Уильям Киффин. Краткий протест анабаптистов

Инквизитор Эйзенхорн 2
Внимание! Документ исторического характера, не отражающий позицию редакции по затронутым вопросам

КРАТКИЙ ПРОТЕСТ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ АНАБАПТИСТОВ С ОБЪЯСНЕНИЕМ ИХ ВЕРЫ И ПРАКТИКИ
Уильям Киффин (1645)

От издателя к читателю

Любезный читатель,
Копия этого рассуждения случайно попала в мои руки, и по внимательном размышлении я получил возможность сформулировать великое оправдание народа Божия и дать сведения тем, кто невежествен в устроении Евангелия, и поэтому я осмеливаюсь увещать весь мир в тех истинах, которые должны не умереть со мной, но стать общим достоянием, с тем чтобы исповедующие их были освобождены от осуждения и презрения мира. Я не нуждаюсь в похвалах и не собираюсь хвалить эту рукопись сам, скорее приглашаю тебя к серьезному размышлению, и надеюсь, что твой собственный опыт будет решающим и докажет тебе, что автор был прав. Пусть же, если ты прочтешь эти слова, они будут стоить затраченных усилий и окупят все старания, и пусть Господь положит в сердце твое "все испытывать и доброго держаться".
Я не буду изменять формулировки вопросов, имевших место в этой переписке с г-ном Робертом Пулом, чтобы не подчеркивать собственную заинтересованность; но поскольку  ни мои глаза, ни мои уши не были посвящены во все тайны, я могу быть более смелым в моих предположениях,  ибо для моей мысли безразлично, кто и что именно высказал в данном случае. Предаю же эти слова милости Божией, принимая во внимание то, что последует за ними.


Г-ну Роберту Пулу
Сэр,
Будучи желающим услужить Вам, я был бы готов дать увещание всем Вашим друзьям, чтобы мы могли честно и с любовью огласить наши мысли из Писания в отношении субъектов Крещения,  желая, чтобы вы могли тем самым"все испытывать и доброго держаться"; но, посмотрев, я нашел только тех, чьи уста были наполнены горечью, и я опасаюсь, что и их сердца полны ненависти против тех, кто в этом вопросе противится им, и также  мне действительно показалось, что их целью было бранить меня как соблазнителя, кощунника и тому подобное, а не рассмотреть все разумно; и хотя я думаю, что по серьезном и хладнокровном размышлении они должны были бы постыдиться такого настроя, не говоря уже о многих тех вещах, которые исходят от их имени. Единственной моей задачей здесь является лишь показать, что такое истинная оправдывающая вера и почему мы верим, что Иисус Христос как Человек есть потомок Авраама. Именно из-за этого меня обвинили в богохульстве, но если им так надо, то я буду взывать ко всей Церкви, чтобы она подтвердила, прав я или нет, но со своей стороны я считаю, что это настолько очевидно истинно, что тот, кто будет отрицать это, должен будет отвергнуть Самого Христа. И чтобы отвергнуть разного рода клевету, хотя это и не является моей целью, я представлю здесь Вам возникшие у меня вопросы, ожидая Вашего на них ответа .
1.  Установление крещения заменило обрезание или было новым установлением? И если новым, то почему оно распространяется и на тех, кто прежде не подлежал обрезанию?
2. Согласно этому установлению, кто должен быть субъектом крещения, если не человек наставленный и наученный, а если не так, то кто должен быть крещен?
3. В качестве чего Бог предназначил установление крещения, то есть это средство, сообщающее благодать, или знак, подтверждающий, что благодать уже дарована, и какие у нас есть основания считать, что благодать дарована человеку, кроме исповедания его веры?
4. Куда сеется Евангелие, кроме духовного семени Авраама, могут ли верить те, кто не являются его духовным семенем, принадлежит ли установление о крещении особым образом этому духовному семени и как можно сказать о детях язычников, что они принадлежат этому духовному семени?

Уильям Киффин

Ответ г-на Пула.
