Путешествия дилетанта. Лондон

Наталья Юрьевна Федотова
КАК БЫ ПРЕДИСЛОВИЕ

Я дилетант. Надо честно признать. Или просто глупо это отрицать. Не знаю, что точнее отражает мою не самую солнечную нынешнюю действительность…

Почему я так о себе? Да всё просто, ребятушки: дилетанты – это люди, которые, что называется, «хватают верхушки», не удосуживаясь заглянуть вглубь того, чем заняты. По сути это весьма наивные люди – они всегда уверены, что их уровня понимания достаточно, чтобы убедить всех остальных. В этом смысле при всех своих дарованиях я, пожалуй, идеальный пример дилетанта! Я не стала великой актрисой, виртуозным музыкантом, потрясающим писателем. Я не стала лучшей дочерью и сестрой, не стала незаменимой женой. Я даже не уверена, что смогла стать хоть сколько-то приличной по качеству мамой. Тем не менее, по-прежнему занимаюсь всем, кроме, разве что, деятельности жены. Воспитываю сына, общаюсь с семьёй, играю на саксофоне, актёрствую, пишу рассказы-заметки-стихи. Не погружаясь в «марианские впадины» профессий, я умудряюсь заниматься любимыми делами. Кто я после этого? Разве не дилетант?

А знаете, наверное, я очень везучий дилетант! Именно потому что всегда живу тем, что нравится. Многие ли могут похвастаться этим?

И ещё я иногда путешествую. В моём активе не слишком много стран, но каждая из них особенная, занявшая своё место в сердце, большее или меньшее. С каждой страной связаны эмоции, впечатления, оставшиеся в памяти и в фотографиях. И чтобы сохранить их совсем уж наверняка, я решила запечатлеть их и на бумаге. Не ведаю, что из этого получится – никогда прежде не писала путевых заметок, то бишь здесь я тоже дилетант.

Пожалуй, не дилетант я только в одном – в том, как получать эмоции и отдавать их… А что, может, этого окажется достаточно, чтобы вам тоже стало интересно?


ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Никогда нельзя предсказать, что ждёт тебя после того, как будет закончен полёт…

Всегда отправляешься в путь в надежде, предвкушении, ожиданиях… и немножко в страхе – а вдруг всё окажется не так, как представлял себе? Вдруг там хуже?.. Ёрзать начинаешь уже тогда, когда бронируешь отель, делаешь визы, берёшь билеты. Откладываешь почти до последнего процесс поиска всей необходимой информации. В глубине души замирая, меняешь рубли на фунты (страшно сказать!) стерлингов и возвращаешься домой, неся в сумке свою маленькую тайну. Ты едешь знакомиться! Скоро! Совсем скоро…

И вот теперь, когда на стеллаже аккуратной стопочкой сложены все документы, а кошелёк приходит в себя от вида непривычных банкнот, вдруг оказавшихся у него внутри, ты, наконец-то, отправляешься на просторы Великой Паутины. Информации много хорошей и разной – и ты теряешься, не понимаешь, как они там живут? И с лёгким ужасом думаешь о том, что тебе предстоит жить с ними аж две с половиной недели! Как?!

Вот теперь стоп. Успокоились, вдохнули. Нужна валерьяночка? Пятнадцать капель.

И уже спокойно: итак, на новогодние каникулы мы собрались в Лондон. Новогодние каникулы – без малого две с половиной недели.

Почему Лондон? Думаю, выбор ясен: страна с богатой историей и великими традициями, ставшая неким символом самой себя. Это не может не волновать, тем более людей, любящих прикоснуться, вдохнуть, ощутить, впитать. Это я о нас с сыном. Да и (к чему скрывать?) есть что-то необъяснимо притягательное в Биг Бене и Доме Парламента, Тауэрском мосту и видах Сити, красных телефонных будках и двухэтажных автобусах – что-то, что хочется посмотреть самим и понять – символы или живое? И желание это со временем только крепло, пока не вылилось во внезапное: «На Новый год мы едем в Лондон». - «Ура-а-а!!!»
Так всё и началось.

Забронировать отель было делом трёх минут – после тех трёх часов, что я искала нужный вариант на сайте, изучала карту Лондона и лондонского метро и пыталась примерно сообразить, где же нам удобнее поселиться. Не безумно это просто, когда понятия не имеешь о городских расстояниях, доложу я вам! Единственное, что меня воодушевляло – то, что древние европейские столицы имеют вполне компактную застройку в центре. Это я по Парижу поняла. Результат: отель рядом с метро… ой, извините, подземкой выбран и успешно забронирован. Райончик Кенсингтон и Челси – должно быть вполне нормально, решила я. Собственно, уже и сделано.

