Любовь, или невыдуманная история

Михаил Самарский
                Михаил   Самарский

 
               

               

                ШКОЛЬНЫЙ РОМАН
               
               

               
 
               
                Не быть любимым – это всего лишь неудача,
                не любить – вот несчастье.
                А. Камю.



                1



               Осень в тот год не сдавалась долго, иногда казалось, что зима и вовсе не наступит – конец ноября, а на улице самая настоящая весна, дни солнечные, тёплые, яркие. Конечно, вся эта красота коварна: в зимние «доспехи» одеваться днём не хочется, а в осенних – по вечерам не очень-то и уютно.    
       
               Настя Широкова уже три дня не приходила в школу. Андрей твёрдо решил: если она и сегодня не придёт, вечером отправится к ней домой. Чуда не произошло, Светка Лунько с утра объявила, что  Настёна раньше следующей недели в школе не появится, мол, сама лично заходила к ней – та лежит с температурой.

               - Фома, ты куда? – удивлённо спросил после уроков Боря Коваль, заметив, что Андрей Неверов направился в противоположную сторону от своего дома. 
               - В торговый центр нужно зайти, - соврал Андрей.
               - Может, и я с тобой? – предложил Борис.
               - Нет, не надо, - махнул рукой Неверов, - иди домой, я хочу немного прогуляться…
               - Всё ясно, - ехидно произнёс сосед-одноклассник и, ухмыльнувшись, язвительно добавил: - ага, «торговому центру» пламенный привет!   

               Андрей хотел в ответ бросить ему что-нибудь грубое, и уже набрал полную грудь воздуха, чтобы выпалить, но неожиданно передумал. Резко отвернувшись,  он зашагал в сторону дома, в котором живёт одноклассница Настя Широкова.

              Наверное, не сложно догадаться, по какой причине Андрей получил прозвище «Фома». Случилось это не так давно - в прошлом учебном году к ним в класс после уроков как-то пришёл священник, рассказывал об истории христианства, о вере, об атеистах, об ангелах, Библии…  Гость оказался очень интересным собеседником,  совсем непохожим на школьных учителей. Ребята задавали ему вопросы, просили объяснить то одно, то другое, в общем, вместо запланированного часа, беседа затянулась на все два с хвостиком. В самой конце встречи батюшка рассказал легенду о неверующем Фоме. Рассказчик ещё не успел закончить, а в классе кто-то уже ляпнул: «У нас тоже свой Фома неверующий есть!». Все дружно рассмеялись, а после уроков Андрей Неверов отправился домой уже Фомой. На новое прозвище он не только не обижался, оно ему даже понравилось. Раньше как его только не называли – то «Неверный», то «Неверыч», однажды, отстаивая свои честь и достоинство, ему даже пришлось подраться с пацаном из параллельного класса, который удумал называть Андрюху «Предателем».  Тут, конечно, обзывальщика никто не поддержал, все знали, что Неверов на предательство не способен, и что прозвище такое ни к селу, ни к городу.

               А вообще, когда прозвище кажется обидным, нужно просто не обращать на него внимания. Если реакции вообще никакой, обычно кличка держится неделю-другую, и о ней скоро начинают забывать. Какой интерес называть человека «мёртвым» словом, если никто на него не реагирует? А вот если пацан или девчонка начинают вступать в споры, обижаться, угрожать, дерзить в ответ, или придумывать ответные прозвища для обидчика, пиши пропало. Но самое несуразное и вредное, что можно в этом деле придумать, это подключить к решению проблемы своих родителей. Вот это уже совсем катастрофа. Если родители придут в школу и устроят «разборки», мол, кто тут смеет его чадо обзывать, ходить бедному человеку с обидной кличкой до получения аттестата, а, может, и дольше. Между прочим, родители частенько оказывают своим детям медвежьи услуги – то одноклассников своего ребёнка воспитывают, то до хрипоты с учителями спорят о методах воспитания и преподавания, то директору пытаются навязать своё видение руководства школой. Всё это в последствии сказывается на взаимоотношениях и с однокашниками, и с учителями, и даже со школьным завхозом. Да-да, тот тоже в стороне не останется и найдёт миллион поводов, как досадить ученику.

