Дата написания Троицы

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Дата написания «Троицы»

     В недавней своей статье, посвященной вопросу о происхождении фамилии-прозвища самого известного русского художника «Андрей Рублев, его родители и Андрей Арпад» [1] я поделился своими соображениями о более чем вероятном генезисе именования «Рублев» от герба венгерского короля Андраша II. Сегодня предлагаю рассмотреть числовую структуру фамилии-прозвища великого художника как «вещь в себе».

     Числовой ряд фамилии 1 4 3 5 2. Он не столь совершенен, как числовой ряд имени Андрей — 1 5 4 1 5, но очень органичен в своих внутренних связях. Для того, чтобы это понять, нужно представить себе графическую модель структурно обусловленных связей ряда. Посмотрите: между первым и вторым числом разница равна трем, такая же разница между четвертым и пятым числами. Мысленно соедините дугой числа крайние числа 1 и 2, затем — вторые числа от каждого края 4 и 5. Числа каждой пары различаются между собой на единицу, опорные числа каждой дуги в правой и левой сторонах различаются между собой, напомню, на три единицы. Получившиеся две дуги-полуокружности, они же две концентрические окружности, охватывают центральное число 3 — центр двух концентрических окружностей. Оно занимает особенное место в получившейся графической структуре, которая является репликой основной композиционной составляющей важнейшего произведения художника, и соответствует чаше, центральному элементу в композиции «Троицы». Некоторое смещение числа 3 от центра окружностей, обусловленное тем, что оно отделено от числа 4 единицей, а от числа 5 двумя единицами, также отвечает композиции иконы, в которой чаша располагается чуть ниже математически локализуемого центра окружности.

     Замечательно при этом, что оставшиеся четыре числа в сумме тоже образуют 3: 1 и 4 вместе равны 5; 5 и 2 вместе равны 7, сумма 5 и 7 — 12, или 3.

     Но образуемый ими числовой ряд 1452 может быть и датой написания «Троицы». Создать графическую модель из двух окружностей вокруг числа 3 можно и при помощи иного комплекса чисел, чем 1 4 5 2. Против предположения о дате 1452 правомерным будет  такое возражение, что она слишком далеко отстоит от упоминаемых в Троицкой «летописи» двух дат 1405 и 1408, относящихся к биографии художника (хотя приблизительные 70 лет в 1452 г. вполне допустимы). Представим, что такое возражение все же есть, но оно снимается, помимо допущения вероятности творческой жизни в 70 лет, подсчетом всей совокупности чисел, имеющих маркирующее значение в записях «летописи». Обе записи отмечают начало работы артелей художников весенним временем, но лишь вторая указывает число и месяц (25 мая), в первой присутствует формула «тое же весны». Это означает, что и в первом случае следует высчитать «весеннее» число, оно равно 7 (конечная сумма числовых значений всех букв словосочетания). Точно так же, через неупоминание, автор акцентирует внимание на слове «чернец», в первой записи оно упоминается, а во второй имя Андрей Рублев не имеет никакого преномена. Конечное числовое значение слова «чернец» тоже 7, сумма двух семерок равна 14, или 5. Год первого упоминания — 1405, конечное значение здесь — 1 (учет даты по календарю от сотворения мира конечного значения в данном случае не меняет). Сумма маркирующих чисел равна 15, или 6.

     Во второй записи дата упоминается полностью, и конечное числовое значение 25.05.1408 будет равно 7. Сумма 6 и 7 равна 13 или 4. Но точно так же сумма конечных числовых значений антропонима (Андрей — 7, Рублев — 6) будет равна 13 с конечным числовым значением 4. Креативный автор в двух «датных» записях репрезентовал, на самом деле, имя и прозвище мастера, не дату (о второй скрытой проекции первой записи см. ниже). Но показал, что  в числовом ряде 1452 следует видеть дату. Для этого он четырежды прописал «да», поскольку конечное числовое значение «да» равно 5, то вместе с пятеркой он особо репрезентовал и 2 (ноль в числовой энигматике факультативен), репрезентуемый формант — 52. На случай, если читатель не понимает, куда этот формант относится, он во второй записи представил лишь одну «да», но в этой записи упоминается мастер Данило, который своим «да» маркирует формант 14 даты 1452. Дополнительное подтверждение этой же даты можно видеть в «неполной» дате второй записи «мая въ день 25»: лексема «мая» имеет числовой ряд 41, при обратном чтении чисел 41 и 25 получается ряд 1452. И наконец: мастеров в двух записях 5, а иконников 2, если учесть числовые значения первых букв всех упоминаемых имен (Феофан, Прохор, Андрей Рублев, Данило, Андрей Рублев) получится 3 — в конечном числовом значении.

     В числовом ряде имени Андрей 1 5 4 1 5 при обратном чтении обнаруживается дата 1451.

     Итак, конечное числовое значение ряда 14352 равно 6, но конечное числовое значение греческого слова «периферия» , «окружность», при написании греческими буквами тоже равно 6. Соответственно, «Рублев» (от «рубеля» - щита Андраша II) — это лестница, преображенная в круг. В «Троице» лестничный мотив, из трех ступеней, представлен над головой левого ангела (палаты Авраама).

