Эзоп Последняя легенда Глава 3 Так как же это было

Осипов Виктор Петрович
И действительно, как же это было? Вернее, выражаясь Эзоповским языком, как же
это могло быть? Если собрать все факты, даже противоречивые, то говоря о
"Эзоповском я зыке", я имею ввиду,не тот язык, который говорит правду, но не
на прямую, а иносказательно, и не тот - басенный язык, изобличающий сильных  мира сего
в нравоучительных целях; я имею ввиду другой - не менее важный, "Эзоповский
язык", на основе моего примитивного умозаключения.
   По легендам, Эзоп был очень наблюдательным человеком, хорошим психологом,
хотя в его время такой науки, как психология еще не было.
   Итак, наблюдая, Эзоп наверняка видел, как человеческие пороки, такие как:
жадность, хвастовство, лень, корыстолюбие и многие другие, с детства и на
протяжении всей жизни, медленно вползают вовнутрь человека и, увеличиваясь,
разрушают его изнутри. Быть может, это и есть смерть подлинного и истинного
естества человека.
   Формируя гибкость ума своих учеников,он наверняка говорил: "Если полностью
правдивым физически быть невозможно, тогда будьте правдоподобными,  ищите
правдоподобности и сама жизнь научит вас"
   В истории, наверняка это невозможно, а вот в области психологии, думаю,
реально. Выражаясь проще - неважно, было это или не было, важно - могло ли
это быть,по форме своей правдоподобности.Мы же не можем с вами перелезть  через
две с половиной тысячи лет, и взглянуть, что же там было? А посему, мы будем
рассуждать с вами гадательно, но в определенной степени правдоподобности,
то есть - реальности того, что это могло быть.


                Вся правда в тебе, она проста,
                Но мира не будет, коль нет единства,
                Ухватишься за правду, а та,
                становится орудием убийства.

                Кто вам подсунул правду, ангел, бес?
                С какою целью за словом ты полез.
                Подумай прежде, чем затевать процесс,
                Подумает и правда, с тобою или без.

   Таким образом. господа, мы попытаемся украсить историю, хотя бы
правдоподобностью, за неимением большего. И наша правдоподобная фантазия
будет намного полезнее, нежели из кусочков правды, созданная лож. Ибо для
нас, более уверенное движение к правде снизу, намного важнее, чем 
сорвавшееся движение ко  лжи, сверху. И в таинственном и неведомом нам
поприще, движение вверх ценится намного больше, нежели промежуточный
результат. И наше стремление Бог оценит гораздо  больше, нежели то, на
какой стадии развития мы находимся.
  И да здравствует, в правдивых целях, благородно  созданная фантазия и не 
верьте даже  гениальному писателю, который вцепившись в правду, вырывая
кусочки правды, делает это не из любви к правде, а из корысти, выискивая
выгоду, преследуя только одну цель - очернить правду.


  А теперь, пытаясь представить - как это было, мы ничего не будем менять, мы
всего лишь, прокомментируем то, что известно по легендам истории, дополнив их
новой правдивой  фантазией, которая в будущем, может быть, превратится в
последнюю легенду.



   Прошло уже несколько лет, как бывший раб, известный во всей великой Элладе
философ - Эзоп, по определенному документу, числился свободным человеком.
Позади уже было много, даже представить невозможно, как много. Если в то
время объездить всю великую Элладу, и в каждом городе спросить любого,
более-менее образованного, свободного человека: "Знаешь ли ты такого
философа, как Эзоп?" Ответ был бы, наверняка, положительным.
   Приближались пифийские игры; в древней Греции они имели второе
значение, после олимпийских игр. Проводились эти игры в славном
городе Дельфы, в честь победы Аполлона над пифоном и на период
этих игр устанавливался определенный нейтралитет - то есть, в определенной
степени, прекращались все междоусобицы, войны и любые конфликты; по
крайней мере в Средиземноморье, курс любого корабля в сторону города
Дельфы, был открыт. Эзоп не мог упустить такой возможности, какая то
ностальгия в нем проснулась; ведь это же город второго его рождения.
Именно здесь он однажды в отчаянии воскликнул: "Истина, отзовись,где
ты?" И услышал ответ внутри себя:

                В тебе я, с твоею чистотой,
                Послушай голос откровенный,
                Пороки, владеют лишь землей,
                А я владею всей вселенной.