Теперь, когда есть бронь, можно заняться визами. Вот что самое пугающее, честно признаться. Начиталась я прежде в Сети, что сделать туристическую визу в Великобританию для россиянина – задача архисложная. Но где наша не пропадала! Будь что будет, подумала я и отправилась снова в Сеть на поиск инструкций, как делаются визы в заколдованную страну. Сеть тут же окатила меня таким неимоверным количеством букв и слов, что я подрастерялась. Помаявшись пару дней изучением и размышлением, я поняла, что в одиночку этого не вывезти, нужна помощь человека разумного. Живого причём, а не виртуального. Может, я и «чайник», что ж…

Живой человек «в теме» нашёлся в Паспортно-визовом центре. Конечно, это были дополнительные расходы – зато помощь квалифицированная. Милая терпеливая девушка помогла нам с сыном правильно заполнить все графы бесконечного опросника-анкеты, собрать пакет документов – благо, я предусмотрительно прихватила с собой всё и даже сверх того, включая выписку из банка на английском. Кстати, документы, что подлежат переводу, можно сдать здесь же другой милой девушке в соседнее окошко – она переведёт. В общем, для первого оформления визы в Соединённое Королевство помощь нам пригодилась. В следующий раз мы справимся сами – образцы я себе на память оставила.

Через несколько дней нам позвонили из Паспортно-визового центра и записали на приём в Британский визовый центр, куда мы с сыном и отправились к назначенному времени сдавать документы. Личное присутствие обязательно для всех – там фотографируют, снимают отпечатки пальцев и задают пару вопросов. Несложно и оперативно. Мы прошли все процедуры и начали ждать…

Ожидание – всё-таки самый адреналиновый процесс. Дадут визу? Или не дадут? А если не дадут, чем мотивируют? И как быть дальше, если вдруг…?

«От пятнадцати рабочих дней», - сказала нам девушка в окошке Британского визового центра. Плюс выходные – получается недели три как минимум…

Мы ждали и ждали. Учились, трудились и ждали. А через три недели я, дрожа, зашла на сайт центра, набрала заветные коды и… Нам дали визы! Оказывается, они были готовы ещё неделю назад! Бывает такое? Вот тебе и «минимум»… Хотя, безусловно, наш случай – явно не повод подавать документы на визу в последний момент, если вы собираетесь в Британию, ведь ответственные лица могут уложиться в минимум, а могут и думать дольше. Лучше не рисковать и подготовить всё чуть заранее. Да, обычная туристическая виза в Соединённое Королевство даётся на полгода, если что.

Итак, отель и визы есть. С билетами проще всего – нашёл, забронировал, купил.

За три недели до поездки у нас было готово всё. Кроме нас, пожалуй.

Лирическое отступление. Вот ещё почему мы (я, большей частью) тянули с поездкой в Британию: знание английского. Это камень преткновения, как ни крути. Особенно сомневаешься в способности применить знания на практике, когда точно знаешь, что они не безупречны. Да откровенно далеки от идеала, чего уж тут. По этой причине мы ездили в страны, где говорят по-гречески, по-хорватски, по-французски – да как только не говорят! Только не по-английски. Самооценку берегли, видимо. Сколько ж можно? Пора уже взглянуть правде в глаза!

Словом, мы были не то чтобы не готовы, но готовы не очень. Наверное, дело не только в языке. Забегая вперёд – особых языковых проблем у нас не возникало, люди в Британии доброжелательные, всегда готовы были повторить фразу помедленнее, если мы чего-то не понимали. Не готовы мы были морально. Или душевно. Или… В общем-то, это нормально, наверное, когда собираешься в страну, где всё по-другому, вплоть до уличного движения. Главное – информацию собрать.

И вот, как уже упоминалось, после того, как заветные фунты поселились в кошельке и осязаемость поездки приобрела угрожающие масштабы, я отправилась в незаменимую Сеть за подробностями. Пунктов было несколько. Хотя пунктами это не назвать – я искала и находила всё и сразу, то записывая, то распечатывая, то просто запоминая. Это был ворох информации.

Места, которые следует посетить.
Тонкости пользования общественным транспортом.
Лучшие пабы.
Традиционная еда и напитки.
Театры и кино.
Карта подземки.
And more...

Несколько дней прошли в состоянии от тихого помешательства до полной уверенности, причём в разной последовательности. Ни одна из предыдущих поездок не готовилась с такой тщательностью. Собственно, ни одна из них и не проходила в режиме полной самостоятельности – раньше мы пользовались исключительно услугами турагенств. А нынче – сами. Так даже интереснее, оказывается!

Что же полезного подсказала Сеть до того, как мы оказались на Британских островах?

