Третье пророчество Фатимы

Анатолий Обросков
Обращение России – в этом основной смысл Фатимы.
Папа Римский Иоанн Павел II

ФАТИМА - местность в Португалии. Там в 1917 году трём детям явилась Мать Мария.

В воскресенье, 13 мая 1917 г. трое маленьких пастушат - десятилетняя Люсия, девятилетний Францишко и его сестра, семилетняя Жасинта из португальского села Фатима – пасли овец на поле Кова-да-Ирия. Вдруг в небе сверкнула молния, и дети, обернувшись, увидели лучезарное явление. Та прекрасная Дама, что стояла на легком облаке, едва касавшемся ветвей дерева, была сама Мария. С той поры она стала являться каждый месяц.

Во время третьего явления 13 июля 1917 года прекрасная Дама сказала детям, что она в октябре откроет, кто она, и прибавила, что тогда же Она совершит великое чудо, чтобы люди поверили в Неё.

…слухи о чуде разрастались, и к моменту последнего явления Девы, 13 октября 1917 года, помимо детей на поле собралось от 50 до 70 тысяч человек. Все ждали обещанного знамения, кто с насмешкой, кто с трепетом.
Мария явилась детям. Никто, кроме них, ее не видел. На протяжении всего явления шел дождь. В конце беседы Люсии с Девой, когда Мария стала подниматься, Люсия воскликнула: «Взгляните на солнце!». Облака приоткрылись, открыв солнце в виде огромного серебряного диска. Оно сверкало с невиданной силой. Затем огромный шар начал «танцевать». Подобно гигантскому огненному колесу, солнце быстро вертелось. Затем оно стало краснеть по краям и скользить по небу, кружась и распространяя вокруг себя красные снопы пламени. Все это длилось около 10 минут. Затем солнце зигзагообразным движением переместилось на то место, откуда начало свою пляску, вернувшись к своему обычному виду и свечению. Солнечное чудо наблюдалось многими свидетелями в радиусе 4-х километров от места явления.
Что же сообщила Дева?
Первый секрет состоял в том, что Мадонна показала детям ещё в далёком 1917 году ворота ада с мучениками и наказала молиться и каяться в грехах.
- Вы видели ад, куда попадают грешники, – сказала она. – Если люди будут делать то, что я скажу, много душ спасется, и наступит мир. Война (1914-1918 гг.) идет к концу. Но если люди не перестанут оскорблять Господа, то при следующем папе начнется новая война, хуже этой.
Мадонна также сказала, что двух детей она заберёт к себе. Они умерли в скором времени. Их могилы находятся внутри церкви Фатимы, по правую и левую сторону от алтаря. Люсия стала монахиней в 1928 году.
В 1930-х годах «секреты Фатимы» привлекли внимание самого Ватикана и всего католического мира.
Все это время Люсия хранила пророчества Девы Марии в тайне. В 1936 году она сделала первые записи, относящиеся к явлению Богоматери. Завершила сестра Люсия свои записки к 1943 году. Они были немедленно опечатаны и стали строжайшей тайной. Ватикан открывал «фатимские секреты» постепенно.
Из второго секрета Люсия узнала, что на землю скоро придёт коммунизм и принесёт с собой многолетнее кровопролитие. Мадонна также сказала, что Россия должна вернуться к вере. Если Россия будет спокойна, то и весь мир будет спокойным. Девочка была маленькая и неграмотная. Она думала, что коммунизм – это плохой человек.
- Когда вы увидите ночь, освещенную неведомым ярким светом, то знайте, что это знамение, посланное вам Богом, означающее, что близится война.
– Чтобы не допустить этого, Я пришла просить у вас посвящения России Моему Сердцу и искупительных причастий каждую первую субботу месяца. Если прислушаются к Моей просьбе и Россия будет обращена к Богу, наступит мир. Если опять не внемлют, она распространит свои ошибки по всему миру, вызывая войны и преследования Церкви... Нечестие распространится по всей земле, многие народы будут уничтожены... Однако, в конце концов, Мое Непорочное Сердце восторжествует. Россия будет посвящена Мне, обратится в веру, и наступит период мира, дарованный Жертвой Спасителя.
Небывалый свет, о котором предсказывала Богородица как о небесном знамении, которое будет предвестником новых бед, действительно был виден в ночь с 25 на 26 января 1938 года. Это было странное северное сияние, наблюдавшееся в различных странах Западной Европы между 9 и 11 часами вечера. Его видели в Баварии, в Швейцарии, в Австрии, в Венгрии, в Норвегии, в Лондоне, в Риме, в Ломбардии, в Греции, в Польше, в Бельгии, в Бриансоне, где в это время находилась сестра Люсия... Сияние было кроваво-красного цвета. Люсия узнала в нем «неведомый свет», предреченный Богородицей, и написала об этом Леирийскому епископу, которому подчинен приход в Фатиме, указывая, что «ныне все это начинает сбываться».
Став католической монахиней, фатимская боговидица Люсия непрестанно молилась о России и напоминала Святому Престолу о необходимости посвящения России и всего мира Сердцу Божией Матери. Особая роль России постоянно подчеркивалась.
В 1929 году Люсии, молившейся перед алтарем монастыря в г. Туе (Испания), открылась Пресвятая Троица. Одесную Её стояла Фатимская Богоматерь, держа на ладони Свое Непорочное Сердце.
Она сказала:
– Время пришло. Господь Бог хочет, чтобы Папа вместе со всеми епископами мира совершил посвящение России Моему Непорочному Сердцу. Он обещает этой ценой спасти Россию.
 
