Сегодня - Барокко. Анастасия Черток. Штрихи

Екатерина Подлесских
                Фото Анастасии Черток
                http://www.cultandart.ru/users/4404_anastasija_chertok





Штрих первый - «Тяжело ли играть на органе?»

Анастасия Черток часто слышит вопрос "тяжело ли играть на органе?".

Этот вопрос за время ее двадцатилетнего сосуществования с инструментом перестал быть для нее праздным.

На органе играть так же тяжело, как жить вообще. Работать с ним, проводить с ним много часов, дней и лет – это иногда тяжело, но совершенно невозможно без него.

Орган - мощный, сильный, глубокий, всепоглощающий инструмент, не похожий ни на какой другой, совершенно уникальный.

Анастасия Черток и орган существуют гармонично и неразрывно. Без него она просто девушка с глубоким взглядом, ясными суждениями, интересными мыслями и планами. Он без нее просто застывшая монументальность. Но когда она садится на скамью, ее руки и ноги, все ее существо оживляют орган и случается таинство, которое окутывает каждого слушателя.

Играть на органе тяжело, но не играть на органе для Анастасии Черток невозможно.


 Штрих второй - "Первые знакомства с органом"


Анастасия Черток не планировала становиться органисткой. Она шла к своему органу постепенно. Можно найти, увидеть эти маленькие шаги навстречу ему, а можно увидеть его шаги навстречу ей.

В детстве Настя с папой слушали разные пластинки с классической музыкой, но особое место занимала почему-то органная музыка, так идея органа просто появилась в ее юной душе и притаилась там до своей поры.

Мама покупала Насте с братом абонемент в консерваторию, почему-то это оказывался органный абонемент. Она слушала орган, и все еще не представляла, что может играть на нем.

В консерватории перед экзаменом абитуриенты проходили в отдельный класс, чтобы разыграться на фортепиано. А в этом классе стоял орган, она видела его, рассматривала, а может быть уже и присматривалась.

Анастасия Черток, соблюдая правила, существовавшие тогда в Консерватории, выбрала орган, как свой второй инструмент, но именно с этого времени он становится для нее первым, в самом широком понимании.


 Штрих третий - "Когда Собор ниже"
----------------------------------------------------


Анастасия Черток выступала в Домском соборе в Риге, в Миланском соборе и в Соборе Парижской Богоматери. Просто от одного перечисления этих великих и величественных соборов мира захватывает дух. Но Анастасия испытывает некий, почти священный трепет, фантастические чувства не от осознания величественности места.

Там бывает другое.

В Париже она сидела за органом очень высоко. Таково строение инструмента. Почти на той же высоте, с которой Гюго описывал вид Парижа. Это Великий собор, и его прихожане казались ей совсем маленькими человечками, она предвкушала, что сейчас сядет за этот исторический инструмент с огромной историей, и она, русская исполнительница будет играть на французском органе, во Французской столице, для истинных парижан. Она сможет передать им все величие музыки, но сделать это с русской душой.

Успех был оглушительный.


 Штрих четвертый - «Добрый» музыкант 
-----------------------------------------------------


Анастасия Черток не просто виртуозно исполняет произведения композиторов эпохи барокко на органе. Она любит своего слушателя, поэтому помогает ему не только слышать, но услышать.

Посвятив всю себя классической музыке, она с такой легкостью допускает, что многие люди, которые оказываются на концерте, не знают имен композиторов, не представляют себе особенности эпохи, когда жили и творили Рамо или Люлли, им трудно именно услышать.

Анастасию не злит это, она это нам прощает и помогает.

К каждой своей программе Анастасия Черток делает комментарии, мягко, деликатно и очень подробно готовящие публику к тому, что будет, что они сейчас услышат, в какую эпоху перенесутся. И публика бесконечно благодарна ей за это тоже. О магическом действии ее дара в этом разделе мы умолчим.

Анастасия приучает слушателя к настоящей музыке эпохи барокко, но умеет со свойственной ей легкостью добавить в программу транскрипции знакомых мелодий. Можно услышать Щелкунчика, а можно и Валенки, если в Рождество.

Программы Анастасии Черток в Пушкинском музее очень востребованы сейчас, каждая из них проходит с аншлагом.


Штрих пятый - Дар музею
-------------------------------------------


Семья Анастасии нашла возможность, силы и желание и сделала замечательный дар Пушкинскому музею и всем москвичам. Теперь в Музее есть орган. Мастерам компании Sauer удалось добиться церковной акустики в зале Микеланджело.

Создан совершенно специальный инструмент. На изучение помещения и создание органа ушло полтора года. Но теперь слушателей охватывает, окутывает истинное звучание. Профессионалы слышат это и ценят, а посетители музея просто чувствуют.

Анастасия Черток знает, что слово «орган» действует магически. Она удивительным образом умеет поддержать это трепетное состояние слушателя.
Даже экс-Президент Украины Леонид Кучма сказал после концерта Анастасии Черток, что когда слушаешь орган забываешь обо всем и о политике, и о погоде.