А как красиво начиналось это восхождение, и с чего начиналось?



   Эзоп, находясь в рабстве у своего рабовладельца, был немым, горбатым
уродцем небольшого роста. Слышать он слышал, но говорить не мог, так как на
языке у него были какие то болезненные наросты и вынужден был изъясняться
знаками. Для рабовладельцев он был невыгодным рабом и часто по дешевке
переходил из  рук в руки.
   И вот однажды, Эзоп работал - копал землю в поле.  По воле случая,
мимо проходила жрица богини Исиды, она была очень уставшая,  так как
заблудилась. Жрица подошла к Эзопу и попросила показать ей дорогу. Увидев
красивую женщину, Эзоп бросился ей в ноги, подумав, что она богиня. Жрица
догадалась, что он не говорит и знаками объяснила, что она заблудилась.
Эзоп взял ее за руку, отвел ее в тень дерева, усадил на поляну, разложил
перед ней небольшую скатерть, положил немного хлеба, овощей, разных
кореньев и предложил покушать. После трапезы отвел ее к роднику, чтобы
она могла напиться. После того, как она помолилась своим богам, Эзоп
проводил ее до основной большой дороги и показал куда идти.
   Вернувшись обратно, Эзоп прилег в тени и уснул. Когда он спал,
явилась богиня Исида в сопровождении девяти муз, восклицая: "Посмотрите
дочери мои, с виду он безобразен, а в душе чист и благороден, я дарю ему
голос, а вы дадите этому голосу достойные речи"
   Эзоп проснулся, почувствовав прилив сил и заговорил от восторга,
после чего, начал называть вещи своими именами. А когда понял, что
исцелился, громко засмеялся и воскликнул: "Какая это большая сила -
благочестие, теперь у меня есть надежда, что я на истинном пути" И вся
дальнейшая жизнь Эзопа подтверждала подлинность этого пути.



   По мере того, как приближались пифийские игры, большинство кораблей
держали курс на остров Самос, в город Дельфы. И этот город постепенно
наполнялся паломниками; хозяева гостиниц почесывали свои ладони, предчувствуя
прибыль. И  в одном из кораблей, державших курс на Дельфы, находился Эзоп.
Все-таки, он смог вырваться из своей обыденной суеты. О если б он знал, что
его там ждет?
   Даже трудно представить, как мог произойти конфликт между жрецами и
Эзопом. Допустим, некоторых фанатичных прихожан, Эзоп, наверняка, мог
обидеть и оскорбить еще до праздника, он  ведь, не умел льстить. А когда
вылезли из "некоторых" человеческие пороки, Эзоп умело выжидал, потом
выходил в центр спора, задавал оппонентам вопросы и через ответы, подводил
их к такой глупой ситуации, что все угорали и покатывались со смеху.
   Естественно, этих оппонентов было несколько и один из них, был жрец
храма Аполлона и естественно, они поклялись отомстить Эзопу. Именно этот
жрец сыграл роковую роль в судьбе Эзопа, ведь именно он, через определенных
людей, подсунул золотую чашу в походную суму Эзопа, в краже которой его
обвинили.
   А сейчас - в наше время, в двадцать первом веке, думаете, так не
поступают? Еще как поступают - из тебя могут сделать любого преступника,
даже если ты полностью невиновен, но пока ты  отмоешься, пройдет много
времени, и за это время всю твою философию можно очернить. Так что, в этом
отношении, грешная суть человека нисколько не изменилась, все та же. А что
уж говорить о больших людях какой-нибудь, сегодняшней империи, которые могут
подставить целую страну, ради  своей выгоды.