            Школьные прозвища просто так не прилипают. Назови завтра кого-нибудь ни с того ни с сего, например, «табуреткой», никто и внимания не обратит, а ошибись всего лишь один раз в произношении этого слова, всё – ходить тебе «табуреткой» до конца жизни. Так случилось с одной девчонкой. Отвечая на уроке, она ошиблась, перепутала местами буквы и произнесла роковое «тубаретка». Через месяц в школу пришла её мама и попыталась убедить одноклассников не называть дочь таким обидным словом, но, в конце концов, визит родительницы закончился тем, что девочку перевели в другую школу.

              Андрей и не заметил, как оказался у двери Широковых.

              «Может, я зря пришёл сюда? – мелькнуло в голове. – Наверняка выйдет кто-то из родителей. Что я скажу? Так, мол, и так, я Настин одноклассник, зовут меня  Андрей. Нет, они-то меня знают, но… в каком статусе я сюда припёрся? Вот что в таких случаях говорить? Даже не знаю…»

               Неверов в какой-то миг едва не развернулся и не стал спускаться вниз от двери, но потом всё-таки набрал полные лёгкие воздуха, резко выдохнул и нажал на кнопку звонка. 

              «А-а! Будь что будет!», - мысленно произнёс парень.

               - Кто там? – раздался хриплый голос за дверью.
               - Моя фамилия Неверов, - громко ответил Андрей, - я одноклассник Насти, вашей дочери…

              Дверь отворилась, на пороге стояла Анастасия и улыбалась. Андрей от неожиданности обомлел и не мог выдавить из себя ни слова. 

               - Пояснение насчёт дочери, Андрюша, можно было опустить, - улыбнулась девчонка, - у нас ведь тут других Насть нету.
               - Извини… я это… ну, понимаешь… - Неверов почувствовал, как у него по спине скатилось несколько капель пота.
               - Да ладно тебе, не извиняйся, - улыбаясь, сказала Настя, - зайдёшь?
               - Да-да, - закивал Андрей и переступил через порог.

              В классе в школьной одежде Настя была для него красавицей и самим совершенством, а дома в халате до пят и накинутой поверх него стёганой безрукавке, это была и вовсе настоящая сказочная принцесса. Сердце Андрея, казалось, сейчас выпрыгнет, он даже представить себе не мог, что будет так волноваться. Настя, конечно, заметила состояние одноклассника и тихо сказала:

               - По идее, я не должна тебя пускать. Грипп у меня…
               - А у меня прививка, - соврал Андрей. 

              В этот миг он готов был принять на себя все самые страшные болезни в мире. Подумаешь, какой-то там грипп! Главное – вот она, девчонка, без которой в последнее время ему и жить не хочется, стоит перед ним и улыбается. 

