Из писем другу-2

Александр Самунджан
19.02.14. Понимаю, что ты после наших вчерашних событий и, тем более, если узнал о ночи на Майдане, ждёшь от меня хотя бы краткого письма.
В дневных событиях я не участвовал, был на работе и пытался следить за происходящем по Интернету. Хоть и понимал, что ничем и никому я, находясь там не смогу помочь, всё же испытывал чувство стыда. Я тогда ещё не видел избитых и убитых людей, сидящих и лежащих на асфальте.
Около пяти часов я был на Майдане. Добираться пришлось пешком, потому что кто-то «гениально» (гениальность была и в том, что метро перевозило беркутовцев и «титушек») придумал закрыть метро. Якобы из-за опасения теракта (это мы уже проходили), а на самом деле, чтобы не дать возможности людям выйти на Майдан. Но люди всё равно добирались. Кто как, и даже с левого берега - пешком по мосту. Во всяком случае, до одиннадцати часов их с каждым часом становилось всё больше. Знаешь, как ни странно, когда ты в гуще событий и среди людей всё кажется не таким страшным, как на экране. Конечно, я не был на передовой, нас, «неактивных» участников (назову так), вместе с женщинами «попросили» от баррикад, объяснив тем, что мы без шлемов и даже без респираторов. А тех, кто всё же остался при первой же атаке беркутовцев просто отогнали.
Честно: не могу сказать, что мне было страшно, когда беркутовцы пошли в наступление и стали бросать шумовые гранаты. (Наверное, потому, что я больше боялся за супругу, за сына и других ребят на баррикадах, с которыми мы только что общались). Правда, от каждого взрыва я сначала вздрагивал.
Одна атака была самой страшной. Люди запаниковали и побежали. Запомнилось лицо одного дядьки лет 55, наверняка, бывшего военного. Он не боялся за себя, но с растерянностью и болью смотрел на бегущих людей и выматерился в адрес Яценюка. Я сразу вспомнил то, яценюковское «Если пуля в лоб – так пуля в лоб». Его вблизи баррикад не было. В какой-то момент я увидел пробирающегося с небольшой процессией в сторону баррикады Кличко. Не могу, как всегда, не посмеяться. Рядом с ним шли, обеспечивая проход два его охранника. А смешное то, что рост у каждого из них был не больше метра пятидесяти: здорово смотрелись на его фоне. Некоторые из главных активистов периодически появлялись на трибуне, а потом исчезали. Правда, как оказалось, находиться там тоже было небезопасно. Одного даже слегка ранило в лицо. Видимо, осколком гранаты. А девушке – одной из тех, кто пел, резиновая пуля попала в ногу. Хорошо, что у неё был наколенник. Женщины – это особая тема. Я был поражён, как много их там было: от девушек – почти подростков до пожилых. Вспомнился разговор одной женщины по телефону, ещё когда всё ещё было спокойно: «Как тебе не стыдно, - выговаривала она, по-видимому, супругу: «Я сюда третий месяц прихожу, а ты не можешь жопу оторвать от дивана. Даже сегодня, когда тут люди очень нужны?!»
Ты наверняка хочешь узнать, о чём я думал. Как всегда, о чём-угодно. Больше всего о сыне. О том, что совсем не хочется в каталажку и, тем более, чтобы избивали, уж лучше сразу… Как быть, если упадёт рядом граната? Знал, что нельзя брать в руки, и надо отбросить ногой. Но куда «футболять», если кругом люди…. А ещё (улыбнись!) «а вдруг всё это закончится, и с каким удовольствием я хлопну дома большую рюмку водки» (Маленький я всё-таки человечек)….
В тот, самый страшный момент мне показалось, что всё очень быстро закончится, ведь тех ребят (обычных, никаких не специально подготовленных!), на передовой было немного, и я, к стыду не верил, что они смогут противостоять…. Но они отбили атаку.