Первое: если вы собираетесь пробыть в Лондоне больше, чем неделю, и использовать общественный транспорт – автобусы, подземку, электрички DLR, Overgraund и некоторые направления поездов – вам лучше обзавестись картой Oyster. Кто она такая? Это пластиковая карта, по которой вы можете ездить со скидками в непиковое время. Не будем кривить душой: поездки в лондонском транспорте – вещь не из дешёвых в сравнении даже с Москвой. К примеру, одна из минимальных поездок в подземке – около двух фунтов. В зависимости от зон, где находятся станции отправления и прибытия, поездка может обойтись и в пять фунтов. На поездки в автобусах цены фиксированные, но порядок их вам тоже понятен. Так что скидка будет приятным бонусом. Преимущество Oyster в том, что срок действия этой карты практически бесконечен и её можно пополнять. Минус – если вы хотите съездить в Лондон только единожды, лучше карту перед отъездом сдать, потому как при покупке за неё берется депозит размером в три фунта, а при сдаче карты он возвращается. А процесс возврата карты – штука слегка замороченная. Потребуется написать заявление, предъявить паспорт… Сразу скажу: я с этим лично не сталкивалась – мы ещё будем пользоваться своими «устрицами», поэтому увезли их с собой. Для тех, кто в Лондоне на несколько дней, вполне достаточно Travelcard. И вот ещё – в подземке карточки нужно валидировать на входе и на выходе – так система считывает информацию о твоей поездке и снимает нужную сумму. Если на выходе не отметиться, то в конце дня спишется около десяти фунтов. Хотя не очень понятно, как можно не валидировать карту при выходе - там такие ворота турникетов, что через них даже при очень большом желании не сиганёшь.

Второе: информация о местах, где можно покушать. Ясное дело, что для меня вопрос актуален – я же не одна путешествую, а с ребёнком. Хотя деточке четырнадцать, но по законодательствам всех стран он ещё несовершеннолетний, поэтому с ним не во всякое заведение заглянешь, - подумала я. Ан нет! С такой «деточкой» можно зайти в любой паб и выглядеть совершенно адекватно! Это меня порадовало. К слову, в пабы можно идти с любыми деточками, просто тем, у кого деточки младше шести лет, нужно уточнить, есть ли у паба лицензия на обслуживание детей – сами понимаете, еда для них нужна особая, и не везде её готовят. А нам нет преград. Список пабов мы примерно определили, ещё будучи в Москве. В Лондоне он подвергся коррекции. Но об этом позже, разумеется. А пока то, что важно – огромнейший плюс: в местах общественного питания в Великобритании курить нельзя. То есть вообще ни в одном таком месте. Ни в кофейне, ни в ресторане, ни в клубе, ни в пабе – нигде. И это обрадовало нас неимоверно! Наконец-то без дыма! Ура!

Третье: музеи. Как возможно – поехать в великий город и не пойти в музеи? Нонсенс! Естественно, я подготовила список, уточнила время работы, мы с сыном поставили галочки напротив особо интересующих мест. Вроде всё… Ах да, чуть не забыла! Все основные музеи Лондона бесплатны для посещения. Да-да, бесплатны! Британский музей, Национальные галереи, галереи Тейт и Тейт Модерн – заходите, люди добрые, приобщайтесь к искусству на здоровье! Конечно, такие места паломничества, как Тауэр, Вестминстерское аббатство, корабль Её Величества «Белфаст» и прочие тематические выставки – платные. Иногда очень платные. Но и туда стоит заглянуть. И список лучше тоже составить заранее.

Да, вот ещё что: если вам нужны фунты, то следует иметь в виду, что заскочить в банк и поменять их по-быстренькому накануне вечерком не выйдет. Фунты – это такие деньги, которые нужно заказывать заранее, дня за два-три.

Вот то, что выяснилось в Москве. Ну что, теперь готовы? Полетели?

Не буду вдаваться в подробности прохождения таможенных процедур. Замечу только: в аэропорту нас очень порадовало, что мы не летим на Новый год куда-нибудь в Турцию (опять же к слову – меня радует, что туда мы вообще не летим и не собираемся).  А всё почему? Потому что на посадку на турецкий рейс была какая-то дичайшая очередь толкающихся людей, образовавшаяся чуть ли не за час до посадки. Цивилизованно вели себя те, кто собирался на праздники в утопающую в солнце и вообще утопающую Венецию – людей было много, но они спокойно проходили в самолёт. Самые спокойные в этот день летели в Лондон. И среди них были мы с сыном. На Новый год… В Лондон… Да ура же!


ЗНАКОМСТВО

…Сначала я увидела прибрежную линию. Магия… Море оставалось всё дальше позади самолёта – мы почти на Британских островах! Виды при свете заходящего солнца вдохновляющие: дельты рек, маленькие городки, зажигающиеся огни. Вот уже и большой город показался с освещёнными дорогами, автомобилями-букашечками… Какой же ты, Лондон? Мы подружимся?

Прежде чем выяснить это, нужно пройти паспортный контроль в аэропорту. Специальный человек направлял прилетевших к стойкам, где сидели сотрудники, проверяли паспорта, просили приложить пальцы к сканнерам. Дошла очередь и до нас. Мы проследовали к миловидной женщине среднего возраста.

- Good evening! – радостно выпалила я.
- Здравствуйте! – в ответ.

Я опешила. На Кипре нас принимали за греков, в Баку я сошла за американскую знаменитость, во Франции меня считали француженкой, и везде с нами говорили на языке страны, а в Лондоне – «здравствуйте»… Нормальный поворот…

- А я вас знаю! – видя моё недоумение, таможенница заулыбалась. – Я видела вас по телевизору! Здесь показывают российские каналы.