Через своего духовника Люсия передала весть об этом откровении в Ватикан. Нет никаких признаков того, что Папа Пий получил это послание.
Вновь и вновь (по свидетельству епископа Паоло Хнилицы, много лет бывшего в общении с матушкой Люсией, – более 200 раз) в беседах и письмах боговидица возвращалась к теме России, настаивая на важности её посвящения. Ватикану словно приходилось постоянно преодолевать невидимое, но очень сильное сопротивление. История России принимала всё более трагический оборот. Игнорирование воли Божией привело к тому, что разразилась Вторая мировая война, предсказанная Пресвятой Девой в Фатиме.
Лишь спустя 25 лет после откровения, 31 октября 1942 года, Папа Пий XII, выступая по португальскому радио, посвятил мир Непорочному Сердцу Божией Матери. Россия при этом не упоминалась.
Однако в 1952 году тот же Папа посвятил Непорочному Сердцу Марии русский народ.
В 1964 году Папа Павел VI повторил посвящение России Непорочному Сердцу перед отцами Второго Ватиканского Собора. Он совершил это один, хотя и в присутствии всего Собора.
Тем не менее, то, о чём просила Божия Матерь, – соборное посвящение России всеми католическими епископами во главе с Папой, – по-прежнему не было исполнено...
1981 год. Покушение на Папу Иоанна Павла II. От гибели главу Католической церкви спасло лишь то, что в момент выстрела он повернулся к девочке из массы паломников, державшей образ Богоматери Фатимской. Однако понтифик был тяжело ранен. Находясь в больнице, из своей палаты Папа разговаривал по телефону с матушкой Люсией, переписывался с ней и за время лечения прочитал всё, что только мог, о Фатиме. Выздоравливая, Иоанн Павел II сказал своему другу Паоло Хнилице: «В эти три месяца я понял, что может решить все мировые проблемы, положить конец войнам, избавиться от атеизма и беззакония. Это обращение России. Обращение России – в этом основной смысл Фатимы. После него совершится триумф Марии».
В 1982 году Папа совершает паломничество в Фатиму, благодарит Божию Матерь за спасение его жизни и начинает подготовку к исполнению Фатимского послания. Он рассылает письма всем католическим епископам мира, призывая посвятить мир и, прежде всего, Россию Непорочному Сердцу Марии. Увы, многие епископы не откликнулись. Но Папа при участии верных ему епископов, а также ряда православных епископов и лидеров протестантских церквей, всё-таки торжественно посвятил мир Божией Матери, с особым упоминанием России. Это произошло 25 марта 1984 года. В этот же день неутомимый подвижник Божией Матери монсеньор Хнилица, тайно находясь в Москве, совершил таинство посвящения в алтаре храма Св. Михаила Архангела в Кремле, а затем отслужил тайную мессу в алтаре Успенской церкви Божией Матери. Папа Иоанн Павел II воспринял известие об этом как знамение. Вскоре после церемонии в Ватикане Люсия сообщила папскому представителю в Лиссабоне, что условия посвящения России выполнены.