Я могу говорить об этих ребятах, я их видел, разговаривал с ними, потому что там оказался мой бывший ученик. Один из моих любимых учеников. Он не жаловал математику, но был очень остроумным и, к тому же, читающим книжки пареньком. Я ему свою с удовольствием подарил.
Мне повезло с ним, и потому что я встретил его там (это было очень важно для меня) и, тем более, потому что он дал мне прочитать то, чем я с его разрешения (с моими сокращениями и небольшими правками) делюсь с тобой.

"Только что вернулись домой с Майдана. Вкратце опишу.
Присутствовал с 16:00 18-го по 06:00 19-го.
Жесткая атака полицаев с моста (небольшой мост через улицу Институтскую) и возвышения. Помповые ружья, целые куски брусчатки и коктейли с их стороны, отход «черепахой» из зоны обстрела. Дичайшее количество предметов, летящих в людей и щиты. Пули, камни, осколки. Много раненых, очень много. Руки, ноги, глаза. Прекрасная и достойная, чистосердечная и героическая работа медиков-волонтеров. Спасибо вам, братья и сестры!
Ужасное несоответствие (особенно вечером) количества самообороны общего майдановского с тем, что было всего несколько черепах, количеством по 20-30 человек. Имел честь разделять удачи атак и контратак черепах и тех, кто за нами, «щитовиками», вёл поддержку коктейлями и камнями. Горжусь теми, с кем стоял рядом. Многие знакомы визуально еще с декабря, со многими состоялись приязненные знакомства….
А дальше: пожарная машина с тридцатиметровым подъемом с люлькой, спасшая чудом не задохнувшихся ребят из горящего дома профсоюзов; организация ребят на смену щитовикам - "черепашникам", разваливание забора на дрова для разделительных костров. Успешные контратаки с рукопашной и градом камней с нашей стороны и очень испуганными лицами «беркутов», не привыкших к отпору...
Девушки, которые за один день получили и коктейлем, и дубинками, невозмутимо разносившие молоко и воду по "черепахам" и метателям. Мы просили их уйти, но они не обращали внимания на наши слова.
Парень с глазом красного цвета и вздувшимся синяком от резиновой пули, опасающийся ехать в больницу.
Взрывы бытовых газовых баллонов (насколько я понял), двухметровые доски, подлетающие на 30 метров над людьми. Тотальная солидарность и цепочки людей, похожих на муравьиные тропы по доставке досок, дров, брусчатки и коктейлей. Сцена, которая на сто процентов стала рупором народа и битвы в первый раз за все время. Чудеса стойкости, веры и надежды народа освобождающегося...
Братья и сестры, все на Майдан!
Утро порадовало тем, что приехало много новых и свежих бойцов, что «черепаха» стала по настоящему четкой и большой, что группы метателей нашли тех, кто, видимо, в школе получал исключительно "5+" по метанию гранаты на ДПЮ... и еще много всего.
Мы - поспать немного, и с новыми силами вернемся на место, на наше место, к нашим товарищам, старым и новым".
Вот такие есть на Майдане ребята! Может, и есть среди них, которых готовили в каких-то военных лагерях, но я не знаю об этом, потому и не говорю. Но те несколько ребят, с которыми я пообщался были самыми обычными ребятами. Из самых разных городов.
На следующий день погибло очень много людей. и среди них таких вот обычные, но, по-моему, геройские ребята.
            Так хочется верить, что не зря они погибли. Не ради того, чтобы произошла очередная смена у кормушки.
            Светлая память погибшим!
            Знаешь, я из осторожности (её, как и страх из себя трудно выдавить) опустил заключительные слова из написанного пареньком и даже имя его не называю. А вот сегодня решил дописать эти слова.
             Слава Социальной Революции! Слава Вольному Народу!
              Дописал, потому что понял, Майдан в какой-то степени был и есть социальной революцией, и если такие вот ребята не увидят настоящих изменений, они не смолчат и не дадут новой власти ни безмерно красть, ни беспредельничать... И мы все не имеем права теперь молчать, хотя бы ради тех, которые погибли.
