Майдан и психология толпы

Валерий Могильницкий
      "Мы свободны лишь потому, что виноваты, лишь полная вина делает нас свободными... не было бы ответственности и свободы, если бы не было вины".
И.Кант


      Многие из нас не могут оставаться равнодушными наблюдателями трагических и малопонятных событий, происходящих в мире и, в частности, на Украине. По моим наблюдениям, отношение к этим явлениям, их оценка разными людьми сильно разнятся и могут быть даже неожиданно прямо противоположными. Задаёшься естественным вопросом: в чём причины столь разных взглядов людей, принадлежащих к одним и тем же этническим группам, имеющих одинаково высокий уровень образования и мышления,- в чём причины несгибаемости их воззрений, вплоть до игнорирования очевидных фактов ради сохранения твёрдости убеждений.

      Это непростая проблема для осознания, если игнорировать имеющиеся в науке, изучающей поведение человека и групп людей – социальной психологии - определённых достижений, частью которых я и хочу воспользоваться здесь, чтобы хоть немного прояснить для себя этот вопрос. Может это будет полезно и вам.

      Вот уже длительное время мы являемся свидетелями бурных событий на Украине, где, начиная с Киева, по стране движется волна хаоса и насилия. Огромные массы людей оказались вовлечены в действие, которое постепенно так или иначе захватило весь мир. Именно тот факт, что большие массы людей, политических и социальных групп втянуты в события на Майдане, как вода в воронку омута, заставляет взглянуть на этот феномен с позиций психологии масс людей, толпы. Кратко остановлюсь на основных моментах, объясняющих с этих позиций феномен Майдана и реакции на это со стороны людей в мире.

      Отдельный человек, воспринимая поведение толпы, заражается её настроением, подчиняется ему, даже не подвергаясь непосредственно психическому воздействию. Каждый из нас бывал в толпе, или видел её поведение со стороны. Метафорическое определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю». Наиболее общее определение звучит так: “Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.”

      Эмоциональное возбуждение массы людей в связи с какими-либо впечатляющим событием приводит к стихийным действиям, которые затрагивают их основные интересы,- например,  борьбу за свои права, - образуя устойчивую психическую доминанту, что заставляет людей держаться вместе. Формирование толпы начинается с ядра, в качестве которого выступают зачинщики. Ядро нарастает лавинообразно, толпа увеличивается, захватывая тех, кто ничего общего друг с другом до этого не имел. Отдельный человек утрачивает часть самообладания и вовлекается в так называемую циркулярную реакцию, побуждающую всех и каждого проявлять схожие эмоции через психическое взаимодействие. 

      Люди готовы не только к совместным, но и к немедленным действиям. Появление лидера, который на основе массового внушения побуждает толпу приступить к конкретным агрессивным действиям, делает толпу управляемой. Здесь на сцене появляются зачинщики, которые исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые, экстремистски настроенные личности, или хитрые провокаторы, сознательно и расчётливо использующие разрушительную энергию толпы в поставленных целях. Достаточно вспомнить Яроша, Маккейна, Нуланд, Саакашвили и т.д. Особую опасность представляют агрессивные личности с невротическими и садистскими наклонностями.

      Немало и добросовестно заблуждающихся, которые из-за ошибочного восприятия событий, поддаются внушению,  например, ложными идеями о торжестве справедливости. Простые обыватели, пассивные зеваки, примкнувшие к толпе из-за скуки, постепенно заражаются общей доминантой и вовлекаются в действие, не заметив в себе резкой перемены взглядов.

      В толпе оказываются и просто любопытные - они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников. Сказанное выше ярко и очевидно иллюстрируется событиями на Майдане в Киеве и Западной Украине. А сейчас и в юго-восточных регионах Украины.

      Бессознательность, импульсивность поведения присущи толпе. Логика противна ей. Вступает в действие стадный инстинкт. Толпа очень впечатлительна. Простые и ясные образы, поражающие воображение, всегда востребованы. Например, лозунги Майдана: “Хватит переговоров – нужна война!”; “Разом нас багато нас не подолати”; "Утопим жидов в москальской крови", "Бандера прийде - порядок наведе!”  и т.п. Они по своему действию почти равны реальным образам.

      Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей. Когда появляются общепризнанные лидеры, они пользуются этим и могут даже вызвать  коллективные галлюцинации. В воображении людей, собравшихся в толпе, события претерпевают искажения. Примером такого влияния на людей могут служить такие деятели, как Гитлер, Мессинг, Ленин, Сталин и др.
 
      Толпа не рассуждает - она принимает идеи целиком. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.  Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если они вдохновляют её.