   Итак, праздник был в разгаре, всех паломников храм Аполлона вместить не
смог, но Эзоп был в числе почетных гостей; его близкие ученики заплатили
приличную сумму за это; Эзоп ни за что бы не заплатил и обязательно,
выставил бы эти деньги на посмешище. Находясь в первых рядах, среди почетных
гостей, Эзоп не подозревал, что в его походной суме уже лежала та самая,
украденная золотая чаша, в краже которой его обвинили. Эзопа  заранее
предупредили ученики, что ему придется выступить, многие из городского совета
его знали и даже очень хорошо знали. Так как, именно благодаря городскому
совету, в определенной степени, Эзоп получил свободу. Но об этом позже, в
следующей главе, а сейчас о главном, о начале и восхождении Эзопа. Так от
куда оно началось?



   Жена философа и рабовладельца Ксанфа, жаловалась на запустение в хозяйстве
дома, так как не хватало рабочей силы. Наконец терпение ее лопнуло и она
потребовала от Ксанфа, чтобы он купил еще одного раба - мужчину и Ксанф
вынужден был отправиться на рынок рабов. По дороге он встретил своих
учеников, и, жалуясь на свою сварливую жену, начал рассказывать ученикам
поучительные истории из семейной жизни мужчины и женщины. По пути он
встретил хозяина какой то плантации и спросил,- есть ли у него в продаже
рабы. Тот ответил, что есть и послал человека за тремя рабами. Привели трех
рабов, среди них был Эзоп, он стоял посередине, с виду он был страшен и
уродлив и, к тому же, маленького роста. Ксанф спросил одного раба: "Что ты
умеешь делать?"
Все, - ответил раб.
Ксанф был опытным рабовладельцем и этот ответ он уже знал. Проходя мимо
Эзопа, он скривился от неудовольствия и подошел к другому, здоровому рабу и
задал тот же вопрос: "А ты что умеешь делать?"
 - Все умею делать, - ответил второй.
Ксанф уже догадался, что рабы хотят ему понравиться. А ученики внимательно
следили за всем этим. И чтобы третий раз не повторять тот же вопрос, Ксанф
подошел к Эзопу и спросил: "От куда ты?"
 - Из утробы матери, - отвечал Эзоп.
Ученики засмеялись, кто то из них крикнул: "А этот уродец, в отличие от
тех двоих, не дурак!"
Я не это имел ввиду, я спрашиваю, где ты родился, - пытаясь как то
выкрутиться, переспросил Ксанф.
Я не помню где я родился, либо в поле, либо в столовой, либо еще
где-нибудь, - почесав затылок, ответил Эзоп.
Ученики расхохотались еще больше. Бери этого малого, Ксанф, не пожалеешь, -
крикнул кто то из учеников.
   А перед этим - когда Ксанф жаловался, ученики сказали, что они готовы
сложиться, купить и помочь выбрать раба.  Ксанф, как всегда, вежливо
соглашался, но чтобы не терять статус учителя, выбор раба оставлял за
собой.
   В руках у Ксанфа была плетка, как у истинного рабовладельца, обычно
опытные рабовладельцы всегда в руках держали плетки, в случае
неповиновения или каприза могли ударить раба. Плеткой иногда проверяли
рабов - хозяин, представляя товар лицом к покупателю, бил плеткой по спине,
если раб спокойно выдерживал удар, не морщился и не жаловался, значит
хороший  смиренный раб, а значит и работник наверняка не плохой.
Остальные качества, как у лошадей, мускулатура и зубы.
  Напряжение конечно, нарастало и Ксанф догадался, что этот не глупый раб,
может третий раз выставить его на посмешище.
 - Как тебя зовут, - спросил Ксанф.
 - Эзоп.
Ксанф подошел к Эзопу ближе, потом слегка постучал плеткой по плечу, показав
свою власть рабовладельца, взглядом предупредив, что если Эзоп еще раз
высмеет, то он его ударит.
Уж больно ты страшный, - продолжал Ксанф, разглядывая внешний вид Эзопа.
- Извини господин, но когда ты берешь вино, ты же не пробуешь на вкус бочку,
чтобы узнать, хорошее вино или нет.
Ученики опять захохотали.
 - Ну это вино мы можем прямо сейчас проверить, - ответил гневным голосом
Ксанф и приготовился ударить плеткой Эзопа.Вообще, Ксанф никогда не бил рабов,               
 для этого у него были специальные люди, но это был особый
случай - раб трижды выставил на посмешище рабовладельца. Перед тем, как
ударить, Ксанф еще раз взглянул на своих учеников и подумал - все-таки,
как то, не красиво, если я его ударю, этим самым я покажу свою слабость,я -
философ Ксанф, не сумевший ответить, начинаю бить. Таким образом, мой
авторитет окончательно упадет, да и ученики скажут: "Зачем нам такой
учитель нужен, если он не сумев ответить, начинает бить"
  Развернув плетку обратно и сложив ее в двое,  продолжая слегка угрожающе
помахивать, Ксанф продолжал допрос.
- А что ты, Эзоп, умеешь делать?
- Ничего.
- Как ничего, совсем ничего?
- Совсем ничего, - продолжал Эзоп.
- Ксанф оглянулся на своих учеников, продолжая угрожающе помахивать плеткой
- Может ты, хоть что-нибудь умеешь?
- А зачем мне что то уметь, если они все умеют? - кивнув на рабов, ответил
Эзоп.
На этот раз смеялись все, в том числе от души смеялся и Ксанф, так как,
сатира была направлена мимо Ксанфа, на рабов.
Сколько стоит этот раб? - обратившись к хозяину, спросил Ксанф.
- Семьдесят пять динариев.
Бери Ксанф, мы заплатим, - кричали ученики.
Ситуация для Ксанфа была абсолютно безвыходной - если бы он отказался от
раба, это бы выглядело, как поражение, если бы продолжал диалог, это тоже
угрожало поражением. Единственное, что оставалось Ксанфу, тем более смеясь,
крикнуть: "Я беру этого раба"  И тихим голосом сказал на ухо Эзопу: "А тебя
- мой бесплатный, ждет хорошая порка"

