Пророчества о России. Теория Богочеловеческой циви

Виталий Розе 2
                О БУДУЩЕМ РОССИИ

  Преподобный Серафим Саровский (1759–1833)
Не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца в Земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского.
До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция — ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе.
Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле русской будут великие бедствия, православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы Он лучше лишил меня Царства Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня». «Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух!


  Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский (1828–1908)
Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские. Очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом и тогда Бог примирится с нами.
Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях... мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая. — по старому образцу; крепкая своей верой в Христа Бога и во Святую Троицу! ...Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский.

  Старица схимонахиня Нила (Новикова, 1902–1999)
Не раз говорила она приходившим к ней духовным чадам:
— Дети, Матерь Божия не оставит Россию, Она любит Русь, защитит ее, спасет ее. РОССИЯ — страна Божией Матери, и Она не даст ее погубить, заступится за нас. Ведь Она так любит Россию! Россия поднимется и будет великой духовной страной... Она не позволит врагам растоптать Россию, не даст сгореть в пламени пожаров! ...Где святость, туда и враг лезет.
Матушка предсказывала, что наступят времена, когда, как и во дни после октябрьского переворота, станут загонять христиан в тюрьмы, резервации и топить их в море.
— Когда начнутся гонения на верующих, спешите с первым потоком отъезжающих в ссылки, цепляйтесь за колеса составов, но не оставайтесь. Те, кто первыми успеют, спасутся, ...ничего не страшитесь, не надо бояться того, что будет или может быть, или даже должно случиться по пророчеству людей Божиих. Господь сильнее всех и всего, Он подаст помощь в испытаниях, даст силу потерпеть и смирить, когда нужно. Лишь бы мы были послушны святой Его воле. Просите Заступницу Усердную и Она не оставит вас.
Наступит время, когда китайцы на вас нападут, и очень трудно будет всем.
В детские годы на Украине бывало посмотришь вокруг — до горизонта хлеба стоят, колосья налитые, один в один... Никаких сорняков не было. А ныне посмотришь — до самого горизонта один бурьян виднеется. Забросили землю, а она — кормилица... Людям придется отвечать за то, что земля не возделана. Оттого и голод наступит, что земля брошена... Запасы не спасут, потому что голод начнется не сразу. С каждым годом будет становиться все труднее, урожай будет падать, все меньше земли будут обрабатывать. Всем нужно постараться быть поближе к земле. В больших городах жизнь будет очень трудная.
Однажды матушке задали вопрос, не поздно ли сегодня возводить храмы, на что она ответила:
— Уже вчера поздно. Но Господь продлил время для России.
Матушка не раз говорила, что Господь может отложить исполнение пророчеств. Многое зависит от нас, верующих, от нашего молитвенного настроя, покаяния, от нашего подвига очищения себя.Преподобный

  Иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьев, 1866–1949)
На вопрос своего духовного сына о будущем России старец предложил ему подойти к окну и посмотреть. Тот увидел Финский залив и множество плывущих под разными флагами кораблей.
— Как это понять?
— Придет такое время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это ненадолго — лет на пятнадцать, потом придет антихрист.
Говорил, что когда Восток наберет СИЛУ, все станет неустойчивым. Число на их стороне, но не только это: у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас только пьянство...
Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени восточную часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь — китайцы, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит.
Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Эта война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе все живое погибнет, и выберут единое правительство — это будет преддверие воцарения антихриста.
Сколько Господь дал России — какие леса, озера, реки, недра земли богаты. Но живем мы без Бога, а земля — она мать, она хлеб дает и жизнь. Враги наши и богоборческая власть долго не дадут людям возвратиться к земле. Можно и накормить всех и все устроить, но врагам невыгодно — им страшна Россия возрожденная. И все же Россия будет жить от своей земли.

  Блаженная старица Матрона (Никонова, 1952)
Чем жива Россия? Еще дышит остатками святости своей, и великою помощью невидимого мира.

  Архиепископ Андроник (Никольский, 1870-1918)
...За клятвопреступничество отнял пока Господь Бог у всего народа разум и волю, пока не раскаются. ...Когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком прозрят и все духовно, почувствуют и силу, как Илья Муромец, — сбросят тот ужас, который окутал страну нашу. Россия воскреснет со своим возвращением к Богу.

  Преподобный Анатолий (Потапов) Оптинский (февраль 1917)
Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках, и на обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. А что после шторма бывает? После шторма бывает штиль. Но уже корабля того нет, разбит, погиб, погибло все!.. Не так, явлено будет великое чудо Божие... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и «воссоздатся корабль (Россия) в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным».

  Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
Все чаще и чаще раздаются голоса... что «только чудо может спасти Россию». Верно слово и всякого приятия достойно, что силен Бог спасти погибающую Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божией того, чтобы над нами было сотворено чудо? Из Св. Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель в иных местах не творил чудес за неверие жителей...
Грех тяготеющий над нами, — сокровенный корень нашей болезни... Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей... Грех помрачил наш народный разум... Грех разжег пламень страстей, вражду и злобу... Отложите житейские заботы и попечения и спешите в Божие храмы, чтобы восплакать перед Господом о грехах своих... Пусть каждый из вас попытается очистить свою совесть перед духовным отцом и укрепиться приобщением Животворящего Тела и Крови Христовых. Да отмоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния и да процветет снова плодами духа...

  Святитель Иоанн (Максимович), Шанхайский и Сан-Франциский
Тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему ПУТИ, своему призванию... Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясна, твердая вера в правду слова Спасителя: ищите прежде Царства Божия и правды Его, и сия вся приложится вам (Мф. 6:33)... Россия восстанет, когда поднимет взор свой и увидит, что все святые, в земле Российской просиявшие, живы в Божием Царстве, что в них дух вечной жизни. В этом спасение России и всего мира... Русское небо, русские святые зовут нас быть с ними как, они с нами, зовут приобщиться духу вечной жизни, и того духа жаждет весь мир. Восстановленная Россия нужна всему миру, от которого отошел дух жизни, и мир колеблется в страхе, как перед землетрясением. Россия ждет Христолюбивого воинства Христолюбивых Царей и вождей, которые поведут русский народ не для славы земной, а ради верности Русскому Пути Правды.

  Архиепископ Аверкий, Троицкий и Сиракузский
Лишь глубоко изменившись, вправе мы серьезно помышлять о спасении России. Да нужно понудить себя измениться в корне, ибо в прежнем состоянии мы вольно или невольно, по умыслу или неведению, с охотой или по безразличию сердца ввергли Россию в страшную кровавую бездну, где она пребывает и по сей день... Негоже нам радоваться, ликовать на могиле России — ведь это мы довели ее до смертного одра. Нужно каяться, каяться, как учит Святая Церковь, в твердой решимости коренным образом изменить свою жизнь, обновить дух. Как учит Святая Церковь, время появления антихриста зависит, в сущности, от нас самих. Если будет у нас истинное покаяние, исправление жизни и обращение к Богу, оно будет отсрочено Богом. И Россия наша может еще воскреснуть и возродиться к новой жизни, но опять-таки, если будет покаяние у русского народа, хотя бы и на апокалиптические полчаса, ибо надо же исполнится тому, что предречено в Писании.


       КТО МЫ? ГДЕ НАШИ КОРНИ? КУДА МЫ ИДЕМ?

