Зачем продали Аляску?

Екатерина Шильдер
Зачем продали Аляску?
 
     Никаких залов отдельных на нижнем этаже магазина Большой глобус не было, только книжные полки были поставлены так, что образовывался такой внутренний колодец, если полки считать стенами колодца. Или получался маленький московский дворик, вытоптанный, но родной до самой последней травинки.  В третьем таком дворике расставляли стулья, с тонкими фанерными сиденьями, так изящно выгнутыми, чтобы их вид не был совсем уж учрежденческим. Сами стулья были сделаны из легкого металла и выкрашены в серый, такой нейтральный цвет. На возвышении у стены стоял полукруглый стол, что был предназначен для выступающих, как думалось Вере Ивановне. Напротив этого стола в нише уже устанавливали  аппаратуру для записи выступлений, аппаратура представляла собой большую камеру на прочной треноге. В зале этом были пока только покупатели книг, они рассматривали книги, переходили от полки к полке. Некоторые садились на уже стоящие стулья и начинали читать ту книгу, что им понравилась.
- Никого из знакомых пока нет, - подумала Вера Ивановна, и тут же увидела знакомого мужчину.

     Это был Игорь Иванович, что долгое время был с Верой Ивановной любезен, а последнее время, находясь в своих заботах, стал несколько сух, хотя связывали их такие дела, которые находились вне их работы и вне семейных забот. Это были такие общественные интересы, что многим заменяли то, чем они раньше занимались в больших общественных организациях, которые остались в далеком времени, и в том государстве, где они родились и росли.
- Как хорошо, что я не одна, - сказала Вера Ивановна нахмурившемуся Игорю Ивановичу.

     Вера Ивановна, конечно, понимала, что по всей вероятности хотелось этим вечером отвлечься Игорю Ивановичу от забот, и ехал он с работы, умученный студентами. Но так не хотелось ей быть в молчаливом одиночестве, что решила не отступать от своего желания побеседовать с таким человеком, который сам много знал и ценил других, кто не уступал ему в знаниях. А оттого часто устраивал встречи  с интересными людьми, на которые приходили члены разных организаций, приходила и Вера Ивановна.

- Какой познавательный был рассказ о проданной задаром Аляске, - сказала Вера Ивановна.
- И в чем же он для вас был познавательным? – спросил Игорь Иванович.
- Могу заметить, что таким встречам, на которых мы бываем, помогает и обстановка, что создана в библиотеке на Новослободской. Там не комнаты, а гостиные, там не просто стулья, а кресла. И не стены с дежурными эстампами, а картины. Зеркала, камины, шторы. А название – «Голубая гостиная». Просто другое состояние. А сколько было вопросов по этой теме о продаже Аляски, как жарко все спорили. А докладчик, молодой ученый, совсем другой образ, не тот, что нам прививали фильмы и литература. Современный мир смотрит на исторические вопросы иначе, а оттого они становятся понятными. И ведущий мало сам вопросов задавал, дал слушателям высказаться.

- Это у вас такой восторг от встречи остался?
- Да, встреча запомнилась и многим удивила.

     Первоначально лектор и автор диссертации рассказал о том, что тема эта, об истории Аляски, его заинтересовала тогда, когда он был только студентом начальных курсов. И о том, что и защитить диссертацию было не так просто, и ему пришлось предлагать ее разным ученым советам, пока не защитил ее в Воронеже.
 
     Велся рассказ о том, что Аляска якобы сдана была в аренду, являлись только обманом, чтобы с годами забылись истинные причины, что лежали в основе этой сделки. Владение Аляской началось задолго до ее продажи, и тогда не упоминалось о том, что на обширных территориях мало русских, и вообще мало населения. Получалось, что с 1732 года до 1867 года, всего хватало, и вдруг оказалось, что проблемы возникли.
- Но у кого возникли проблемы?

     Считалось, что продажа Аляски мудрое соглашение, что здесь убыточные и не нужные территории. И о продаже старались не говорить и в 19 веке, не то, что не нравилась эта тема, делали вид, что никакой проблемы не существует.  Думалось, что не хватит сил еще у России и на эту территорию, вот идет управление, а там далеко и затихает, словно и не падает взгляд императора российского на эту территорию.
- Кто Аляской управлял?

