Экзамен

Валерий Слюньков
               
   Светлой  памяти настоящего народного  артиста Михаила  Евдокимова.
               

    Стой-ка!... Никак, Миша?! Ну здорово! Свиделися,  а я  уж и не чаял…. Здоровьем, понимаш, совсем поплохел. Да не, Миша, вид-то у меня можа и цвятушший, как ты говоришь, да нутря никудышны. Всё там што-то буркат да фыркат…, и аппетиту,  главно дело, не стало.  Вот, говорят, он во время еды приходит, аппетит тот. Не верь, Миша, брешут. 

Вчёра думаю, дай- ка есть начну, перед завтриком, он и подойдёт ко времени. Скушал маленько: кусочек добрый сала, да пару яичек, всё с хлебушком, куды же ещё-то? Нет! Не пришёл, так и пришлося без его завтрикать. Прямо беда, и внутрях так всё фыркат и бу… иной раз на мотоцикел свой сажусь, и не пойму, то ли мотор брешет, то ли в брюхе моём какой  …дифолт объявился.

 Мотоцикел-то? Бегаит, што ему железяке сдеется. Да, тот же самый, на  нём мой геройскай дядька с войны приехал. Не скажу, немецкИй, али ещё какой, соседски мальчишки говорят «анамарка».

   Нам ,Миша, без его никак. Коровка у нас с бабкой добринька, молоко возим в Злыднёвку; наберём флягу, бабке на горбяку прилажу и…дранх на молокозавод. Тяжело? Не, мотоцикел тянет ишшо. Бабке? Не, фляга не шибко большая, литров на сорок, да и бабка у меня крепенькая, не то што я…, так в нутрях всё…, а она в меня как вцепитца—не оторвёшь!

Иной раз такая ямища на дороге – всё, думаю, щас грохнется! Побьётся вся, где  такую найдёшь, ноне такие не делают – чистый люмень. К…какая бабка? Да я про флягу, а бабка – што ей...?
 
 И знаешь, рассказать тебе хочу случай, какой со мной приключился. Потому, как всё равно тебе расскажут, да ещё и приврут. Вспоминать иной раз страшно, а другой раз така смехота возьмёт, спрятаюсь куда и…до слёз.

    Вот, слухай! Едем мы, значит, по Злыднёвке-то с флягой…да, с бабкой, то исть, тут светофор моргат, ну на его никто внимания не обращат, потому,как поставлен для форсу; злыднёвские шибко любят выкабениваться.

А он – шасть на дорогу, и палкой полосатой машет. К…какаой светофор? Колька, Колька выбегат на дорогу, мильцанер, частковый наш. Ты, Миша, конечно, извиняй, но штой то совсем бестолковым сделалси: то ему – бабка, чистый люмень, то светофор бегат…

Ну ладно, остановилси я, но врать не стану, не сразу остановилси, потому, как остановка-та не запланирована, а тормозов на моём трофее давно нет, и педалька та потерялася. А на кой оне мне, тормоза-те. Где надо, заранее мотор глушу, вот и остановка.

 Подбегат Колька, сердитый, запыхамшись, говорит: « На красный проехал, без правов, шлемов нет, тормозов нет, пассажир…баба Маня, на привязанной подушке сидит, с железнодорожной цисцерной на горбу – што с тобой делать прикажешь?»               

Ну ты же знашь Кольку-то, добра душа, потом он мне кака-то родня, кажись сестра…, да сестра, да погоди ты прыскать, смехливый какой, его сестра за кем-то из родни бабки маёй. Ну вот, поостыл, успокоилси родня, и говорит: «Без прав боле в Злыднёвку не пущу.
Но по свойски – у нас тут в мотоклубе группа отзанималася, осталось сдать езду. Я тебя в список впишу, по двору проедешь, и права получишь. Иначе нельзя, майор будет, главный наш… Да ты никак боишся экзамена-то, а?» А я ему, Миша, гордо так отвечаю: «Я на мотоцикел сел, когда ты ишшо одним местом в горшок заглядывал!»

Сказал так, а у самого на душе беспокойство како-то. Вроде как сердце вешшует неприятности какие, Но, куды деватся? В середу собралси, сапоги начистил…а сердце опять вешшует…не ходи, не… Нет! Понесла, нелёгкая!
   
 Во дворе милиции народ колготоится, курсанты значит, а тут и Колька подбегат и ташшит меня к майору. «Вот, товарищ майор, наш лучший курсант, ветеран трудов всяких, правила на отлично сдал», и мне моргат.

Да, думаю, правила читал…три дни …заголовки, но башкой важно так киваю, да, мол, я такой. Майор мне руку жать, чуть напрочь не отжал, огромный такой майорище, на животе пуговки не застегаются. «Ну, покажите пример нашей молодёжи!»

