Сибирский дурачок

Анатолий Кострилевич
«Жадность фраера сгубила!».
(из словаря народной фразеологии).

Самолёт приземлился в Минводах без опоздания. Было раннее утро. Я спустился с трапа и вместе со всеми отправился к аэровокзалу. Там дождался, когда объявили выдачу багажа  и, отыскав свой чемодан, вышел на привокзальную площадь.
Солнце едва поднялось над горизонтом, но уже светило повсюду. Я инстинктивно зажмурил глаза, прикрыв их ладонью. Настроение первого дня отпуска было великолепным!
Со стороны взлётной полосы, подул  лёгкий ветерок, и я ощутил запах мокрого асфальта и сгоревшего керосина. Непривычный запах вызвал у меня приступ удушья и неприятные ощущения в горле. Прокашлявшись, я вынул носовой платок и протёр мокрые от слёз глаза.
С ближайшего кустарника от меня снялась стая птиц, следом подхватилась ещё одна, и я подумал, «что  причиной перелёта птиц мог быть мой кашель», но присмотревшись, увидел, что пернатые полетели туда,  где было скопление пассажиров, и птицам последовали подачки. Сразу захотелось, есть, но я удержался, помня, что дома в это время ещё глубокая ночь.

Я ещё раз осмотрелся. Автобусы ещё не ходили, но уже стояли на площади в ожидании пассажиров, здесь, же расположились несколько частных легковушек.
Я решил понаблюдать за работой аэропорта. Пройдя к ограде сел на чемодан и стал смотреть сквозь металлический забор, как взлетали и садились  самолёты. Это занятие настолько увлекло и расслабило меня, что я не заметил, как ко мне подошёл незнакомец.
-Эй, товарищ, вам куда?- окликнул он.
Я оглянулся, и увидел высокого парня лет тридцати, в форменной рубашке с короткими рукавами, какие носят военные или милиционеры.
Незнакомец подошёл и заговорил со мной, как со старым знакомым.
-Всю ночь торчу с братом в аэропорту. Должны были   родственники на отдых прилететь, но  самолёт задержали по метеоусловиям, - признался он и добавил: -  Большая страна у нас: здесь светит солнце, а там, метеоусловия…. Придётся на работу возвращаться. А вы на отдых в наши края? – спросил он.
Я утвердительно кивнул и поинтересовался:
- До Железноводска дорого берёте?
- Вас за три рубля доставлю, - сказал парень. – Вот только брата позову…, подождёте?
До первого автобуса оставался целый час, и я решил сэкономить время. Водитель показал на бордовые «Жигули» первой модели, припаркованные недалеко.
- Здесь подождите, я мигом, - сказал он и стремительно зашагал в сторону аэровокзала, а я снова стал наблюдать за взлётной полосой.
Самолёты взлетали и садились каждые пятнадцать минут, и вскоре на привокзальной площади собралось много народа. С каждой минутой людей становилось всё больше и больше, и я подумал, что часть из них живёт в пригороде и работает на курортах Минеральный Вод.