               - Ну, смотри, - шутливо погрозила пальцем Анастасия. – Я предупредила. Андрюш, только я долго не смогу общаться, если хочешь, проходи на кухню, сделай себе чай или кофе.
               - Спасибо, Насть, - застеснялся парень. – Да я ненадолго. Просто проведать…  повидать. Как ты?
              - Да как? Вот видишь! – девчонка, поправив безрукавку, поёжилась и тяжело вздохнула.
              - Ты одна дома? – опомнился парень.
              - Ну, да, родители на работе.
              - Не страшно? – неожиданно ляпнул Андрей.
              - А чего мне тут страшиться? – усмехнулась Анастасия и кивнула в сторону выхода. – Вон, видишь какая дверь? Я тут как в крепости.   
              - Да, - согласился Андрей и похлопал по массивной двери. – А я когда маленький был и оставался один в квартире, о двери даже не думал, мне всё время казалось, что  кто-то может проникнуть сквозь стены. Мультиков насмотрелся…
              - Это у всех, наверное, бывает, - закивала Настя. – Если честно, я ещё та трусиха. До сих пор боюсь находиться одна дома. Но что поделаешь – нужно учиться преодолевать страхи.
              - У меня сестра Ксюха, ей шесть лет, та даже на минуту одна не останется, - сказал Андрей. – Иду мусор выносить, она за мной.
              - У тебя сестра есть? – удивлённо спросила Настя.
              - Не только, - улыбнулся Неверов, - и брат, пять лет.
              - Здорово! – Настя всплеснула руками. – Как его зовут?
              - Кирилл!
              - Повезло тебе, - вздохнула Настя. – А я мечтаю иметь младшего братика или сестричку. А лучше сразу обоих, я бы о них заботилась, а с сестрой в куклы играла бы. Так скучаю…
              - Скучаешь? – рассмеялся Андрей. – Так играй, кто тебе запрещает?
              - Ну, неудобно же, - Настя смешно пожала плечами и развела руки в стороны, - в пятнадцать лет в куклы играть. Подруги узнают, засмеют…
              - Да они сами, наверное, играют, - предположил Андрей, - только все скрывают.
              - Может, и так, - согласилась Настя. – Мама мне недавно призналась, что она до сих пор по куклам скучает, хотя ей скоро исполнится сорок лет. Вот такие мы девочки.
              - Насть, - Андрей неожиданно сменил тему, - так ты уже решила, что дальше с учёбой? Остаёшься? Или…
              - Скорее всего «или», - вздохнула девушка. – Собираюсь поступать в театральную школу Олега Табакова. Это единственный театральный колледж, куда можно поступить после девятого класса. Скоро пойду на предварительный просмотр.
              - Всё-таки решила в театральный?
              - Да, - закивала Настя, - это моё. Сколько себя помню, столько и мечтаю стать актрисой. А ты что решил?
              - Думаю. Хотя…
              - Да ладно тебе, - махнула рукой Настя, - говори уже.
              - Тебе скажу, - ответил Андрей, - только, пожалуйста, никому не говори. Это пока моя тайна.
              - Ой, - испуганно воскликнула девушка, - тогда лучше не говори.
              - Не умеешь хранить тайны? – хмыкнул Андрей. 
              - Умею, - ответила Настя, - но всё равно переживаю.
              - Ничего страшного. Это такая тайна понарошку.
              - Ну, тогда говори, - согласилась Настя.
            
                Андрей откашлялся в кулак и тихо сказал:

              - Я в мореходку решил поступать.
              - Ты хочешь стать моряком? – удивилась Настя.
              - Да, а что тут такого?
              - Наоборот, - воскликнула девушка, - это ужасно романтично! А почему вдруг моряком?
              - Не знаю, - пожал плечами юноша, - нравится профессия.
              - Любишь море? – спросила Настя.
              - Да кто же его не любит? – усмехнулся Андрей. 
              - Любить-то любят, может, и все, да не все в моряки идут, - пошутила Настя.
              - В общем, пока раздумываю, - сказал Андрей. – Время ещё до весны есть, посмотрим…      
              - Ох, Андрюш, - перебила Настя, - заболталась я с тобой. У меня, между прочим, постельный режим.
              - Ну, ещё пять минут, - взмолился гость. – Может, стульчик? Присядешь?
              - Нет-нет-нет, что ты, - замахала руками девушка, - постою. Я уже на эти стулья, диваны, кровати смотреть не могу. Так хочется пройтись по улице, но доктор сказал, что могут быть серьёзные осложнения.
              - Да, с гриппом шутить нельзя, - кивнул Андрей. – Лучше уж потерпи.
              - Терплю, что делать…   
             
             «Ну, решайся, - мысленно промолвил Андрей. – Решайся, Андрюха! Сейчас или никогда!»

              - Ладно, Настя, пойду я, ты всё-таки ложись…  Ты знаешь, Настён, я… Ну, в общем, ты прости меня, может, не совсем вовремя, но… Мне надо тебе кое-что сказать…Можно?

              - Говори! – Настя рассмеялась и добавила: - Говорил, говорил, а теперь спрашиваешь.
              - Настя, я тебя люблю.., - выпалил гость. 
              - Ой, - смутилась девушка, она покраснела и прикрыла рот ладонями. 
              - …и предлагаю тебе стать моей девушкой! – добавил Андрей.
              - Мне нужно подумать, - после непродолжительной паузы ответила Настя.
              - То есть сейчас ты дать ответ не можешь? – нахмурился Андрей.
              - Ну, Андрюш, понимаешь… Это так неожиданно…
              - Понимаю, Настя, всё понимаю. Извини, что побеспокоил, я пойду.
              - Ну, ты чего? – спросила Настя. – Расстроился, что ли? Просто ты застал меня своим вопросом врасплох.
              - Всё нормально, Настя, - улыбнулся Андрей. – Я готов ждать, сколько скажешь.
              - Спасибо, - Настя тронула парня за руку. – Спасибо. Я подумаю и дам тебе ответ.
              - Ладно, выздоравливай поскорее.          
              - Хорошо, - улыбнулась Настя, - я постараюсь.