Ещё интереснее! Прилететь в Лондон и быть узнанной вот так, невзначай, в первые минуты пребывания… Я засмеялась:
- Да, меня показывают иногда!

Смех разбирал ещё и оттого, что перед отлётом в Москве меня точно так же узнал таксист, что вёз нас в аэропорт. «А я вас видел по телевизору!» - «Да, меня временами показывают…» Но то Москва. А здесь Лондон, Хитроу! И меня тоже знают. Какая прелесть! Лондон, я тебя уже люблю!

Таможню мы прошли быстро.

Трансфер я заказала в Москве заранее. Для первого раза, понятное дело. Обещанный нам русскоговорящий водитель, правда, написал на табличке не то, что я просила в письме менеджеру, и нам пришлось пару раз пробежаться вдоль рядов встречающих, разыскивая его. Но поиски увенчались успехом, и мы покатили в город.

Движение «наоборот» не смущало абсолютно – мы уже сталкивались с аналогичным на Кипре. Мне понравилось, а сын тогда долго привыкал. Ну да Кипр – это отдельная глава. А сейчас – мы едем в Лондон…

28 декабря. Пять часов вечера. Сумерки давно закончились, и наступила темнота… Прилетевшим впервые не стоит удивляться – темнеет зимой в Лондоне довольно рано. Но непривычно это буквально в первые три дня, а в последующем воспринимается как само собой разумеющееся.

Мы ехали из Хитроу, жадно рассматривая всё, что попадалось по дороге. Первое, что удивило сразу – британцы умеют вписать светящиеся рекламные щиты в окружающий мир. То есть реклама есть, и её достаточное количество, но она почему-то не бесит! Она не бьёт по глазам, не выворачивает темноту наизнанку, не затмевает своей «красотой». Она просто есть – мягко, спокойно, стильно. Не отвлекая от города. Вот так.

Пока мы удивлялись, водитель привёз нас в отель. Мы отправились заселяться.
Тут стоит упомянуть, пожалуй, что незадолго до поездки, когда я снова подтвердила бронирование, мне вдруг приспичило ещё раз почитать отзывы об отеле. Казалось бы, зачем? Всё же знала: две с половиной звезды, коих за глаза – нам только ночевать, мы не привередливые. И соответствие «цена – качество» полное. Нет, понадобилось найти что-нибудь новенькое среди отзывов! А у нас ведь как – кто ищет, тот всегда найдёт! И я нашла. Дескать, и персонал хамский, и грязно, и завтраки какие попало, и ни уборок тебе, ни полотенец, ни боже мой – лучше палатку в Гайд-парке поставить…

Вот тогда приключился лёгкий приступ паники. Куда? Да ещё и с сыном! С ума сошла?

Я начала поиски чего-нибудь нового – но угадайте, можно ли найти отель в Лондоне на новогодние каникулы за пару недель до Нового года при условии, что вы планируете хоть сколько-то бюджетную поездку, то есть без проживания в «Ритце»? Вот и я о том же. Успокоившись и взяв себя в руки (валерьяночку!), поразмыслила так: ну что самое страшное может быть в этом отеле? Персонал? Нам с ним, банальностями изъясняясь, детей не крестить. Завтраки? Если всё будет ужасно, мы найдём, где покушать помимо отеля. Грязь? Так ведь, как известно, чисто не там где убирают, а там, где не мусорят. Словом, всё в наших руках!

И вот теперь мы заселяемся в это монструозное место… Бр-р…

Но нас ждали сюрпризы. Отель, расположившийся в двух небольших традиционных лондонских домиках, как и было обещано в описании, оказался маленьким, даже тесным. Абсолютно по-английски, надо сказать, ибо в таких домиках и квартирки с комнатушечками – едва кровать односпальную поместить. Но сей факт совершенно не портил гостиничку. Парень на ресепшн приветствовал нас бодрым «Hello!». Мы быстро соблюли все формальности, почти не запнувшись о языковой барьер, и отчалили по крутой лестнице наверх, в свой номер.

Там нас ждал минимализм – в точности как на фотографиях с сайта бронирования. Мило, уютно. Кровати, тумбочки, сейф, столик с чайными принадлежностями и как бы шкаф. М-да, много вещей туда не поместишь… Но мы с некоторых пор путешествуем налегке, поэтому размеры шкафа нас не смутили. Туалетно-душевая комната тоже вполне себе вписывается в соотношение «цена – качество». А что, всё в порядке! И окно – как в фильмах, с опускающейся фрамугой – сразу впечатлило. Мы тут же испробовали его в действии, тем более что, когда мы вошли, оно было открыто, а на улице декабрь, знаете ли. Не жарко.

Через полчаса, разобравшись с вещами и сейфом, мы отправились знакомиться с Лондоном.