  Работа В. Е. Розе «Теория богочеловеческой цивилизации» представляет самостоятельную и во многом уникальную попытку сформулировать духовно-социальную парадигму Российской модернизации.
Современный этап реформирования происходит в условиях неопределенности и утраты прежних критериев в определении «своих» и «чужих». Подобное положение усиливается болезненным переживанием людьми собственной маргинальности и открывает широкое поле для манипуляций общественным сознанием и коллективным поведением. Причем базой для манипуляций становятся идентификационные параметры: кто мы? где наши корни? куда мы идем? Представленная Вашему вниманию работа свободна от подобных спекуляций. Абсолютная искренность, открытость и исповедальность — ее доминирующие интонации.
  В отличие от формирования частичной идеологии, работа над тотальной общенациональной идеологией (национальной идеей) не может сводиться к навязыванию готовых схем. И сама задача по формированию тотальной идеологии может ставиться только как ответ на существующий в данный момент общественный запрос. Родить Идею — прерогатива общества.
  А в рубежные, поворотные, преисполненные кризисными симптомами времена значение и влияние национальной идеи особенно велико. Именно в национально-государственной Идее(Матрице) народное, стихийное, окрашенное чувством начало и начало рационалистическое, государственное взаимоусиливают друг друга. Именно национальная идея отражает блок базовых ценностей нации. Настоящая работа — квинтэссенция глобального широкомасштабного проекта «Философия социально-экономической реформы». Автор одним из первых обратился к проблеме цивилизационной идентичности. Проблема изучения базовых ценностей для современной России имеет особое значение, поскольку Россия — поликультурная страна, при этом многочисленные этнические группы, проживающие на ее территории, имеют длительный исторический опыт мирного сосуществования: и в этом плане можно говорить об их культурной близости, сходстве ценностей и векторов их изменения в последнее десятилетие.
  Вестернизация, «вбрасывание» западных норм и стандартов как в сферу политического мышления, так и в области материального и культурного потребления, вызывает сегодня ментальное отторжение. Одна из существующих ошибок такой модернизации — неиспользование исходного, стартового культурного потенциала. Выбирая не мягкую модель развития с ее определенной заботой о слабых и проигравших, а американскую, для которой характерна более конкурентная и жестокая модель выживания, отечественные реформаторы привели массовое сознание к болезненной смене цивилизационных ценностей и духовных ориентиров. Экономическое и культурное насилие как почти обязательная черта запаздывающих модернизаций — следствие исторической паники элиты, страха перед отставанием, неверия в народ и самостоятельный путь собственной страны, неспособности найти, понять, почувствовать этот путь. Отсюда суета и непоследовательность власти. Отсюда и массовое отождествление западного культурного продукта с передовым, отчасти перешедшее по наследству из советских времен, отчасти — навязанное агрессивной культурной экспансией Запада. И как следствие — комплекс неполноценности, своеобразной «отрицательной культурной идентичности», как одного из феноменов догоняющего развития. Именно против национального унижения, несвободы, добровольной культурной вторичности со всем пафосом homo craedens (человека верующего) выступает автор концепции «соборной цивилизации ».
  Мы допускаем, вслед за автором, что XXI век вполне возможно будет веком России, а не США. Но веком не России экономической, а России духовного поиска, особой Цивилизации Духа.
  Вокруг чего можно объединить человечество? Либо вокруг правовой общины, гражданства (это путь западный). Гражданское общество как общество для всех, права человека для всех — вот это и есть основа объединения. На что русские дали другой ответ. Они сказали, что гражданское общество, т. е. чистое право без морали, без любви и веры, без духовности приведет к массовости, к мещанству, и от индивида вообще ничего не останется. Поэтому правовое гражданское общество надо дополнить обществом духовным. Они открыли духовную общину. Вот это есть культурный поиск России. Это и есть идея внеэкономической цивилизации.
  Духовным осмыслением этого пути и является представляемая здесь работа — концепция «Гражданского общества духовного типа», «Российской Богочеловеческой цивилизации», «Соборной экономики» и «Религиозного индивидуализма». Это выстраданные идеи, содержащие в себе грандиозный поворот от дихотомии «или-или» к многообразию выбора.
  Этот труд — еще один шаг на сложном и мучительном пути образования и утверждения новой доминирующей идентичности — не идеологической, а духовно- конфессиональной — «Мы — Православные», "Мы - Народ Божий"
  Сердцевиной предлагаемой национальной идеологии является понимание Родины, способность ее чувствовать, боль за нее. «Родина есть священная тайна каждого человека, так же, как и его рождение... Нужно особое проникновение и, может быть, наиболее трудное и глубокое, чтобы познать самого себя в своей природной индивидуальности, уметь полюбить свое, род и родину, постигнуть в ней самого себя, узнать в ней свой Образ Божий» (С. Н. Булгаков. Моя Родина). К этому призывает нас автор — «узнать в России, в Родине свой образ Божий»... И не отозваться на этот призыв — сердцем, разумом — невозможно.

М. П. Сабитова, профессор, доктор философских наук

             ЧТОБЫ НЕСТИ ЛЮДЯМ ЭНЕРГИЮ ДУХА...

  В нескольких номерах журнала «Петербург-Классика» была опубликована беседа с В. Е. Розе — автором работы «Теория богочеловеческой цивилизации», представленной тогда еще только в портале Международной ассоциации «Русская культура» WWW.CULTART.RU. Эти публикации в журнале и в Интернете вызвали такую активность наших читателей и интернет-посетителей, что было принято решение открыть в портале дискуссионную трибуну, где каждый желающий сможет просто и быстро высказать свое мнение по вопросам будущего России. Дискуссионная трибуна — форум в портале WWW.CULTART.RU — приглашает читателей к продолжению дискуссии по всему кругу вопросов поднимающихся в этой книге.
  Здесь приводится полный текст беседы с Виталием Егоровичем Розе, которую провел корреспондент журнала «Петербург-Классика» С. Стрелин.