Сэр,
Я получил бумаги, подписанные Вашим именем, с необоснованными вопросами, целью и стремлением которых было, по Вашим словам, удовлетворить мои сомнения; и на это я даю Вам ответ, что, будучи сам из пострадавшей партии, я только что был призван добиваться удовлетворения от Вас и Вашей партии, которая нанесла мне ущерб, совратив моих детей и слуг в свое заблуждение; поэтому я полагаю, что будет необходимо, чтобы Вы дали мне обстоятельные и четкие ответы по Слову Божию на эти мои последующие вопросы; ибо если Вы откажетесь это сделать, я признаю Вашу неспособность к тому.
1. На каком библейском основании вы отделились от общины, где действительно преподаются Слово и таинства?
2. На каком библейском основании вы создаете новую общину, разделяющую и разрушающую дело Реформации, которое теперь в наших руках?
3.  Каким образом вы устанавливаете членство и тем более служение в такой общине?
4. На каком основании вы соблазняете уходить в нее детей и слуг?
5.    Как вы можете оправдать по Слову Божьему свой анабаптистский путь греховного лукавства, пресловутого раскола и бегства из реформированной Церкви?
6.  Если Вы делаете все это и подобное, то как вы избежите осуждения таких мест Писания, как Мтф.7.15, Деян.20.29-30, Рим.16.17-18, 2 Тим.3.6-9, 2 Пет.2.1, 3.17-19, Иуд.4-16?
Эти вопросы я задаю, чтобы восторжествовала истина и исчезли заблуждения, и чтобы я сам и мои обманутые домашние могли получить удовлетворение в том, за что вы ответите перед Богом и людьми, если не сможете обосновать притязания вашей лжецеркви; и если вы найдете в себе силу и ответственность, от которой вас не освободит никто, высказаться об этом, то по крайней мере я смогу предоставить воле Божией тех, за кого сам отвечаю.

Ответ г-на Киффина
Сэр,
Я получил Вашу записку, в которой, в отличие от моих ожиданий ответа на те вопросы, которые я послал Вам, увидел другие вопросы на основании принятых Вами утверждений, а также пожелание того, чтобы истина могла восторжествовать, а заблуждения исчезли, и только это могло бы удовлетворить Вас. Я не нуждаюсь в такой постановке вопроса,   потому что я надеюсь, что мои действия должны всегда являть искреннее желание моей души и ее справедливое стремление отстоять истину, в которой благодаря Слову Божию мы желаем ходить, ибо совесть не позволяет нам гнушаться ее или противиться ей. И поскольку я не хочу уходить дальше от обстоятельств Вашего письма или слишком узко придираться к отдельным выражениям в нем, но намерен оправдать себя в Ваших глазах, хотя Вы высказали многое против нас и нашей практики - то, поскольку я знаю, что непонимание и гонения являются общей долей тех, кто желает жить благочестиво во Христе Иисусе, я готов ответить на Ваши вопросы.
Вопрос 1. На каком библейском основании вы отделились от общины, где действительно преподаются Слово и таинства?
Ответ. Очевидно, что от таких общин, где действительно чисто преподаются Слово и таинства, отделяться нельзя, но от тех, где они преподаются не чисто, отделяться можно и должно, и хотя вы признаете это, но другим в этом отказываете. Это ясно подтверждают Писания (Откр.14.8-10, 18.1-5, Ис.52.2, 2 Кор.8.14, а также это практиковал сам Павел согласно Деян.19.8-10). Теперь, сэр, здесь заключен вопрос: если ваши общины таковы, где действительно чисто преподаются Слово и Таинства, то мы грешим, отделяясь от них, и вы вправе справедливо обвинить нас в расколе за это отделение, но если это не так и ваши общины не таковы, и из того, что Слово заповедует нам практиковать, они ничего не преподают чисто, но это только ваше голое утверждение, то оно не может удовлетворить нашу совесть, как и я не в состоянии насытить вашу. Не является ли Слово Божие обоюдоострым мечом, и то, в чем вы нас обвиняете, не применимо ли к вам самим? "Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости" (Иер.7.8-10)?  Разве вы не признаете ежедневно и не страдаете от того, что среди вас есть такие, которые, как закваска, квасят все тесто (1 Кор.5.6), и то, что вы оставляете от Слова, не дает вам исцелить их. Дух Христов говорит, что такое тщеславие не хорошо, и праздники Господни не для них. И в таком случае я прошу вас показать мне, каким образом является евангельским установлением крещение детей, которое является одним из великих таинств среди вас. Что вы находите для обоснования вашей практики, кроме грязной лужи людских изобретений? Если бы ваши таинства совершались чисто в соответствии с властью и словом Христа, то они служили бы для отсечения всех пьяниц, блудников, лихоимцев, лжецов и всех отвратительных грязных грешников, и собирания вместе в вере чистых верующих, объединенных в соответствии с установлениями Христа. Вот тогда мы с вами будем едины в одной общине и братстве, и ничто не разлучит нас, даже смерть. Иначе же мы, по благодати Божией, продолжим наше отделение от вас, по мере света Писания, который мы получили, и в дополнение к тем местам, которые мы процитировали, у нас есть достаточно свидетельств, которые мы можем сопоставить с вашей практикой и показать, что Слово и Таинства не преподаются чисто среди вас (2 Фес.3.6, Еф.5.3-5,11, Гал.5.9-12, 2 Кор.6.14, 1 Кор.5.4-6, Деян.2.40).
