Осеннее волшебство. Людмила Белан

Ваняткины Сказки
            В давние незапамятные времена в селении, что раскинулось невдалеке от бескрайнего леса, жила девушка по имени Любава.
            Красотой, добрым нравом и удивительным голосом выделялась она среди соплеменников. Бывало, пойдут девушки в лес по грибы да ягоды –  Любава песни дивные заведёт, птицы певчие слетятся, ей вторят, а колокольчики лесные колышутся да тихонько позванивают, наслаждаясь девичьим пением.
            Много парней сваталось к певунье, да всем она отвечала:
            «Ищи другую долю, молодец, – не повстречала я ещё своего суженого.
            Проходил однажды мимо тех мест Годимир, мастер глиняных дел. Славился он своим умением изготавливать чудесные игрушки-погремушки да украшения для юных девушек. Возьмёт ребёнок глиняную птичку, а она крылышки расправит и защебечет весёлую песенку, словно живая. Наденет девица те украшения, сделанные добрыми руками, заулыбается, похорошеет и жениха достойного повстречает.
            Увидел Годимир Любаву, заслушался её дивными песнями, громче сердце застучало, говоря:
            «Вот оно, твоё счастье – не упусти».
            И Любава засмотрелась на молодого мастера, душа затрепетала, сердечко забилось, подсказывая: «Твой суженый, твоя доля».
            В день свадьбы подарил Годимир любимой ожерелье диковинное: как только Любава песнь заводила, разноцветные глиняные колокольчики ожерелья начинали издавать нежный перезвон в такт мелодии.
            Как-то летом пошёл мастер в дальние овраги, простирающиеся вдоль леса, за редкой глиной. Время шло, а Годимир не возвращался.
            Вот и осень наступила, украсив деревья багрянцем да золотом. Затосковала Любава, неспокойно на душе стало, почуяло сердце беду.
            В тягостном ожидании прошла зима. А как только молодая зелень, обогретая лучами солнца, зашептала что-то, зашелестела призывно, собралась молодица в лес.
            «Куда ты, милая, пойдёшь?» – спрашивали отец с матерью.
            «Останься, пропадёшь, – уговаривали подруги, – обитает там дева лесная. Заманивает она парней  и не отпускает».
            На что Любава отвечала: «Знаю, всё знаю – прабабка рассказывала. Живут те парни в услужении девы лесной ровно сто лет и не старятся. А как пройдёт положенный срок, в одночасье превращаются в стариков и в прах рассыпаются. Нет мне жизни без любимого, пойду его из неволи выручать. Говорил Годимир, что глиняное ожерелье волшебной силой обладает – поможет оно мне».
            Молвила так и простилась Любава с родителями да односельчанами  – в лес бескрайний направилась.
            День идёт, другой, десятый: колокольчики позванивают – дорогу указывают, чуть ступит не туда  – замолкают. Не заметила Любава, как весна и лето пролетели, да холода наступили. Повстречалась ей на лесной тропе медведица с медвежатами и спрашивает: «Куда путь держишь, милая?»
            «Иду своего мужа вызволять. Пропал он прошлым летом. Чует моё сердце, похитила его дева лесная».
            «Верно твоё сердце чует, – говорит медведица, – много слухов у нас про эту жестокосердную красавицу ходит. Вот только зимой не будет тебе пути-дороги. Оставайся, перезимуешь в моей берлоге, а весной дальше пойдёшь».
            Согласилась Любава. Узнав об этом, лесные жители наносили в берлогу столько припасов, что на всю зиму хватило девушке прокормиться.
            Чуть снег сошёл, солнышко пригрело, поблагодарила путница хозяйку берлоги и дальше отправилась.
            Так прошёл не один год: колокольчики позванивают, а Любава следует за ними. Вот уже и молодость прошла, волосы покрылись инеем, губы алые поблекли, щёки потеряли румянец, да не видит всего этого женщина, мысли о спасении мужа продолжают её по лесу вести.
            И вот однажды сумрачным осенним днём вышла Любава на поляну. Колокольчики на ожерелье притихли, птицы замолчали.
            Видит она из роскошного шатра выходит девушка невиданной красоты: каштановые волосы волнами по траве стелются, зелёные глаза - как два омута бездонные, медово-янтарное платье, расшитое изумрудными нитями, так сверкает – в глазах темно становится.
            «Что тебя ко мне привело, Любава? – спрашивает дева лесная, – уж не хочешь ли забрать Годимира?»
            «Верно, говоришь – за ним пришла».
            «Что ж, я не держу его, надоел он мне своей грустью-тоской. Да вот только, узнает ли он тебя? Посмотри, на кого ты стала похожа, – сказала и подала хрустальное зеркальце».
            Посмотрела Любава в него и обомлела: вместо юной красавицы видит измождённое блеклое лицо в обрамлении седых волос.
            «Вот так-то, иди-ка ты домой. Кому нужна твоя былая красота? – недобро блеснув глазами, сказала дева.
            А Любава головой тряхнула, в небо взглянула и воскликнула:
«Матушка-Природа, будь милостива ко мне – помоги мужа вернуть!»
            Вдруг колокольчики ожили, призывно зазвенели, повторяя просьбу. Налетел Ветер, разогнал тучи, выглянуло Солнце, ласково коснулось лучами лица женщины: губы заалели, щёки вспыхнули лёгким румянцем. А Ветер притих, заулыбался и накинул на волосы тонкую искрящуюся шаль-паутинку.
            Запела Любава любимую мелодию мужа, колокольчики подхватили её и в шатёр понесли. Услыхав знакомую песнь, Годимир выбежал на поляну. Посмотрел вокруг: вместо шатра дуб-великан стоит, среди деревьев гаснет изумрудное сияние, волосы девы лесной в траву пожухлую превращаются. А навстречу жена идёт, улыбается, руки простирает.
            Вмиг исчезло наваждение лесное, словно никогда и не было его. Солнышко ласковое пригрело, Ветерок листочками разноцветными заиграл, добра и счастья пожелал.
            Подошёл Годимир к Любаве, обнял, в губы алые поцеловал, а Ветер снял волшебную паутину с женщины да на голову мужа набросил  - появились и в его волосах серебринки.
            Не успели супруги налюбоваться друг другом, как очутились в родном селении перед своим домом. Печь затопили, пирогов напекли. И пошла у них жизнь своим чередом.