Наш Бахчисарайский фонтан

Феликс Россохин
ВСПОМИНАЕТСЯ МНЕ!


"...ИНЫХ УЖ НЕТ; А ТЕ ДАЛЕЧЕ/ КАК САДИ НЕКОГДА СКАЗАЛ..."

Из романа в стихах "Евгений Онегин" (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 8, строфа 51).Сади - это Саади, знаменитый персидский поэт, писатель и мыслитель (Муслихиддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин, 1203 или 1210-1292).Впервые это изречение Саади было использовано (в несколько иной форме) А. С. Пушкиным в качестве эпиграфа к поэме "Бахчисарайский фонтан" (1824): "Многие также, как и я, посещали сей фонтан; но иных уж нет, другие странствуют далече". В пушкинские времена поэма Саади "Бустан", откуда взята эта строка, еще не была переведена ни на один из европейских языков. Пушкин взял это изречение Саади из известной тогда в России "восточной" поэмы "Лалла Рук" английского романтического поэта и прозаика Томаса Мура (1779-1852), который говорит там о фонтане, "на котором некая рука грубо начертала хорошо известные слова из Сади: "Многие, как я, созерцали этот фонтан, но они ушли, и глаза их закрыты навеки".Шутливо: для выражения сожаления о прошедших годах, о друзьях, товарищах тех лет.

*****

ГОРОД ДЕТСТВА (Роберт Рождественский)

Где-то есть город, тихий, как сон.
Пылью тягучей по грудь занесён.
В медленной речке вода, как стекло,
Где-то есть город, в котором тепло.
Наше далёкое детство там прошло.

Ночью из дома я поспешу.
В кассе вокзала билет попрошу:
«Может, впервые за тысячу лет
Дайте до детства плацкартный билет».
Тихо кассирша ответит: «Билетов нет».

Ну что, дружище, как ей возразить?
Дорогу в детство где ещё спросить?
А может, просто только иногда
Лишь в памяти своей приходим мы туда.

В городе этом сказки живут.
Шалые ветры с собою зовут.
Там нас порою сводили с ума
Сосны до неба, до солнца дома.
Там по сугробам неслышно шла зима.

Дальняя песня в нашей судьбе,-
Ласковый город, спасибо тебе!
Мы не приедем, напрасно не жди -
Есть на планете другие пути.
Мы повзрослели. Поверь нам и прости.

Поверь нам и прости!

Чудесное стихотворение! И песня, на основе этого стиха, исполнитель Стас Пьеха.

*****

Мой город детства, - маленький городок, скорее сельский поселок. Кончили школу, разъехались все друзья. И больше – почти не встречались. То – студенческие каникулы не совпадали по срокам. Потом, так же, не совпадали по времени, – отпуска.

В больших городах – таких проблем было меньше. Да и уезжать из большого города, как правило, было не нужно. И учиться, после окончания школы, было где. И работу найти - тоже проблем не было

Из своих одноклассников – общаюсь я до сих пор только с одной подружкой, одноклассницей. Но и здесь – общих воспоминаний становится с каждым годом все меньше и меньше. Часто – и поговорить не знаешь – о чем! Не о болезнях же говорить! Да и общение – по телефону, в разных городах живем.

И поселок наш менялся. Школу построили – новую, там уже нет любимых и теплых, для души, – уголочков. Да и учителя уже все, другие, новые!

Клуб – тоже новый! И теперь, в душе, хотя бы, – «Тарзана» уже не посмотришь. Многие, мои ровесники, помнят, я уверен, этот фильм!

Но, долгое время, одно место, в поселке, сближало нас всех: На выезде из поселка, километра три по тракту, росла сосна.

Она не сразу стала, как в стихе, - «порою сводили с ума
сосны до неба, до солнца…». А росла на наших глазах. Вместе с нами!
Конечно, в нашем лесном краю елями, соснами и другими деревьями нас трудно было удивить.

Но… та сосна, она была чем-то особенной. И стала всеми любимой. Может быть, потому, что всех провожала она. И отсюда был еще виден наш поселок. Так и хочется сказать, видна еще родина.

Она же и встречала нас!
Да что там говорить, любой наш, в детстве, поход в лес, по грибы ли, по ягоды ли, или по другим желаниям и необходимости, как-то так получалось, что путь наш всегда был мимо той сосны.

И у школьников - выпускников, традиция появилась – утренние гулянья, после выпускных вечеров, они заканчивались молчаливым прощанием с той сосной!

И прощание друг с другом, наверно. Забылось вот уже.

А что, не плохая традиция!

Но… время не остановишь! И как тут не вспомнить Пушкина!


Иных уж нет; а те далече, / Как Сади некогда сказал


И постепенно стала та сосна нашим Бахчисарайским фонтаном!

Возвращаясь из жизненных странствий домой, на побывку, или навсегда, каждый из нас, моих друзей детства, с радостью приходил, посещал ту волшебную сосну. И вспоминал прошлые радости, радости ДЕТСТВА!

А я, часто, если багаж  у меня был небольшой, – любил просить рейсовый автобус остановиться. Чтобы, побыть, в тишине у любимого места. А потом уже шел пешком до дому. Мама моя  за это, на меня не сердилась!

МОЯ РОДИНА! МОЯ ПАМЯТЬ! МОЯ ЛЮБОВЬ К СЧАСТЛИВОМУ ПРОШЛОМУ! К ДЕТСТВУ!