Вопрос 2. На каком библейском основании вы создаете новую общину, разделяющую и разрушающую дело Реформации, которое теперь в наших руках?
Ответ. Этот вопрос имеет две части: во-первых, откуда у нас новая отдельная община, и во-вторых, каким образом мы разделяем и разрушаем дело Реформации. Относительно первого хорошо известно для многих, и не только для нас самих, что наша община была создана и устроена в соответствии с правилом Христовым прежде, чем вообще стало известно о Реформации, и даже тогда, когда епископат был на вершине своей исчезающей ныне славы; и я уверен, что она будет стоять так и впредь, даже если все, кто против нас, будут замышлять злое и угрожать нам смертью и гибелью, ибо нет и малой надежды на спасение, если не отделиться от тех ошибок, которые несут ее враги. И все же, если вы по-прежнему продолжаете клеймить нас именами анабаптистов, схизматиков, еретиков и т.д., хотя сами чураетесь такого суеверного поклонения, которое, как вы говорите, должно быть реформировано, мы считаем это вашим невежеством, если не хуже, и хотя вы осуждаете нас, Христос оправдает нас по слову Своему, которое Он дал нам и которое мы желаем практиковать.
Таков наш ответ на первую часть вопроса. Что же касается второй его части, то есть что мы разрушаем великое дело Реформации, которое теперь в ваших руках, то я не знаю, что вы подразумеваете под этим обвинением, и если оно не состоит в голом предубеждении против нас и не в стремлении выставить себя перед нами, то или мы вообще ничего не понимаем, или не можем представить себе ничего действительно реформированного иначе как согласно истине и благодати. По милости Божией мы наслаждаемся именно такой практикой, и для нас странно, что какой-либо гениальный истинный реформатор должен учредить ее, а затем вы будете говорить, что дело Реформации у вас в руках. Ни один разумный человек не откажется от практики того, что он считает сообразным с истиной в пользу того, о чем он не знает точно, что это так. Вы сами практикуете то, что считаете реформированным, но в то же время рассказываете нам о великом деле Реформации, которое мы якобы разрушаем. Должны ли мы спросить вас, в чем состоит то величие, которое мы не видим? Великое ли дело при наличии такого количества времени и денег переделать епископат в пресвитерию и Книгу общих молитв в директорий, и одновременно поднять жалованье служителям в четыре раза?  Мы просим вас рассмотреть, в чем изменились священники, народ и поклонение, которое осталось почти прежним, и убедится, что великая работа Реформации состоится лишь в том случае, если ваши общины будут жить в соответствии с такими великими и неизменными истинами, как 1 Кор.3.9-11, Мтф.28.19-20, Деян.2.41, 5.13-14, Исх.25.40, Евр.8.5. Если вы сможете воздержаться от нарушения всего этого, мы с вами будем едины.   
Вопрос 3.  Каким образом вы устанавливаете членство и тем более служение в такой общине?