В 1948 году по просьбе Мадонны Люсия записала переданные Мадонной три секрета и отдала Папе того времени. Только четыре человека знали содержание этого письма: сама Люсия, Папа, личный секретарь Папы и один приближённый монсеньор. Первые два секрета были уже известны, а последний строго хранился в Ватикане до недавнего времени. О нём велось множество толков, поскольку все знали, что Папы изменялись в лице, когда впервые читали содержание рукописи, переданной Люсией.

Третий секрет Фатимы был открыт католической церковью лишь в 2000 году.

Итак, вот полное описание третьего «секрета», составленное в 1944 г. сестрой Люсией (в предлагаемом русском переводе по мере возможности воспроизведены особенности синтаксиса, пунктуации, а также соотношения строчных и прописных букв португальского подлинника; в квадратных скобках восполнены сокращения):

И[исус]. М[ария]. И[осиф].
Пишу во исполнение послушания Тебе, Боже мой, повелевший мне это через Его Пр[еосвященст]во Владыку Епископа Лейрии и через Твою и мою Пресвятую Матерь.
После двух частей, которые я уже изложила, мы увидели с левого боку от нашей Владычицы немного сверху Ангела с огненным мечом в левой руке; пылая, он производил языки пламени, которые, казалось, уже испепеляли мир; но они исчезали при соприкосновении с сиянием, которое из правой руки излучала Наша Владычица навстречу ему: Ангел, указывая на землю правой рукой, громким голосом сказал: «Покаяние, Покаяние, Покаяние!» И мы увидели безмерный свет, который есть Бог («нечто подобное тому, как люди появляются в зеркале, когда они проходят перед ним»). Епископ, одетый в Белое («у нас было ощущение, что это был Святой Отец»), разные другие Епископы, Священники, монахи и монахини, восходящие на крутую гору, на вершине которой стоял большой Крест из грубо обработанных брёвен, подобных стволам пробкового дуба с корой. Пред тем как достичь его, Святой Отец прошел через большой город наполовину в руинах и наполовину трепещущий нерешительным шагом, удрученный болью и скорбью, он молился за души трупов, которые он встречал на своем пути; достигнув вершины горы, стоя на коленях у подножия большого Креста, он был убит группой солдат, которые стреляли в него разными пулями и стрелами, и подобным же образом там умирали один за другим Епископы, Священники, монахи и монахини и разные светские лица, господа и дамы различных классов и положений. Под обоими плечами Креста были два Ангела, каждый с хрустальной кропильницей в руке, в которые они собрали кровь Мучеников и ею окропляли души, приближавшиеся к Богу.

Известна версия: в третьем секрете Фатимская Богоматерь предсказала, что она сама придёт на Землю, явится в России в преддверии грандиозных событий для спасения Христианства. Об этом Она и сказала пастушкам в том далёком 1917 году: «Я пришла, чтобы попросить вас приходить сюда шесть месяцев подряд 13-го числа в тот же самый час. Я скажу вам потом, кто Я и что Я хочу. Затем Я вернусь сюда в седьмой раз». Автор этих строк считает, что третье пророчество Фатимы прямо относится к событиям в Киеве, покушению хищных птиц на Папу Франциска и его голубей в Ватикане во время моления за Украину и распятию ястребов в Межигорье. Судите сами: большой город наполовину в руинах... стояние Папы Римского у подножия большого Креста...солдаты, которые стреляют в него разными пулями и стрелами...