 

 Так Эзоп попал к своему очередному, новому хозяину. С  одной стороны,
Ксанф - как рабовладелец и как философ, был не настолько глупым, насколько
представляют легенды о нем. Как философ, он многое умел, но, к сожалению,
не имел основы - первоисточника. Иногда этим первоисточником были ученики,
иногда какая-нибудь ситуация, иногда воспоминания предыдущих учителей,но
все эти источники иссякали и нужны были новые;  Эзоп для Ксанфа, был
неиссякаемым кладом, тем более купленным по дешевке, или может быть даже,
бесплатно.
   В области размышлений философских, достаточно короткого импульса и
умения кристаллизовать, вынести на свет, освятить, объемно представить,
ту или иную идею, а потом можно ее развивать, это тоже надо уметь.
Именно первого Ксанфу и не хватало, а уж развить то, он умел, общими
правилами риторики владел, рассуждать мог, но только о тех вещах,
которые находились в поле зрения его философского разума.


   А какова атмосфера была? Конечно, я не историк, но все-таки,
попытаюсь представить. Итак, древняя Греция, или так сказать - великая
Эллада, шестой век до нашей эры, город Дельфы на острове Самос, в это
время был центром, прежде всего, религиозной и общественной жизни.
Благодаря храму Аполлона в городе Дельфы, были утверждены пифийские
игры - это некоторое подобие олимпийских игр. Представители союзных
Греческих городов, (Дельфийские амфитрионы), защищавшие святилище в
Дельфах, руководили этими играми. Музыкальные состязания, предшествовали
спортивным состязаниям. Так же проводились и интеллектуальные
соревнования, в поэзии, риторике, философии и в искусстве танца.

   Ксанф - философ, рабовладелец, живший в такое бурно развивающееся
время, в Дельфах, который был, если не первым, то по крайней
мере, в числе основных городов по интеллектуальному развитию.
Таким образом, Ксанф не мог быть таким глупым, каким его представляют
легенды. И когда он покупал Эзопа, он прекрасно видел, кого он приобрел,
уж кто, кто, а философ, философа всегда хорошо видит на любом
расстоянии.