Этот вопрос, насколько я могу судить, добавлен больше для весомости, ибо если мы можем доказать истинность нашей общины, истинным является и членство в ней, и не будь в этом сомнений, я не продолжал бы эту тему; но я вижу, что вы настолько напираете на причины нашего отделения, что я должен дать более полный ответ. Начну с того, в чем не может быть отказано. Иисус Христос от Отца помазан быть Главой Церкви,
которая есть Тело (Еф.1.20-23, Кол.1.18), и нам повелевается слушать Его (Втор.18.15, Деян.3.22, 7.37, Мтф.17.5, 2 Пет.1.17), и кто не будет слушать Его и повиноваться, Господь взыщет с такового (Втор.18.19, Деян.3.27, Мтф.7.26-27). Мы узнаем, мы любим Бога, и Он любит нас, когда мы соблюдаем Его заповеди (1 Иоан.2.3, 5.2-3). Итак, если мы не можем сохранить веру и добрую совесть, то Писание доказывает, что наша практика не права (2 Фес.3.16, 1 Кор.5.11, 2 Тим.2.21, 3.5, Еф.5.1,14). Согласно и многим другим Писаниям, в устах двух или трех свидетелей подтверждается всякая истина. Если же вы отвергаете следование правилу Иисуса Христа и не слушаетесь заповедей Его, но отвергаете Слово Божие, которое дается Христом для отделения нечестивых от благочестивых и драгоценного от ничтожного (Мтф.18.15-17, 1 Кор.5.4-13), то мы обязаны послушанием Иисусу Христу, Который оставил вас, доколе вы будете противиться Ему, и непрестанной верностью порядку и устроению Евангелия. И как это бывает с естественным телом, которое должно удалять от себя экскременты, чтобы не гнить в грязи и нечистотах, так обстоит со всеми ложными духовными состояниями. Вы говорите, что все, кто имеет на то силу и власть, данную им гражданскими магистратами, должны повелеть всем богатым и бедным осуществлять истинное поклонение; но если совесть не позволяет нам этому следовать, мы мо не можем жить среди вас и вправе не иметь ничего общего с вами (Откр.13.16-17). Если церковь или община не имеет власти ни исправить своих членов, ни изгнать их как неисправимых, она по необходимости станет гнилой, грязной и нечистой, прибежищем всякому нечистому духу и всякой нечистой и отвратительной птице (Откр.18.2). Теперь я должен обратиться к любым разумным религиозным людям: разве Англия не превратилась сегодня в такое прибежище нечистых духов и отвратительных птиц, как, впрочем, и любая нация вообще? Разве мы не убеждаемся на повседневном опыте, зная практику большинства людей нашего времени, что их заставили поклоняться вместе с кем-то против их воли, делая их отменными лицемерами? И если такие вещи происходят, то не пора ли послушаться гласа апостолов: "Спасайтесь от рода сего развращенного" (Деян.2.40); "Выйди от нее, народ Мой" (Откр.18.4)? Если же мы говорим о многих, что они могут быть обвинены в том, что угашают дух и презирают пророчество, не давая возможности ни одному человеку публично явить свое призвание и власть, то они, как и многие из вас, поступают вопреки Писаниям (1 Пет.4.10, Евр.10.25, Кол.3.16, Еф.4.15-16, 1 Кор.12.7-8, 24-31). Также ваши суеверия вводят в большое заблуждение бедных невежественных людей и отвращают от истинного поклонения на всяком месте. Вопреки Писанию (Иоан.4.20-24) вы продолжаете взимать десятины и предложения, как если бы Христос не пришел во плоти. Если  же служители Его Царства говорят, что они претендуют на десятую часть потому, что жатвы много, а делателей мало, и несправедливо обделять их, и это причина того, что некоторые люди в Царстве должны иметь десятую часть его богатств, и кроме кафедры и частных домов им полагается пища и одежда, и те, кто имеют власть возложения рук, притязают на это под страхом отлучения для недовольных, отказывая им даже в похоронах в церковной ограде, и таким образом собирают денег не меньше, чем  кто-либо другой - тогда я хочу, чтобы вы  рассмотрели, не является ли все это достаточным основанием для подтверждения нашего разделения. Я знаю, что это значит для нас, и если вы не можете объяснить нам, что Иисус Христос не установил за нарушение Нового Завета те же кары, что Моисей за нарушение Ветхого, и за его нарушение положены и большие суды (Евр.2.1-5, 3.1-9, 10.21-31, 11.22), то я никаким образом не смею возразить против нашей практики и буду свидетельствовать правду о ней хотя бы до мучений, если все ополчатся против нее.