21.02.14. Мне кажется такое ни в какую нормальную голову не может уложиться:
19 февраля президент объявил 20 февраля днём траура в Украине.
И в этот же день 19 февраля служба безопасности Украины, подчиняющаяся президенту, объявила о проведении антитеррористической операции!
И как там заявили, кто на Майдане террористы, а кто нет, разбираться будут потом. Так что "террористов" у нас может оказаться несколько тысяч.
В конце дня объявили о перемирии. Люди наконец-то уснули более-менее спокойно и с надеждой. А 20 февраля в день траура… были убиты по предварительным данным более пятидесяти человек. (Многих расстреляли снайперы). Всего с 18 февраля погибло семьдесят семь человек. Людей самых разных возрастов (от 19 до 64 лет), из самых разных разных городов и посёлков Украины.
Правоохранителей по данным МВД 20 февраля погибли трое, а всего с 18 февраля - тринадцать.

23.02.14. Сегодня у нас день траура по погибшим. Люди нескончаемым потоком идут на Майдан, несут и несут цветы, пополняют деньгами ящички на помощь семьям погибших. Бесчисленное множество цветов и горящих свечей. Очень много заплаканных лиц.
           Ну, а кто-то фотографируется на фоне баррикад, и даже залезают на бронетранспортёр.
А кто-то празднует. Кто бегство и снятие президента, кто своё назначение, а кто освобождение из тюрьмы Тимошенко.
           Она сразу поехала на Майдан и показала всем, как она сочувствует. Почему-то невозможно было на это смотреть: по-моему, всё, что делается с перебором (будь-то произносимые слова или даже слёзы). И тогда не верится в искренность. А ещё она сказала, что будет гарантом (не помню точно, или даёт Майдану гарантии)… Получается, что она не только начала предвыборную гарантию, но уже видит себя президентом. Не зря уже на Майдане и возле Рады появились плакаты: «Юли – волю, а не владу», «Юля, иды ликуйся (лечись)».
            И до этого немногие поддерживали «мученицу». Да и не за то погибали люди, чтобы одну коррупционную власть сменила другая. Тем более та, которая уже была и ничего хорошего для людей так и не сделала….
            А ещё в этот траурный день придумали и устроили новую «розвагу» (развлечение): посещение резиденции сбежавшего президента. Тысячи людей ехали и шли пешком (по несколько километров), чтобы увидеть воочию ту невероятную роскошь (мне она с экрана показалась безвкусной и, если можно так сказать о роскоши, убогой. Как тебе золотой батон в натуральную величину?).
Я когда-то писал, что у нас в Киеве есть только один большой дворец, который является настоящим произведением искусства – Мариинский (архитектор Расстрелли). Этот Дворец уже лет десять стоял и стоит за забором, и никак не отремонтируется. Всё время говорилось, что нет денег. На Дворец не было, а на эту резиденцию и другие «дворцы» (и не только януковичский) находились. И на безумно дорогие «машинки» и яхты, на дома за границей. На вертолётную площадку, наконец, вблизи Дворца, из-за которой стал обваливаться склон Днепра и даже закрыли смотровую площадку.
Сегодня сообщили, что резиденция Януковича будет возвращена государству. Замечательно. Но только хорошо бы, чтобы этот маеток (поместье) отошёл бы не к новому главе, и не к Раде, став их очередным "зазаборовским" санаторием, а к
обычным людям. И с ним отошли бы поместья не только тех, кого сейчас «прихватили» и «прихватят», а и мелких холуёв, которые, чтобы угодить хозяину, старались изо всех сил, соревнуясь друг с другом, не забывая при этом и себя (уверен, что эту убогую роскошь во многом создали именно они, изощряясь в этом соревновании). Эти-то точно никуда не денутся, перекрасятся и станут служить другим. А они виноваты не меньше во всём, что у нас творилось.
