Страсти по Острову Крым. Откровения обывателя

Валерий Заикин
                Страсти по Острову Крым.
                (Откровения обывателя.)

   Не раз мне приходилось слышать, что многие талантливые писатели обладают даром предвидения. Сегодня, самым для меня поразительным образом, я получил яркое подтверждение этому…
  Лет тридцать – тридцать пять назад, не помню точно, в мои руки попала одна книжка. Попала она не случайно, а после долгих моих стараний и поисков. Дело в том, что она была издана за рубежом, автор ее, произведениями которого я увлекался с юности,  в те годы покинул пределы СССР под давлением известной «Конторы глубокого бурения», как мы между собой называли КГБ.  ( Кто жил – тот знает, что это был за «КОМИТЕТ»,  и что за правила игры у него  были!) И не прилагал бы я стольких усилий в поисках этой книги, если бы не услышал по какому-то из «вражеских  голосов», что в Америке появился новый роман Василия Аксенова – «Остров Крым»!
  Все, что связано с Крымом, для меня всегда имело, можно сказать, «САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ"! Крымчанин я, что называется, потомственный, « до мозга костей»! Моя мама, Царство ей Небесное, родилась в Симферополе более ста лет назад, а когда ее родители появились в Крыму, теперь одному Богу известно, кого это интересовало в моем «босоногом» детстве! Наверное, «с времен Очакова и покоренья Крыма!»
  Но с детства я увлекался историей Крыма, в моей библиотечке набралось немало книг, где Крым был упомянут, начиная с «Бахчисарайского фонтана» Александра Сергеевича…
Ну, как тут, вдруг, пропустить «Остров Крым»!
  Не вдаваясь в подробности, заполучил я эту книгу на пару дней, произвела она на меня странное впечатление! Как известно, сослагательное наклонение к истории неприемлемо… Тем не менее, Аксенов предположил, что Врангель, по воле Небес, отстоял Крым  в войне с Красной Армией, и развитие полуострова пошло по другому сценарию!
  И вот, живут уже крымчане в благополучной, роскошной стране «победившего капитализма» вот уже шестьдесят лет, но...все  тоскуют по  метрополии, то - есть, по СССР восьмидесятых годов! Этим мощным эмоциональным побуждением пользуется вышеупомянутая «Контора», и, в итоге повествования, главный герой видит советские танки  на дорогах Южного берега Крыма!
  Ей богу, прочел я и только плечами пожал, настолько неубедительным показался мне сюжет! Подумал: вот живешь ты, Вася, в благополучной, пресыщенной Америке «в полном  шоколаде», а сердце твое ноет по стране, которая тебя выгнала, вот и трансформируется твоя ностальгия, в фантастические сюжеты!
    С годами я стал все чаще вспоминать этот роман, по мере того, как вокруг Крыма и в моем сознании стали происходить всяческие катаклизмы…
  Я родился в городе Симферополе, столице, в то время, Автономной советской социалистической республикиы Крым. Во всяком случае, так записано в моем свидетельстве о рождении, между прочим, на двух языках: русском и крымско татарском!
Детская память не сохранила ничего, связанного с крымскими татарами, кроме  вкуса кумыса, или напитка под названием «Буза», продаваемого в магазине «Минеральные воды».
  Когда моя семья вернулась из эвакуации из Самарканда после освобождения Крыма от немцев, татар в Крыму уже не было: «Лучший друг физкультурников» Иосиф Виссарионович, в присущей ему бесцеремонной и безжалостной манере, выселил весь этот народ куда подальше: за Урал,  в узбекские степи, далее-везде... (см.1)
   Еврейский романтик Полина Жемчужина, жена Вячеслава Молотова, пользуясь близостью ее мужа к Сталину, попробовала, было, подсунуть Вождю мысль заполнить крымский вакуум еврейскими беженцами из оккупированной Европы, но чуть было не поплатилась жизнью за эту крамольную идею! Во всяком случае, пять лет в лагерях отсидела:  у Сталина свои были расчеты насчет  евреев! (Они нужны ему были на Ближнем  Востоке!) (см.2)
    Население Крыма пополнили переселенцы из Западной Украины, а Крым превратился из автономной республики в Крымскую область в составе РСФСР.
    Я заканчивал десятилетку, когда проснулся в одно прекрасное утро уже гражданином не Российской федерации, а Украинской ССР: по мановению руки Никиты Хрущева Крым,   в одночасье, был передан из одной республики в другую…
Злые языки говорят: «По пьянке». Некоторые историки – в честь 300-летия Переяславской Рады. (Мужик на коне с булавою руке в центре Киева, тому свидетель!
  Очень может быть, что скоро молодчики «Правого сектора» пустят и его под обломки, как памятник Ленину!) .
   Такое самодурство «Дорогого Никиты Сергеевича», вскоре снятого с поста генсека «За вольюнтаризм» , запустило часовой механизм замедленного действия, приведший к взрыву ситуации вокруг Крыма, которую мы наблюдаем сегодня.