Вскоре появился хозяин Жигулей, но почему-то один. Открыв заднюю дверку, он предложил мне сесть, пояснив, «что впереди поедет брат, который вот-вот подойдёт». Водитель помог мне загрузить чемодан в пустой багажник, и я сел в машину.
Минут через пять подошёл молодой парень кавказской внешности, с черными усами и небритым лицом,  совершенно не похожий на брата. Но это обстоятельство нисколько не смутило меня - в наше время «братьями» называли не только родственников, но и своих близких друзей.
Плюхнувшись на переднее сиденье, «брат» поздоровался и начал рассказывать, как провёл время в аэровокзале.
Хозяин Жигулей слушал родственника, покуривая сигарету, и через зеркало заднего вида, нет-нет, бросал  на меня взгляд, словно боясь, что я раздумаю ехать. Затянувшись несколько раз, он притушил сигарету в пепельнице, хлопнул «усатого» по руке и завёл двигатель.
Перед тем, как тронуться, громко предупредил:
- Надо заправиться, слыш? – обратился он ко мне. –Здесь, недалеко, - сказал он и дал по газам.
Жигули пересекли привокзальную площадь и выехали по  указателю в направлении «Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск».
Минут пятнадцать ехали по частному сектору. Дома здесь были кирпичные, некоторые двухэтажные, с красивыми расписными заборами.   На участках буйствовало всё, особенно  было много цветов. На фруктовых деревьях спела вишня и слива, гроздями на ветках висели яблоки и груши.
Глядя на эту красоту, я с завистью подумал:
«Живут же люди… Кругом чистота и  никаких  тебе  заводов. Одним словом, рай!».
Сидевший  вполоборота кавказец, заметив на моём лице восторг, участливо спросил:
- Нравиться? Правда, красиво?! Я на эту красоту смотрю каждый день и не могу нарадоваться, и счастлив, что живу в этих краях, - признался он.
- Конечно, нравится! – ответил я и, решив блеснуть осведомлённостью, заметил: – Ведь не зря лечились в этих местах царские князья и графы…, а в наше время это место стало общесоюзной здравницей.
 Кавказец, пропустив мимо ушей, моё замечание «о царях и графах», стал рассказывать родственнику, как он провёл ночь в аэропорту.
- Душно было в зале ожидания, всю ночь промаялся, - жаловался он. - Хорошо две девчонки поддержали, а заодно научили новой карточной игре. Название игры смешное…, - он замялся и поглядел на меня.
- Да говорите же, что здесь такого, ну…, - с нетерпением попросил я, заинтригованный названием.
- «Сибирский дурачок», - нараспев и слегка улыбаясь, сказал кавказец. - Придумают, же, черти! Хотите, расскажу правила? Всю ночь проиграл… очень азартная игра.
- Так я из Сибири! – горделиво признался я, и поторопил кавказца: – Рассказывай правила, чего уж…
И «усатый»  рассказал мне, показывая на картах немудрёные правила. Игра чем-то походила на «буру», с одной разницей, что раздавалось не три, а по четыре карты. Выигрышной считалась комбинация, когда приходило четыре туза или короля, дамы и тому подобное.
За разговорами легковушка подъехала к заправке и водитель ушёл к кассе, но вскоре вернулся.
- Пересменок!Придётся подождать  минут десять, пока сменщица заступит,- проинформировал он, садясь за руль.
На заправке в это время околачивалось двое мужчин, лет тридцати-сорока славянской внешности, хорошо одетых, но с помятыми лицами – чувствовалось их бурное время препровожденье.
 Мужчины тут же подошли к Жигулям и попросились до Железноводска. Водитель тактично спросил у меня разрешение и я, польщённый его учтивостью, согласился. Мне было всё равно, и я решил,  что в компании ехать было веселей и безопасней.
И двое отпускников, потеснив меня к середине салона, сели по краям. И тут, же, опережая наши вопросы рассказали, как очутились в Минводах, увязав свои приключения с двумя женщинами.
-  Нагулялись…, на целую неделю, - хвастливо сказал сосед со светлыми волосами, жестом показывая, как это было, и мы рассмеялись.
Дальше события разворачивались, как по давно накатанному сценарию…
Новичков кавказец тут же посветил в карточную игру и предложил нам сыграть для начала "на интерес". Все согласились. Начали играть…
Несколько раз, подряд, я выиграл, за что щелкал по лбу своих соседей и кавказца. Прилетали щелчки и по мою душу, отчего вся компания ржала на весь салон. Троица скандировала, называя меня «сибирским дураком». Делалось это так искусно, что я даже не возмутился, принимая всё за шутку.

Наконец, заправка заработала. Заправив бензобак, вернулись на шоссе, и поехали по указателю в направлении Железноводска.
- Может, по копеечке, сыграем, -  неожиданно предложил «усатый», когда отъёхали от заправки. - А то неинтересно получается, да и лоб не железный, -  признался он, демонстративно потирая покрасневший лоб, и все опять дружно согласились.
Стали играть на копейки. Мне постоянно везло…, и через некоторое время я  предложил перейти на более крупную «валюту».
- Может, сыграем на рубли? – спросил я у присутствующих.
Моё предложение, «играть по-крупному»  поддержали  не все. Соседи стали ссылаться на отсутствие денег, а водитель, неожиданно попросил нас «прекратить играть на деньги». 
- Высажу, -  строго пообещал он.
Но кавказец стал упрашивать «брата» сыграть всего лишь три раза и тот, покуражившись, махнул рукой, при этом сказав брату: «охота тебе эти проблемы…».
 «Усатый», получив нетвёрдое, но согласие «брата», тут, же предложил моим соседям в займы несколько сотен рублей и те, посоветовавшись, взяли только половину суммы.