     Иван Борисович рассказывает о периоде, когда развитием Аляски стала заниматься Русско-американская компания. Можно сказать, что в этом управлении были колониальные черты, но для мира это не было удивительным, вот существовала же и Ост-Индская компания. Но это была не простая компания, кроме объединения купцов, которые уже и до создания компании осваивали Аляску, в акционерах компании оказались и сами Романовы. По управлением компании было более, чем  полтора миллиона квадратных километров. И проверяли работу компании контролеры, но нашли только то, что для государства Российского экономились деньги.   И предложения были по продлению работы компании, но потом стали появляться проблемы, да и стоимость акций стала снижаться.
- Акции, так их стоимость можно снизить, так это проблемы частных лиц и компаний? А земля от этого не исчезает и Аляска не исчезает.

     Но рассказчик был склонен считать, что продажа Аляски связана с заговором. В число заговорщиков входили великий князь Константин Николаевич, барон  Эдуард Стекля, министр иностранных дел А.М. Горчаков. На некоторое время этот план по продаже Аляски был отложен из-за Гражданской войны в США. Но все же идея продажи Аляски была одобрена императором Александром II, и после совещания с министром финансов и министром морского ведомства, события стали развиваться с большой скорость. От совещания в декабре 1866 года до марта 1867 года прошло совсем немного времени, но предложения о продаже своей территории уже были сделаны, и 30 марта 1867 года сделка была подписана. Только семь миллионов долларов решили судьбу российской территории.
- Ведь такое время, когда о Романовых говорят только хорошее.

     А ведь тайная продажа своей территории совсем не лучшее дело, в котором приняли участие Романовы. Но ведь и это было не все, к Аляске были добавлен и ряд островов, такие как Алеутские и ряд других. Туда же ушло и, то, что строилось купцами, все, что создавалось не в один десяток лет, дела пропали курского купца Григория Ивановича Шелехова.
- Чем же плоха была компания, что управляла Аляской?

     Трудно сказать, ценой на акции стала плоха, а до этого была даже очень хороша, ведь такие экспедиции большие отправляла для изучения всего мира, и экспедицию Крузенштерна она организовала, не простую, а кругосветную и много других экспедиций. 
- А где же деньги, что так были нужны Российской империи?

     На этот вопрос ответил Иван Борисович четко, Российская империя не получила никаких денег. И были они только малой частью того, что уже имела Россия. И Иван Борисович сравнил цену за всю Аляску с тем, с тем, что Россия получала как питейных доход. И сравнение было удивительным, питейный налог давал в десять раз больше. А при этом, что деньги вообще не пришли, то и сравнивать было не с чем. И Иван Борисович считает, что деньги попали к великому князю Константину Николаевичу.

     Вспомнила Вера Ивановна рассказ историка Ивана Борисовича, немного опечалилась. Но, нужно было ответить на вопрос Игоря Ивановича.
- Рассказ, конечно, на тему Аляски был замечательный. Но удивил меня больше сам рассказчик, как личность. По виду такой молодой мужчина, все об Аляске и островах Алеутских, все так чинно, и на вопросы отвечал так спокойно, без агрессии, где мог, разъяснял, а где не хотел говорить, то отвечал, что не очень хорошо этот вопрос знает.

- Рассказ был построен хорошо, мне тоже понравилось, - согласился Игорь Иванович.
- Но кем он оказался? Была поражена. Это человек с невероятными событиями в его жизни. Смотришь, просто бумажная душа, архивы, статьи, книги.

- Что же в этом не так?
- Так этот рассказчик, молодой, сдержанный, скромный, оказывается, обвинялся в покушении на Анатолия Чубайса. Вместе с Квачковым, остальных не помню, кто там еще был. Помню и кадры по телевизору, несколько дорог на некотором расстоянии друг от друга, снег, под сосной еще и примятый снег, красивые черные машины, на одной след от пули. И в политике он давно. Вот куда идут умные, тихие мальчики. А вы это знали?
- Нет, слушал только об Аляске, а о лекторе не думал.
 
     Вера Ивановна тоже о лекторе не думала, но сейчас вспоминая Ивана Борисовича, даже представить не могла, что такой милый, аккуратный лектор сидел в тюрьме, и не один месяц. И книгу написал о том времени, своего сидения в Матросской тишине. Если до этого читала Вера Ивановна о тюрьме в Ленинграде, а потом о концентрационном лагере на Соловецких островах, но все это относилось ко времени Дзержинского, а теперь современные какие-то новые революционеры совсем рядом.