Корр.: Виталий Егорович, опубликованная в Интернете работа вызвала многочисленные звонки с вопросами о том, как познакомиться с «Теорией» тем, кто не пользуется услугами сети Интернет.
В. Р.: Сейчас рукопись готовится к публикации, идет работа над иллюстрациями, макетом, и в ближайшее время книга увидит свет. А до меня уже начинают доходить отклики даже из-за границы, оттуда, куда книга не смогла бы попасть так быстро. Поэтому мой совет всем читателям — осваивать Интернет — чудо, объединяющее людей всего мира, расширяющее степени свободы каждого человека.
Корр.: Ведь это одна из основных идей Вашей теории — исчезающие государства и свободный, суверенный человек.
В. Р.: Действительно, если в первобытном обществе племя, род являются всем, а индивидуум — ничем, то в современном обществе демократической (западной) цивилизации он уже имеет четко определенный суверенитет, конечно же, еще явно недостаточный, поскольку государство пока продолжает доминировать над индивидуумом. Но уже нельзя не видеть того, что общество становится многосубъектным, что набирающие силу структуры гражданского общества, местные сообщества, добровольные объединения граждан и другие формирования со временем заберут на себя значительную часть функций государства, заставив его сузиться до роли всего лишь законодателя и арбитра. Более того, уже примерно к середине II века третьего тысячелетия, а может, и раньше, государств в сегодняшнем понимании вовсе не будет. Не будет границ, а будет мировое правительство, мировое гражданство и свободные национальные сообщества на местах нынешних государств. Основой этого глобального объединения станет идея ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ — БОГ! Человечество пойдет за тем символом, за той идеей, которая овладеет душой человека и его совестью. Над человечеством во все времена звучало грозное предупреждение: «Ты сотворен по образу и подобию Бога». И в новом тысячелетия человечество должно, наконец, понять вселенский смысл этих слов.
Корр.: Почему это не было понято и принято раньше и почему это может быть понято и принято человечеством в ближайшее время?
В. Р.: Совершенно ясно, что людям неверующим, тем более атеистам, просто невозможно понять меня сегодня. Но, поверьте, через какие-нибудь 50–70 лет сомневаться в присутствии над нами Божественного, в присутствии Высшего Разума, будет так же нелепо, как в наше время сомневаться в том, что Земля круглая...
Корр.: Виталий Егорович, мы получаем восторженные отклики на публикацию Вашей работы, некоторые по её значимости и общественному звучанию даже проводят аналогии с марксовым «Манифестом». Вас не смущают такие высокие оценки?
В. Р.: Отвечу поэтической строкой: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». И еще добавлю, что все это было открыто мне и — донести открытое человечеству Знание во всей полноте — моя святая обязанность. Прежде всего это конечно же «вечные вопросы»: откуда мы? где мы сейчас? куда мы идем? Каждое время находило на них свои ответы, соответствующие уровню развития общественной мысли. Те знания, которыми располагает человечество к сегодняшнему дню, позволяют достоверно судить о земной Эволюции человека, не вызывают сомнение этапы формирования человека, прошедшего через царства «минералов», «растительности» и «животных», прежде, чем получить современные форму и вид. Теперь не только наука, но и церковь признала факт получения плоти человека от плоти нашего далекого пращура — животного, таким образом кануло в небытие примитивное толкование Библии. Понимающие этот язык давно знают, что ветхозаветное «И создал Господь Бог человека из праха земного» как раз и дает точное объяснение происхождения человека. Мы — от праха земного, от животного! В ответе же на вопрос «где мы сейчас?» нужно, обозрев весь процесс эволюции человеческого общества — от его первобытного состояния до общества нынешней эпохи, принять за основополагающий фактор эволюции общества — повышение роли и значения индивидуума, и определить — мы в начале пути. Цивилизация идет от тотальной несвободы ко всей полноте свободы — вот ответ на ключевой вопрос: куда мы идем? Человек идет от зверя к Богу, его цель — стать Богом. Эти истины относятся к категории трансцендентных, они познаются не разумом, а духом. Их невозможно ни доказать, ни опровергнуть, так как арсенал доказательных аргументов находится «по ту сторону бытия», поэтому их можно только либо принять на веру, либо не принять вовсе...
Корр.: Текст Вашей работы удивительно прозрачен, однако возникающие у читателей вопросы показывают, как люди порой, выхватив из контекста знакомое словосочетание, наполняют его привычным для себя смыслом, но далеким от основных Ваших идей: вот так прочитав в анонсе про «мировое правительство», многие связывают это либо с масонством, либо с глобализмом.
В. Р.: Да, так бывает часто и, очевидно, оттого, что люди воспринимают только то, к чему готовы, а новое и непривычное подчас, даже не слышат: мировое правительство в условиях, когда вовсе не будет государств в сегодняшнем понимании, а будет мировое гражданство и свободные национальные сообщества, не будет иметь ничего общего ни с масонством, ни с глобализмом. Хотя в этих процессах уже можно разглядеть начало общего движения человечества, ведущее к воплощению идей соборности, гражданского общества и суверенитета индивидуума — это и определит характер третьего тысячелетия. При этом разные Церкви останутся со своими отличиями в культах, в обрядах, во многих других аспектах, но символ веры, который сохраняет от века и доныне Православная церковь, произрастёт во всех религиях. Все религии признают Иисуса Христа — богочеловеком. Как было сказано: «Все притекут ко мне, когда скажут: благословен грядущий во имя Господне» т. е. все народы признают Иисуса Христа своим богом — вот это нас объединит. Символ веры в той или иной форме уже заложен в каждой религии: внутри иудаизма, индуизма, ислама. В свой черед, известный только Господу, все пророчества будут прочитаны. И все ветви Христианства вернутся под сень истины, через пророческие откровения, через людей божьих, которые увидят истину догматов. Дух человеческий растет, так же, как и дерево, как и все в этом мире. Все религии даны самим Богом по мере способности народов воспринять истину... А во всей полноте эта истина дана именно в Новом Завете и сохранена в чистоте Православной Церкви, которая и будет одним из самых главных инструментов объединения.
Корр.: Визит Папы вызвал активные нападки прессы, утверждающей, что идеи общемировой соборности пока не встречаются восторженно той же Российской Православной Церковью: что вот явился нам к Папа, можно сказать брататься приехал, а наш Патриарх — уехал?
В. Р.: Прав совершенно Патриарх Русской Православной Церкви: ведь нельзя сблизиться, не сблизив догматы — это не что-то отвлеченное, догмат — это живая жизнь, живая истина и Патриарх не может поступиться истиной, за нее надо идти на крест, жизнь отдавать: если сблизятся люди и не сблизятся идеи это все мишура. «Храните веру Православную — в ней же вам утверждение», — сказал Сергий Радонежский. И сила России и Православия именно в чистоте догматов, надо сохранять эти истины, как зеницу ока. Межконфессиональные противоречия, конечно, еще глубоки, и будут преодолены лишь Благодатью Господней. Как бы Папе ни хотелось — невозможно объединить христианские церкви не затронув их оснований. Это дело нечеловеческое. Мы можем только лишь молиться о том, чтобы это произошло быстрее, — молитва самая сильная вещь на свете. Русская Православная Церковь молится, и в этом больше пользы, чем в таких вот формальных шагах и движениях католицизма. Хотя радует то, что стремление такое существует и что наш Патриарх поступает в соответствии с единственной праведной возможностью изменять мир — молитвой.
Корр.: Однако, пока нет божественных прозрений, идет жесткая невидимая межконфессиональная финансовая борьба, и не столько за души, сколько за кошельки людей?
В. Р.: Это наши традиционные толкования о том, что все определяется ресурсами, денежными средствами, но силу дает и человеку, и обществу только истина, а материальные ресурсы тактически представляют собой всего лишь мощный рычаг для осуществления идей, но побеждает правда, а не сила! И сказал Господь: «Победа будет за мной и за теми, кто со мной в истине». Поэтому владение ресурсами — это победа в тактике. Например, многие сейчас считают, что Соединенные Штаты абсолютно доминирующая в мире держава, которая чуть ли не единовластно правит миром, и по денежным потокам это действительно так, но сила Соединенных Штатов и близко не равна силе России, которую много раз списывали со счетов — и после семнадцатого года, и в наполеоновскую кампанию, но она возрождалась и показывала миру, что сильна истиной и религиозностью культуры. В результате семидесятилетних разрушительных усилий вера формально во многом уничтожена, но русский человек по сути философ — верующий по своему складу души, и даже в быте русском очень глубоко укоренено Православие. А если сформировать правильно идеологию и дать нужное наполнение, то Россия придет к вере, очень быстро восстановится, и станет снова мощнейшей державой, она имеет такие истоки духовности и культуры, которые не сопоставимы ни с чем в мире по своей значимости.
Корр.: Читатели заинтересовались и спрашивают, над чем Вы работаете теперь?
В. Р.: Отец Станислав прочитал «Теорию» и сказал: «Благословляю тебя на служение человечеству, потому что работа твоя нужна не только России, но и всему миру!»
Это новая парадигма развития человеческой цивилизации. Материальная цивилизация себя исчерпала. Как «Титаник» она приближается к айсбергу. Любое явление жизни — это слово Бога человеку, зашифрованный образ — человечество идет в тупик и если оно от айсберга — религии материального — не отвернет, то разобьется. Пойди в сторону истинного берега — и Бог тебе поможет, но мешает многое. Главное — нет осознания того, что человечество едино, по сути — это единый организм, и разные религии несут разные оттенки единой истины, но во всей полноте истина содержится только в Православии. Вопросы формирования единого духовного пространства недостаточно разработаны. Духовный фактор «Человек верующий» — становится новой общецивилизационной идентичностью, т. е. «Мы — верующие». Поэтому межконфессиональная, межрелигиозная проблема взаимоотношений, а отсюда и межкультурные отношения — вот темы, над которыми сейчас работаю в рамках парадигмы богочеловеческой цивилизации.
Корр.: В печати последних лет часто упоминается разнообразная символика миссии России и указания предначертанности российского пути, удивительно, но все они так или иначе подтверждают правильность Вашей теории.
В. Р.: Да! И один из важнейших символов — внутренняя связь православного креста и российского флага. Человеческая цивилизация имеет свои этапы, и крест — как закон своего развития. Внизу низшая планка — царство природы, там, где руки господа — средняя планка — царство благодати, и высшая планка — это царство небесное, царство святых. Два природных, а третье — царство небесное. А вот российский флаг — это православный крест в цвете, об этом хорошо написал отец Станислав Чуркин, очень советую всем прочесть эту книгу, да и в школах ее надо бы изучать! Вот красный цвет — это низшая планка креста, синий — цвет богочеловеческой цивилизации — в него вошла уже Россия и поведет за собой весь мир в православную цивилизацию. И белый цвет — новая земля и небо. Это закон данный миру Господом. Крестом же для человека определяется и основной духовный Закон «Отвергни себя, возьми свой крест и иди за мной» — это закон самоотвержения. Многие не понимают, что смирение православное — высшая добродетель, наивысший героизм. Самоотвержение вплоть до отвержения своей жизни во имя Родины, во имя ближнего своего — вот основной духовный Закон, и эта истина более всего в православии хранима. Человек обязан быть в смирении героем, и вся культура православная и православный человек — это тип личности героический. Все наши величайшие герои древних времен — это были смиренные люди, смиренные перед богом, перед своей страной. И может быть именно смирение поможет русскому православию выполнить свою объединительную миссию без ущерба для какой-либо из мировых религий.

ГРОЗНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ...
Американская трагедия потрясла всё и всех, заставила задуматься и, конечно, вспомнить наши недавние публикации о будущем России, будущем цивилизации. Тогда трудно было себе представить, что все это скоро станет так актуально...
В редакцию с вопросами на эти темы звонили читатели, которые вспомнили В. Е. Розе — автора «Теории Богочеловёческой цивилизации» опубликованной в портале Международной ассоциации «Русская культура» WWW.CULTART.RU.
Мы переадресовали эти вопросы Виталию Егоровичу Розе. Беседу с ним ведет наш корреспондент С. Стрелин.
Корр.: Виталий Егорович, в одной из прошлых наших бесед Вы сравнивали приближающийся к айсбергу «Титаник» с современной цивилизацией, дрейфующей к катастрофе. Американская трагедия очень похожа на начало этой катастрофы?
Виталий Розе: Бог разговаривает с миром языком событий. Только теперь это событие уже на два или на три порядка страшнее «Титаника», мы совсем сбились с пути, растет дисбаланс между истинными целями человечества и нынешней гуманистической цивилизацией, которую олицетворяет Америка. Первым рухнул мир коммунизма, а сейчас началось крушение торгашеского мира, основанного на деньгах и силе. Это Бог нам ясно говорит: люди, вы не туда идете!
Корр.: Многие политики, мыслители сейчас приходят к выводу, что миропорядок должен меняться, но никто не знает в какую сторону, и что же делать теперь человечеству.
В. Р.: Обратиться к Богу, к истине! Надо осознать, что терроризм — это форма проявления зла, кроющегося в человеческой душе, Зло прорывается через межсословные, межконфессиональные, межэтнические конфликты. Конечно же зло должно быть наказано, но нужно видеть, где скрыта причина, откуда идет это зло и отдавать себе отчет, что с ним можно бороться только с помощью Создателя. Сам человек бессилен. Это трагическая обреченность: человек без Бога — это прах, Разум без совести и любви. Мир добра и любви без Бога это и есть та самая дорога в ад, вымощенная благими намерениями. Спасение только в смене типа цивилизации, в возврате на истинный путь!
Корр.: Как поймут и примут Ваш призыв исламские фундаменталисты?
В. Р.: Ни в коем случае нельзя превращать эту проблему в межконфессиональную. Важно не путать и не затрагивать Ислам — как религия он высок, чист и свят, только его знаменами прикрывается ложь — это та же проблема человеческого зла. Восток также не меньше пострадал от крестоносцев. Конечно, для всех трудности осознания на этом пути неизбежны, но каждый следующий неверный шаг заставит задумываться всех. Может быть, без этих жутких событий не пришло бы осознание необходимости поисков истины. Пока Восток пренебрегает материальным, а Запад на нем зациклен, Православие уже приготовило фундамент будущей цивилизации — это Богочеловечество, когда есть и дух, и материя в их единстве, когда материя не унижается, а дух не становится пустым. Православие несет человечеству Новое Слово, новую модель мира — цивилизацию с Богом, цивилизацию верующих.
Корр.: Какие первые шаги должны быть сделаны человечеством на этом пути?
В. Р.: Должен измениться уровень справедливости — это огромная проблема —сложилась цивилизация сытых и цивилизация голодных — не должно быть так, чтобы собаки в домах европейцев жили лучше, чем люди в странах третьего мира — это несправедливо — человек это образ и подобие божие. В этом виноват весь цивилизованный мир, виновата Америка, виновата Россия и прежде всего всем надо прийти к Покаянию...
Корр.: Виталий Егорович, почему Вы ставите вину благополучной Америки и постоянно страдающей России в один ряд?
В. Р.: Да, вина России и Америки стоит в одном ряду, как носителей двух идей, двух высочайших заблуждений человечества за всю его историю: это идея либерализма и идея коммунизма. Они выросли из идей французской революции и имеют один корень, это позитивизм, национализм, гуманизм и одну и ту же причину — это отвержение идеи Бога, стремление познать мир самостоятельно. Вспомните вольтеровское в отношении церкви: «Раздавите гидру». Но сказано, что религия — это камень, кто на него упадет — тот разобьется, на кого упадет он — того раздавит. А суть краха этих идей — их несостоятельность и абсолютная неспособность решить проблему свободы. Еще апостол Петр, предвидя появление «пророков от свободы», которые «сами будучи рабами, других обещают сделать свободными», предупреждал мир о недопустимости следования за ними. Сам формат идей коммунизма и либерализма есть прокрустово ложе, формирующее людей — нравственных инвалидов, уродов: один «человека экономического» — тип личности Фауста, продавшего душу дьяволу, другой — «человека социалистического», тип личности Павлика Морозова, готового и ближнего своего, и весь мир уничтожить за торжество своих заблуждений. Холодная война между этими двумя идеями определяла весь ход новейшей истории. В последнее время часто говорят, что в этом соперничестве победил либерализм США. Это неверно — в холодной войне победил народ России — он победил свое заблуждение, а вот народ США свои заблуждения не победил — и пути его страданий будут тем короче, чем скорее будут повергнуты ложные идеи, которые очень опасны. И до тех пор, пока государственное устройство всех стран не будет соответствовать направленности и структуре самого человека как Образа и Подобия Божия, до тех пор, пока не будет преодолен этот разрыв — благоденствие в мире не наступит.
Корр.: Но не все в мире определяется влиянием этих двух идей, как раз трагедия 11 сентября заявляет о других силах?
В. Р.: Конечно не все и, слава Богу! Человеку, в силу его Божественной природы, присуще стремление к добру, к идеалу справедливости и равенства. Но сегодня, к несчастью, нищета Востока усугубляется материальными богатствами Запада и множится болезнью духа — спящей совестью. Равенство — это идеал, путь к нему освещает Теория Богочеловеческой цивилизации, но это не механическое обеспечение равенства, а духовное осознание понятия «долг равенства», когда включаются нравственные регуляторы, выравнивающие для каждого возможность строить нормально свою жизнь, поскольку оказание помощи тем, кто нуждается не есть милость, а всего лишь — честность. При этом экономика должна соединить все как стержень глобальной системы жизни всего национального организма, состоящего из хозяйственной системы, политической и наивысшей — ценностной системы. Такая экономика (соборная) должна выходить за пределы чистой экономики и обеспечивать весь организм.
Заблуждение Маркса, которое никто, к сожалению, до сих пор не преодолел, состоит в его утверждении о том, что прибавочная стоимость (излишек) формируется только в сфере материального производства. Это заблуждение веков. Излишек формируется в сфере духа, культуры, а в сфере материальной он только реализуется. Вера, религия, культура формируют все будущие возможности. И цель такой экономики — материальный и духовный комфорт для всех. Естественно, что это не будет обеспечено сразу, но это путь переосмысления знаний о себе, осознания человечеством своих возможностей, понимания верных способов решения проблем, в том числе и устранения причин терроризма.
Корр.: Это причины внешние, но природа терроризма не только в сфере общественных конфликтов: проблемы «нечаевщины» провидел еще Достоевский в позапрошлом веке.
В. Р.: Конечно, пока мы не поймем, что идеал свободы — это свобода от зла, мир не сможет бороться с терроризмом. Искать причину зла надо в душе — ибо зло зарождается в ней. И вся государственная система воспитания должна быть направлена на то, чтобы бороться с этой бедой, и не превращать образ человека в жуткое чудовище. Задача культуры, науки, образования — формировать Образ Божий в человеке, улучшать его нравы. Путь подвижничества — это соборность, это единство во множественности, которое неравновелико уравнивает материю и дух, внося в жизнь гармонию и указывая правильное направление развития личности. Это не только философская идея, она сакральная — это симфония тела, души, духа в их чистоте. Идея соборности — православная категория, русская в своей основе, соединение индивидуального и общего в их действительной гармонии.
Корр.: Не станет ли национальная окраска барьером?
