скандальное, публицистика о званых

Юрий Марахтанов
                Юрий
                Г.Н.Новгород
                Член СП России.


Открытое письмо Захару Прилепину.

Повод к моей статье очень прост. Меня настораживают дифирамбы в сторону нижегородского прозаика Захара Прилепина. Я решил поговорить не только о его текстах, но и жизненной позиции.

Захар, ну не обидели тебя свыше дарованием. Так не разменивай его на процесс прилепания к различным политическим течениям. Ещё. Фамилия – это айпи-адрес, зачем же заменять её фразой «На худой конец, какой-нибудь Лавлинский» (с.196 романа “Санкя” изд-во Ad|Marginel 2006г. далее в тексте ссылаюсь на этот роман – Ю.М.).


Несчастье вашего поколения “нулевых годов” в том, что ничто, написанное вами,  не обсуждалось и не подвергалось душевному осмыслению. Написал – издал, если есть деньги. А все эти всхлипы по поводу написанного Захаром Прилепиным – гламурные крокодиловы слёзы (Носкова, Дм.Быков, журналюги), так ты спроси, а что они читали у тебя? Раньше: “Не читал Пастернака, но осуждаю”. Теперь: “Не читал Прилепина, но талант,  могучий, классик!” Неужели ты и в самом деле этим воплям веришь?

Герои твои: вышибалы (“Шесть сигарет…”), проститутки (журнал “Медведь”), обкуренные дебилы (Веня – роман “Санькя”), не умеющие даже похоронить собственного отца (профессора!) люди (гл. герой Саша Тишин).

Я пытаюсь отслеживать твоё творчество, в том числе и статьи в “Л.Г.”. Но жизненный путь – мировоззрение – оно единственного числа и не может быть всеядным.  Партия Лимонова – Справедливая Россия (перед выборами в Госдуму) вместе с Шергуновым – Проханов (ты заявляешь по РТР, что он твой учитель). Но твой язык заимствован по большому счёту у Э.Хэмингуэя, Д. Лондона, О.Генри, но никак не славянская киноварь и вязь письма и стилистика Проханова. Зачем ты прилепился в его лагере? Казачок-то засланный!

Нашим, нижегородским писателям не верь, они избрали тебя в правление, но ты же ни на одном собрании не был. Ты же сам презираешь их провинциальную суетливость.

О романе «Санькя».

Я понимаю, что рецензии после издания,  для современных писателей, как два пальца… Недавно разговаривал с одной поэтессой, которую в числе семи человек приняли в Союз писателей скопом, без собрания областного, без обсуждения… У неё главный персонаж стихотворения “человечек”. А лилипут – это человек или человечек? Рваный ботинок у неё хочет кушать. Не есть, не жрать, а кушать. Я сказал ей, что меня это напрягает. Она ответила: «Как хочу, так и пишу».

Роман выстроен, но не очень. Глава с идиотскими похоронами отца выбивается из общего полотна и претендует разве на отдельный рассказ, написанный в твоём стиле: писать о несуразных ( но не Шукшинских “чудиках”, которые не претендуют на вооружённый захват областного УВД) людях, которые раздражают своей тупой упёртостью.

Букер-то антирусский, а ты – автор – поёшь нам о России на американском языке (русском, но не характерном для российского человека). Ты будто боишься усложнить фразу, тогда чем ты отличаешься от донцовых и марининых?

Мат. Герои ради мата. Или мат, характеризующий героев? Иногда кажется, что некоторые персонажи ради мата и вставлены.

Издевательский  над писательским содружеством и политическим бомондом псевдоним – Прилепин. А зачем ты тогда в русской литературе? Не задумывался? Судя по твоим рассказам, Россия для тебя помойка, а её президенту надо залепить пулей в лоб.
“-Тебе гильза нужна? – спросил Олег и выстрелил в портрет президента.  Попал в лоб.
-А то я всё повод ищу всадить ему, - сказал он, подбирая гильзу и передавая Саше” (с.362 романа “Санькя” – орфография авторская).
А дальше автор говорит словами любимых ему героев:
“Притом, что мы – правы. А они (власть- Ю.М.) - нет” (с.365).

Скажи, а кого ты видишь вместо “обоссаннной морды”: «Как они  обиделись за эту обоссанную морду, - сказал Саша.» (это о президенте, с. 324), ельциноидов?

Будь я на месте Ганичева, я бы посоветовал З.П. вступить в другой писательский союз – СРП – Союз российских писателей. Где Чубайс, альбацы и прочие, которые ненавидят Путина и всегда подозревают Россию.  В чём, сам не пойму. Подозревают, потому что не любят. Искренне. Открыто. Подобострастно чьим-то другим чаяниям.

Отвлекает меня твоя жизненная позиция, Захар. Что ты суетишься между партиями? Ты писатель или описатель? Ты переносишь в свои тексты, умно отснятые конспекты из записных книжек или пытаешься сохранить (в силу данного тебе таланта) русскую литературу? Кто ты? Прилепин? Лавлинский?

