Окно Овертона или эволюция деградации

Марина Стрельная
        В середине 90-х годов появилась эта политическая теория, поначалу  весьма общая и туманная. Однако, очень быстро теория переросла в эффективную политическую технологию,  проникшую в социальную жизнь  цивилизованных стран.
       Автором теории и технологии считается американский социолог Джозеф Овертон. И названа она Окном Овертона.
Суть технологии заключается в легализации любой идеи, сколь бы презренной и скандальной она  ни была. Идею можно ввести в общественное сознание и даже закрепить законодательно.  Вот, как это происходит.
        Для каждой идеи или проблемы в обществе открыто некое окно возможностей. В пределах этого окна идеи или проблемы считаются приемлемыми для морального и политического состояния общества. Они приняты обществом как некие морально-этические рамки.  В этих рамках можно рассуждать и действовать.   
        Постепенный сдвиг окна Овертона – сдвиг рамок и негласных законов, позволяет необратимо изменять границы дозволенного обществом. Снимаются сначала информационные, а затем нравственные табу. И это есть однозначно (надо называть вещи своими именами) - технология растления человечества.
                ТАБУ
        В научном понимании табу -  это религиозный запрет,  моральная норма, всеобъемлющая система ограничений, возникшие в традиционных обществах.  По мнению антропологов и психологов-психоаналитиков, ещё ранее, на стадии первичной первобытной орды.      Табу держится на авторитете неких высших сил.
      Оно до сих пор лежит в основе регулирующей социальной структуры, хотя сегодня под табу мы понимаем любое запретное деяние, которое карается скорее не законом, а  общественным отвержением или порицанием.  Нельзя говорить плохо об умерших, например.
      Без табу, категорических запретов, влекущих за собой суровые кары – будь то смерть, религиозное проклятие или, как минимум, общественное презрение и брезгливость, – развитие человеческой цивилизации было бы попросту невозможно. Отсутствие табу означает вседозволенность, на современном жаргоне – беспредел
       Манипулируя общественным мнением, вытесняя табу из общественного сознания, технологи окна Овертона  изменяют социальную реальность.  Как правило, в сторону деградации и разрушения.
         С точки зрения глубинной психологии, табу, укоренённые в Сверх-Я,  – это моральные установки человека.  Потому табу необходимый  предшественник Совести.  Свобода от табу убивает личность, убивает душу. Не здесь и сейчас, а постепенно, но неотвратимо, как наркотик. Не мгновенно, но наверняка.
        Проблема ещё и в том, что  свобода от табу - постмодернистская свобода в современной цивилизации, есть убийство и самоубийство одновременно, и потому это - самое страшное стратегическое оружие массового уничтожения, чистая бомба, нацеленная на уничтожение тех, кто  по слабости или глупости отказался от табу.

                ОБОСНОВАНИЯ

               Ещё великий античный мудрец  Сократ за шестьсот лет до нашей эры отметил,  что простой человек не способен проследить долговременный вред от нововведений в сфере, где вред проявляется не сразу, а со временем. Под видом того, что ничего предосудительного не происходит, в сознание человека внедряется нечто новое, меняющее само направление сознания. Это новое укрепляется и постепенно пропагандируется как нечто обычное, выходит наружу, проявляясь в общении людей, а затем с великой дерзостью переходит к законам и государственным установлениям, пока наконец не перевернет все в личных и общественных отношениях. В итоге все хорошее оказывается плохим и, наоборот, плохое — хорошим. Самое ужасное, что никто ничего не замечает, потому что перемены идут поэтапно, с некоторой паузой равновесия на каждом этапе, то есть квазистатично.
       Обратимся к одной из фундаментальнейших наук  - к термодинамике.      Квазистатический процесс в термодинамике — "идеализированный процесс, состоящий из непрерывно следующих друг за другом состояний равновесия. Такие процессы называют также квазиравновесными, так как систему в каждый момент времени можно считать находящейся в состоянии термодинамического равновесия"
      Копнём ещё глубже и доберёмся до философского фундамента, до диалектического закона взаимного перехода количественных изменений в качественные.  Он  раскрывает и механизм  мышления, показывая, как путем количественных изменений происходит переход от одного качества к другому.
        Гегель характеризовал качество как внутреннюю определенность вещи - тождественность свойств бытия.
      Единство, количество и качество называются мерой мира. Мера мира – интервал, в рамках которого количественные изменения не приводят к изменению качества.
      За пределами меры, старые качества уступают место новому качеству. Происходит обновление существующего, которое и составляет сущность диалектического развития. Переход от одной меры к другой, Гегель назвал, узловыми точками меры.  Переход происходит скачкообразно
    Скачок – это форма перехода системы от одного качества к другому. Скачок – это также период наиболее интенсивного развития, период преобразования старого качества в новое.
     Существует форма постепенного перехода одного качества в другое. Когда качество изменяется не сразу, а отдельными этапами. Это медленные, постепенные скачки, в них изменение содержания системы следует за  медленным изменением отдельных  элементов и структур  системы.
       Как оказалось, принцип сдвига окна возможностей - Окна Овертона коренится в фундаментальных законах бытия и познания.