Воздух был тёплый. Командир экипажа, мягко приземлившего нас в Хитроу, сообщил, что в Лондоне +8. После -2 в Москве нам показалось даже жарко. Поначалу. Вот что я скажу вам, люди: не обманывайтесь! Это острова, и город на реке – такая вот география. Ни разу за все семнадцать дней я не пожалела, что поехала в зимнем пальто. Однако и об этом мы ещё упомянем в дальнейшем. О погоде, то есть.

А пока мы гуляли. Первый вечер в Лондоне. Круто звучит! На деле всё выглядело так: мы вышли из отеля, дошли до ближайшей центральной улицы (примерно метров 150) и свернули направо. По моим расчётам вскоре мы дойдём до подземки. Слышу голоса из зала: «А почему бы вам в карту не заглянуть?» Отвечаю: карту мы с собой не брали, решив, что купим её по прилёту – Сеть сказала, что этого добра в столице Великобритании на каждом шагу. Мы оказались правы – и я, и Сеть.

Через несколько минут прогулки и восторженного созерцания первой настоящей английской улочки с расположившимися на ней настоящими английскими пабами мы упёрлись в один из символов Лондона и Британии – красную окружность, пересечённую синей полосой, на коей белыми буквами значилось: «Underground». В течение нескольких секунд мы как заворожённые стояли и смотрели на эту надпись, стараясь поверить глазам, после чего всё-таки вошли внутрь.

Вот она, знаменитая лондонская подземка! Билетные кассы, дорожки к которым отгорожены лентами для разграничения пассажиропотоков. Рядом автоматы со знакомыми нам по фотографиям жёлтым кружками для карточек Oyster. Напротив – магазинчик со всякими мелочами: сувениры, напитки, карты города.

Мы покрутили головами, подошли к карте подземки, заглянули в магазинчик, потом подошли к автоматам. Оказалось, они не продают Oyster, они только снабжают карточки деньгами. И мы встали в очередь в кассу. Минуты не прошло, как к нам подошла девушка в униформе и спросила, нужна ли помощь – видимо по нашим растерянным взглядам и хаотичным передвижениям она поняла, что мы свеженькие туристы. Мы объяснили, что нам нужны карточки-«устрицы». «Если за наличные, то вы можете купить их в магазинчике», - и она указала на тот самый, где продавались сувениры, напитки и прочие нужности и приятности. Мы горячо поблагодарили девушку. Здорово, не придётся тратить время! Очередь хотя и небольшая, человека три-четыре, но кассир был только один. И мы поспешили в магазинчик.

Там мы обзавелись двумя «устрицами». Карточки эти не именные, но у каждого человека должна быть своя индивидуальная карта Oyster, здесь нельзя «угощать» друзей поездками, как в Москве – таковы правила. Следом мы приобрели карту Лондона, настойчиво порекомендованную продавцом. Теперь в полной готовности можно отправляться дальше!

Надо ли упоминать, что первым местом, которое возжелал увидеть сын, оказался Биг Бен? Мы вышли из магазинчика и открыли карту… Чёрт ногу сломит… Я ничего не могла понять. На карте, которую изучала, будучи в Москве, было всё ясно – это была такая специальная карта с нарисованными достопримечательностями. Здесь же достопримечательностей въяве не было, и я заблудилась… Улочки, названия и никаких рисунков! Где найти этот Дом Парламента?

Мы отправились обратно в магазинчик и протянули карту продавцу:
- Мы потерялись!.. Где Биг Бен? Ничего не понимаем…

Продавец развернул карту и начал показывать. В это время в магазинчик вошла леди слегка за шестьдесят, мигом сориентировалась в ситуации и присоединилась к объяснениям. Она подробно рассказала, как нам удобнее добраться до Вестминстера, учитывая, что станцию, на которой мы находимся, ремонтируют, где ещё можно прогуляться по пути и что посмотреть. Очень милые люди! Рассыпавшись в благодарностях им обоим, мы свернули карту так, чтобы Биг Бен больше не пропадал из поля зрения, и отправились гулять до следующей станции подземки.

Надо сказать, что первый беглый взгляд на карту Лондона обнадёживает. То есть когда смотришь карту в интернете, тебе может показаться, что понятней ничего в жизни не бывает. Мне так показалось, по крайней мере. Когда же я развернула ту самую «A-Z Map Of London», то даже букв поначалу испугалась. Улицы на карте извивались, пересекались и расползались, названия не читались. Это было нервно… первые полчаса. Но потом всё встало на свои места, улицы пролегли там, где надо, буквы сложились в слова.

Мы шли по небольшим улочкам, рассматривали дома, крылечки, автомобили. Встречались редкие прохожие. Кто-то катил за собой чемодан на колёсах – по всей видимости, тоже туристы.

Я никак не могла поймать первое впечатление. Считается, что оно и есть самое правильное. Нет, Лондон не прятался. Видимо, после всех приготовлений и ожиданий мне не верилось, что мы наконец-то здесь, я не знала, как реагировать, и ждала от города подсказки. Сложится или нет?