Уловка кавказца и в этот раз не смутила меня, а наоборот, подвигла к мысли «о крупном выигрыше».
«Сибирский дурачок» уже взял верх над моим сознанием и у меня не было желания «прекращать игру». Выиграв подряд несколько раз я подумал о своей непобедимости, а в голове уже сидело одно желание: «выиграть больше и больше денег…».
Судя по настроению участников «схватки» в кураж вошли все. Ставки росли, карты пересдавались, сумасшествие продолжалось!
Я  представил на минуту, «как на выигранные деньги проведу время…. В голове возникли картинки безбедного отдыха, с посещением ресторанов, концертных и танцевальных площадок. Я представлял знакомство с красивыми девушками, которые будут без ума от моих материальных возможностей, а я от их чар….
Мой мозг захватил такой азарт, что я продолжал беспечно лезть в невидимый «капкан». Я ставил на кон и выигрывал! Ставил и выигрывал…
Боже мой! Какое это искушение иметь и иметь кучу денег! Окружающий мир перестал быть материальным - всё моё внимание было приковано к игре и фуражке с деньгами.
Вскоре на кону, образовалась внушительная сумма, равная моим пяти месячным окладам.
«… сколько богатства, целое состояние! – стучало у меня в висках…
Воображение «о счастье» только усиливалось.
«Наконец я смогу пожить без ограничений и оглядок…», - думал я в предчувствии большого выигрыша.

Настала очередь сдавать карты «усатого»… Затаив дыхание я смотрел, как карты ложатся из рук кавказца в мои руки и к остальным. Закончив сдавать «усатый» взглянул в свои карты. Я наблюдал за соперником и был несколько огорчён его спокойствием.
Ни один мускул на лице кавказца не дрогнул, усы не вздыбились, а глаза не забегали. Но я всё равно подумал, что у «усатого» совсем не выигрышный расклад.
 Почему? До сих пор удивляюсь!
Я тихонько развернул карты…
«О боже! – внутренне воскликнул я, увидев перед собой сразу четыре короля! Вот так удача!» – безудержная радость охватила меня.
«Но побить королей могли четыре туза», - на секунду мелькнуло в голове неприятная мысль, и волнение с новой силой охватило меня.
«А вдруг «усатый» сдал себе четыре туза?» - снова возникла тревожная мысль, но я тут, же отмёл её, помня, что мне перед этим постоянно везло, а подсознание неустанно твердило о «нереальное счастье и беспечном отдыхе…». И я решил идти до конца.
Соседи слева и справа дружно сказали «пас», сбросив карты, кавказец нерешительно сказал «играю».
После этих слов я ощутил новый прилив сил и почувствовал себя победителем, и начал повышать ставки…, и через некоторое время всё что я выиграл до этого вместе с отпускными оказались в кепке кавказца.
Парень со светлыми волосами и его товарищ умело меня подзуживали…, предрекая крупный выигрыш. Даже предлагали деньги в займы, чтобы поднять ставку, но я отказался. Что-то мне подсказывало, что не всё хорошо в этой истории, но деньги были на кону, а отказ от игры не изменил бы ничего.