                ПСИХОЛОГИЯ

       С точки зрения психологии, сдвиг окна возможностей – это навязанный извне способ, который  успешно устраняет когнитивный диссонанс – состояния психического дискомфорта из-за  несоответствия между двумя установками сознания или между двумя конфликтующими представлениями.  В данном случае когнитивный диссонанс возникает по причине разрушения культурных обычаев общества, на которых были сформированы представления индивида.  Устранение внутреннего дискомфорта и происходит через постепенное оправдание и дозволение ранее запретного, введение его в культурный обычай.
      Стоит вспомнить и о том, что христианские подвижники и Святые имеют многовековой опыт так называемой мысленной брани – бдительного отслеживания проникновения греха в сознание и действия человека. Мысленная брань направлена против греховных помыслов и питаемых ими страстей. Греховные помыслы считаются приходящими извне – всеваемыми в естество человека бесами.
       Вот, что пишет Святитель Феофан Затворник
  "Что иногда мысль пролетит сквозь голову недобрая... это вражья стрела. Пускает ее враг, когда внимание желает отвлечь от молитвы и занять чем-либо небожеским. Если внимание остановится над этой мыслью, тогда враг подлетит и начнет строить в голове разные истории, чтобы осквернить душу и разжечь какие-либо нехорошие чувства страстные... Тут один закон... Поскорее воротить внимание от недоброго к доброму и на нем оставить...
Главное тут помыслы: за помыслами тянутся сочувствия, за сими пожелания; за этими склонения на дело, согласия, решения... Сими последними совершается внутренний грех. Из сих внутренних движений не все грешны. Грешность начинается, где видно произволение. Помыслы не грешны, когда человек сам не возбуждает их и возбуждившихся не по воле его не удерживает".

Путь укоренения греха в человеке прослежен Святыми Отцами  пошагово.
     1 шаг . Прилог помысла. Бесы подбрасывают человеку греховный помысел.
     2 шаг.   Сочетание с помыслом. Человек уделяет внимание греховному
      помыслу
     3 шаг. Сосложение с помыслом. Человек заинтересовывается помыслом и
     ощущает его привлекательность. 
     4 шаг. Пленение грехом – греховный помысел завоёвывает человека, тот 
      обдумывает, как его претворить в жизнь и затем совершает грех.
      Все греховные помыслы несут в себе образы явлений и предметов чувственно воспринимаемого мира и предложение греховного наслаждения. Они стремятся подчинить себе ум, но в то же время воздействуют на человеческое сердце, испорченное страстями.
       Человек может противостоять  греховного помыслу и не принять его только при содействии Божественной благодати.
       От самого человека зависит исход мысленной брани, которая начинается с бдительного отслеживания своего состояния и трезвого,  критического к нему отношения.  Видение грехов своих. Христианскими подвижниками разработана последовательная тактика и духовная практика борьбы с помыслами. Поражения в мысленной брани всё дальше увлекают человека в бездну греха

                ОТ НЕМЫСЛИМОГО ДО НОРМЫ

        Теперь проследим, как работает технология Окна Овертона. Путь от немыслимого до нормы проходится всего за пять шагов. Шаги эти обязательно приведут к желаемому результату, и будут выглядеть как естественный ход вещей. Свобода слова и толерантность современного общества –   условия успеха. Такие шаги от маргинальности к узаконенной реальности уже проделали или успешно проделывают гомосексуализм, педофилия и инцест.
        Рассмотрим две темы,  сегодня ещё эпатирующие  общественное сознание  - людоедство и тотальный технотронный контроль посредством нейропротезирования ( микрочипизации). 

                1 шаг. От немыслимого  до радикального.

       Происходит снятие информационных запретов.  За основу и в оправдание берутся научные исследования по неприемлемой  пока в общественном мнении, но не закрытой для научного изучения теме.  Например, антропологические исследования людоедства и медицинские исследовании по имплантации и вживлению микрочипов. Авторитетные публичные высказывания учёных позволяют открыто начинать  околонаучные дискуссии. Тема вводится в оборот.  Вопрос нравственности или безнравственности для научной проблемы не существует.

                2 шаг. От радикального до приемлемого.

