Простая история

Тамара Арбатская
1
Вечерело. Ирина подоив коров, процедила молоко в трёхлитровые банки, поставила их в холодильник: « Завтра утром просепарирую молоко,- устало подумала она, взглянув на часы. «Половина одиннадцатого, а Гришки всё нет и нет, куда же он мог пойти? Который вечер неизвестно где пропадает, придёт, получит хорошую взбучку.
-Сынок, ты не видел отца?-спросила она сына.
-На ферме задержался, день рождения сегодня у Галины, они коллективом и отмечают.-
-Почему же он мне ничего не сказал, а я думай тут, куда он девался.
-Мама, я пошёл в клуб на дискотеку, приду под утро, не переживай за меня,- он приветливо улыбнулся матери и вышел из дома, скрипнув дверью.
-Опять сегодня пьяный явится, да что же это такое, сама не понимаю, который день пьёт, домой ночью является, а я одна с хозяйством должна управляться.-
-Мама, налей мне молочка, -попросила Ирину, шестилетняя, черноглазая Даша.
-Мой руки и садись за стол ,- сказала мать, наливая дочке молоко в кружку,
-Пей доченька,- сама подошла к зеркалу и пристально вгляделась в отражение, не было сейчас, красивой, черноокой девушки, на неё смотрела уставшая, с потускневшим взглядом, полноватая женщина,»убитая» непосильным трудом. Дети, муж, хозяйство. Возле глаз на лбу прорезались морщинки:» Ой, какая я некрасивая стала, поэтому Гришка задерживается, может у него другая появилась?»- подумала она.
-Даша тебе спать пора,- уложив ребёнка, присела возле открытого окна и задумалась. Прошлое встало перед глазами. Вспомнилась весёлая, шумная свадьба. Так хорошо было. Только куда всё ушло неизвестно. Немного погодя Григорий построил большой пятистенный дом на берегу реки, рядом с зарослями черёмухи, яблони и вербы. Родился Димка, как они радовались маленькому человечку, который смотрел на маму и папу чёрными глазёнками и смеялся. Они мечтали, как Димка вырастет, кем возможно будет во взрослой жизни. Муж продолжал строительство, построил зимовье, стайку, баню, всё что необходимо в хозяйстве. Деревенские бабы завидовали-
-Мужик тебе достался золото натуральное, с таким, что тебе не жить.-
-Да ну вас, вечно вы наговариваете, не то, что нужно, сердилась Ирина. Через одиннадцать лет, после рождения сына она решилась подарить мужу еще ребёнка, хотя врачи не рекомендовали ей рожать, подскакивало давление, тромбофлебит давал о себе знать. Рожала тяжело, мучительно, но всё же при помощи врачей и акушерок родила девочку. Григорий приехал в роддом быстро, узнав о рождении дочки.
-Как себя Ирина чувствует,- беспокоился он, передавая продукты санитарке,
-Доченька здорова?
-Папаша, не переживай, у жены твоей самочувствие хорошее, ребёнок здоров, на тебя похожа.- Сейчас Даше шесть лет. Смуглая, черноволосая, черноглазая, она не давала особого повода для беспокойства, спокойно играла игрушками где-нибудь в уголке, целыми днями.
-Темнело. Ирина прилегла около спящей дочери, но сон не шел и мысль набегала одна на другую, тревожа картины прошлого.
Хороши вы летние деревенские ночи. С сопок веет запахами леса и свежих трав, в вышине мерцают далекие, загадочные звёзды, смотришь на них и думаешь, как прекрасен и таинственен этот мир, а что есть вот хотя бы на этой звезде, на другой, на третьей. Неизвестного много. Вечерами бродят стайками по улицам парни и девчата, распугивая тишину молодыми звонкими голосами и смехом. Когда то и она бежала по вечерам в клуб с подружками в кино. После фильма «Они сражались за Родину,» выходя из клуба, она увидела направлявшегося к ним Гришу.
-Привет девчонки!
-Ну, привет, что скажешь нам.
-Галюша, ты не обижайся, мне с Ирой нужно поговорить.
-Хм, разговаривайте, мне то что, а я пошла домой.
-Что  ты хотел сказать, говори я жду.
-Ирочка, пойдем, походим, ты не против? Я тебе свою дружбу предлагаю, ты согласна?
-Меня мама заругает,- смутилась Ира, а  сердце почему то забилось сильнее.
-Не беспокойся, не бойся меня, я разве тебе плохого желаю? Только хорошее, прогуляемся по деревне, а затем я провожу тебя до дома, что тут такого.
-Хорошо, походим немножко.- они медленно пошли по улице.
-Ты мне давно нравишься, ей Богу никогда такой девчонки, как ты не встречал.
-Что во мне особенного нашел,- улыбнулась она
-Не могу ответить  на твой вопрос сразу, это я чувствую сердцем.- Гриша остановился, неловко положил ей руки на плечи и заглянул в глаза,
-Можно я тебя поцелую,- сердечко Иры затрепетало,
-Нет, нет, не надо, а то я сейчас уйду.
-Не хочешь, так и не надо, не настаиваю, глянь костёр на Крестовке зажгли, пойдём туда, там вся молодёжь собралась, весело наверняка.
-Пойдём.
На старинные праздники, в девятую пятницу тянутся люди на вершину сопки, которую жители деревни называют Крестовкой. Приходят попросить Бога об удаче, о здоровье для всей семьи, счастья своим детям, положив около креста камни. В обычные дни сельская молодежь любит повеселиться на её склонах. Костёр призывно мерцал в ночи, играя и брызгая искрами света. Возле костра собралась почти вся молодёжь деревни.
-Ух, ты ёлки-палки, кто к нам пришёл, к нашему костерку, прошу панове проходите, усаживайтесь, подскочил к ним Денис Никифоров.
-Какие такие панове, не трепли языком.
- Да я шутя, любя, нарошно.
-Бросьте дурака валять,- вмешалась голубоглазая Нина, молодая жена Дениса, что вы как два петушка ершитесь.
-Да мы просто так, не сердись, голубушка моя, - оправдался Денис. Все уселись возле костра.
- Вчера шел я по лесу, иду, иду, гляжу туда сюда, ка-а-к из-за куста выскочил заяц и прямо под ноги мне кинулся, я упал, а когда вскочил его и след простыл, поминай, как звали. Ха, ха-а, ха.- возбуждённо заговорил Лёха. Все засмеялись.   
-Надо же, что только не бывает на белом свете, - к костру подошел Федька, русоволосый, небольшого росточка, худощавый подросток, в раннем детстве он переболел полиомиелитом, поэтому правая рука его атрофировалась, но левой рукой он мог делать всё что угодно: водить мотоцикл и колоть дрова, собирать землянику, бруснику, малину, голубицу в лесу, вся мужская работа была ему по плечу.
-Ребята, что вы расселись словно на масленице, давайте прыгать через костер. –
-Вот весело будет!- засмеялась зеленоглазая Надя,- В очередь, в очередь вставайте!- и схватив косынку с визгом  прыгнула через костёр.- Во-от здорово! Стало так весело, что никто не заметил, как начало светать, на востоке заполыхала  алая заря. Белый туман поплыл над землёй, закрывая плотной пеленой горы, поросшие лесом, реку, деревню, которая мирно спала под побледневшими звёздами.
-Пойдём, походим,- тихонько прошептал Гриша ей на ухо.
-Ты что, мне пора домой, проводи если желаешь.- Возле ворот дома   немножко постояли, держась за руки. На востоке горели ярким алым
пламенем облака . Гомон птиц : пение жаворонка , воркование голубей , чириканье воробья отчётливо слышны утром и незаметны днем . - Ну всё ,я пошла, а то доярки скоро на работу пойдут.
-Постой, - Гришка крепко притянул к себе трепещущее, тоненькое тело девушки и поцеловал.