Когда автору этих строк на рубеже тысячелетий у Казанского Собора в мистическом откровении явились апостол Пётр и Богородица, то апостол поручил мне обновить христианскую религиозность Трезвостью, отрезвить Россию и Европу, а Богородица попросила посвятить Россию её Непорочному Сердцу, обратить в веру Трезвости. Поэтому мною, следуя заветам Папы Римского Пия IX,была поддержана и подписана уния через Трезвость западной и восточных церквей от трезвенной России в качестве Главы Мировой Столицы Трезвости Трезвого Петрограда (Вырицы) Луция Суареса IV (Исидора II), возглавлен Мальтийский Орден.
 

Кардинал Рацингер, впоследствии Папа Римский, дал свой богословский комментарий к третьему пророчеству Фатимы:
«…Ангел с огненным мечом, похожий на Ангела из Апокалипсиса, «напоминает об угрозе суда, нависающей над миром. В наши дни уже не кажется чистой фантазией то, что мир может быть поглощен огнем». Но в видении фигурирует также сила, противостоящая силе разрушения. «Таким образом, подчеркивается значение человеческой свободы: будущее не детерминировано неотвратимо, и образ, увиденный детьми, – это вовсе не увиденный заранее фильм о будущем, в котором ничто не может быть изменено. Поистине, весь смысл видения в том, чтобы вывести на сцену свободу и придать ей верное направление… Это значит – мобилизовать все силы перемен в нужном направлении. Поэтому мы должны полностью отвергнуть фаталистические толкования «секрета», такие, как, к примеру, утверждение, что предрешенное покушение 13 мая 1981 г. было всего лишь инструментом Божественного замысла, ведомого Провидением… Видение, скорее, говорит об опасностях и о том, как мы можем от них избавиться».
Гора, по мнению кардинала, символизирует арену человеческой истории, творческой активности человека, но также место разрушения плодов его собственного труда. Но Крест преображает разрушение в спасение. Путь же Церкви предстает как Крестный Путь.
В этом видении, считает кардинал, «мы можем узнать минувший век – век мучеников, век страданий и гонений на Церковь, век мировых и многих локальных войн…» Епископ в белом, по его мнению, – собирательный образ Пап XX в., каждый из которых приобщился страданиям всего мира.

Открыть тайну третьего пророчества Фатимы решился Папа Римский Иоанн Павел II, давно прославившийся смелостью своих поступков (вспомнить хотя бы его активнейшую экуменическую деятельность или участие в рок-концертах). В день 83-летия первого явления Фатимской Богоматери, Иоанн Павел II заявил, что не видит более необходимости хранить тайну третьего пророчества. Тогда же госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано открыл тайну в общих чертах. По его словам, в третьем пророчестве Дева Мария предсказывала мученичество Римских Пап в ХХ веке, и в частности, покушение на Папу Иоанна Павла II, совершённое турецким террористом Али Агджой 13 мая 1981 года. Описание третьего пророчества оставляет место для различных версий.


ЧЁРНАЯ СМЕРТЬ

Октябрь 1347 года, Мессина. Хотя генуэзские хроники хранят полное молчание о распространении чумы в Южной Италии, регион пострадал от неё не меньше остальных. Сицилийский историк Микеле де Пьяцца  в своей «Светской истории» подробно рассказывает о прибытии в порт Мессины 12 генуэзских галер, принёсших с собой «смертельный бич». Это число, впрочем, варьируется, кто-то упоминает «три корабля, гружёных специями», кто-то четыре, «с командой из заражённых моряков», возвращавшихся из Крыма. По свидетельству де Пьяцца, «трупы оставались лежать в домах, и ни один священник, ни один родственник — сын ли, отец ли, кто-либо из близких — не решались войти туда: могильщикам сулили большие деньги, чтобы те вынесли и похоронили мёртвых. Дома умерших стояли незапертыми со всеми сокровищами, деньгами и драгоценностями; если кто-либо желал войти туда, никто не преграждал ему путь». В скором времени генуэзцы были изгнаны, но это уже ничего не могло изменить.

Осень 1347 года, Катания. Население гибнущей Мессины пыталось спастись паническим бегством, причём, по свидетельству того же де Пьяццы, многие умирали прямо на дороге. Выжившие достигли Катании, где их ждал отнюдь не гостеприимный приём. Прослышавшие о моровом поветрии жители отказывались иметь дело с беженцами, избегали их и даже отказывали в пище и воде. Впрочем, это их не спасло и в скором времени город вымер почти полностью. «Что сказать о Катании, городе, ныне стёртом из памяти?» — писал де Пьяцца. Чума отсюда продолжала распространяться по острову, сильно пострадали Сиракузы, Шакка, Агридженто. Город Трапани буквально обезлюдел, став «осиротевшим после смерти горожан». Одной из последних жертв эпидемии стал Джованни Рандаццо, «трусливый герцог сицилийский», безуспешно пытавшийся скрыться от заражения в замке Сент-Андреа. Всего Сицилия потеряла около трети населения; после того как год спустя чума отступила, остров оказался буквально завален трупами.

Октябрь 1347 год, Генуя. Изгнанные из Мессины генуэзские корабли попытались вернуться домой, но уже прослышавшие об опасности жители Генуи с помощью зажжённых стрел и катапульт выгнали их в море. Таким образом Генуе удалось оттянуть начало эпидемии на два месяца.

1 ноября 1347 года, Марсель. В начале ноября уже около 20 зачумлённых кораблей плавали по Средиземноморью и Адриатике, распространяя болезнь во всех портах, где хотя бы ненадолго бросали якорь. Часть генуэзской эскадры нашла приют в Марселе, распространив чуму в гостеприимном городе, и в третий раз была изгнана, чтобы вместе с мёртвым экипажем окончательно исчезнуть в море. Марсель потерял едва ли не половину населения, но заслужил славу одного из очень немногих мест, где горожане иудейского вероисповедания не подвергались гонениям и могли здесь рассчитывать на убежище от неистовствующих толп.

Декабрь 1347 года, Генуя. Согласно сообщениям хроник, в Генуе эпидемия началась 31 декабря 1347 года. По современным подсчётам, в городе умерло от 80 до 90 тысяч человек, но точная цифра остаётся неизвестной. В то же время жертвами чумы становились жители следующих островов: Сардиния, Корсика, Мальта, Эльба.

Январь 1348 года, Венеция. Эффективные административные меры противодействия сумели уберечь Венецию от хаоса, но остановить чуму всё же не могли. По разным подсчётам, в городе погибло около 60 % населения.

Январь 1348 года, Авиньон. Хроники свидетельствуют, что от чумы погибло едва ли не 80 % населения Авиньона, резиденции Папы Римского. Современные историки, полагая эту цифру завышенной, считают, что от чумы вымерло около 50 % авиньонцев. В любом случае, смертность была настолько велика, что для захоронения тел не хватало земли. Папа Климент VI вынужден был освятить реку, куда трупы умерших сваливали с телег. Среди прочих, жертвой авиньонской чумы стала Лаура — возлюбленная и муза Франческо Петрарки.

Декабрь 1347 — март 1348 годов, Мальорка. Предполагается, что чума была занесена на Мальорку кораблём, прибывшим из Марселя или Монпелье, точная дата его прибытия не установлена. Известно имя первой жертвы на острове: некто Гиллем Брасс, рыбак, житель деревни Алли в Алькудии. Чума опустошила остров.

Январь-март 1348 года, Итальянские графства. В Тоскану чума также была занесена генуэзцами. С этого времени чума покинула порты, где свирепствовала до сих пор, и начала продвижение вглубь континента. Первым городом на её пути стала Пиза, следующим — Пистойя, где в срочном порядке был организован совет по надзору за общественным здоровьем по образцу венецианского. Трупы было приказано хоронить в наглухо заколоченных гробах, могилы копать не менее полуметра глубиной. Чтобы не сеять панику, запрещались заупокойные службы, похоронные одежды и колокольный звон. Однако и здесь проявилась свойственная Средневековью сословность — все эти распоряжения «отнюдь не касались рыцарей, докторов права, судей и докторов медицины, каковым может быть оказана всяческая честь по желанию их наследников». Перуджия, Сиена, Орвието старались не замечать распространения эпидемии, надеясь, что общая участь минует их — но, как оказалось, напрасно. По замечаниям современников, в Орвието смертность составила до 90 %, современные исследователи, считая эту цифру преувеличенной, полагают, тем не менее, что от чумы вымерло около половины населения.

Март 1348 года, Флоренция. Местный хронист Бальдассаре Бонаюти, младший современник Бокаччо, сообщает, что болезнь пришла в город в марте 1348 года и не прекращалась до сентября, убив не только множество людей, но и домашних животных. Врачи не знали, как с ней бороться, а напуганные горожане оставляли своих заражённых близких в брошенных домах. Церкви были завалены умершими, повсюду рыли братские могилы, в которые тела укладывались слоями. Выросли цены на продукты, лекарства, свечи и погребальные услуги. Деятельность торговых и ремесленных гильдий прекратилась, закрылись таверны и мастерские, оставались открытыми лишь церкви и аптеки, настоятели и владельцы которых, наряду с могильщиками, изрядно обогатились. Общее количество умерших от эпидемии, подсчитанное в октябре 1348 года по приказу епископа Анджело Аччьяйоли (итал.)рус. и приоров, составило 96 000.

Март 1348 года, Испания. По мнению историков, чума проникла в Испанию двумя путями — через баскские деревни в Пиренеях и обычным образом, через порты — Барселону и Валенсию. К началу 1348 года эпидемия распространилась на полуострове, от неё погибла королева Арагона Элеонора. Король Кастилии Альфонсо XI Справедливый умер от болезни прямо в своём походном лагере во время осады Гибралтара в марте 1350 года

Весна 1348 года, южное и восточное Средиземноморье. Александрийская чума появилась в Газе, откуда перекинулась на Сирию и Палестину. Дамаск потерял едва ли не половину жителей, весь же арабский Восток не досчитался 30—40 % населения. Ибн Баттута, описавший чуму в этих местах, рассказывал, что мусульмане устраивали процессии и держали строгий пост, ради того, чтобы утишить гнев Аллаха. Огромное количество паломников хлынуло в Мекку, принеся с собой чуму и на Аравийский полуостров. При том, что Медина, второй по значимости город, связанный с именем Пророка, по неизвестным причинам не был затронут эпидемией, Мекка жестоко пострадала от болезни, в городе погибло множество жителей и учащихся местных медресе. Подобная беда, случившаяся в главном религиозном центре ислама, привела мусульман в смятение. В поисках решения они, как и христианские соседи, обвинили мекканских евреев в том, что те самим своим присутствием в святом городе навлекли гнев Аллаха.

Весна 1348 года, Бордо. Весной 1348 года чума началась в Бордо, где от болезни умерла младшая дочь короля Эдуарда III — принцесса Иоанна, в это время направлявшаяся в Испанию для заключения брака с принцем Педро Кастильским.

Июнь 1348 года, Париж. Согласно Раймонду ди Винарио, в июне на западной части парижского неба взошла необыкновенно яркая звезда, расценённая как предвестие чумы. Король Филипп VI предпочёл оставить город, но «сварливая королева» Жанна Бургундская не пережила эпидемии; тогда же от чумы умерла Бонна Люксембургская, жена дофина Иоанна. Парижский университет потерял множество профессоров, так что пришлось снизить требования к новым претендентам. В июле чума распространилась по северному побережью страны.

Июль-август 1348 года, Юго-западная Англия. Согласно источнику, известному как «Хроника серого монаха», воротами чумы стал портовый город Мелькомб, где первые случаи заболевания были зафиксированы 7 июля, «в праздник святого Фомы-мученика». Согласно другим источникам, первыми подверглись заражению Саутгемптон и Бристоль, причём даты начала эпидемии варьируются от конца июня до середины августа. Предполагается, что корабли, привёзшие с собой Чёрную смерть, прибыли из Кале, где незадолго до того шли военные действия. Англичане возвращались с богатыми трофеями (как отмечал хронист, «не было почти ни единой женщины, не облачённой во французское платье»), и вполне вероятно, на одном из этих платьев на остров прибыла чумная палочка.

Как и во Франции, в пришествии чумы винили разнузданную моду, в частности, слишком откровенные женские платья, столь обтягивающие, что их обладательницам приходилось подкладывать сзади под юбки лисьи хвосты, чтобы не выглядеть слишком уж вызывающе. По одной из легенд, кавалькада подобных всадниц с кинжалами, ярко и скандально выряженных, призвала на головы англичан гнев Господень. Прямо во время празднества разразилась гроза со шквальным ветром, молниями и громом, после чего на островах появилась чума в образе Девы или старика в чёрном (или красном) одеянии.

Июль 1348 года. Чума проникла в Руан, где «не стало места, чтобы похоронить умерших», охватила Нормандию и появилась в Турне, последнем городе на фламандской границе. Тогда же она проникла в Шлезвиг-Голштинию, Ютландию и Далмацию.

Осень 1348 года, Лондон. Чума распространялась на Британских островах с запада на восток и север. Начавшись летом, она в сентябре уже приблизилась к столице. Король Эдуард III, до сих пор твёрдо удерживавший народ от мародёрства и паники, а чиновников от бегства (в стране работали суды, заседал Парламент, исправно взимались налоги), наконец не выдержал и бежал в одно из загородных поместий, затребовав себе священные реликвии. Последним его приказом перед отъездом была отмена зимней Парламентской сессии 1349 года. Вслед за королём бежало высшее духовенство, что вызвало возмущение народа, чувствовавшего себя брошенным на произвол судьбы; в дальнейшем случалось, что беглых епископов избивали и запирали в церквях в наказание.

В Англии чума ознаменовалась среди прочего повальным падежом скота. Причины этого феномена неизвестны. По одной из версий, болезнь действовала также на животных или, быть может, оставленные без присмотра стада поражались ящуром или сибирской язвой. Страна была жестоко опустошена, по современным оценкам, обезлюдело около тысячи деревень. В Пуле более ста лет спустя после эпидемии оставалось ещё столько пустых домов, что король Генрих VIII вынужден был дать приказ заселить их заново.

Декабрь 1348 года, Шотландия. Шотландцы, будучи давними врагами англичан, некоторое время с удовлетворением наблюдали за их бедствиями. Однако когда они собрались в Селкеркском лесу, чтобы разорить пограничные английские земли, болезнь перекинулась и на них. Вскоре чума распространилась в горах и долинах самой Шотландии. Английский хронист отметил по этому поводу, что «их радость превратилась в плач, когда карающий меч Господень… обрушился на них яростно и неожиданно, поражая их не менее, чем англичан, гнойниками и прыщами». Несмотря на то, что высокогорья болезнь коснулась в меньшей степени, эпидемия стоила стране трети населения. В январе 1349 года чума появилась в Уэльсе.

Декабрь 1348 года, Наварра. Идущие навстречу друг другу «испанская» и «французская» чума встретились на территории Наваррского королевства. Лишь 15 из 212 местных общин в Памплоне и Сангуэсе (большую часть их составляло население мелких деревушек) не были затронуты эпидемией.

Начало 1349 года, Ирландия. В Ирландию эпидемия проникла вместе с заражённым кораблём из Бристоля, и в короткое время захватила остров. Существует мнение, что Чёрная смерть сыграла на руку местному населению, большей частью истребив захватчиков-англичан, засевших в крепостях, в то время как ирландцы в деревнях и высокогорьях практически не пострадали. Впрочем, это утверждение оспаривается многими исследователями.

1349 год, Скандинавия. Первой чума появилась в норвежском Бергене, куда, по преданию, была занесена на одном из английских кораблей, вёзшим для продажи груз шерсти. Этот корабль, полный трупов, оказался неподалёку от побережья и попался на глаза местным жителям, не брезговавшим «береговым правом». Поднявшись на борт, они захватили груз шерсти, после чего болезнь перекинулась на Скандинавию. Из Норвегии болезнь проникла в Швецию, после чего распространилась в Нидерландах, Дании, Германии, Швейцарии, Австрии и Венгрии.

1349 год. Поразив Восточное Средиземноморье, Мекку и Персию, чума достигла Багдада.

В 1350 году чёрный чумной флаг был поднят над польскими городами. Королю Казимиру III удалось удержать народ от эксцессов в отношении «чужаков», поэтому в Польшу бежали многие спасавшиеся от погромов евреи.

1352 год, Псков. Согласно Никоновской летописи, «бысть мор во Пскове силен зело и по всей земле Псковской, сице же смерть бысть скоро: храхне человек кровию, и в третий день умираше, и быше мертвии всюду». Далее летописи сообщают, что священники не успевали хоронить мёртвых. За ночь к церкви приносили по двадцать-тридцать трупов, так что приходилось класть в одну могилу по пять-десять тел и отпевать всех одновременно. Псковичи в ужасе от происходящего молили о помощи новгородского архиепископа Василия[97]. Тот, откликнувшись на призывы, появился в городе, но по возвращении умер на реке Узе 3 июня.

1353 год, Москва. Умер 36-летний великий князь Симеон Гордый. Ещё до своей смерти он похоронил двух малолетних сыновей. На престол взошёл младший брат Симеона князь Иван. В Глухове, согласно летописи, не осталось ни одного выжившего. Болезнь также опустошила Смоленск, Киев, Чернигов, Суздаль и наконец, спустившись к Югу, исчезла в Диком поле.

Около 1351—1353 годов, северные острова. Из Норвегии чума попала и в Исландию. Впрочем, относительно Исландии среди исследователей нет единого мнения. Если Нейфи однозначно определяет Исландию среди стран, пострадавших от чумы, то Оле Бенедиктов на основании исландских документов того времени доказывает, что чумы на острове не было.

Опустошив Шетландские, Оркнейские и Фарерские острова и достигнув на востоке оконечности Скандинавского полуострова и Гренландии на западе, чума стала убывать. В Гренландии эпидемия нанесла по местной колонии такой удар, от которого та уже не могла оправиться и постепенно пришла в упадок и запустение.

Отдельные регионы Франции и Наварры, а также Финляндия и королевство Богемия по неизвестным причинам не были затронуты второй пандемией, хотя в дальнейшем эти области были поражены новой эпидемией в 1360—1363 годах и поражались позже, в течение многочисленных возвращений бубонной чумы.

Если говорить о Западной Европе, то У. Нейфи отмечает, что первый подсчёт числа жертв эпидемии был проведён по указанию папы Климента VI и показал число в 23,84 миллионов человек — 31 % европейского населения. Британский историк Филипп Циглер в вышедшей в 1969 году работе оценил смертность от эпидемии в Европе примерно в треть населения, что составляло от 20 до 25 миллионов человек.

В своём исследовании, опубликованном в 1941 году, демограф Борис Урланис отмечал, что высокий уровень смертности был свойствен прежде всего городам, а не сельской местности, и 30-40 % смертности для городского населения дают седьмую-восьмую часть населения для Европы и двадцатую для России.

Мировая Столица Трезвости Трезвый Петроград (Вырица, Чувилкин бугор, Кудрово)
Храмовое движение истинности Догмата о непогрешимости Папы Римского