              Выйдя на улицу, Неверов даже не мог вспомнить, сказал он Насте  «до свидания» или нет. В конце концов, не это главное, главное сегодня было сказано.

               «Интересно, как она поведёт себя в школе? Изменит ко мне своё отношение или так и будет называть по фамилии? Ладно, посмотрим, теперь она знает о моих чувствах, не думаю, что побежит подружкам хвастаться. Настёна не такая, как все. Она совсем другая. Или мне кажется? Нет, точно, не кажется. Вообще, с этой любовью бывает много проблем. Вон Сёма из восьмого «б» признался девчонке в любви, а та осмеяла его на всю школу, рассказала подругам, те давай на него пальцем тыкать. Какая-то дура. Ну, сказал тебе пацан, что тебя любит, и что здесь такого? Не нравится он тебе, скажи и забудь. Так нет же, нужно подружкам рассказать, да ещё наврать с три короба, ходить хихикать, подначивать. Сёмка, правда, молодец, не стал делать из этого трагедии. Взял и на весь класс объявил: послушайте, други, да, я любил Наташку, а она оказалась сплетницей и врунишкой, теперь вот не люблю – разлюбил! Наташка от такого поворота чуть в обморок не упала, теперь не над Семёном все смеются, а над ней. И чего добилась, дурёха? Мне, между прочим, в прошлом году тоже девчонка в любви призналась, так я никому ни слова, даже Эрику, другу своему, ничего не сказал. На всякий случай. Девчонка та мне не нравилась, но обижать мне её совсем не хотелось. После уроков прогулялись с ней, я ей всё объяснил, мол, так и так, она всё поняла. Мы с ней теперь дружим в «вконтакте». Социальные сети – удобная штука. Там можно дружить с кем угодно. Правда, мне не очень нравится слово «друг» применительно к интернету. Бах и ты уже друг. Тут нужно было придумать какое-нибудь другое слово, например, «приятель» или что-то вроде того. Всё-таки слово «друг» - это нечто такое, высокое, что ли. Впрочем, все всё понимают, что это не дружба, а такая игра в неё. Как ты там, моя любимая? Настенька, миленькая выздоравливай поскорее…»

               Дома мама сразу обратила внимание, что Андрей весь сияет.

               - Ну, давай, хвались скорее, - предложила мама.
               - Чем? – вздёрнул брови сын. – Чем хвалиться?
               - Хорошей новостью, - улыбнулась Анна Андреевна и нежно потрепала сына за волосы.
               - Да всё как обычно, мам! – смутился парень. – Пока о хороших новостях говорить рано.
               - Ну да, - рассмеялась мама, - так я тебе и поверила. «Обычно» ты приходишь из школы, как бука. Ничего у тебя не спроси, ты устал, ты наговорился, ты…
               - Мама, - взмолился сын, - ну, хватит сочинять. Бывает, но сегодня… просто сегодня не устал.
               - Ну и хорошо, - мама свернула разговор. – Садись обедать.

             «Нашёл, кого обмануть! Мама тебя насквозь видит. А собственно, чему ты радуешься? Тебе, что Настя уже ответила взаимностью? Сказала, что любит тебя? Вот ты придурок, Андрюха. Ходит светится, а завтра Настя придёт в школу и скажет: я не могу тебя полюбить, потому что люблю другого. Как ты девчонке объяснял, которая тебе в любви призналась? Точно так же».

                - Ну, вот, - всплеснула руками мама, - только порадовалась за него, а он снова мрачнее тучи сидит.
                - Мам, - нахмурился Андрей, - прекрати.
                - Хорошо-хорошо, сынок, не обращай внимания, просто вас целый день нет дома, а я скучаю. Прости сынок. Приятного аппетита.

                Андрей наспех перекусил, поблагодарил мать за вкусный ужин, подошёл к ней, обнял и прошептал:
                - Прости, мамуль, сам не знаю, какой-то дёрганный в последнее время стал.
                - Береги себя, малыш, - ласково ответила мама и поцеловала сына.

              Извинившись перед матерью за резкость, сын  ушёл в свою комнату.

