Еще крымские воспоминания

Валерий Короневский
Крымско-Украинские события,  непрерывные комментарии,  крикливые дискуссии у Соловьева и других, непроходящая тревога в последние недели так утомили, что  организм включил защитные механизмы, и стали всплывать очень приятные воспоминания давних дней, связанные географически с этим самым, но когда-то спокойным, приветливым великолепным Крымом.

О крымской практике 1957 года я уже написал, нескладно, неинтересно, но вспоминал с удовольствием, и, главное,  на некоторое время отключился от современных событий. Те воспоминания вызвали другие.
Где-то в шестидесятых годах я отдыхал к Сочи  и так мне все там нравилось, такое буквально наслаждение я испытывал, что пришла мысль усилить это удовольствие до предела. Я тогда недавно начал курить и от этого тоже получал большое удовольствие, смаковал разные папиросы, сигареты, сигары, которые в ожидании каких-то заграничных гостей по приказу Хрущева стали делать на Погарской табачной фабрике, купил в Ленинграде  трубку работы знаменитого тогда Федорова, который делал трубки для  Эренбурга, в общем наслаждался и курением, И вот пришла в голову мысль, что если я брошу курить и помучаюсь, потерплю до полного изнеможения и тогда закурю, какое же наслаждение я должен получить. Сказано-сделано и я наслаждаясь всем, что давал мне Сочи, украсил эти наслаждения горчинкой мучения от желания закурить, вдохновляясь мыслями, какое наслаждение я получу в итоге. В таких заботах провел отпущенное мне время и под занавес, подсчитав оставшиеся деньги, решил доставить себе еще одно никогда не испытанное удовольствие — поплыть на пароходе по Черному морю. В Ялту.

Пошел в морской вокзал и купил самый дешевый билет «на палубу» на пароход «Адмирал Нахимов», тот самый знаменитый трофейный корабль, к сожалению через несколько лет погибший под  Новороссийском.  И поплыл, воображая себя Колумбом. Правда недолго, нечаянно перешел на правый борт и был разочарован. Оказывается судно идет не по прямой в открытом море, как я мечтал, а ползет вдоль берега недалеко от него. И это разочарование оказалось не последним. Вдруг я почувствовал, что мне чего-то недостает. Прислушался и с ужасом понял, что мне не хочется курить. Перетерпел! Испуг помню до сих пор. Бросился в буфет купил сигареты «Друг», закурил и... никакого удовольствия, больше того — противно и мерзко. Вот тебе и экстаз. Так расстроился, что, плюнув на расчеты, пошел в бар и напился смеси коньяка с шампанским, которая называлась конечно коктейль «Адмирал Нахимов», после чего из корабельной радиорубки послал телеграмму домой с просьбой выслать перевод в Ялту до востребования.

Утром пришли в Ялту. Экономить мне было уже незачем и я поселился в гостинице «Ореанда» на главном променаде, прямо над морем. Пообедал в ресторане, отдохнул после ночи «на палубе» и продолжил блаженствовать в прекрасной Ялте, дожидаясь перевода, пришедшего на другой день. Купил билет на самолет до Москвы и пошел на автобусную станцию. Стою, жду, вдруг какие-то люди: поехали с нами на такси, на четверых недорого будет. Отказаться неудобно, согласился, доехал до автовокзала в Симферополе, расплатился и понял, что до аэропорта мне придется добираться пешком. Решил, утро вечера мудренее, устроился на жесткой скамейке в автовокзале и заснул. Утром стал соображать, где достать денег на билет до аэропорта.

Надежда была на букинистический магазин, у меня был замечательный путеводитель по западноевропейскому искусству Эрмитажа и, поскольку я тогда увлекался фотографией, чехословаций фотожурнал с фотографиями обнаженных женщин, под названием «этюды» или что-то в этом роде. Иду я, ищу букинистический, навстречу парень: помоги сколько можешь, и я конечно отдал последние копейки, на которые собирался выпить кофе с какой-нибудь булочкой. Но не бескорыстно: думаю, Бог все видит и «воздаст» мне. Так и случилось. Нашел букинистический, дождался открытия и к приемщику, даю свой замечательный путеводитель, а он: мы такие не берем. Ужас! Показываю журнал, открыв на нужной странице — ну ладно,  для себя возьму...  И купил и журнал и книгу, я разбогател, позавтракал в кафе, доехал до аэропорта, а уж в Москве тогда из Внуково автобус привозил пассажиров до площади Свердлова, а оттуда - «метрончик» (книжечка билетов на метро) всегда  в кармане, без проблем до дома и рассказы до утра.

Потом много раз бывал в Крыму и отдыхал и в командировках и всегда впечатления выше всяких похвал. И приключений хватало. Так что вспоминается с удовольствием. А уж в сочетании с молодостью!  Один раз был  в польском Гданске в СО «Петробалтик» с делегацией специалистов из Симферопольского проектного института. Прекрасные специалисты и чудесные ребята. Так что могу подтвердить: крымская земля нам не чужая. И живущие там люди.