Через несколько минут прогулки мы вышли к подземке, которая и унесла нас к святая святых – станции Вестминстер. Может, поверится, когда окажусь рядом с Биг Беном?

Указатели в метро вполне понятные, мы без приключений вышли к набережной и первым делом увидели «Лондонский глаз». Его синие огни заворожили сына. Он тут же достал фотоаппарат, штатив и принялся делать снимки. Я же пока стояла и крутила головой. Вот она, Темза. Набережные. Мост. Я подняла глаза – прямо на меня смотрел белым глазом циферблата красавец Биг Бен в золотой шапке и зелёном шарфике подсветки. Невероятно… Здравствуй, Лондон!

- Excuse me! – услышала я и обернулась – симпатичная молодая пара пыталась сфотографироваться на фоне London Eye, а я как раз была у них в кадре. И по всей вероятности, с восторженно-дурацкой улыбкой…

Улыбнувшись ещё раз, теперь уже по-нормальному, я отошла в сторонку, чтобы не мешать ребятам делать фото на память.

Тем временем сын закончил фотосессию London Eye и переключился на Биг Бен. Кругом сновали туристы. Все были заняты своими делами: кто-то фотографировал ночные (несмотря на семь часов вечера) красоты Лондона, кто-то – себя. Селфи-снимки нынче в большой моде почему-то. Для меня это полнейшая загадка… Ну да, собственно, нравится людям, что ж теперь. А на фоне таких невероятных декораций, как Дом Парламента, башня с часами, колесо обозрения сам бог велел, как говорится. И люди старательно наводили на себя объективы своих телефонов. Кстати, народу здесь, возле Биг Бена, оказалось довольно много, невзирая на довольно не жаркий декабрьский вечер. И разговоры велись на очень многих языках. Действительно, туристы приезжают в Лондон отовсюду – зачем удивляться обилию чужестранных диалектов?

А мы тем временем отправились дальше – очень уж хотелось попасть на южный берег Темзы, посмотреть на «Глаз» поближе. Даже издалека его размеры впечатляют!

По мосту проезжали автобусы, те самые красные двухэтажные. Интервал движения у них довольно маленький, то есть вероятности, что вы застрянете на остановке в ожидании, практически нет. Если только не случится нечто совершенно внеплановое. Тут же сновали знаменитые чёрные лондонские кэбы. Всё-таки есть вещи, которые воспринимаются на ура только в определённой обстановке. Например, такие же автомобили, только фиолетовые, были массово закуплены Баку накануне Евровидения. Что могу сказать? В Баку они, что называется, не смотрятся… А в Лондоне – как родные. Хотя почему «как»? Они и есть родные – здесь.

«Мама, мы же прокатимся на кэбе?» - «Обязательно, сын мой! А как же!»

На мосту было не протолкнуться. Все шли – кто в сторону «Глаза», кто, наоборот, к Биг Бену. Останавливались, фотографировались – обычная туристическая суета. Возле «Глаза» был настоящий муравейник. Помимо билетных касс там присутствуют ещё музеи и закусочные. То есть когда я прочла в Сети, что в Лондоне голодным остаться никому не светит, это внезапно подтвердилось. Другое дело – что именно вы предпочитаете кушать. Хотя даже в случае особых пищевых пристрастий (например, я не ем мясо) всегда можно найти, чем перекусить.

Собственно, если пройти дальше по набережной, то можно найти массу интересного, красивого и неожиданного. Но туда мы прогуляемся чуть позже, а сейчас ныряем в подземный переход (в Британии они называются Subway) и оказываемся на другой стороне Вестминстерского моста. Здесь, через дорогу от London Eye, людей почему-то всегда меньше, так что если вам захочется более спокойной прогулки, добро пожаловать на эту кайфовую сторону!

Прямо на набережной, на выходе из перехода, расположились фотографы со штативами. Они снимали Дом Парламента с Биг Беном, отражающиеся огнями в тёмных водах Темзы. Без штатива на длинной выдержке снимки не получатся никак. Я в этом не соображаю, зато сын мой в курсе. Он сразу авторитетно заявил, что «парижской ошибки», когда мы уехали в столицу Франции, оставив штатив в Москве, он не повторит. Пришлось упаковывать эту штуку в чемодан и везти в Лондон. И, соответственно, теперь носить её с собой. В общем-то, это не самое страшное, что может приключиться с людьми.

Безумно интересным оказалось ощущение климата. Вот теперь понятно, что такое острова! Декабрь и +8 здесь только на первый взгляд показались тёплыми, по контрасту с минусовой температурой Москвы. А при близком столкновении мы продрогли. Конечно, мы читали о том, что здесь не безумно морозные зимы, а британцы – весьма холодоустойчивые люди, коих можно увидеть даже зимой в шортах и футболках. В первый вечер, да ещё и в злачно-туристическом месте мы их не видели. А вот сами подмёрзли! Перчатки не спасали категорически. Мы гуляли мимо Вестминстерского аббатства и уже не имели сил даже фотографии делать – настолько замёрзли. Желание было только одно – найти место, где можно перекусить и выпить горячего чая. Может даже по английской традиции с молоком.

