Андрей Рублев, его родители и Андрей Арпад

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Андрей Рублев, его родители и Андрей Арпад 


     Жил-был художник один. Именем Андрей. Известно о нем, помимо житий, из двух записей, считающихся прижизненными летописными.

«Toe же весны почаша подписывати церковь кам. Св. Благов(е)щенiе на князя великаго во дворе, не ту, иже нын(е) стоитъ, а мастеры бяху Феофанъ иконникъ Грьчин, да Прохор старецъ съ Городца, да чернецъ Андрей Рублевъ, да того же лета и кончаша ю». Троицкая летопись. 1405.

«Мая въ 25 начаша подписывати церковь кам. великую сборную Св. Богородица, иже въ Владимiр(е), повел(е)ньем князя великого, а мастеры Данило иконникъ да Андрей Рублевъ». Та же летопись. 1408.


     Летопись не сохранилась, сгорела в пожаре Москвы 1812 г. Цитированные выше записи являются выписками из летописи, сделанными до гибели рукописи*. Прочесть скрытый текст записи по этим выпискам затруднительно, но отдельные особенности репрезентации художника по имени Андрей заметить можно.

     Исследователи биографии автора «Троицы» полагают, что его фамилия или прозвище Рублев происходит от вероятного прозвища отца художника, который, де, был скорняком и пользовался рубелем, приспособлением для обработки кож; от этого самого рубеля пошло прозвище отца. Догадка эта несостоятельна. От рубеля могло, скорее, образоваться прозвище матери художника, поскольку рубель — деревянное приспособление для разглаживания тканевых изделий после стирки и представляет собой доску с вырезанными в ней поперечными валиками. Но фамилия Рублев на Руси практиковалась и практикуется (производить эту фамилию от «рубля» в случае с художником исследователи почему-то стесняются). Могло семейство отца художника именоваться «Рублевы» . И все же, думаю, что фамилия Рублев — не прижизненное именование художника, бывшего монахом и не нуждавшегося ни в фамилии, ни в прозвище, а придуманное поздним автором «летописи» (см. о происхождении «летописей» мои предшествующие статьи по различным сюжетам «летописания»). Для того, чтобы когда-нибудь да догадались об искусственном происхождении «фамилии» великого художника креативный автор «летописи» оставил маркеры такого происхождения.

Они следующие.

     «Фамилия» художника все же связана с доской, только не для разглаживания белья, а для боя — с щитом, на котором изображался герб владельца щита. В случае с «фамилией» художника креативный автор «летописи» подсказывает нам о происхождении ее от герба венгерского короля Андраша II Арпада (1175-1135), который известен также как Андрей II. Поле гербового щита Андраша пересекается горизонтальными линиями (4 белых полосы и 4 красных), которые делают щит схожим с рубелем. На нем расположены также семь львов и три лепестка в форме сердечка.

     У короля и у художника одно и то же имя, его числовое значение равно 7, львов на гербе тоже 7, в фамилии Рублевъ с количеством букв, равным 7, присутствует формант «лев».

     Конечное числовое значение дат жизни Андрея II (1175-1135) равно 6, то же числовое значение у фамилии Рублевъ (твердый знак числового значения не имеет).

     Дата «1408 мая въ 25» при прочтении ее как 25.05.1408 имеет конечное числовое значение 7 (чтение этой даты от сотворения мира, с 6913 годом, конечного числового значения ее не меняет). С учетом числового значения предлога «въ» конечное числовое значение записи даты составит 9.  И это тоже важно: король Андрей умер 26 октября, то есть 26.10, художник Андрей, если принять дату, приведенную Б. Н. Дудочкиным**, умер 17 октября, то есть 17.10, конечное числовое значение 26.10 и 17.10 одно и то же — 9. (Год смерти автора «Троицы», по существу, остается неизвестным.)

     О Даниле, который вместе с Андреем работает во Владимире, ничего не известно. Не тот ли это Данил (Святославич) с которым отождествляется король Андрей II в скрытом тексте рассказа о битве на Калке Ипатьевского списка Галицко-Волынской летописи*** и который своей биографией (как князь Даниил Святославич) связан с городом Владимиром Волынским?

     Словосочетание «чернецъ Андрей Рублевъ» имеет конечное числовое значение, равное 2 — указание на присутствие в антропониме «Андрей Рублевъ» второго человека и напоминание о числовой составляющей титулования Андраша II.

     Сумма конечных числовых значений имени и «фамилии» Андрей Рублевъ равна 13, или 4. Полос со львами на гербе Андраша II тоже 4.

     Загадочно при всем этом, что сумма первых четырех чисел формулы «золотого сечения» 1.618 равна семи, сумма первых двух чисел тоже равна семи, сумма двух последних из четырех равна 9. Некий иллюстративный намек на существование математических соотношений в живописи можно видеть в  том, как великий Андрей изобразил оконце в середине стенки стола, за которым сидит Святая Троица, — в его самом известном произведении****.   




 * Из примечаний Н.М. Карамзина к 2 гл. V тома «Истории государства Российского».
 ** Дудочкин, Б.Н. Андрей Рублев. Биография. Произведения. Источники. Литература. М., 2000.  *** См. об этом: Сагит Фаизов Крестоносцы на Калке // http://www.proza.ru/2014/03/24/725; http://sagitfaizov.livejournal.com/2014/03/24/
**** Соотношение периметров двух прямоугольников оконца приблизительно соответствует формуле «золотого сечения».