарием Яхвиста, который вначале сотворил несовершенного Адама и лишь в результате Потопа произвёл избирательную селекцию совершенного Ноя. Редактирование допотопного фрагмента представляло для Элохиста головную боль. Как мог (могли) совершенные Боги сотворить вначале "недочеловека"? Почему бы им не сотворить сразу правильного Ноя без всяких потопов? По-видимому, Элохисту очень хотелось просто выбросить допотопный фрагмент, но тогда книга стала бы ужасно пресной и непривлекательной.
     Элохист не успел довести своё дело до конца, возможно по причине смерти. Редакторская версия осталась в сыром черновом виде. Подмастерья, которые не имели полномочий исправлять авторитетного аксакала, просто переписали черновик набело, оставив книгу с многочисленными противоречиями. Но на этом редакторская эпопея не закончилась. После репатриации иудейских пленников и восстановления Иерусалима центр иудаизма переместился из Самарии в Иерусалим и священную книгу стали править иерусалимские жрецы, для которых Яхве был один-единственный без жены, от имя которой стёрли из священных книг, приписав её деяния мужу. Однако, следы присутствия Ашеры всё-таки сохранились.
     Была исправлена и история Иосифа. Иерусалимские жрецы - сторонники племени Иуды не могли мириться с превосходством Ефремлян. Иаков и Израиль были объединены в один персонаж, злодеи-кузены стали родными братьями, которых Иосиф великодушно простил, ярмо египетского рабства несли уже все еврейские племена, а само рабство стало не отмщением по принципу "Зуб за зуб", а элементом Господнего плане взрастить не тучных египетских землях многомиллионную армаду богоизбранников.
     Изменилась и история Исхода. У Элохиста племена грешников, выведенные Моисеем из Египта, встречались вблизи горы Хорив с палестинской армией ефремлян-манассианцев, предводительствуемой полководцем Иисусом Навиным (ефремлянином). Предводители союзного войска поднимались вдвоём на божью гору где получали каждый по одной заповедной скрижали. Иерусалимские редакторы принизили Иисуса, сделав его учеником Моисея, который в одиночку получал обе скрижали. Кроме того завоевание для разделения Иисуса и Моисея было введено сорокалетнее блуждание по пустыне - Моисей руководил старшим поколением, а Иисус Навин продолжал дело своего наставника в следующем поколении.