Я не люблю рубленые фразы. Для дебилов. И любителей Интернет-текстов. Это, как салат, который я ненавижу. Текст похож на торопливые записи в трамвае с натуры. В помятую записную книжку. Впечатления, но ещё не литература. “Человек с Кавказа пил лимонад, разглядывая митинг из-за спин милиционеров.  Саша случайно  поймал его взгляд. Кавказец отвернулся и пошёл прочь” (с.6) .
“Окна автобуса были зашторены, иногда шторки подрагивали.  В автобусах кто-то сидел” (с.6). И на странице 14 ощущение, что читаешь конспект заметок – не проходит. И вся первая глава - зарисовки. Автора нет, героев в развитии – нет.
“Щетина водителя.” (с.32) – не дай Бог затруднить читателя чтением. Автор пытается уйти от казарменного языка, например: “… настолько уныло и тошно было представавшее взгляду” (с.33). А может быть, проще, представшее? (хотя и так сложно).
Вернуться в детство – это для любого писателя рай. Уже понятно, что любимый герой для автора, Саша. Пока ещё не Санькя.  Он едет в деревню, но кроме грязи и темноты ничего там не видит (с.34-35). Ловлю себя на мысли, что 1/10 романа, но – мат, запустение и мрак. Плюс стилистически странные фразы: “… куда, к разбитым крынкам…” (с.36). Читаю почти десять страниц текста, и ловлю себя на мысли (кощунственной!), что слушаю старую пародию А.Иванова “Красная Пашечка” из передачи «Вокруг смеха».
 Три брата. Погибли, кто как. Один “разбился на мотоцикле, пьяный был” (с.37). “В пьяной драке погиб второй” (с.37). Третий – отец Саши, по пьянке погиб (профессор). “Прошлым летом удавился Хомут” (с.40; правда, он потом в тексте встречается – Ю.М.) “В соседней комнате умирал дедушка. Саша с аппетитом ел” (с.40). Комиссар – “сначала померла его тихая матушка, а вскоре и сам он умер, что-то с сердцем” (с.41). “Два сына ближней соседки погибли ещё тогда, когда разбился младший Сашин дядька…” (с.41). “Ездили все пьяные. И сразу же начали биться… порой ещё и девчонки молодые бились…” (с.41). “Наелись, и почти сразу же начало их рвать и крутить, и корёжить. Так и умерли все, неподалёку от бочки с белым мёдом” (с.48).
Ну, а дальше три страницы описания деревенских семейных фотографий, которые так и не вразумили главного героя.  Ничего в его душе не шевелится, 50 страниц текста, а он, как чурбан с глазами. Был в деревне, но даже к отцу на могилу не сходил. Манкурт, но это для меня, а для автора?.. По плотности смертей, упиханных на десять страниц текста, автор претендует на рекорд Гинесса. И только? “Саша никогда не мучился самокопанием”(с.113), а чего же автор-то мучается? Тем более, что “Саша испытал почти жалость, что никого не убило” (с.97), наблюдая дорожную аварию. У него “примитивные мотивации” (с.140), - объясняет нам автор, но он, Саша Тишин, Россию обустраивать собрался. Бестолковый мудак (использую лексику автора, который разбавляет матом каждый страничный текст). Он загнал автобус с гробом отца в непролазные дебри, гроб уронили (с.102), красная Пашечка продолжается. Да ещё Платоновский сюжет заимствован (трапеза на крышке гроба).
Саша член партии “Союз созидающих”. Что они созидают? Костенко (Лимонов?) – Саша – Олег – Матвей – Яна – автор Захар Прилепин? Я читаю сытые статьи автора в приложении к “Л.Г.”, где он апологет партии Справедливая Россия в преддверии к выборам в Госдуму, и перестаю верить в искренность текста романа.  «“Союзники” мечтали лишь о том, чтобы сменить в стране власть, гадкую, безнравственную, лживую…» (с.155). Вопрос сочувствующего “союзникам” еврея (сомнительно!): “Вот лично ты-то можешь сформулировать вашу идею? Саша пожал плечами” (с.192). Он уже половина текста романа не может сформулировать ничего, а автор? “Это не моё государство… Его надо убивать” (с.201). Русский (?) Букер.
Твоя Россия – не моя. Мне жалко, что нет в живых нижегородцев В.Осипова, Г.Егоренковой, без них “похерили” благодаря усилиям Нижегородской писательской организации секцию и литературные объединения прозы. Беда нашего поколения в искренности. Я наживал врагов поэтому.
“Безлётов  (один из героев романа – Ю.М.) стал холуйствующим либералом” (с.264), а автор, перейдя в стан Справедливой России? Весь дискуссионный и философский пыл главного героя Саши (в промежутках “об пожрать нахаляву и выпить”) в словах: “- Как вы все заебали” (прошу извинения у читателя за столь малую цитату из насыщенного матом текста автора – Ю.М.), - это вместо “спасибо”.
Твой главный герой – никто, человек без профессии, семьи и прочих исторических “скрепов”, о которых говорил ещё А.Казинцев. Ты, Захар, определись, какую Россию ты любишь: брежневскую, горбачёвскую, ельцинскую (не к ночи помянута) или настоящую, где стало хоть что-то стабилизироваться. Эти отморозки возьмут штурмом здание областного УВД, кабинет губернатора… Народовольцы хреновы. Не понимаю одного, бабских восторгов нижегородских депутатов в Госдуму от партии власти. Или это от обнародованной затаённой ненависти к нынешней власти? Так сдайте мандаты и в “Союз созидающих”.
                Член Союза писателей России   
                Ю.Е.Марахтанов