Вопрос 4. На каком основании вы соблазняете уходить в эту общину детей и слуг?
Ответ. Я вижу, что наши разделенные общины страдают от разделения, и я потрудился, чтобы помочь вам перенести его, так что я надеюсь, что я должен
дать вам что-то из Слова Истины, что могло бы удалить дух, который противится нашим общинам, и прежде всего дать познать, что есть та бесконечная Любовь, которая искупила Богу людей из всех наций, племен и языков, и соделала их царями и священниками Богу, чтобы они царствовали с Ним в Его духовном Царстве на земле (Откр.5.9-10). И все те, кто рождены от нетленного семени (1 Пет.1.23), имеют новое рождение, как те, кто вкусили от щедрости Господа и пришли к камню драгоценному и живому Господу Иисусу, будучи сами живыми камнями, из которых устрояется священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Пет.2.1-11). Те, кто оживотворены со Христом, воскресли и воссажены вместе с Ним на небесах (Еф.2.5-6), одним Духом крестились в одно тело (Рим.6.4) и облеклись в нового человека (Гал.3.27, Кол.3.10), тем самым имея доступ к Отцу и будучи соединены друг с другом  тем же Духом, составляя святой храм и жилище Господу (Еф.2.18-22). Такового собрания мы не оставляем (Евр.10.25), но увещеваем друг друга ежедневно (Евр.3.12-13), имея все дары от того же Духа к нашему назиданию (1 Кор.12.47, 2 Пет.4.10, Рим.12.3-9). Именно такой общине Иисус Христос обещал Свое присутствие (Мтф.28.19-20, 18.19-20, Откр.7.13-15, 21.2-3, 22.13). Итак, если мы можем доказать, что мы составляем именно такую общину, или по крайней мере искренне и по-настоящему стремимся к тому, чтобы быть в ней, то я надеюсь, что вы не презрите таких собраний святых и не отвергнете тех, кто становится их членами, чтобы созидать друг друга своими дарами, как Господь дал им. И это ответ на ваш вопрос, почему мы якобы соблазняем детей и глупых слуг. Мы отвечаем, что вам хорошо известно, что таковые не были приняты в члены нашей церкви просто так, но были членами вашей от пятнадцати до двадцати или тридцати лет, и если они были глупы, когда перешли к нам, то тем более они были глупы, став членами вашей церкви, и представляется , они получили , по вашим собственным словам, мало назидания от столь долгого пребывания с вами, и поэтому о тех, кто кажутся вам столь глупыми, что они получили так мало пользы от вашего служения, следовало бы позаботиться, чтобы они не погибли в собственном невежестве и слепоте, и соответственно последовать совету нашего Спасителя (Мтф.7.3-5). Вы знаете, что это не странно для тех, которые желают ходить прямыми путями Господа, что они презираемы, упрекаемы и подвергаются клевете, но тем не менее они имеют право дать ответ на нападки на общение святых. Я молюсь, чтобы вы исследовали следующие места Писания: Притч.9.1-7, Ис.14.32, 18.17, 1 Кор.1.26-28,Рим.14.5.
Вопрос 5. Как вы можете оправдать по Слову Божьему свой анабаптистский путь греховного лукавства, пресловутого раскола и бегства из реформированной Церкви?