-Ты, что то наглеешь, да!- вырвавшись из объятий, с пунцовым от смущения лицом она побежала от паренька и скрылась за воротами.
-Сегодня встретимся в клубе, приходи вечером!- крикнул ей вслед Гриша.
-Где ты была, гулёна?- проворчала мать,- Я не сплю, слушаю каждый шорох, а тебя до утра где то носило.
-Мамочка, я с подружками была, ночь такая тихая, тёплая, веселья много, особенно у костра, знаешь как здорово.
-Смотри, если приживешь что то, добегаешь, все волосы выдеру, так и знай, смотри у меня.
-Ума у меня нет  что ли.
-Знаю, ваш ум только до ворот, потом теряете его.
-Мама, не сердись сама была молодой когда то.
-Другие времена были, скажет мать прийти в десять часов, попробуй ослушайся, высекут и не пожалеют, вас мы подраспустили, избаловали. А в общем ложись  ты спать.
-Хорошо-уже с закрытыми ответила Ира и мгновенно уснула. С этого вечера для Иры всё переменилось , с трепетом и в то же время смущением она ждала, когда увидит Гришу, летела на свидания, как на крыльях и скоро поняла, что не может жить без него, существовать без него и для неё он всё.
Ира вздохнула, глядя в окно. Через два месяца они с Гришей поженились, спустя год родился сын, где он ходит со своими дружками, неизвестно. Слёзы бежали по её смуглым щекам, а черёмуха возле окна шелестела ей тихую песню. В сенях послышались шаги,   скрипнула дверь, муж тихонько прошёл в комнату, но увидев жену, сидящую возле окна, спросил,
-Что не спишь? И плакать нечего,  подумаешь мужик утречком пришёл, ничего особенного в этом нет, я не мужик что ли.
-Ты лучше скажи, где шлялся всю ночь.
-Как где? Как обычно на ферме, сама незнаешь или знаешь. Собрались и выпили коллективом, нельзя разве. С женщинами вообще хорошо гулять, весело.
-Где это видано, слыхано, чтобы доярки до утра гулеванили, ты придумываешь много передо мной, наверно с проституткой какой то был?-Ирина вскочила и ударила мужа по щеке, тот растерялся,
-Ну и дура, спи одна, а я пошёл,- сквозь зубы выдавил он и ушёл в зимовье.
-Вот гадюка, -с обидой подумала она,- я всю жизнь отдала ему, а он…,-и заплакала вновь. Лишь ветки черемухи беспокойно стучали в окно.
2
Григорий утром как обычно подъехал на тракторе к ферме, чтобы загрузить бидоны с молоком и увезти их к парому. Лето выдалось дождливым, река Унда часто выходила из берегов, затапливая близлежащие окрестности. Утро выдалось ясным, на небе ни облачка , над головой синело беспредельно глубокое небо. Доярки встретили его дружным смехом.
-Ну, Гришка, наконец то ты появился, не забудь у нас сегодня гулянка.
-А по какому поводу.
-У Гали сегодня день рождения, ты что забыл, как увезешь молоко, так сразу сюда заезжай, решили мы отметить её день рождения всем коллективом.
-Раз решили, постановили, значит выполним, ну Галюша, поздравляю с днем рождения, будь здорова, не болей,- он обнял молодое,жаркое ,трепещущее тело девушки и крепко поцеловал. В голову ударило хмельным пламенем и загорелось пожаром.
-Ха, ха, ха-а, ну Гришка, но ты даёшь, отстань от неё бессовестный,-засмеялись окружающие, тот нехотя отстранился.
-Хватит ржать, делать вам нечего что ли, знаете только смеятся. Пойдите туда, не знаю куда, вот так то. Ставьте бидоны быстрее, а то молоковоз скоро приедет, а вы тут еле шевелитесь.