Когда открыли карты…, в первый момент меня охватило досадное разочарованье. У кавказца оказались, как и предполагал мой внутренний голос,  выигрышных четыре туза!
- А-а-а, - вырвалось у меня, и  я на минуту потерял дар речи.
Странные ощущения сопровождали меня в этот момент, а голова, казалось, вот-вот разорвётся на части. Я выглядел не только растерянным, но и по виду обезумевшим! Это обстоятельство встревожило участников битвы за «независимость» на отдыхе, и они засуетились.
- Парень, ты что? – тряс  меня за рукав игрок справа.
- Очнись! – это всего лишь игра, - успокаивал кавказец, явно недовольный моим психозом.
Водитель остановил машину и ругал всех присутствующих. Он подскакивал на сиденье, хлопал по рулю и клял себя за то, что не остановил игру.
Всё выглядело настолько театрально, что я подумал, «что режиссером  этого спектакля мог быть названный «брат» кавказца.
До меня, наконец, дошёл смысл карточной игры с названием «Сибирский дурачок» - местные жулики просто одурачили меня и вытянули все деньги. И, если бы на моём месте оказался житель из другого региона, игра бы назвалась в честь этой территории. Например: «Московский дурак» или «Урюпинский», а то и «Украинский»…
«Вот попал…, а ведь предупреждали на работе не ездить на такси…. Сам виноват! Плакали мои отпускные! Где взять денег на обратную дорогу? 
Безысходность пугала меня, и я стал упрашивать «усатого» вернуть, хотя бы часть денег на обратный  путь. Для убедительности я выворачивал карманы, показывая, что денег нет.
- Что слюни распустил? Тухлый ты какой-то, а ещё сибиряк, - пристыдил меня кавказец. - Не надо было играть на деньги, ведь тебя никто насильно не заставлял, сам на деньги играть предложил.
Я помалкивал, окончательно решив: «будь, что будет!» 
Кавказец снисходительно посмотрел в мою сторону, на секунду сжалился, достал из бумажника пятьдесят рублей и швырнул мне в лицо, сказав на своём языке, очевидно непристойное.
А я стал благодарить горца за проявленную гуманность и извиняться за своё недостойное поведение.
- Поехали…, противно слушать, - сказал кавказец «брату» с чувством победителя, и машина тронулась.

 Не доезжая до Железноводска, трое во главе с «усатым» вышли из машины, и пошли по тропинке к каким-то строениям.
Я сидел, опустив голову, твёрдо осознавая, что в этот раз мне повезло, и попадись я более серьёзным людям, всё могло закончиться очень плачевно.
«Точно «Сибирский дурачок»! Так повестись на деньги, которых никогда не было в достатке, а тем более в таком количестве», - мысленно клял я себя.
Азарт и жадность наглядно показали мою сущность, отомстив мне по полной программе.
На автобусной остановке я вышел, отдал водителю за проезд договорную «трёшку»…, а водитель, пожелав мне хорошего отдыха, быстро укатил в обратном направлении. У меня даже не возникло мысли запомнить номер, но лица водителя и тех троих я запомнил на всю жизнь.

Дождавшись городского автобуса, я поехал к месту регистрации своей курсовки.
В автобусе ко мне подошёл крепкий мужчина, лет сорока, и спросил:
- В карты проигрался? – и тут, же посоветовал: - Вижу ты, парень, приехал издалека, обратись в милицию, и по свежим следам тебе помогут. Здесь в сезон орудует много карточных аферистов. Номер машины, что подвозила, запомнил? – снова спросил он.
Я с недоверием посмотрел на мужчину, ответил ему, «что не запомнил» и отошёл от него ближе к водителю автобуса.
В этот момент мне показалось, что незнакомец в автобусе мог быть из той же компании карточных шулеров, и проверял меня на «ответную реакцию».
После пережитого  я в каждом человеке, видел мошенника или их пособников, поэтому внимательно смотрел за подозрительным мужчиной. Проехав  в автобусе одну остановку, незнакомец на прощанье махнул мне рукой и вышел, а я вздохнул с облегчением.
Отдых был испорчен с самого начала и до окончания курсовки. В этом я был полностью уверен! Зарегистрировавшись в курортном ведомстве, я получил направление на жильё в частный сектор, талоны на проезд, питание и лечение – всё это входило в стоимость курсовки.

Несколько дней я переживал, не зная, как правильно поступить. Поделившись неприятностями с соседом по комнате, я попросил у него взаймы, но тот к моей  просьбе отнёсся отрицательно, посоветовав позвонить родным и попросить у них помощи.  И я понял, что денег мне никто не займёт, а просить денег у родственников я не решился, чтобы не вызвать у них подозрений и тревоги.
Я несколько раз ездил в аэропорт, чтобы разыскать своих обидчиков, но они, как в воду канули. Делал я это с целью записать номер автомашины, чтобы потом анонимно сообщить в милицию о преступниках. Я надеялся, что, таким способом, смогу помочь органам правопорядка разоблачить группу мошенников, ограбивших массу людей таким старым способом. Как же я заблуждался!