В. Р.: Это миссия, возложенная Богом на Россию. В этом идеал ее служения миру. Но надо сначала стать братьями, и только потом может возникнуть братство. Православие несет в себе идеал братства, сущность которого — жертвенное служение своей стране, своему обществу, миру. Все народы — это один человек, один организм. Нет народа, который выше или ниже, каждый исполняет свои функции. Мир будет объединен служением, любовью через братство. Россия вводит мир в период, когда социально-биологическая цивилизация перерастает в цивилизацию духовного типа. Нельзя дальше двигаться, пока не побеждено заблуждение. Россия победила своего красного дракона — коммунизм, а Америка своего дракона — либеральную идею — еще не переборола. В человеке настолько сильно зло, что мы еще очень долго будем выживать. Пока цивилизация не воцерковится, проблему терроризма не решить. Надо учиться отличать истину от лжи, и пока не научимся, будем жить в состоянии страха и катастрофы.
Корр.: Как Вы оцениваете адекватность ударов США?
В. Р.: Реализуется худший вариант. Воюют с государством, а не с террором. В своем последнем слове на суде А. Ульянов говорил о том, что терроризм не остановить, пока малые факторы и интересы, малые народы не смогут получать реализацию; тогда, чтобы быть услышанными, самым эффективным остается террор. Но задавят Бен Ладена и появятся другие, надо научиться решать малые проблемы. Мы не можем тонкие процессы правильно регулировать ни в Америке, ни в самой России. Чечня — это тоже следствие неумения государства, оно как слон в посудной лавке. Мы отрубаем головы семиголового дракона, которые тут же и растут, а его надо поразить в живот, источник жизни. Конечно, когда дракон на тебя дышит, ничего другого не остается, но надо понимать, что это только передышка, а не снятие угрозы — это сегодня делают США. Надо понять, что Африка, Азия — это члены нашего общего тела, надо не бомбить, а хирургически очень тонко вырезать, потом мазью смазывать, Понимать, что мы лечим самих себя: Бен Ладен — наше порождение. И Америка, и Россия породили терроризм. Поэтому нужно покаяние. Если нас, таких страшных и низких, любовь не смогла объединить, то теперь нас, к сожалению, объединяет страх. Если Бог не может достучаться через наши сердца, то вот теперь через такой жуткий страх мы вынуждены наконец одуматься, что не туда идем и что-то предпринимать, чтобы «выправлять стези свои».
Корр.: Виталий Егорович, Вы говорите о необходимости покаяния, о том, что теперь мир, который не смогла объединять любовь, будет объединять страх? Но о покаянии мы слышим вот уже более 10 лет, и смысл этого слова от многих уже ускользнул. Неужели покаяние под прицелом терроризма может спасти мир?
В. Р.: Самое главное, что необходимо сегодня миру — это суметь увидеть и понять, что несчастья, происходящие с нами, суть «казни Египетские», где Египет есть цивилизация, отвергшая БОГА, а Фараон — дух человеческой гордыни.
К сожалению, мы ведем себя так же, как и Фараон, т. е. упорствуем в своей гордыне, не желая понять причину происходящих несчастий, увидеть их корни, глубину.
Надо понять, что мы все — виновны!
Ведь это мы, поддавшись соблазнам, построили безбожный мир, в котором царят несправедливость, насилие, деньги, сила, бездушность и ложь. На чем стоит нынешняя материальная цивилизация, каковы ее опорные столпы, столбовые идеи? Как уже говорилось ранее — это тоталитаризм (коммунизм и авторитаризм) и либерализм. Эти две идеи — суть два апокалиптических зверя, сбивших мир с путей БОЖИИХ, это раковые болезни, измучившие и истерзавшие человечество.
Корр.: Так в чем же выход, чем спасемся?
В. Р.: Спасемся идеей Соборности, которую в основание мира положил Бог, взрастило Православие, а явила — Россия! Образно говоря, это идея, на которой, как на подшипнике, держится и вращается весь мир. Кратко поясним смысл этой идеи. В своем высшем значении Соборность — это союз между Богом и человеком, Богочеловековластие (Теогуманнократизм) в основе которого — Завет между БОГОМ и Человеком. Соборность — это также идеал гармонии между общим и частным, между единичным и множественным, между духовным и материальным. В своем сакральном значении соборность — это евхаристия, т. е. идеальное сочетание духа, души и тела в их подлинной чистоте и совершенстве. Наконец, соборность — это собрание (общество) братьев, это высший принцип управления и самоуправления, а также лучший способ принятия решений. Соборность в себе несет идеал братства — высший идеал человечества. И не случайно первыми святыми на Руси были Борис и Глеб — братья святомученики. С тех пор идеал братства, идеал служения во имя братства — есть высший смысл существования Государства Российского, отличительная черта каждого русского, каждого православного человека. Таким образом, идея соборности — это путь обретения истинной свободы, это путь «религиозного либерализма». Все предыдущие идеи обещали людям свободу, но не понимая, в чем суть свободы, только сбивали человечество с пути. «Homo Sapiens» (человек разумный, рациональный) наделал столько преступлений, мерзостей и бед, что не оставил ни малейшего основания для надежд на то, что он в состоянии выбраться из того тупика, куда его завел надменный безбожный Разум.
Но Соборность — это свобода, равенство и братство в их единстве, в их истинном религиозном понимании, поэтому именно идея Соборности станет главенствующей идеей III тысячелетия, той идеей, которая определит характер будущей цивилизации, цивилизации, которую нам предстоит построить.
Человечество должно, наконец, понять в чем его «Summum bonum» — высшее благо, и отказаться от материального, как цели.
Материальное не является ценностью в собственном смысле слова, поэтому оно может быть только средством, только ресурсом для достижения истинных, высших, т. е. духовных ценностей. Именно в них — «Summum bonum»! Либерализм, рационализм, материализм, гуманизм без БОГА есть самая настоящая глупость и безумие, ибо это все равно, что мир — без солнца.
Святые Отцы Православной церкви всегда говорили, что начала каждой науки нужно осветить светом небесной мудрости, т. е. привнести в философские, сугубо земные начала — начала Премудрости БОЖИЕЙ. Теория Богочеловеческой (Соборной) цивилизации построена именно исходя из этого принципа. Она ведет мир к БОГУ и поэтому — верна.
Корр.: Как радостно думать, что нас ждут такие прекрасные пути, но когда и как конкретно будет реализована Теория и какова в этом роль России и Петербурга?
В. Р.: Роль первостепенная, первозначная. Россия призвана стать родоначальницей цивилизации нового типа, а миссия Петербурга — стать духовным центром, неформальной всемирной столицей новой Богочеловеческой (Соборной) цивилизации. Вначале Соборная цивилизация, соборная Государственность будет созиждена в России, в результате чего Россия станет страной материального и духовного благоденствия, процветающей страной изобилия жизни. Затем этот тип цивилизации распространяется на весь мир и человечество станет единым.
Созиждится единая Соборная общечеловеческая цивилизация.
Об этом мечтали многие великие завоеватели, но пытались осуществить сие огнем и мечом. Осуществляется же это силою любви, братства и служения.
Построение такой цивилизации, служение делу братства, объединения всех народов земли в одну большую семью и есть Миссия и Национальная идея России, ибо к этому она призвана БОГОМ.
В осуществлении этой идеи — спасение России и всего человечества.
Мир спасется через Россию!
Все народы земли, все люди, были поражены событиями 11 сентября, действительно потрясшими мир. Но мало кто обратил внимание на тот факт, что 11 сентября — это День Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
По преданию Отцов Церкви, мистический смысл усекновения святой главы состоит в том, что произошло отьятие власти у Ветхого Завета и передача ее Новому Завету.
Ныне же это событие означает отьятие власти над миром у материальной цивилизации, символом которой является Америка (заметьте, что поражены не случайные цели, а объекты, олицетворяющие торгово-спекулятивную и силовую сущность этой цивилизации), и передача власти — Богочеловеческой (Соборной) цивилизации, символом которой является Россия с олицетворяющим суть этой цивилизации, вновь воздвигнутым Православной Церковью и народом Храмом Христа Спасителя!