      Фрейд выдвинул идею для определения феномена толпы. Он рассматривал толпу как массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное в психологии толпы — её внушаемость. Толпа всегда находится в состоянии ожидания “чуда”, что облегчает всякое внушение, и под влиянием внушения, идея, овладевшая умами, стремится выразиться в немедленном действии. Невозможного для толпы не существует. Рождается “коллективная душа”.

      Убеждённость в безнаказанности и сознание могущества дают толпе право совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека. В толпе противопоставления «мы» и «они» достигают социально значимых, весьма опасных границ. Противопоставление русских и украинцев на Майдане – пример тому. Массовая истерия способствует произволу и приводит к трагическим последствиям.

      Лидеры толпы внушают ей стереотипы общественного мнения, сознательно перенасыщая их эмоциями, что часто приводит к массовому психозу, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки и перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий. Вспомним бандеровцев боевиков на улице Грушевского и их коктейли Молотова. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной, перед лидером. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к подчинению.

      Люди, прошедшие через воспитание толпой, выйдя формально из неё, тем не менее остаются по прежнему с ней, впитав в себя доминантные установки её ценностей, растущие из идей признанных вожаков. Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные, находящиеся на грани безумия люди. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Пример тому – попытка принять закон против русского языка на Украине. Эти вожаки не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия.

      Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Люди, жаждущие власти над толпой, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Чтобы убедить толпу, они знают, что сначала необходимо понять чувства массы, внушить, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы необходимые образы.
 
      Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в ярких образах. Если эти образы многократно повторять в одних и тех же формах, они входит в умы так прочно, что воспринимаются как истина, а затем становятся доминантой бессознательного. Например, популярный лозунг бендеровцев: “Москалей на ножи!”, “Украина только для украинцев”, ”Хто не скаче - той москаль”, ”Москаляку на гiляку”.

      Этот прием вполне успешно применяется лидерами целых наций и народов или вожаками толпы. В гитлеровской Германии лозунг “Германия превыше всего” был лозунгом всей нации. А в СССР лозунг “Коммунизм победит во всём Мире” не вызывал почти ни у кого сомнений. С толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказы и обещания. Но вместе с тем необходимо помнить о целях таких обещаний - морально-этическая пропасть между идеями фашизма и коммунизма несомненна.

     Особенную роль для больших масс людей играет коммуникация - процесс обмена сообщениями. В наше время индивид становится участником событий, даже не выходя из дома, пользуясь каналами официальных или неофициальных средств массовой коммуникации. Так создаётся виртуальная толпа. Люди поддаются заражающему действию информации или дезинформации, когда это действие совпадает с их взглядам. Сторонников или противников своих взглядов они находят среди непосредственного окружения дома или на работе. Большую роль в воздействии на взгляды виртуальной толпы начинают играть общественные организации разнообразного толка – начиная от защитников природы и животных и кончая защитой прав человека.

     В наше время все большую роль играют средства массовой информации — газеты, радио, телевидение, интернет. Лидеры разных политических групп, работая с виртуальной толпой, пользуются теми же приёмами, что и вожаки реальной толпы. Часто используются разговоры, сплетни, толки, непроверенные слухи, которые переходят на страницы печатных изданий, интернета или становятся темой телевизионных комментаторов, внедряющих дезинформацию в миллионы умов, вызывая в них заранее программируемые эмоциональные реакции. Это и есть необходимое условие для подготовки массового поведения, отклоняющегося от нормы.
 
     Мировые средства массовой информации, независимо от страны или государства, часто искажают или фильтруют факты в угоду политическим интересам – это не секрет ни для кого. Поэтому для человека, хорошо сознающего все вышеизложенные причины искажения информации и неадекватного, отклоняющегося поведения людей в условиях массового психоза, необходимо вооружиться элементарными знаниями о самих себе, чтобы иметь силы сопротивляться негативу, невольно возникающему внутри и разрушающему личность в потоках ненависти и нетерпимости.

     Каждый из нас для себя мог бы почувствовать вину за происходящее, даже не участвуя непосредственно в этом противостоянии, ибо рубеж свободы-несвободы проходит внутри каждого из нас. Именно поэтому мне близки слова И.Канта, приведенные в самом начале.

     Именно поэтому я верю, что разумное начало в людях восторжествует, как это было неоднократно и ранее в истории земной цивилизации, а знания о самих себе, об  агрессивных и бессознательных сторонах человеческой природы сделает этот процесс более управляемым нами же.



Литература:
1. Американская социологическая мысль. — М., 1994.
2. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.
3. Преступная толпа. — М., 1998.
4. Фрейд 3. «Я» и «Оно». — Тбилиси, 1991.
5. Социальная психология. Р.И.Мокшанцев, А.В.Мокшанцева, Москва-Новосибирск, 2001 г.