И тут жа, прям без передыха, подводят мотоцикел, новенький, красивый, но на ем ручек разных, рычагов, прям ёжик; для чего оне, на кой ляд – не ведаю. Сердце, Миша, опять взыграло – не садись, не са…Нет! Уселси.!

 Курсанты, тем временем в серёдку двора встали, очереди своей ждать, а Кольку с майором нелёгкая понесла к забору, в тенёк, чтоб отель наблюдать значит, кто-то заводилку пиннул, я и поехал.
А двор, ты знаш, не шибко велик, чую, быстровато еду, надо скорость переключить, на поменее. И вот тут и началася, Миша, представления.

   Откуда мне было знать, что на етом новеньком всё наоборот? Пиннул я педальку, как на моём, что бы потишее, а он ещё быстрее попёр. Скорость меня к забору ташшит, первый раз я только по майоровым сапогам проехал, Колька ловчее, увернулси, а майор вроде как пискнул даже, не ожидал такого от лучшега курсанта.

Што делать? Надо ишшо пробовать, иначе въеду прям в приёмну комиссию, пиннул опять педальку  …мотоцикел  аж подпрыгнул и во весь опор… Представляшь! А они, высокая комиссия, вот они, причём майор и широк ещё, в пузе-то. Тут главна задача была, как тот живот объехать, но ты ж меня знашь, ловко так рулём и…не зацапил, тольки опять… по сапогам, и пискнули оба , дуетом.
   
А меня по кругу так и несёт! Каки тормоза, Миша? Я ведь к ним не приученный, а потом в волнению, видать, вошёл, башка ничего не сображат, скукужился , как кобель на заборе и…айда. Мысль одна – как майоров жавот объехать? Вывернулси на них -- радость, нет майора, Колька один жмётся. Опять по сапогам, ничего, мотоцикел лёгкий, но чую, сапог много, и опять пишшат дуетом.

 Краем глаза успел увидеть – здесь майор, просто так сумел прижаться , што не сделаш, когда на тебя така страсть несётца. Удивлятца некода, пошёл на новый круг, пытаюсь смикитить, што делать далее-то.

 И тут успел заметить: Колька уже на заборе, и пытатца майора к себе заташшить. Хоть бы успел, думаю, а то лучшему курсанту безвыходно положения. И тут, на моё счастье, кто-то догадалси воротая открыть, и ты ж меня знашь, я не растеряюсь – шасть в те ворота, но искосу успел заметить, уронил Колька майора. Предствляшь, как бы я об его ушибся, такого лежачего не объедешь, весь бы ушибся.
 
Вынесло меня на улицу. Красота. Ни заборов, ни этих...майоров пузатых. И сразу
така мысль, как молынья, мелькнула, Миша: давай-ка пинну ту противну педальку...наоборот. Раз...и тишее, ещё раз, и совсем тихо. Вот оно! И легко, оказыватца, управлять. Надо назад, шутка ли, как ни крути, а угнал машину казённу. Как бы уже каку погоню не спроворили...

   И вот опять я во дворе, на акзамене. Курсанты по прежнему в серёдке, видать мои подвиги обсуждают. Колька на карачках ползат, майору сапоги оттират. Увидали меня и…курсанты в кучу теснее, и все норовят в серёдку, а эти, Колька с майором, представляшь, опять к забору! Они же не знают, што я обученный теперь, а ну я их опять буду к забору щамить.

И ново удивление – майор вперёд моёй родни…раз, и на заборе, ещо миг,… и Колька рядом! Во што тренировка делат!
Но удивлятца некода, поехал  по двору, каки положены задания выполнил, и к тому месту, где высока комиссия заседат, галаву задрал «курсант такой-то, заданию выполнил, прошу дать мне документ, права которы».

Но вижу, Колька почему-то мне рожи страшны корчит и кулак показыват, а майор говорит: «Щас я вам дам, всё дам, лучший вы мой курсант, вот только меня отсюда сымут, и дам!»
Чую, нехорошо как-то говорит, вежливо, но не хорошо, и тут я впервые послушал, што сердце вешшует.

Пока его, майора-то, всем кагалом с забору сымали, я уже к дому подходил, и оказыватца, вовремя вакуировался. Как мне потом сказывали, шибко зол был  майор, они его ещо плохо сняли, с забору-то, опять уронили, то есть.


  Вот така, Миша история приключилася. Меня теперь на деревне какем-то бакером-кстремалом  кличут, а в Злыднёвку ходу нету.За километр вижу,Колька от светофору палкой полосатой грозит, персона нон грата, ну эт ты не понимашь, по телику слыхал, мол, отлуп вам отселева, и бабка расстоянию пешком преодолеват со флягой на горбяке.
Хорошо, она у меня крепенька, да кака фляга? Я про бабку, крепка, не то што я, в нутрях всё так и буркат и … Ну ладно, совсем ты меня заговорил, тебя не переслушаш. Бывай здоров!