А ещё подумалось после показа этой «всенародной экскурсии», почему бы не провести экскурсии по поместьям тех, кто готовится занимать освободившиеся кресла. Я думаю, там бы тоже увидели немало интересного и не менее впечатляющего. И почему бы этим, которые, как говорят, что идут к власти, потому что радеют за Украину, не отдать бы в пользу её граждан и особенно, подрастающих граждан, свои поместья. Тем более, что некоторые из последних возведены на месте бывших баз отдыха и пионерских лагерей.... Представляете, сколько они отняли у страны человеко-дней отдыха?! Тем более, отдыха детишек. Я на дачу мимо этих поместий езжу. За пятиметровыми заборами мало что можно увидеть, но строилось-то при мне, и я успел «налюбоваться» масштабами, а во всей красе с лодочки вижу, когда мимо их мраморных набережных проплываю. А зло берёт ещё и из-за того, что поместья эти почти всё время пустуют. И «отдыхают» там только охранники.

25.02.14. Когда я услышал, что кто-то из майдановских активистов сказал о создании антикоррупционных комитетов, я сначала засомневался: у нас ведь любая хорошая идея извращается, и любые законы обходятся, и люди все не безгрешны (кто проверять-то будет, и опасность, что поджигать особняки начнут, и уже начали)…  Но, когда видишь на Майдане, который, по-моему, становится совестью страны, таких высоких людей, как врач Ольга Богомолец и этот паренёк Владимир Парасюк, фактически с подачи которого (после его прорыва на трибуну Майдана и сверх - эмоционального выступления) приняли постановление о снятии Януковича (не хочу пока говорить о других активистах, уже есть сомнения и боюсь разочароваться), веришь, что многое возможно. То, о чём ещё вчера и мечтать не могли. О «светлом будущем», или хотя бы безбедном. Оно ведь возможно (и кредиты не нужны будут), если перестанут воровать (или хотя бы меньше станут). И дело даже не в десятках олигархах (шут с ними, к ним трудно подобраться), а в чиновниках самого разного уровня, судьях и ментах. Почему, откуда у них миллионные особняки, и не по одному?! При зарплате 5, даже 10 тысяч гривен, чтобы построить миллионный (в долларах) особняк, надо не кушать минимум 100 лет. (Посчитал). Или у всех жёны – супер-бизнесменки?! Или тёщи – миллионерши? Так ведь не по одному особняку! И у деток – уже свои. И эти особняки не только под Киевом, а в каждом городке есть своё «царское» село (я немало поездил по Украине)…
Ну, это всё же из области мечтаний, а пока, думаю, что такие люди, как Ольга Богомолец и некоторые другие не дадут, чтобы забыли не только о погибших и их родных, но и о раненых и искалеченных. А те, кто войдут во власть (а им придётся сначала доказать делами, а не словами, что они достойны и бескорыстны), будут всё делать с оглядкой на Майдан и на людей, которые его поддерживали.
Власти, судя по некоторым особям, которым сейчас приходится    проявлять себя во всей красе, нельзя давать расслабляться. Вот вчера один из лидеров партии регионов слёзно каялся и обвинял во всём сбежавшего президента. Ну, разве нормальный, уважающий себя человек станет прилюдно предавать и даже плевать в того, кому ещё вчера беспрекословно подчинялся, с рук которого неслабо кормился и которому лизал всё, что можно и нельзя лизать?! Неужели у них напрочь отсутствуют даже капли стыда, не говоря уже о совести?! Перед людьми, перед самими собой, перед собственными детьми, наконец?! Когда видишь этих особей, думается даже, что они какой-то другой подвид человека.

26.02.14. Сегодня вечером со сцены Майдана при большом стечении народа представили новых  министров. Самые разные: впервые назначенные и те, которые уже «рулили» (при Ющенко). Герои Майдана и те, кто там не появлялись. Спецы и такие, которые к возглавляемой отрасли не имеют ни малейшего отношения.