     Когда проблема переведена в область познания, отворачиваться от неё с презрением уже нельзя, чтобы не прослыть отсталым ханжой. Немыслимому, отвратительному явлению придумывают новые названия, которые вуалируют суть проблемы.  Людоедство, теперь названное каннибализмом, превращается в антропофагию, затем в антропофилию.
     Технологии тотального электронного контроля ставятся в один в ряд с технологиями нейрокомпьютерного интерфейса и нейропротезирования, например имплантации систем искусственного зрения или слуха.
Затем находят исторические прецеденты, подтверждения и ситуационные и медицинские оправдания.

                3 шаг. От приемлемого до разумного

      На этом этапе окно Овертона продолжает сдвигать муссируемую уже тему из эмоциональной области в рациональную. Начинается некая информационная битва за неё. Причём выбираются и резко разводятся  радикальные сторонники и радикальные противники, как малосимпатичные крайности и пугала для нормальных людей. Причём просто не безразличных к проблеме также записывают в радикальные ненавистники. Политтехнологи, сдвигающие окно возможностей людоедства  на этом этапе доказывают закономерность и историческую необходимость каннибализма. Работающие же по теме технотронного контроля доказывают неизбежность  нейропротезирования и его  прогрессивное значение для будущей трансгуманистической цивилизации.

                4 шаг. От разумного до популярного.

       За тему берутся популяризаторы, масс-культура, люди искусства. Тема становится предметом ток-шоу. Её обсуждают в различных аспектах, от медицинских до духовных. Разогревают, привлекая к ней массовое внимание. Голливуд снимает фильмы. Тема становится модной. Рассуждать о ней теперь – хороший тон и признак эрудированности, свободомыслия и независимости.
       Активно обсуждается психология  и интеллектуальный уровень каннибалов, способы поедания людей, взаимоотношения людоеда и жертвы и так далее.
       Если речь идёт о микрочипизации и технотронном контроле, то проблема сводится исключительно к физиологическим последствиям – биологической совместимости, использованию гормонов, а также к совершенствованию технологий. Осмысляются достижения и перспективы науки, её  возможности в усилении умственных и физических способности человека, преобразовании психической сферы.  Психологические и социальные последствия – полное нарушение прав и свобод человека,  неразличение добра и зла и потеря возможности какого-либо самостоятельного выбора, вытесняются в тень и замалчиваются.   



                5 шаг. От популярного до нормы

               Этот шаг  знаменуется  переходом проблемы в законодательную область и в сферу политики. Сторонники создают массовые организации, проводят соц. опросы, подтверждающие высокий процент  поддержки. Политики пиарятся на этой теме. Противников тут же записывают в ксенофобы или технофобы,  и уже их взгляды причисляют к одиозным, нежелательным в обществе толерантности и свободы. Чтобы усугубить одиозность, противников обвиняют  и религиозном фанатизме,  в попытках  ущемления прав, и в дискриминации инакомыслящих.
          Вот так поэтапно, сдвигая Окно Овертона, можно окультурить любую мерзость. От людоедства до соития в музее, от педофилии и инцеста до клонирования человека.
       Однако общество может пойти дальше и совершить шестой шаг.
       От нормы до преследования всех с ней не согласных. Как пример можно рассмотреть голубой бойкот олимпиады в Сочи с требованиями гомосексуального лобби, крайне влиятельного на Западе, приостановить или даже отменить в России закон о запрете пропаганды гомосексуализма.
       Вопиющим примером попытки применения технологии Окна Овертона стал опрос телеканала "Дождь" по поводу блокады Ленинграда, который привел к скандалу в российском обществе. Телеканал провел этот опрос накануне празднования 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В нем телезрителей спрашивали, не лучше ли было сдать город немцам, сохранив тем самым сотни тысяч жизней.
        По этой же технологии на Украине разжигались русофобские настроения, происходила легализация и героизация бандеровской националистической идеологии.
               
                МАНИПУЛЯЦИЯ

        Становится понятно, технология Окна Овертона это – типичная манипуляционная технология целенаправленного психологического воздействия на сознание человека или группы людей.  Она основана на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации,  и внешнем принуждении объекта манипуляции к совершению какого – либо действия или  к выбору какой-либо позиции таким образом, что у него создается видимость самостоятельного выбора. 
          Почему же и манипуляционные технологии и принятие греховных мыслей и желаний так неотвратимо, так разрушительно воздействуют на общество и человека.  Ответ, по-моему, прост. В человеческой природе посеяны семена всех грехов и пороков, но они чаще всего находятся в латентном состоянии.  При благоприятных условиях семена прорастают. И бес, и  человек, манипулирующие чужим сознанием, научились эти условия создавать.
          Можно ли защититься от всепроникающих манипуляционных технологий уничтожения человеческого общества?
         Каждый должен ответить на этот вопрос сам,  и попытаться самостоятельно и ставить, и сдвигать рамки дозволенного внутри себя, а не вовне, руководствуясь при этом высшими смыслами.