Но на Виктория-стрит закусочных не было. То есть мы подозревали, что они где-то присутствуют, но чем дальше мы отходили от Биг Бена, тем интереснее становилось, есть ли они тут вообще. Мы уже заволновались – первый вечер в незнакомом городе всё-таки… В общем, мы пытались любоваться ночным городом и даже периодически заглядывали в карту. Замёрзшие руки не слушались, сын уже не открывал объектив фотоаппарата. Надо сказать, что в темноте на Виктория-стрит по дороге от Вестминстер Эбби любоваться особо нечем – здания, похожие на офисные нависали над нами с двух сторон. Улица ничем не напоминала тот Лондон, который мы видели на фотографиях…

Мы чуть не загрустили, но вдруг декорации сменились: на противоположной стороне дороги возник небольшой дом, в коем расположился паб, а на нашей – несколько кофеен-ресторанчиков. Надежда ожила в наших сердцах. Но, памятуя о том, что по вечерам в пабах обычно нет мест, мы решили испробовать аутентичную кухню впоследствии, а сейчас зайти туда, где гарантированно найдём столик на двоих. И мы отправились в пиццерию. Могли ли мы тогда подумать, что ещё не раз и не два посетим это заведение? Нет, конечно. Тогда мы просто хотели чего-то горячего.

И мы нашли это «что-то» в пиццерии – большую горячую сырную пиццу и две больших чашки горячего чая. Почему-то официантка не спросила нас про молоко, а нам было не до того – лишь бы согреться.

После ужина прогулка продолжилась в более благостном расположении духа. Даже казалось, что на улице стало теплее. Но, чур, не обманываться! Лондон, вечер, декабрь.

Кстати о декабре – недавнее Рождество и наступающий Новый год «наследили» в городе гирляндами в витринах и окнах, но всё великолепие мы смогли оценить в следующие дни и вечера.

А пока мы шли по Виктория-стрит, сытые, растерянные, но снова подмерзающие. Я уже начала волноваться – не зря ли затеяла этот зимний вояж? До прогулок ли будет? Так совесть, наверное, меня бы и загрызла, но тут мимо нас проехал очередной чёрный кэб, и мы решили ехать в отель. Всё-таки московские предновогодние пробки, перелёт, переезд, знакомство с декабрьским Лондоном лишили нас сил. Мы поймали кэб, устроились на просторное заднее сиденье и покатили. Мы ещё успели заметить огни универмага Harrod’s, знакомого по картинкам опять же, а потом потерялись – города мы пока не знали. Зато его знал кэбмэн и уверенно вёз нас на Лонгридж-роуд.

Пара слов о лондонских кэбах. Они считаются довольно не дешёвым средством передвижения, и в общем-то по делу. К примеру, парижские такси более приятны в смысле цены. Но ребята, побывать в Лондоне и хотя бы раз не поймать чёрный кэб – это всё равно что есть вареники, выковыривая из них начинку: вкус вроде есть, а удовольствия никакого. Прокатиться надо непременно, хотя бы на соседнюю улицу. Поймать кэб – дело крайне простое: идёшь по улице, поднимаешь руку, кэб останавливается рядом с тобой. А всё почему? Потому что их там очень много. Кстати, они не только чёрного цвета – есть и красные, и серебристые, и раскрашенные рекламой. Но все они – Те Самые Лондонские Кэбы. Let’s go!

Собственно, поездкой на чёрном кэбе и закончился первый вечер в городе, который так давно звал нас. В отеле мы попили чаю, теперь уже с молоком. И чуть позже, засыпая, я всё пыталась понять, какой же он Лондон – всё-таки обычно первое впечатление действительно самое верное. Уснула с мыслью, что мне здесь на удивление спокойно…


ДВОРЕЦ И ОКРЕСТНОСТИ

Первое утро в Лондоне… Оно выдалось солнечным.

Чего можно ожидать от погоды «туманного Альбиона»? Как минимум туманов. Однако ещё до отъезда мы подсмотрели в Сети, что туманов здесь не так уж много, а вот дождей – всегда пожалуйста, в ассортименте, в любое время и на любой вкус. Вообще-то за все семнадцать дней пребывания в Лондоне мы не видели ни одного тумана. Что касаемо дождей, то вероятно Лондон был рад нас видеть – солнечных дней случилось очень много, а идущие время от времени дожди нисколько не надоедали. Несмотря на это, в Лондоне зонт надо брать с собой всегда, даже если на небе ни облачка – ситуация на небе может измениться в любой момент. Лондонцы знают об этом и даже в самый солнечный день зимы вы запросто увидите их с зонтами. И они не ленятся носить с собой зонты-трости – очень импозантно с ними выглядят лондонские мужчины, кстати!