- Перестань, сейчас загрузим, нечего ворчать,- бидоны погрузили и поехали к парому. Судёнышко было на другой стороне реки. Паромщик, увидев трактор, перегнал паром через реку. Они перенесли бидоны с тележки на паром, переплыли реку. Молоковоз подъехал не скоро,-
-Сломался малость, вот и задержался, - объяснил водитель, после чего включил молокоотсос. Паром в этом году построили со скрипом, кое- как нашли части от понтонного моста на одной из станций, в обмен на зерно. После чего сколотили настил и сходни, даже смогли перевозить легковые автомобили. В позапрошлом году ещё проезжали по мосту, но весной в ледоход его снесло, возможно охранник проспал возле костра всю ночь, а утром с ужасом увидел, что середину моста, как языком слизало. Ниже моста образовался ледяной затор, вода прибывала. Охранник, не будь дурак, быстро исчез с этого места.
С той поры для деревни начались страдания в осенний ледостав и весенний ледоход, лишь школьники, ездившие в школу в соседнее село, были рады внеплановым каникулам, потому что на другой берег не было возможности попасть. Молоковоз уехал и трактор покатил по склизкой от грязи дороге. Возле дороги таинственно-густые заросли черёмухи ольхи, яблони, боярышника и тальника, изредка выбегает на полянку белоствольная берёзка и торопливо машет путнику своими ветками- косами. К двенадцати приехали на ферму. Чтобы сгрузить бидоны. Доярки сидели в красном уголке за столом.
-Ну, ребятки, садитесь за стол, штрафная полагается вам,- Надя, круглолицая, русоволосая девушка налила им по стакану самогонки и подала. Галя лукаво глянула на Гришу и подзадорила его,
- Давай, Гришенька пей, не стесняйся, за меня выпей, - Гриша встал.
-С днем рождения, Галочка, знаешь, как ты сердцу мила, будь здорова, весела, доживи до ста лет, - все дружно выпили.
-Ох, хорошо прокатилось, - сидели до вечерней дойки. Григорий заметил, что Галя старается быть рядом с ним, притронутся к нему. Неожиданно Гриша поймал себя на мысли, что его влечёт к Гале слепое желание быть с ней. День пролетел быстро, прошла вечерняя дойка коров, женщины засобирались домой. Григорий подошел к Гале,-
-Пойдем со мной, пойдёшь? Посидим возле реки, поговорим.
-Пойдём, только я Зине скажу, чтобы она матери сказала, что я задержусь. Наконец все разошлись по домам, только Галя и Гриша затерялись в густых зарослях протоки. Галечка моя, дорогуша моя, - парень неистово целовал упругое тело девушки, торопливо снимая с неё одежду. Всю ночь пели над ними жаворонки и мерцали далёкие звёзды.
Человек, без любви, что он значит? Зачахнет и повянет, как засохшая трава. Как травинка тянется к солнцу, так мужчина к женщине, женщина к мужчине. С этой безумной ночи Гриша неотступно думал о Гале, хотя понимал, что причиняет боль жене, но пересилить себя не мог. Как и раньше он заботился о семье и чтобы они ни в чём не нуждались. Но лишь только темнело, неодолимая сила гнала его в дом Гали, в её объятья.
-Ира, не прогоняй меня из дома, не понимаю,  что делается со мной, сам не рад.
- Живи в зимовье, а ко мне не подходи,- решила Ира. Гриша промолчал, искоса взглянув на жену, вышел, осторожно прикрыв двери. В душе его цвели и уживались горькая полынь горечи и белоснежные цветы радости. Быстро пройдя вдоль улицы, он остановился у знакомых ворот. Галя, светловолосая, в лёгком платьице, выбежала к нему, прижалась,
-Пойдём, пойдём скорее, я так тебя ждала, весь день только о тебе и думала.
-Я люблю тебя, пойдем,-  поцеловал он девушку.
-Соскучилась по тебе, сил нет.
Возле окна, всю жаркую ночь тихо шелестела и пела им песню любви черёмуха, с листьев которой капают на землю росинки- слезинки.