              Не прошло и полчаса, как в дверь постучала мама.

             - Андрюша, мне срочно нужно уехать на работу, забери ребят из садика.
             - А что случилось? – тревожно спросил Андрей.
             - Ничего не случилось, - ответила мама, - завтра какая-то серьёзная проверка намечается, Владимир Константинович собирает всех на совещание, ему звонили из главка. 
             - Но у тебя же выходной, - насупился Андрей.
             - Условный, - улыбнулась Анна Андреевна, - после проверки отдохнём.
             - Бюрократы вы там все! – съязвил сын. – Как там у Маяковского? «Прозаседавшиеся».
             - А куда без неё? – развела руками мать. – Без бюрократии тоже нельзя. Ладно, я побежала. Смотри не забудь, а то как занырнёшь в свой интернет…
             - Мама, - перебил Андрей, - давай без нотаций. Не забуду!
             - Можешь уже и сейчас идти, - Анна Андреевна взглянула на часы, - тихий час закончился, они сейчас полдничают. В самый раз.
             - Ещё два часа могут в садике находиться, - возразил сын. – Зачем раньше забирать? Пусть погуляют.
             - Лучше бы ты с ними погулял, - сказала мама, - всё-таки старший брат. И им интереснее будет.
             - Хорошо, - согласился Андрей, - минут через двадцать пойду.
             - Вот и молодец, - похвалила мама. – Ужин на плите, я, наверное, сегодня буду поздно. Если до девяти не вернусь, помой детей и уложи спать. 
             - Мам! – ухмыльнулся Андрей. – Ты без инструкций не можешь?
             - Сынок, ну какие инструкции? Просто напоминаю.
             - Зачем напоминать, если ты ещё двадцать раз позвонишь? – рассмеялся Андрей.
             - Ох и язва ты вырос, - сказала мама и затворила дверь.
             - Весь в тебя! – крикнул вслед Андрей.

              Мать что-то ответила, но сын уже не расслышал. Он подошёл к окну и увидел, как к подъезду подъехала иномарка. Через минуту в неё запрыгнула Анна Андреевна, хлопнула дверцей автомобиля, и машина скрылась за углом дома.

              «Интересно, - подумал Андрей, - Владимир Константинович за всеми своими замами отправляет автомобиль? Или те на своих машинах добираются до офиса?»

               В детском саду Андрея ждал сюрприз.

              - Жаль, что мама не пришла, - сетовала заведующая детским садом, - с Кирюшей нужно что-то делать.
              - Что случилось? – спросил Андрей.
              - Подрался ваш братец, - ответила заведующая, - и ещё… ещё говорил нехорошие слова.
              - Что за слова? – удивился Андрей.
              - Ну, молодой человек, - воскликнула женщина, - я не имею права вам их повторять, вы ещё сами ребёнок. Пусть завтра мама зайдёт ко мне.
              - Хорошо, - кивнул Андрей и направился вглубь детского сада, где играли дети.

               По дороге домой все трое шли молча. Наконец, Андрей заговорил первым: 

              - Ну, что, родственники, ничего не хотите мне сказать?
              - Что было, то прошло! – взглянув на небо, ответила Ксюша, повторяя любимую фразу мамы.
              - Ты прекращай мне тут философствовать! – нахмурился старший брат и, обращаясь к Кириллу, спросил: - что ты тут за бои устраиваешь? Заведующая жаловалась.

              Кирилл шёл молча, глядя себе под ноги.

             - Чего не отвечаешь? – повторил вопрос Андрей и остановился.

             Дети тоже остановились. Андрей взял за подбородок брата и поднял голову, глаза того были полны слёз. Неожиданно Андрею стало  так жалко младшего брата, что тот погладил его по голове и решил не устраивать никаких разборов полётов.

            - Не плачь, Кирюха, - весело сказал Андрей,- ты только ответь мне на один вопрос: ты защищался или нападал?  Только честно. 
            - Защищался, - шмыгнув носом, ответил брат.
            - А чего плачешь? – Андрей потрепал  волосы Кириллу.
            - Я думал, ты ругать будешь! – буркнул Кирилл.
            - Да чего я тебя буду ругать, если защищался! – рассмеялся Андрей.