О РОССИЙСКОМ ФЛАГЕ
Чем дольше перестраивается наша Родина, тем меньше мы понимаем, в каком государстве живем. Какая у нас власть, какая политика, какое устройство, какая цель? Куда несется наша «Птица-тройка» с пьяным ямщиком? Кто-то бьется над сочинениями для России новой спасительной идеи... Кто-то пророчествует о великом будущем России... А в воздухе пахнет гражданской войной. Летим куда-то, в разные стороны — кто в миллиардеры, кто в нищие, кто в рэкетиры. И для всех завтрашний день под вопросом. Нет ничего определенного, ничего постоянного. Ухватиться не за что. Как на тонущем корабле — хоть за флаг цепляйся. Он пока еще у нас постоянный, трехцветный Государственный флаг России. Именно сей официально-административный символ и подвигнул меня выйти на общественный амвон, и со всем диаконским пылом возгласить: «Миром сбережем честь Российского флага! Миром будем верны нашему государственному флагу! Братья и сестры, берегите наш флаг Российский!» Вы скажете: «Чего это диакон в политагитаторы полез?»
Я прекрасно понимаю, что говорить сейчас о флаге, да еще представителю Церкви — со всех сторон моветон. Во-первых, не диаконского сословия это дело. Во-вторых, столько трепещущих, поистине насущных нерешенных проблем, и поднимать вопрос о некоем административно-символическом предмете, о государственно-распознавательном знаке, по меньшей мере, неэтично. А главное, какая, в сущности, разница, — под каким флагом народу зарплату не платят?
Я больше скажу — в России никогда к этому флагу серьезно не относились. Если заглянуть в историю, толком никто не знает, как он вообще появился на Руси. Откуда-то с неба свалился. Есть скудные сведения о каком-то капитане Бутлере, внушившем царю Алексею Михайловичу, незадолго до воцарения Петра, выбрать сей флаг. Дальнейшая судьба флага зыбкая, даже какая-то ирреальная. Представители передовой общественности России просто не признавали его и ратовали за верховенство другого флага, бело-желто-черного, уличая красно-сине-белый в отсутствии в нем национальных цветов. Почему-то Византийская чернота с золотом принималась ими за выражение Русского духа. Короче, хоть и жила Россия под покровом красно-сине-белого знамени, но официально символика эта так и не была возведена в статус государственной. «В 1919 году красно-сине-белый флаг был поднят генералом Лавром Корниловым, как знамя Добровольческой Армии, — пишет флаговед Н. Лысенко, — и вскоре, в боях за Екатеринодар, во время ледяного похода флаг сей омытый русской кровью», затопившей и лазурь и белизну, окончил свое существование. Лишенная и белого, и голубого цвета, Россия осталась только с одним красным. Правда, еще «враг народа» генерал Власов пытался под этим флагом воевать, да тоже неудачно...
И вот опять над багряным горизонтом России просветились и голубизна, и белизна. И тоже непонятно, почему верховная команда теперешних демократов схватилась именно за этот царский флаг? Народ не спрашивали, референдум не созывали. Решили, постановили — и трехцветное полотнище заняло место красного. И никому дела нет — хорош теперешний флаг или ни к селу, ни к городу. Почему именно эти три разноцветные полоски являются лицом нынешней России? И вообще, есть ли в этом наборе цветов какой-либо смысл? Разумеется, в перестроечной суматохе родившемуся наспех государству надо было что-то подобрать, и чтобы отличаться от прочих государств, и, в то же время, чтобы не очень вылезать из мирового сообщества... А может здесь политический ход конем. Взяли, да и поднесли дулю всем шевелящимся за границей отпрыскам царских кровей — с дореволюционным флагом мы уже не какие-то самозванцы, а имеем исторические корни, преемственность, и — законные наследники Всея Руси... Во всяком случае, флаг висит у законодателей в Думе, да мелькает непривычно на рукавах солдат и милиционеров.
А вспомните, как усердно пеленали страну кумачом, как внимательно проштамповывали нас пятиконечной звездой все семьдесят лет подряд. Чуть не грудным цепляли звездочки октябрят, подраставшим — красные галстуки пионеров, еще повзрослей — красные значки и книжечки комсомольцев, взрослым — красные книжечки коммунистов, всем прочим — красные паспортины. Даже в глухой деревне, куда и почтальону-то было не добраться, по праздникам вывешивались красные флаги. В государстве, где вытравливались и удушались малейшие тяготения к Божественному, флагу позволялось именоваться «святыней». Флаг коленопреклоненно целовали, присягали на верность флагу, клялись не посрамить честь флага. И не для поддержания моральных и эстетических устоев общества внедрялся культ флага. И уж конечно, не для сохранения традиций совершались шествия с флагами и транспарантами, за отсутствием уничтоженных хоругвей и крестов, — страна Советов не нуждалась в традициях царской России. Сила, управлявшая властью Советов, зная истинную сущность флага, твердо осуществляла под ним свою программу, иначе бы не приходилось советским детишкам все их «счастливое» детство на линейках и слетах рапортовать заклинание: «На вынос флага, делу Ленина-Сталина верны!»
А какое дело Ленина-Сталина? Такое же, что и у носителей другого флага, с другим сатанинским символом — со свастикой. Фашистов тоже снедала жажда весь мир накрыть своим флагом. Их ритуальные действа под свастикой совершались откровеннее, помпезнее советских — с факелами, с публичными сжиганиями трудов идеологических врагов. Не будем говорить о братстве звезды со свастикой, об их нечаянной ссоре, окончившейся жертвоприношением в десятки миллионов человеческих жизней. Поражает другое — несмотря на то, что ленинско-сталинские идеологи с наивной наглостью признавались, что флаг их соткан из кровушки народной, а фашисты, пугая планету, постоянно размахивали своей свастикой, как палачи топором, но и те, и другие не только приручили свои народы к этим флагам, но и заставили полюбить их, гордиться ими, считать себя носителями счастливой судьбы, народами высокого предназначения.
Но оставим немцев. Беда в том, что наш простой россиянин все еще ностальгически сплетает красный флаг с национальным духом, государственным порядком и доброй продовольственной корзиной; и когда требует вернуть прежний советский рай, выходит на площади, потрясая кумачом. Для него теперешний полосатый флаг такая же подозрительная химера, как и вся теперешняя власть. А я думаю — узнай сама наша теперешняя власть, что за флаг этакий они узаконили, непременно быстренько поменяли бы его на что-нибудь другое.
Однако, давайте все же разберемся, что выражает символ, представляющий собою красно-сине-белые горизонтальные полосы из легкой ткани, развевающиеся бойко на ветру, захлестывая порой вертикальное древко? Приблизительно такую картину должен представлять флаг в своем рабочем состоянии.
Академии Цветоведения у нас нет, поэтому обратимся к общенародным знаниям, сложившимся на базе знакомства с иконографией, со спектральным анализом света, не будем исключать и аурическое свечение живых существ, то есть возьмем все, что открывает знание о цвете не только как о раздражителе зрения, но и как о явлении, несущем в себе некую энергетическую информацию.
О красном цвете говорить просто. Все знают, что за ним кроется опасность (порой смертельная), кровь, борьба до победного конца, борьба в самом широком смысле. Красная и Пасха Христова — победа над сатаной и смертью. Красное и знамя со звездой, печатью победы сатаны — изначального человекоубийцы. С синим цветом посложнее, хотя старинное определение «лазурь» легко уводит в лазурные небеса, во вселенскую бесконечность, в чистоту, в духовность, в святую любовь... С белым цветом нам поможет Евангельский текст. Единственно чистый белый цвет — это свет Преображения Христова, когда, сокрытый под завесой плоти, воссиял свет Его Божеского естества, когда, как сообщает евангелист Марк, «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белилыцик не может выбелить» (Мрк. 9:3).
Что все это означает? Внизу — борьба, выше — вселенская любовь, и наконец, выше всего — свет нетварный? А означает то, что должен знать всякий Православный христианин. Означает Божественную программу восхождения человека в Царство Небесное, программу, запечатленную в знамени Православной Церкви, в Восьмиконечном Кресте, в Распятии Христовом.
В Православном кресте нижняя (косая) перекладина, на которой находятся ступни Христа, попирающие ад и смерть (Адамову голову), означает, что человек должен в борьбе, попирая грех и смерть, выйти на свободу в жизнь вечную — это красный цвет нижней полосы флага.
Средняя перекладина Креста, где распростерты пригвожденные руки Христа, означает, что человек, подобно Господу, должен в любви духовной объять весь мир — это синий цвет средней полосы флага. В голубые, синие тона облачается Церковь в дни праздничных торжеств Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, что вот уже две тысячи лет объемлет Своей спасительной любовью всю нашу планету.
И верхняя перекладина Креста, где над головой Христа надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский», означает, что человек должен стремиться к вершине своего восхождения, в Царство Света Божественного — это белый цвет верхней полосы флага. Древко — узкий и тесный путь восхождения. В итоге, наш красно-сине-белый флаг Российский есть не что иное, как Православный Крест в цвете.
