Марк Твен Инцидент на Филиппинах

Влад Ривлин
http://hateusa.narod.ru/moro.htm
Предисловие переводчика
Мне часто доводилось и доводится слышать от сограждан и вообще соплеменников: "в Германии я бы не смог(не смогла) жить".
Почему?- вопрос лишний. Ведь и так все понятно: война, Холокост, хотя Германия это не только Гитлер и нацизм, это великая наука и культура, великая литература, это в конце-концов и мужественные анти-фашисты, это Эрнест Тельман.
Но я никогда не спорю на эту тему.
Потому что сам, точно так же, никогда не стану жить в Америке.
Они разрушили мою страну, мой дом, жизнь мою и десятков миллионов людей в мире.
Их благополучие-это всегда чья-то жизнь, чья-то кровь.
При всем моем восхищении Твеном и Хемингуэем, фильмами Скорсезе и Копполы, я никогда не стану жить в этой стране.

Примечание: Этот рассказ великого писателя был опубликован только спустя 14 лет после его смерти.

Этот инцидент ворвался в мир в прошлую пятницу, официальной телеграммой от командира наших сил на Филиппинах, в адрес  нашего правительства в Вашингтоне. Содержание телеграммы было следующим образом:

Племя Морос, темнокожие дикари , укрепились  в кратере потухшего вулкана  в нескольких милях от Джоло. И поскольку они питали к нам вражду и были очень агрессивно настроены против нас, потому что мы  в течение восьми лет  пытались отнять у них свободу, их присутствие в этом месте(в кратере потухшего вулкана) было угрозой для нас.
Наш командир, генерал Леонард Вуд, приказал провести разведку [так в оригинале ] .
Было установлено, что численность Морос составляет шестьсот человек, считая женщин и детей и что кратер, где они спрятались, находится на пике горы - двести двадцать два фута над уровнем моря и является очень труднодоступным для христианских войск и артиллерии . . . . Наши войска поднялись на высоту окольными и сложными путями и даже взяли с собой некоторую артиллерию. . . . [ Когда они (наши войска) ] подошли к краю кратера, началась битва.
Наши солдаты насчитывали пятьсот сорок человек. Их поддерживали вспомогательные отряды из местных полицаев, находящихся у нас на жаловании и военно-морского отряда, численность которого не указывается..
Но, видимо, противоборствующие стороны были примерно равны, как по количеству - шестьсот человек на нашей стороне, на краю кратера, шестьсот человек, женщины и дети - на дне кратера. Глубина кратера - 50 футов.

Генерал Вуд отдал приказ: " Убить или захватить всех шестьсот".

Сражение началось - так официально называется  стрельба наших сил по дну кратера из артиллерийских орудий и стрелкового оружия высокой точности.
Дикари яростно отстреливались, вероятно, (бросая в ответ камни(куски лавы( brickbats)) хотя это всего лишь мое предположение: оружие, использовавшееся дикарями не указано в телеграмме. До сих пор морос использовали в основном ножи и сети, а также неэффективные купленные мушкеты, если они у них были.

В официальном докладе говорится, что произошло яростное сражение  продолжавшееся в течение полутора дней, и что оно закончилось полной победой американских вооружений. Полнота победы подтверждается тем фактом, что из шестисот морос никто  не остался в живых. Блеск победы доказывается еще и тем,  что из наших шестисот героев только пятнадцать потеряли свои жизни.

Генерал Вуд присутствовал при сражении и наблюдал за ним.
Его приказ был, "убить или захватить этих дикарей». Видимо наша маленькая армия считала, что "или" означает решить самим  убить или захватить - в зависимости от вкуса.  Вкус в нашей армии сформировался в течение восьми лет  (преследования морос)-вкус христианских мясников. . . .

Рассмотрим теперь две или три детали нашей военной истории.
В одном из великих сражений Гражданской войны, десять процентов сил, участвующих с двух сторон были убиты и ранены.
При Ватерлоо, где четыреста тысяч человек участвовали с обеих сторон, было пятьдесят тысяч убитых и раненых  в течение пяти часов.
 Восемь лет назад, когда началась жалкая комедия называемая кубинской войной, мы мобилизовали 250000 человек. Мы провели ряд показных сражений, и когда война закончилась , мы потеряли двести шестьдесят восемь мужчин из нашего двухсотпятидесятитысячного войска убитыми и ранеными  на поле боя и в  четырнадцать раз больше благодаря благородству и храбрости наших армейских врачей в госпиталях  и военных лагерях. Мы не истребляли испанцев - это далеко не так. В каждом месте где мы побывали, мы оставили в среднем два процента от убитых или искалеченных на поле брани врагов. 

Сравните эти данные с грандиозной статистикой, поступившей из этого  кратера Моро! Там, с каждой стороны участвовало шестьсот человек, наши прямые потери составили пятнадцать человек убитыми, и еще у нас было тридцать два раненых. . . . Враги, численностью  шестьсот - включая женщин и детей были уничтожены нами полностью, мы не оставили даже ребенка,плакавшего над своей убитой матерью. Это несравненно великая победа, которая была когда-либо достигнута христианскими солдатами Соединенных Штатов.