Ответ. Я не вполне понимаю, что ваше перо отстаивает с такой горячностью, но если под реформированными Церквами вы имеете в виду те Церкви, что были насаждены апостолами изначально, и которые являются основанием и правилом для всех последующих церквей всех времен, мы тогда должны оправдать по Слову Божьему именно наш "анабаптистский" путь, как вы рады его называть, и хотя мы без лукавства исповедуем свое неведение многих вещей, которые мы должны знать, и ежедневно молимся о новом раскрытии света и истины, исходящих от Того, Кто единственно одаряет Свой бедный народ. И с тех пор, как мы пришли к этому, мы желаем ходить по тому же правилу, что и апостолы, и, в первую очередь, мы крестим во Христа Иисуса лишь тех, кто исповедует веру во Христа Иисуса (Рим.6.3), через веру в Которого они соделаны сынами Божьими, и так те, кто крестились во Христа, облеклись во Христа (Рим.3.26-27), ибо Сам Христос повелел это, и нет никакого другого способа крещения (Мтф.28.19, Мк.1.4-5, Лк.3.7-8), и именно это было также практикой апостолов (Деян.2.41, 8.12, 36-37, 10.47-48), и будучи, таким образом, крещены по исповеданию веры, они затем прилагаются к Церкви (Деян.2.41), то есть становятся едины друг с другом; и в случае греха они могут разобрать дело добросовестно между собою, по Писанию (Лев.19.17-18, Мтф.18.15), и если кто-то не исправляется, то таковые отлучаются как те, которые не подходят для жизни в Церкви, в соответствии с этим правилом (1 Кор.5.4-5, Мтф.18.19-20). Это и многое другое я мог бы сказать на сей счет, не чтобы оградиться от обвинений во лжи, но чтобы милостью Божией ваши глаза открылись, чтобы рассмотреть ваши собственные практики и пути, и тогда вы перестали бы обвинять нас в лукавстве и пресловутом расколе, разделяющем реформированные церкви, ибо тогда вас самих пришлось бы обвинить в отделении от Рима. Вы считаете истинным свое крещение, свое посвящение служителей, их содержание через десятины и предложения, и принадлежность всего народа к Церкви, и это значит, что вы не можете отделиться со связанного с этим развращения; мы же отвергаем все это и не можем считать истиной, и следовательно, должны отделиться от вас, ибо вы считаете пресловутым расколом неисполнение своих обязанностей по отношению к материнской Церкви, для нас же это отвержение грязного мусора мерзостей, которые сохраняются среди вас, и мы можем вернуться к вам только тогда, когда найдем, что положение изменилось.
Вопрос 6. Можете ли вы и вам подобные мнимые учителя оградиться от осуждения многими местами Писания?
Ответ. Хотя я, насколько знаю свое сердце, не хочу никому мстить, я могу лишь мечтать, чтобы Господь оградил невинность наших душ и честность наших намерений во всех наших возражениях против предрассудков или, вернее сказать, клеветы, возведенной на нас. Я должен привести лишь один из важных текстов и немного прокомментировать его: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьих шкурах, но
внутри суть волки хищные: по их плодам узнаете их" (Мтф.7.15). Эти слова Иисуса Христа содержат лучшее описание того, как эти лжепророки могут быть известны нам. Христос сравнивает истинных пророков с овцами. Овцы по своей природе кротки, молчаливы и держатся вместе; именно таковы истинные пророки Христа. Они кротки в словах, смиренны в страданиях, которым они подвергаются от нечестивых людей, довольных низкими наслаждениями этого мира. Они последуют состоянию Самого Христа, Который не искал мирской славы и величия, и даже убедительных слов человеческих, как и апостол Павел говорит: "Хотя мы и во плоти, мы не воюем по плоти" (2 Кор.10.3). Но волки, даже те, что в овечьих шкурах, с которыми сравниваются лжепророки,   могут быть известны по их плодам, которые проявляются в двух вещах: во-первых, в их хищном расположении, во-вторых, в том, что они рычат и лязгают зубами на овец, которые отличаются от них по нраву, и при этом ползают перед мирскими князьями, желая стать их лучшими слугами и восхитить их богатства, вместо того чтобы мирно пастись на прекраснейших пастбищах Царства. Их слова - "дай, дай", и потому они хотят жить так, чтобы пользоваться всеми наслаждениями мира. Они всегда будут рычать и преследовать всех, кто идет по пути действительно святому, и не доверяет их именам, почестям и мирским наслаждениям. Я молю Господа, чтобы  Он открыл ваши глаза, и вы могли различать между светом и тьмой.
Таким образом, я дал краткий ответ на ваши вопросы и засвидетельствовал об истине, предоставив остальное Тому, Кто наставит на всякую истину.
С уважением и зная свой долг, Уильям Киффин

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn