Старухи

Герцева Алла
               
               
Растаял снег. Широкой серой полосой  проглядывает тротуар между рядами палисадников у подъездов. Прохладный воздух свеж, его аромат, наступающей весны неповторим. Запах талой земли,  плесени, мокрого мха, показавшегося на влажных грядках огородов.

И я снова вижу, как из соседнего подъезда, выходит пожилая женщина с седыми волосами,  прикрытыми капюшоном темно зеленой куртки. Опираясь на ее локоть, рядом, низко согнув спину, с трудом ставит тоги в скривленных, стареньких ботинках, старуха. Дочь вывела мать на первую, после зимы, прогулку. Теперь они, каждый день станут гулять  по дорожкам  квартала, если позволит погода, без дождя и мокрого снега. Мать,  немощная от старости и болезней, и  дочь, состарившаяся рядом с матерью. Обеих нестерпимо жаль. Жаль старуху, пожившую на свете, но все еще с теплившейся в ней жаждой жизни. Еще более жаль, дочку, отдающую себя матери. Каждый день, уходя из дома, дочь машет рукой, выглядывающей из окна, старушке. Та провожает ее, и будет ждать. Она не одна. У нее есть дочка.  А что ждет уже немолодую женщину? На кого она обопрется в старости?

Смотрю на пару старух иногда с завистью, иногда с болью.
Моя мама рано умерла. Часто думаю, если бы она была жива, разве  помешала моей личной жизни?

Помню с детства:  уколы, примочки, компрессы. Но, увидев во сне, скучаю, вспоминаю, мучаюсь.  Все ли  сделала, чтобы скрасить ее жизнь?  А свою? О своей никогда не думала. Разве, только учеба, приобретение профессии.  Личное, всегда уходило на второй план.

Присев на край постели, гладила,  исхудавшие, от измучившей  болезни, мамины  руки. А мама улыбалась сухими губами.
— Я измучила тебя своими болячками. Ты из-за меня жизни не видишь.
Мне хотелось плакать, но я кусала губы и улыбалась.
— Что ты, мамочка.  Мне не трудно за тобой ухаживать.

Смена времен, забот. У каждого своя, одна жизнь. Родителей надо любить, оберегать, помнить, не забывать, и не оставлять одних на старости  лет, но не за счет собственной жизни.

Отдать свой долг. Это святое.

Но нельзя приносить в жертву собственную судьбу.

Мы стали злее, черствее, и ничтожнее. Каждый ищет свою выгоду. Зачем жениться на женщине, у которой старая, больная мать? Или выйти замуж, и ухаживать за  больными родственниками?

 Жизнь стала тяжелее, и в материальном и моральном плане. Трудно сказать, кто в этом виноват. Наверное, мы сами.

Сегодня отодвинула занавеску на окне. И вот, знакомая пара уже идет по тротуару. Их двое. Старуха не одна. Она окружена вниманием и заботой единственной дочери, отдавшей и посвятившей ей самое дорогое, что у нее есть, свою единственную жизнь.

11 мая 2016  года, старушка умерла. Ей было 96 лет.

Дочь, осталась одна, почти  в семидесятилетнем возрасте. Как сложится ее оставшаяся жизнь?
 
В детстве, отец рассказал  притчу. Несет ворон на спине вороненка, и спрашивает: «Будешь ли ты, также носить меня, когда я стану старым? Вороненок, не задумываясь, пропищал:  «Буду, папочка!» Ворон взмахнул крыльями, и сбросил вороненка в реку. Летит со вторым птенцом:  «Будешь ли меня также носить, когда стану старым?»  — «Буду, папочка!» — сказал птенец. Ворон и его бросил в воду.  А  третий вороненок, на вопрос отца  ответил: «Нет, папочка, я буду носить своих деток». Ворон перенес третьего вороненка через речку.

Какой глубокий философский и жизненный смысл.

Каждый человек  несет свой груз, свою судьбу, свой крест. Профессия, труд, семья, дети. Дети — продолжение рода. И наши родители родили нас для этой цели.  А если мы не создали свою семью? Значит, не оправдали надежды  родителей. И они от этого страдают, прежде нас. Не любовались счастьем своих детей, не увидели внуков. Уходят, зная, и ругая себя, оставляя  одиноких детей. Кто их проводит в последний путь? Ведь они посвятили  жизнь только им, своим родителям. Вот он родительский эгоизм. Дети для себя.  Правильно ли это?? Справедливо??

Свой груз, прежде всего. Родители рядом, идут под руку с детьми.

Каждому  — своя доля счастья.