— Ну и что из того? — так обычно реагирует на этот факт человек здравомыслящий. — Крест, так крест. Мне-то что? Мне с этого флага-креста, что говорится, ни воду не пить, ни детей не кормить.
Человек любознательный меня поздравляет:
— Ловко все это у тебя получилось! Я бы до такого не додумался. Оригинально! Флаг — крест в цвете! И действительно, только наш Российский. У остальных креста не получается. Ни у голландцев, ни у французов. Цвета те же, а сочетания не те — креста не получается. Бывает же совпадение... думаю, ты не собираешься утверждать, будто эти цветные лоскутки имеют какое-то серьезное значение?
Эти обстоятельства (бесчувствие масс и недомыслие властей), говорящие о пассивности человеческой воли в деле установления духовного знамени страны, являются достаточным основанием говорить об активном присутствии в этом деле воли иной, и уж конечно, не сатанинской, потому что Крест Христов и сатана — «две вещи несовместные», — скажем словами поэта.
Как принадлежность сатаны, крест имеет одно единственное значение — свидетельство о его смерти. Даровать кому бы то ни было Крест сатана может, если сам уже переродился в ангела света. Так что нет никакого сомнения — наш государственный флаг есть дело Божие, Божий замысел и Божия воля.
Причем заметьте, возвращение флага России в 1993 году было произведено Указом президента от 19 декабря, то есть, не раньше и не позже, как в день великого торжества Церкви Русской — в праздник воителя Христова, скорого заступника и избавителя от бед святителя Николая Чудотворца. Кстати, и упразднение флага Советами тоже знаменательно. Для издания декрета об упразднении Российского флага у ВЦИКа за весь 1918 год тоже не нашлось иного дня, кроме 1 апреля. Так что первоапрельский декрет оказался, по сути, пророческим — ВЦИК упразднил, а вы, россияне, не верьте. Этакая бесовская шутка, затянувшаяся на семьдесят пять лет.
Нельзя и невозможно упразднить Божие установление. Можно не знать о Божием замысле, можно не верить, можно восставать, противиться, докатиться до богоборчества, что и продемонстрировала миру Россия, но все это безумство, кроме горьких слез, не дает никаких результатов.
Да, Россия — тайна. Страна, не просто отличающаяся от прочих государств мира, а нечто не вмещающееся в цивилизованный мир. Не понимают ее. Что за страна эта Россия? Дикая или гениальная, нищая или богатейшая, страшная или спасительная, строит она или только все ломает и крушит? Когда-то Ф. И. Тютчев коснулся этой тайны: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать. В Россию можно только верить». У России действительно свои особенные шаги по жизни, своя особенная дорога во времени. Россия не просто живет и борется за выживание, Россия Крест Христов несет. Таково Божие установление — России быть Церковью Христовой. И в это можно только верить. Почему Божий выбор пал на людей, проживающих на этом Европейско-Азиатском участке Земли, являть в мире оплот Православия — не нам судить, да и никто этого сказать не может. И гордиться здесь нечем, и унывать бессмысленно. Плетью обуха не перешибешь, от Промысла Божия не уйдешь. Россия — земной храм Отца Небесного, и каждый рождающийся в России — прихожанин этого храма, даже если он в этом храме только из кружек ворует, да безобразничает. И крестит россиянин своих новорожденных, не дожидаясь их просвещения, оглашения — они у себя дома — в Церкви родились, в Церкви и помрут. И ностальгия наших эмигрантов — это потеря родного Дома Божьего, а не берез и озер. Березы и озера — это роспись стен России-Храма. И господин у россиянина всегда был один — Отец Небесный, хотя и кормил он и барина, и чиновника, и солдата, и священника, и царя. И называлась Россия Святой не от поголовной святости ее обитателей, и даже не от множества церквей, а от освящавшей Землю ее крови Божьей благодати, от ее назначения являть обитель спасения и освящения всего мира на Земле. Прочее же — лишь приложение, лишь вынужденная дань стихиям прогресса человеческого.
История России — это не смена царей, освоение недр и захват территорий, а житие государства-христианина. Судьба России — это земная судьба Господа нашего Иисуса Христа — спасать мир гибнущий, принимая на себя его грехи. И спасла Россия не только Европу от монголов и мир от фашистов, но и от коммунистов, испив до дна европейский яд марксизма и корчась в муках 75 лет. Она и сейчас, распинаемая бандитизмом, безумием капитала и секса под насмешки соседей и хохот «приличных» стран, висит на Кресте и слушает «благоразумные» советы: «Сойди со креста, стань как все, и муки твои прекратятся». Не может Россия стать, как все! Пробовала. Триста лет тужилась. Из Божьего дома умудрилась понаделать дома культуры, кинотеатры, товарно-продовольственные склады, а то и просто помойки. И все же не стала, как все. Стала государством-монстром, всемирным пугалом.
Как есть на Земле добро и зло, как есть Христос и антихрист, так есть и у России настоящий враг — не немец, не француз и не чеченец, а враг всего рода человеческого — сатана, дух злобы поднебесный. Невидимый враг, орудующий руками подпавших под его волю людей. Он умный вор — крадет не по мелочам, не безделушки, а самое дорогое. Враг хитрый и коварный — бьет в самый жизненно важный орган.
Загляните в историю государства Российского. Что стремился уничтожить враг на Руси? Ливонские рыцари, поляки, литовцы, шведы... Кроме обычного захвата земель и порабощения народа, прежде всего что желали завоеватели? Уничтожить Православие. Скажете, это и естественно — всякий завоеватель старается разрушить духовные устои поверженного народа. Но и естественно было российским князьям ободряться силою молитв земляков-подвижников, российскому воинству отражать непобедимых захватчиков благодатью икон православных, а всему народу русскому сливаться верою в неодолимый для врат ада монолит Церкви Христовой. Неестественное началось, когда сатана изменил тактику нападения на Русь Святую, когда в неприступный для иноземного огня и меча оплот Православия вонзил он, руками российского царя, иноземное процветание. Тогда суетное стало заявлять о себе, как о главном, внецерковное неестественно возноситься в первостепенное.
Нам, потерявшим и понятие о такой области человеческого бытия, как Богообщение, трудно уяснить, что Господь никогда не оставляет Своих чад на произвол судьбы и никогда не позволяет сатане хватать их врасплох. Именно перед тем, как на богатырскую святость Руси был наброшен аркан западного прогресса, Господь Своим Отеческим промыслом совершает чудо явления Российского флага. Красно-сине-белое полотнище — новое изображение Креста Христова яркое, информационно более раскрытое, предназначенное свидетельствовать о Православном духе государства и за пределами его Церковных центров, т. е. по всему миру, как святое пророчество, заявляло прежде всего о неотступности Божьего попечения о России, о неизменности Его Всевышнего установления — нести России миссию Храма Божия на Земле. Но, главное, флаг сей, как новоявленный ковчег пред надвигающимся потоком соблазнов, «ибо соблазны должны были прийти» (Мф. 18:7), был ничем иным, как спасительным Божиим указанием — везде и во всем стоять и храниться Россиянину под знаменем Креста Христова.
В начале своего царствования, в июле 1694-го года, Петр выехал в Архангельск для встречи купленного в Голландии 44-пушечного фрегата под названием «Святое пророчество». На этом корабле, можно сказать, на элементарной частице государства Российского, впервые был поднят и пронесен по волнам международных вод Российский красно-сине-белый флаг. Не увидел Петр Креста во флаге. Не открылось ему в «Святом пророчестве» слово Божие: «Под знаменем Креста Христова величие и мощь России».
Петр фактически занял место патриарха и осуществил заветную мечту всех диктаторов — загнал-таки Церковь к себе на службу. Однако же, сказать, что он завладел всею Церковью, было бы неверно. Сотрудничество Церкви с правительством и власть имущими — это лишь одна из сторон жизни Церкви, притом малая доля ее отвлечения в мир внешний от полноты бытия в Боге. Когда архиерей томился на приеме у сановника, а иерей провозглашал здравицы у барина на обеде, сонм святых в трудах и бдениях окормлял и освящал всю землю Русскую. И все же сколь бы малым ни было сие отвлечение, сколь бы незначительным ни было это содружество, но двухсотлетнее служение Церкви при царском дворе наложило на нее тень собственности царевой. К величайшей беде России «Церковь и царизм» стали понятием единым и нераздельным. Именно это видимое единство Церкви и царизма в годину революционной перемены государственной власти в стране открыло, наконец, сатане простор и свободу красным террором душить Православие.
И не важно, что к Великому Октябрю Россия уже не была царской державой, так как еще в марте последний русский царь отрекся от престола. А важно то, что в самый день отречения царя Николая II России явлена была чудесным образом икона Божьей Матери «Державная». На иконе Пресвятая Владычица наша изображена с державой и скипетром в руках — символами царской власти. И этот Божественный знак яснее ясного указывающий, кто есть истинный Самодержец России, это Божие откровение, по сей день не доходящее до нашего воспаленного от свобод ума, уж конечно, не оставлено было без должного внимания сатаной. Неужели кто-то еще думает, что диавол заварил на крови всю эту революционную кашу для того, чтобы кухарки стали управлять страной и в России воцарилась свобода, равенство и братство? Как бы не так! Только для одного — чтобы уничтожить земную державу Царицы Небесной.