   Я не буду дальше продолжать то, что часто показывают режиссеры в
своих фильмах и спектаклях - о тяжелой доле рабов того времени, о том,
как Эзоп, якобы искусно дурачил Ксанфа, или как описывает "Жизнеописание
Эзопа", наставлял Ксанфу рога. Или как от Ксанфа ушла жена и он
испугался, теряя авторитет перед учениками, перед друзьями и что Эзоп
спас его авторитет, вернув ему жену, распространив слухи по городу, что
Ксанф женится. Хотя последнее вполне реально, но, скорее всего, по
инициативе  не Эзопа, а самого Ксанфа; у него было достаточно
сообразительности и ума, чтобы попросить Эзопа распространить по всему
городу такие слухи.

   Лично я, мой дорогой читатель, полагаю, что Ксанф, получив Эзопа в
подарок от своих учеников, с первых же дней понял, кто перед ним.
Достаточно было Эзопу, буквально на  второй  или третий день, по своей
неуклюжести попасть в какую-нибудь смешную ситуацию и под всеобщий смех
Ксанфа и прислуги сказать: "Я смешон,  да я смешон, но если б вы знали, как
я серьезен, когда я смешон" Впрочем, кому дано услышать, тот услышит.
   Итак господа, Ксанф знал, кто перед ним и какая это величина. И что
теперь делать? Выходить с Эзопом в общество, будешь осмеян на каждом углу,
и те, кто знает, что все познается в сравнении, видели бы "урода" Ксанфа,
и "титана" Эзопа. Или допустим, такой вариант - Ксанф освобождает Эзопа от
всех тяжелых работ, дает ему привилегии и сажает его в какую-нибудь,
золотую клетку, (условно выражаясь) на полное бесплатное довольствие. В
результате пользуется его знаниями, читая его басни, выдавая их за свои,
иногда выпуская Эзопа на рынок, чтобы ученики и друзья не подумали лишнего.
Это реально, но мало правдоподобно, а по сему, я представлю свою - третью
более правдоподобную версию.
   Как я уже говорил, дурочек, дурачка видит издалека, а уж философ то, и
подавно. Наверняка, через несколько дней знакомства, или чуть позже, а
может через две недели, у них состоялся откровенный разговор - разговор
двух философов. Эзоп, конечно, мечтал о свободе, но прекрасно знал, что не
может так быть - куплен раб и через неделю или через месяц, или полгода,
взяли и отпустили раба, просто так, за здорово живешь, из уважения к
философии. Эзоп понимал - чтобы получить свободу, нужно время, не день,
не месяц и не полгода, а больше.
   Ксанф, конечно тоже понимал, что ему не удержать Эзопа, как бы он ни
старался, но, все-таки, гнул свою линию и психологию рабовладельца
понять можно. Таким образом, они оба пришли к определенному соглашению.
   Пункт первый этого соглашения.- Ксанф признал Эзопа более сильным
философом и согласился быть его учеником, но только формально, на деле же,
Ксанф остается хозяином раба - Эзопа со всеми правами рабовладельца.
   Пункт второй этого соглашения.- Эзоп, в меру сил, продолжает выполнять
обязанности раба, тоже формально, чтобы не вызвать подозрение окружающих.
Так же прислуживает у жены Ксанфа, то-есть, ходит на рынок за продуктами,
в меру сил придерживая свое красноречие и если учит чему то окружающих,
то только на ходу, не привлекая на себя слишком много внимания.
   Пункт третий этого соглашения.- Через определенное время Ксанф
обещает, как истинно благородный философ, предоставить Эзопу свободу по
какой-нибудь убедительной причине, которую они совместно придумают - это
может быть ситуация, когда Эзоп каким-нибудь образом, спасет Ксанфу жизнь
и Ксанф, в знак благодарности, напишет  ему документ, что Эзоп свободен и
документ будет подтвержден на городском совете старейшин.

   Таким образом, они на время оставили все как есть. Получается, что волки
сыты и овцы целы и философия довольна и Ксанфа никто не заподозрит, что
он слишком ненадежный рабовладелец, то-есть слишком сердобольный, в этот
жестокий, рабовладельческий век.