            Видя такой благополучный поворот в деле, в разговор вступила Ксюша:

            - Этот Витя Толстиков ко всем пристаёт. Отбирает игрушки, толкается, обзывается. И все его боятся…
            - А почему боятся? - перебил Андрей. – Он что, такой страшный?
            - Да, страшный, – подтвердила сестра. – Он самый большой и наглый.
            - Никакой он не страшный, - возразил Кирилл, - я его не боюсь.
            - А раньше? – не унималась Ксюша. – Раньше разве не боялся? Забыл, как он у тебя мячик отобрал?
            - Раньше я маленький был, - неожиданно заявил Кирюха, - а теперь вырос и перестал бояться.

             Андрей не сдержался и рассмеялся. Кирилл остановился и с изумлением посмотрел на брата.

            - Не веришь? – спросил он у старшего брата.
            - Верю-верю! – как можно твёрже ответил Андрей, чтобы не обидеть пацана.
            - А чего тогда смеёшься? – насупившись, спросил Кирилл.
            - Радуюсь, что ты уже вырос, - нашёлся Андрей.
            - Понятно, - ответил Кирилл и продолжил движение.
            - А что за слова нехорошие ты говорил? – вдруг спросил Андрей.
            - Да разные, - уклончиво  ответил Кирилл.
            - Повторить можешь? – спросил Андрей.
            - А можно я не буду их говорить? – вопросом на вопрос ответил Кирилл.
            - Хорошо,- согласился Андрей и добавил: - только пообещай мне. Что больше не будешь их произносить вслух.
            - Обещаю! – закивал Кирилл и снова рассмешил брата следующим вопросом: - А про себя можно?
            - Лучше и про себя не говори, - посоветовал Андрей.
            - Так никто же не услышит, - удивился Кирилл.
            - А вдруг вырвется! – сдерживая смех, ответил Андрей.
            - А-а-а! Точно! – согласился Кирилл. – Тогдане буду и про себя.   

             Запиликал мобильный телефон, на дисплее высветилось «мама».

             «Ага, забудешь  свами, - мысленно произнёс Андрей. – Столько наставлений надавала и уже звонит».

            - Да! – ответил он и долго-долго кивал, угукал, вздыхал. Отключил телефон только в  лифте.

            Войдя в квартиру, первым делом Андрей спросил:

           - Есть хотите?
           - Нет, - хором ответили дети.
           - Ну, тогда переодевайтесь и в свою комнату! Мне не мешать, я буду уроки делать. Если проголодаетесь, стучите. Договорились?
           - Андрюш, - Ксюша прижалась к брату, - а можно я мамин компьютер включу? Немножко поиграю.
           - И я! – закричал Кирилл. – И я хочу немножко поиграть.
           - Я не могу без маминого разрешения включать её компьютер! – заявил Андрей.
           - Так я сама могу! – радостно объявила Ксюша. – Я и пароль знаю.
           - Откуда ты его знаешь? – удивился Андрей.
           - Мама набирала, а я рядом стояла, - ответила Ксюша, - и случайно запомнила.
           - А ну включи, - предложил брат. Он очень удивился такому обороту.

            «Вот они, юные хакеры подрастают! Не успеешь оглянуться, как они тебе в компьютер такого нагрузят…»

             В подтверждение своих слов Ксюша без проблем включила компьютер, набрала верный пароль и, долго не раздумывая, тут же открыла «игрушку».

            - Стоп-стоп-стоп! – воскликнул Андрей. – Давайте всё по-честному. Я сейчас позвоню матери, если она разрешит, я возражать не стану. Хорошо?
            - Андрюшенька, миленький, - взмолилась девчонка, - а давай не будем маме звонить. Я немножко поиграю и выключу. Мама даже ничего не узнает.
            - Ты хочешь обмануть маму? – нахмурился Андрей.
            - Мы ей потом скажем! – предложила Ксюша.
            - Нет, - возразил Андрей, - давай я позвоню, и играй на здоровье. Так будет правильно.
            - Ну, хорошо, - согласилась Ксюша и тяжело вздохнула.

             Андрей удалился в свою комнату и через несколько минут вернулся с радостной новостью:

            - Мама разрешила!   
            - Ура! Ура! Ура! – закричали дети и кинулись обнимать старшего брата.
         
    #любовь #школа 


       (Продолжение в бумажной книге. Вышла в издательстве АСТ в феврале 2020 года.)