Одни вызывали аплодисменты, другие – крики: «Ганьба!» (позор) и свист. На третьих откликалась тишина: собравшиеся люди ничего о них не знали.
Конечно, поразило, как много непрофессионалов и сомнительных фигур,  уже отметившихся у власти.   
Ну что делать?! Да и не голосовать же на площади, тем более, что все мы такие разные. Проглотили бы, как раньше глотали. Спасибо и на том, что  перед людьми фамилии зачитали.
А чтобы «проскочить» недовольство и ропот самых шумных и упрямых на трибуне быстренько запели это дело гимном. И уже думали, как бы поскорее концертик запустить, чтобы большинство (особенно, думающее) людей разошлось по домам, и идти праздновать.
И разошлись бы: с сомнениями, а то и с мыслями, что опять нас надурили,  кинули, и всё будет почти по-прежнему: и не поможет ни антикоррупционное бюро, ни люстрационная комиссия. (Придумают, как с ними разобраться и на кого отвлечь). Будем радоваться тому, что есть. А кто-то наверняка потирал руки и назавтра стал бы говорить: «А я предупреждал, что подведут, что обманут, что получится «шило на мыло» и даже хуже». А я успел подумать о том, что зря я написал тебе в последнем письме о надеждах в виде того, что новой власти придётся доказывать делами, чтобы ей поверили, что ей придётся работать с оглядкой на Майдан. И  ты наверняка посмеялся над моей глупой наивностью. И с этими невесёлыми мыслями в окружении таких же расстроенных стал потихоньку пробираться к выходу с площади. Но… на трибуне появился тот самый паренёк Владимир Парасюк. Я тебе писал о нём, и сейчас считаю, что если бы не то его неожиданное и решительное выступление с ультиматумом до утра снять президента, не думаю,  что политики решились бы на этот шаг.
И сейчас он так вовремя оказался на сцене (думаю, не так-то просто его пустили, наверняка, ребята помогли), и сказал именно то…. Многие сказали бы точнее, вывереннее, красивее, но они бы не вышли, не сумели бы, не прорвались, да и не попытались бы.
А он прорвался и сказал, как и в прошлый раз, очень эмоционально.
Сказал то, о чём думал почти каждый.
И именно то, что так надо было сказать и, самое главное, что людям надо было это услышать с трибуны Майдана.
Назвал клоунадой то, что устроили.
Сказал, что среди выбранных есть и достойные и недостойные.
Разрешил (конечно, не от себя, а от Майдана и людей) работать всем, но сказал, что Майдан, который останется до стабилизации и выполнения всех требований, будет контролирующим органом.
Сказал про контроль и отчётность всех чиновников и депутатов, вплоть до сельских советов.
 Вспомнил о выражении «слуги народа», которое в последнее время всё реже упоминается. Примерно так: «Назвались слугами народа, так служите.  А если не умеете или не хотите, то мы придём и сменим  вас».
И одно из самого важного сказал:
«Вы пока недалеко от этой сцены». То есть от Майдана, от людей. И если что, если вы предадите, мы придём к вам, к каждому и спросим: «За что погибли наши ребята, герои Украины?!».
И поверилось, что спросят (спросим), и про то, что это возможно, по крайней мере, пока новые правители недалеко, и, главное, пока есть такие ребята, как Владимир, и те, которые поддерживают его, есть надежды….
Последней фразой он попросил проголосовать за то, чтобы Майдан не расходился. Поддержка людей была однозначной. Ни один назначенный министр не получил такой поддержки
Несмотря на то, что я был поражён этим парнем, и ко мне после его выступления опять вернулась надежда, я бы, наверное, не стал писать тебе об этом, если бы не то, что произошло на следующий день в нашей Раде…

Прошу,  даже в случае одобрения, не нажимать "понравилось".

Продолжение - в дневнике.