Заканчивался срок курсовки…
За неделю до отъезда я поехал на железнодорожный вокзал, чтобы купить билет на поезд. Простояв в кассе вокзала несколько часов, я приобрёл долгожданный  билет до Новосибирска.
Выбравшись из разгорячённой очереди, практически мокрым, я первым делом поспешил к автоматам для газированной воды. Выпив три стакана без сиропа, тем самым утолив жажду, я обратил внимание на милиционера, который возился неподалёку в моторе Жигулей бордового цвета. Машина заинтриговала меня, и я осторожно стал обходить автомобиль, чтобы разглядеть лицо водителя.
Когда милиционер выпрямился, сомнений у меня не было – передо мной был тот самый водитель, подвозивший меня из аэропорта. Милиционер был с погонами капитана ГАИ и  номерным жетоном на груди.
Чтобы не привлекать к себе внимание я отошёл в сторонку и стал наблюдать, что будет дальше. Скоро я увидел знакомую троицу, во главе с кавказцем - все в милицейской форме! В руках старого знакомого, бывшего соседа по игре справа, с лычками сержанта, я увидел огромный чемодан жёлтого цвета. «Оборотни» подошли  к машине и стали торопить капитана, показывая ему на чемодан. Капитан засуетился, открыл багажник, а сержант закинул туда чемодан. Так же стремительно все заскочили в автомобиль и быстро укатили.
Но в этот раз я хорошо запомнил номер автомобиля…
«Позвонить или написать? Или самому прийти в прокуратуру», - первое, что подумал я, и решил позвонить.
С автомата упорно долго крутил «02», пока не услышал голос дежурного по городу.
- Слушаю…, - затрещало в трубке.
Я стал рассказывать о мошенниках в погонах, которые грабят граждан, назвав дежурному номер автомашины.
- Верно! это наши сотрудники, на личных Жигулях работают…, людей, транспорта не хватает, понимаете, олимпиада… - ответил мне дежурный, очевидно не расслышав моё сообщение.
Я попытался повторить, но в трубке снова затрещало, и связь прервалась.
Прокричав с минуту «ало, ало», я попробовал набрать номер. Но телефон дежурного был занят или в трубке слышался сплошной треск.
- Мужчина! Ну, сколько можно…, - умолял сзади женский голос, и я обернулся и увидел розовощёкую женщину и очередь за ней в несколько человек.
Я повесил трубку и вышел из кабинки. На минуту задержался, испытывая возмущение по поводу связи и безразличия дежурного по «02»..
- Милиция, милиция, - услышал я за спиной женский голос из будки. – Меня тут ограбили, прямо на вокзале… нет, не бичи…, два милиционера! Ага…, пообещали чемодан донести, а сами укатили.  А…номер машины? Нет, не запомнила…
Я метнулся к автомату и крикнул женщине номер легковушки. Та повторила в трубку и, повернувшись ко мне, растерянно сказала:
- Телефон отключился…, что ж теперь?
Мы стояли и с надеждой  смотрели на окружающих. Рядом проходили люди, сигналили автомашины, диспетчер объявлял о прибытии поезда. И в этом круговороте невозможно было понять, кто из них захочет нам помочь.

Вечером я отправил письмо в местное отделение милиции с подробным описанием своего случая, указав в письме свой домашний адрес.
Спустя два месяца мне пришёл ответ с коротким текстом:
«Первое,- излагалось в письме - факты, изложенные вами не подтвердились, а указанный номер автомашины  в ГАИ не числится".
"И второе, - говорилось в ответе - вам вынесено частное определение на  поведение на отдыхе. Бумага отправлена руководству предприятия для рассмотрения и принятия мер».
И подпись: «майор Уткин».

И я подумал, а стоило ли, было затевать всю эту мышиную возню, заведомо зная, что всё вернётся ко мне бумерангом.
Вскоре меня вызвали в профком завода и предложили оплатить курсовку. Это хорошо, что не обсудили мой поступок на профсоюзном собрании. Вот смеху и позору было.
С тех пор я обхожу азартные игры стороной. Спасибо кавказцу - научили…

Р.S  Пройдёт совсем немного времени и азартные игры в стране сделают легальным бизнесом, который с обогащением кучки предпринимателей, сделает несчастными сотни тысяч семей и простых граждан, поддавшихся искушению стать в одночасье богатыми.