   А тогда перемену гражданского статуса я, реально, не заметил: самоощущение, что «мой адрес - не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз» жило во мне  вплоть до распада  этого самого Союза. Где бы я ни был: в Грузии, в Белоруссии, в Прибалтике, тем более, на Украине, - меня принимали как своего, русский язык был языком общения на всем пространстве страны Советов. Ну, появились в Крыму вывески на украинском языке, вызвавшие иногда комические ситуации (например, некотое время,  слово «перукарня», парикмахерская, воспринималось, как «пекарня»). Появились, и спустя, короткое время, пропали. Ввели в школах украинский язык, оставив преподавание на русском языке. Ничего плохого, любой язык – богатство! А в остальном, как текла жизнь, так и продолжала течь…
     Но вот грянула перестройка, а за нею путч… Начался «парад суверенитетов».
   Беловежскую пущу я воспринял, как личную  драму, словно предчувствовал ее последствия… Я терял что-то очеь важное для меня, словно стала зыбкой почва под ногами!Громадный географический массив под названием СССР пошел трещинами, и материк «Украина», спустя 340 или сколько там лет стал медленно, но верно дрейфовать в сторону от материка «Россия», увлекая за собою мой любимый Крым в неизвестность.(Забыл, на минуточку, о Крыме Борис Николаевич в спешке, а может быть решил не морочить партнерам голову, пока они не передумали Горбачева сместить!)
   Изменения начались с мелочей… Я руководил тогда диспетчерской службой Крымской энергосистемы.
 Из Киева вдруг пришли мне диспетчерские инструкции на украинском языке…
 Я позвонил своему руководителю, с недоуменикм:
    - «В чем дело, Саша?»
   -  «Ты в какой стране живешь, Валера?» - спросил он.
   -  «Я? В Крыму!»
   -  «Ты живешь в  самостийной Украине!» - вздохнул он, - «Привыкай!» 
           «Сымай сапоги, власть переменилась!» - вспомнилась мне оперетта «Свадьба в Малиновке».
 С моим непосредственным  Киевским шефом, выходцем из Днепропетровска, мы быстро договорились, он признался, что оригинал инструкций он пишет на русском языке, и стал присылать копию .
    Сложнее было определиться с оперативным языком энергодиспетчеров.
 Однажды случился эпизод, который можно было бы отнести к курьезу,если бы не касалось  очень ответственных взаимоотношений оперативных звеньев, не допускающих недопонимания команд.Один из диспетчеров Киева, прекрасно владевший русским языком, вдруг обратился к моему диспетчеру по-украински. Тот оказался, по случайности, крымским татарином, и ответил ему на своем языке.  Узнав об этом, я убедил руководство в Киеве не будить национальных трений, и, в конце концов,  мы сохранили для востока и юга Украины для общения русский. Но, как говорится в одном анекдоте, "осадок остался"!
 Спустя некоторое время, передали мне разговор президента Кравчука с министром энергетики Украины Скляровым. Не буду передавать его дословно, но смысл его сводился к тому, что Кравчук поставил задачу  Украинской энергосистеме от Российской отделиться! Умница Скляров убедил президента, что Украина давно отделилась, и работает с Россией  ПАРАЛЛЕЛЬНО!
  Юмор заключается в том, что в энергетике термин «параллельно» означает объединенную работу энергосистем.
    Затем я пережил серьезное потрясение, когда предмет моей многолетней заботы, Крымская АЭС, ( см. «Страсти по Крымской АЭС»), готовая к пуску на 99 процентов, была брошена киевской властью на разграбление. Уж очень не нравилась Киеву возможная энергетическая независимость Крыма!  Ведь,  в начале 90-х,  на полуострове начали кипеть пророссийские страсти!Я почувствовал глухое раздражение... Вот когда  я, наконец, понял, что имел в виду автор  «Острова Крым»!
   Стоявший в те годы во главе Крымского обкома партии опытный и проницательный политик Николай Богров  спас для Кравчука положение, выцыганив  для Крыма  Конституцию Крымской автономной республики, и притушив эмоции на двадцать лет…
  Притушить-то  - притушил, да тлеть они продолжали!
   Когда бездарный и безмерно алчный глава Украины Янукович, да еще и трус, к тому же, (побоялся амнистировать Юлю Тимошенко!), когда он довел страну  до такого банкротства, что пришел к России с протянутой рукой, на милостиво предложенный кредит оппозиция в Верховной раде ответила майданом! Заполыхал Крещатик! К восставшим немедленно заспешили бонзы Евросоюза, пожимая руку нацисту Ярошу, и я понял, что исход событий предрешен: такого ВВП не прощает!   
   А тут еще  озверелые "майданутые" хлопцы, поливающие бензином частокол Беркута вокруг Киевских правительственных зданий, подлили  масла в огонь и крымских настроений!Революция? Значит, игра без правил!
 И сбылось давнее прорицание большого мастера советской прозы:  Остров Крым бросился в объятья вечно обожаемой России!
   А во главе этого движения стал человек по фамилии АКСЕНОВ!
               Всевышний усмехнулся!!!   



            Комментарии:
      1) См.ПРОЗА.РУ В.Заикин "Остров Крым. Крымские татары"
      2) См. в ПРОЗА.РУ В.Заикин "Остров Крым. Крымская калифорния" "