Почему мы не понимаем друг друга?

Владимир Плетнёв
Девять лет назад я задал себе вопрос:
«Почему мы не понимаем друг друга?»,   http://proza.ru/2014/03/31/1433,
и через некоторое время попытался на него ответить в статье:
«Реалии жизни и что делать», http://proza.ru/2014/05/15/646.
Перечитав и проанализировав эти статьи, вновь понял, что подобная тема  является актуальной и 9 лет спустя.  По этой причине эти статьи помещаются в начальный список для дальнейшего  их совершенствования.

Мышление каждого человека формирует свой, оригинальный набор привычек на базе ранее сформированных привычек. Степенью их справедливости и целесообразности является способность привычек к гармоничности между собой. Они определяют ментальность человека, смысл его жизни, его идеологию. Эта гармония способна к рождению самых разнообразных «виртуальных» мыслей и представлений, которые тоже могут превращаться в привычки.  Любая,  новая привычка должна соответствовать этой гармонии, что приводит к формированию многообразия человеческих представлений на одни и те же житейские события.

Когда в качестве воздействующей на человека сущности оказываются представления другого человека, то характер его ответной реакции будет иметь, скорее, критический характер. Его набор привычек легко выстраивает логические цепочки несостоятельности аргументов оппонента, так как в его арсенале нет тех привычек, которые привели оппонента к появлению такой сущности. Как следствие, каждый человек более склонен к критической схеме диалога, чем к попыткам более четкого изложения своих позиций, с тем, чтобы у оппонента появились основания для формирования соответствующей привычки понимания.

Нам необходимо осознать, что понимание друг друга возможно только при наличии совпадающих по характеру и структуре привычек. В реальной же жизни набор, привычек каждого человека представляет собой закрытую систему, в которой привычки образуют своеобразную иммунную систему, нацеленную на поддержание определенных взаимосвязей среди своих привычек и на борьбу с "вирусами" инакомыслия. В подобных условиях сближение позиций оппонентов требует проявления усилий и терпения с обеих сторон. Односторонние усилия бесполезны.

Особенно односторонние усилия бесполезны, когда человек приобрел доминантные привычки. Такой человек не склонен к диалогу, и всеми путями стремиться внедрить свои представления в окружающую среду. Особенно опасны идеологические доминанты, в основе которых лежат «виртуальные» представления,  которые могут привести к радикальным процессам в обществе.

В здоровом обществе должен быть порядок и условия для формирования конструктивного процесса в нашей жизни. Без здоровой иммунной системы общества и каждого человека эта задача не решаема. Каждый человек обязан осознавать в необходимости приобретения привычек обязанности, ответственности и склонности к самокритике и диалогу. Это должно являться неотъемлемой частью жизни общества.

Анархия в обществе не допустима. В обществе должна быть не свобода действий и поступков, а возможности для интеллектуального развития каждого человека, в рамках его природной склонности, с тем, чтобы он был способен наполнять свое свободное время приемлемой для него деятельностью.

Такая стратегия поведения каждого человека в обществе вытекает из свойств нашего мышления и привычек, которые мышление обязано сформировать на все случаи жизни.