Почуял тогда налетевшую грозу народ православный. Грянул гром — мужик перекрестился, стряхнул с себя двухсотлетнюю тоску по утерянному патриарху. Собрались, наконец-таки, вкупе иерархи на Поместный Собор, и по воле Всевышнего явили кормчего Церкви Русской, стратега от Бога, духовного ратника, святого святителя Тихона. В его воззваниях к народу, в его обращениях к Совнаркому зазвучало слово Церкви во всей ее чистоте и силе.
Вспыхнул молитвенный дух народа православного. Казалось бы, одних майских торжеств 1918 года было бы достаточно, чтобы понять новому властителю, каким народом он собирается править. Был первый советский «первомай». Колонны красноармейцев и скромная толпа большевиков с пением «Интернационала» шли по Красной площади. И вдруг, красная ткань, коей устроители торжеств закутали чуть ли не весь Кремль, порвалась на Никольских воротах, и в обрамлении провисшего кумача засиял образ Николы Чудотворца. Пришлось спешно ставить у ворот солдат, чтобы отгонять верующих. Но уже 9 мая, в день праздника святителя Николая, крестным ходом из всех церквей Москвы народ двинулся на Красную площадь и, невзирая на угрозы чекистов и на засады в переулках латышских стрелков, возносил молитвы у чудотворной иконы святителя Николая. Окруженный китайцами-часовыми, Ленин, наблюдая за происходящим с Кремлевской стены, просил своих из свиты подсчитать, сколько собралось молящихся. Подсчитали. Приблизительно 400 тысяч человек. Но как показала история, можно и всю страну околпачить, если царь антихрист, а его придворные — бесовская свора.
От начала IV века до 1917 года не было гонения на Церковь Христову. «Народные» комиссары доказали, что в ненависти к Церкви можно перещеголять и хитрого Диоклетиана, и полубезумного Нерона. Но особенность советского гонения на Церковь даже не в лютости пролетарской ненависти. Особенность в целенаправленности геноцида. «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам расстрелять, тем лучше, — вдохновлял Ленин своих комиссаров письмом от 19.03.1922 года. — Надо проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».
Если учесть, что открытые приверженцы царизма, настоящие реакционеры к марту 1922 года были уже все перестреляны, то к «не смеющим думать о сопротивлении» в последующие десятки лет реакционерам из духовенства и буржуазии должны были относиться все верующие во Иисуса Христа россияне. Ленинские «последующие десятки лет» реализовались в семидесятилетнюю государственную программу по истреблению православного гражданина, сына и хозяина земли Русской. Семьдесят лет планомерно и последовательно уничтожался православный христианин, сначала как классовый враг, потом как пережиток царизма, потом как иностранный шпион, затем как опасный для общества душевнобольной.
Семьдесят лет для счастливой жизни в советском «раю» выращивался новый тип россиянина — человек-винтик, верующий в партию, поклонник восседавшего на престоле очередного «отца» народа. И выращивался он, как ни казалось бы странным, все на той же почве исключительности России, все на той же вере в ее мессианское предназначение, все на той же идее освобождения угнетенных и обездоленных. Сатана никогда не придумывал ничего своего. Потому что у него и нет ничего своего. Он вечно ворует у Бога. У него то же самое, что у Бога, только все переломано и поперек Божиих дел. Как и его свастика, символ его деятельности, — крест Божиего творчества, но только все начинания сломаны. Так и россиян он выращивал: «Будете спасителями гибнущего мира, только без Самого Спасителя Христа. Мы за интернационал!» — «За какой?» — «Не за тот, где все люди братья, а за тот, где Ленин и пролетарии, а попы и буржуи — враги». Чем закончилась эта сатанинская инкубация россиян, вы знаете — нищая страна, обманутый, одурманенный, потерявший себя народ.
Теперь задумайтесь, почему такой великий народ, по натуре своей не лентяй и не дурак, «способный рождать собственных Платонов и Ньютонов», триста лет строил свой земной рай, и в итоге оказался в такой глубокой пропасти упадка и разорения? Притом заметьте, ни одно государство в мире не затратило столько народной энергии, сил, крови, человеческих жертв для достижения своего процветания. В чем причина Российской трагедии? Тоже в исключительности по сравнению со всеми прочими государствами. Ни одно христианское государство не дерзнуло дойти до безумства восстать на войну со своею Церковью. С Россией вышло по слову Христа, «упала на камень сей и разбилась» (Мф. 21:44).
Российский синдром — это не Божие проклятие и не голый произвол сатаны, это на уровне государств и народов живой пример Евангельской притчи о «блудном сыне». Россия душой своею покинула отчий дом и ушла в страну далекую. Ведь петровский реформизм, как и бродивший по Европе призрак коммунизма, да и этот мафиозный федератизм, на который Россия батрачит теперь — все это хозяева-чужеземцы. То, что Россия, живя распутно, расточила все имение свое, и теперь рада наполнить чрево рожками, коими кормят свиней — это уж слишком очевидно. Весь хлам, весь брак, все негодное, изношенное, просроченное, все отходы, вплоть до атомных, а главное — вся грязь разврата вываливается иностранными господами в Российское корыто. И пирует Россия пожиранием свинячьих рожков не оттого, что не способна прокормить сама себя, и не оттого, что, бросив клич «Спасайся, кто может!» власти кинули народ на произвол судьбы. Нет, братья и сестры. Это под чутким руководством «хозяина» своего, князя мира сего Россия вступает в заключительный этап прогресса, в «становление» бывшего богатыря Христова в вечно голодную свинью.
Из сегодняшнего дня уже хорошо просматривается этот поэтапный план сатанинский. С почина собственного царя навязывалась россиянину, хранителю и возделывателю Христова сада, компания учителей и «благодетелей цивилизованного Запада». Упиралась душа Православная, не сдавалась, да за двести лет замытарили бедолагу. И затащили Россиянина в проклятое болото, в тернии и в волчцы. И повязали детинушку по рукам и ногам, и били его и рвали железами, и жгли огнем — и все за грехи непутевых царей и чужой постылой компании. И за семьдесят лет так исхудили тело Христова ратника, Церковь Русскую, так заморочили мозги россиянину, что он уже и понять не может, кто он и что он. Вот и настал окончательный этап доведения его до абсолютного затмения ума, до совершенной потери человеческого облика.
Теперь диаволу и священников расстреливать не надо, и Церкви можно свободу дать. Все равно народ в нее не пойдет, так как поставлен в самое удачное положение — в нищету и голод. А между народом и Церковью сам бес в обличии древнего искусителя-Мамоны, с картинками западных благ и роскошеств, пляшет и из телевизионного капища своего манит на всякие «Поля чудес», в «Санта-Барбару», на Канарские острова. И вождь голодных и рабов (хранимый бережно властями) мумией своей из склепа-мавзолея таинственно смердит на всю страну, и бронзовой рукою истукана на городских и сельских площадях гипнотизирует, чтобы всем мерещилось будто Россия отродье октября 1917 года. А на просторах русских порхает тучей саранча иеговистов, сатанистов, масонов и прочих духов, дожирают все подряд, что только к Церкви тянется.
Чем кончит Русь, забывшая свой дом родной? Ответ дает Священное Писание, но уже не в притче, где блудный сын все же опомнился, а на исторической судьбе человечества, где блудный сын не опомнился. Когда в Раю, усомнившийся в любви Отца Небесного человек свою сыновнюю миссию по сохранению и возделыванию Божественного сада сменил на жизнь свободного божественного отпрыска, то оказался среди терний и волчцев на проклятой Земле. Он испытал все тяготы блудного сына, но так и не раскаялся в своем грехе богоотступничества, в измене своему призванию. Забыл, кто он и для чего сотворил его Бог. Жил в самозабвении, в омертвении к своему отечеству. И даже не Мамоне он отдавал свою душу. Общался он с сынами Божьими, и «на Земле рождались сильные издревле славные люди. Однако, Бог воззрел на Землю — и вот она растленна: не только человек, но всякая плоть извратила путь свой на Земле. И сказал Бог: земля наполнилась злодеяниями. И Я истреблю всякую плоть с Земли» (Быт. 6). И был потоп.
Неужели нам остается ждать подобного конца? Во всяком случае, сатана на это и рассчитывает. А может, хватит болеть умом? Какие еще нужны испытания и беды, чтобы наконец-то Россиянин опомнился и возопил: «Отче, согрешил я против неба и пред Тобою! И уже недостоин называться сыном Твоим. Прими меня хоть в число наемников Твоих» (Лк. 15:18). Ведь милосердный наш Отец уже наперед, не дожидаясь нашего пробуждения, вручил нам в руки Свой перстень-свидетельство, уже распростер над Россией знамя ее Божия сыновства. Ведь чтобы вернуться России в Отчий дом, всего-то и надо — понять нам, что флаг наш Российский — это Крест Христов, что Россия — никакая не федерация и не СНГ, а единственная в мире, избранная Богом держава Христова; что Россия, хоть и уронила свой флаг однажды, но теперь Отец снова дает ей возможность осуществить Его святое пророчество — плыть по житейскому морю вверх от победы над злом сатанинским, к любви святой, вселенской, и далее к Божественному Свету Царства Отца своего Небесного.
о. диакон Станислав (Чуркин)
1998 год