     Связь фамильного именования или прозвища художника с ключевой композиционной характеристикой иконы видна и в формальных характеристиках окружности, в которую вписаны три ангела. Диаметр окружности равен 101,5 см. [2]  При умножении на число Пи (3,1415) получится результат 318,86, то есть 319 см. - длина окружности, обрамляющей фигуры ангелов, конечное числовое значение ряда 319 равно 4. Если представить диаметр окружности в «ногтях», как если бы его намечал автор «Троицы», то получится 92,27 «ногтя» (в одном «ногте» 11 мм), умножение 92,27 на 3,1415 приведет к результату 290 «ногтей». Число 290 имеет конечное числовое значение, равное 2. Метрическое 4 и древнерусское 2 вместе составят 6. Но такой результат получается лишь при допущении, что ширина иконы или диаметр окружности замерялись после Великой французской революции, провозгласившей существование метрической системы*. Запишем буквы фамилии «Рублев», имеющие числовое значение (то есть без «б»), в порядке возрастания значений: рвлуе, - и получим анаграмму слова «революция»** (сумма числовых значений ключевых, первых трех, букв равна 6). Таким образом, дата 1452-й год, фамилия-прозвище Рублев и композиционные характеристики иконы «Троица» связаны друг с другом суммой коррелятивных зависимостей, в которой за формальными параметрами и композиционными составляющими иконы можно было бы признать первичную роль, если бы в том же 1452 г. не произошли события, с большой вероятностью повлиявшие на возникновение числового ряда 14352 с ее датой.

     Они следующие.   

     30 сентября 1452 г. Иоганн Гутенберг напечатал первую книгу — Библию. Конечное числовое значение даты 30.09.1452 равно 6. Наборная доска очень схожа с рубелем. 15 апреля того же года родился Леонардо да Винчи. Не от Леонардо ли избыточное «да» двух летописных записей? В имени Леонардо присутствует «лев» («leo») - так же, как на гербе Андраша. Конечное числовое значение антропонима Леонардо да Винчи – 7. В 1482 г. Сандро Боттичелли завершил работу над своей известнейшей картиной «Весна». Конечное числовое значение даты 1482 равно 6. Но картина «Весна» присутствует во второй проекции первой «летописной записи». Ее итальянское название «Primavera», русскими буквами - «примавера». Когда «летописец» написал «тое же весны» 1405 г. он имел ввиду и «примаверу»: конечное числовое значение даты 1405 равно 1, и она находится в референтной связи с формантом «Prima» («первый») названия «Primavera», лексема «тое» имеет конечное числовое значение 6, то же значение свойственно антропониму Сандро Боттичелли («тое же весны» - «Весны» Сандро Боттичелли), формант «же весны» имеет конечное числовое значение, равное 1. Возможно, проекцию к Боттичелли заключает в себе и дата 1408 с ее конечным числовым значением 4, тем же, что и у фамилии Боттичелли. Разница между двумя датами, 1405 и 1408 равна 3. Не ведут ли три даты 1405, 1408 и 1452 к итальянским истокам «Троицы»? В литературе не раз отмечалась близость стилистики иконы к традициям живописи итальянских мастеров XIII-XIV вв. [3].

  Сноски и примечания.

* В XIX в. икона поновлялась дважды: 1835 и в 1854-55 гг., то есть дважды с нее снимали  оклад. См. об этом:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Троица_(икона_Рублева)
** Второе значение слова «rеvolution» - вращение.


1. Сагит Фаизов Андрей Рублев, его родители и Андрей Арпад // www.proza.ru/2014/03/25/1163; http://sagitfaizov.livejournal.com/2014/03/25/
2. Cм. о размерах иконы и ее красочного слоя: http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=99 (Малков, Ю.Г. К изучению «Троицы» Андрея Рублева // Музей 8. Художественные собрания СССР. — М.: Советский художник, 1987. — C. 238–258).
3. См. об этом, в частности: http://ru.wikipedia.org/wiki/Троица_(икона_Рублева)

Приложение

Записи в «летописи».

 «Toe же весны почаша подписывати церковь кам. Св. Благов(е)щенiе на князя великаго во дворе, не ту, иже нын(е) стоитъ, а мастеры бяху Феофанъ иконникъ Грьчин, да Прохор старецъ съ Городца, да чернецъ Андрей Рублевъ, да того же лета и кончаша ю». Троицкая летопись. 1405.
 
«Мая въ 25 начаша подписывати церковь кам. великую сборную Св. Богородица, иже въ Владимiр(е), повел(е)ньем князя великого, а мастеры Данило иконникъ да Андрей Рублевъ». Та же летопись. 1408.

Из постановления Стоглавого собора 1551 г.

«Глава МА, вопрос А: У святей троицы пишут перекрестие, ови у средняго, а иные у всех трех, а в старых писмах и в греческих подписывают святая троица, а перекрестья не пишут ни у единого, а ныне подписывают у средняго IC ХС святая троица, и о том разсудити от Божественных правил, како ныне то писати.
О том ответ: Писати иконописцем иконы с древних переводов, како греческие иконописцы писали, и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы, и подписывати святая троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти»*. Фрагмент Постановления извлечен из: http://ru.wikipedia.org/wiki/Троица_(икона_Рублева).
* Ответ, на мой взгляд, является поздней редакцией текста Постановления (или вставкой).