И мы перед первой дневной прогулкой упаковались по полной программе: зонт, солнцезащитные очки, шапки, перчатки. Ну и фотоаппарат со штативом, а как же!
 
Утро было довольно прохладное. +5 на термометре ни о чем не говорят – мы не дрожали только на солнце. То ли с непривычки, то ли от разницы в климате на континенте и на островах – промерзали до самых костей. Даже мой морозоустойчивый сынок, на которого в Новосибирске в -30 не натянешь кальсоны, а в Москве в -20 – перчатки, в +5 в Лондоне вымерзал как в своё время мамонты. Он надевал перчатки, прятал руки в карманы и носил шапку и капюшон. Нонсенс! Ладно, я постоянно мёрзну – но сын!.. Опять сомнения захлестнули – кто меня тянул за рукав ехать в Лондон зимой? В Сети было написано, что для посещения Англии хороши все времена года… Что-то не верилось.

Забегу вперёд. Через три дня пребывания в столице Британской империи мы перестали мёрзнуть. Совсем. Сын разгуливал без перчаток, а я надевала шапку только тогда, когда шёл дождь – исключительно для того, чтобы волосы от влажности не вставали дыбом. Шарфы мы наматывали чисто для красоты. Ура! В общем, вывод такой: зима в Лондоне непривычно пронизывающая, но только в первые три дня. Вы и сами не заметите, как привыкнете к ней и перестанете реагировать на температуру, ветры и влажность. А зонтики тем не менее не забывайте никогда!

Что ж, идём дальше!

Мы гуляли по Кромвель-роуд. Интересная улочка, не шумная, хоть и широкая. Что на ней? Дома, гостиницы, магазинчики, ресторанчики. И, конечно, музеи – Музей естественной истории и Музей Виктории и Альберта. Ах, да! И будки, красные телефонные будки!

Совершенно невообразимый щенячий восторг они вызвали у меня. Это были первые будки, которые мы увидели вблизи. И не только мы – возле будок фотографировались туристы. Одного щёлкнули – отошёл – подошёл другой – и так далее. Туристов было не слишком много, поэтому сделать несколько «портретов» будок без людей в кадре нам удалось.

Будки эти находились прямёхонько возле ограды Музея естественной истории. Когда мы составляли план посещения музеев, этот в список must-be не попал. И мы просто шли мимо, разглядывая и фотографируя его… пока не дошли до входных ворот и не увидели очередь… Это была не просто очередь, братцы! Это была огромнейшая очередь, извивающаяся змеёй вдоль здания музея и почти достигающая торцевой ограды! На всякий случай – было воскресенье. Может, все дружно и отправляются рассматривать экспонаты по выходным? В будние дни, как мы позже убедились, народу в этот музей куда как меньше. Так что если соберётесь, имейте в виду.

Зато около Музея Виктории и Альберта было полное затишье – заходи кто хочешь, смотри что хочешь! Мы отправились туда в один из дней накануне отъезда. А нынче пофотографировали музей (вход там очень красивый!), будку, растущие рядом каштаны и отправились дальше.

Куда мы шли? Конечно, к Букингемскому дворцу! Все излюбленные туристами места обязательны к посещению! Ни один турист, приехавший в Лондон, не может вот так просто взять и не излюбить Букингемский дворец, к примеру. И мы не смогли. Более-менее разобравшись с картой, мы довольно шустро гуляли прямиком к сердцу Соединённого Королевства.

Мы шли по улочкам, центральным и не очень, как вдруг… это было даже как-то чересчур: ресторанчик, называется «Борщ и слёзы». Да-да, надпись по-русски. Мы не стали заходить и рисковать – мало ли что добавляют в этот борщ! Представляю себе картину: ешь и плачешь… Потому что есть невозможно? Или невозможно вкусно? Кто бы знал… Нам здоровье дороже – королевскую резиденцию, извините, посетить нужно.

По дороге к Букингемскому дворцу нам попалась стоянка велосипедов. Очередная. То есть велосипеды берутся напрокат. Такое во многих городах есть – даже в Москве аналогичные прокаты организовали. Но в Лондоне велосипедов всё-таки гораздо больше. Представьте себе стояночку штук на тридцать-сорок двухколёсных «коней» - впечатляет! Оплачиваешь, снимаешь, едешь, оставляешь на другой стоянке – очень просто. Нет, мы не стали кататься на велосипедах – пешком сподручнее как-то. Всё-таки транспорт требует повышенной ответственности, а нам за дорожными знаками следить некогда – мы ведь город посмотреть приехали. Достопримечательности всякие, мосты, парки, замки.

Однако среди достопримечательностей Лондона есть одна, которая не относится ни к архитектуре, ни к кулинарным традициям, ни к чему, о чём можно прочесть в путеводителях. Познакомились мы с этой достопримечательностью прямо на улицах – там очень много людей, любящих бег. Из соображений здоровья ли, красоты ли, за компанию ли. Бегают все. «А вы из какого общества?» - «Трудовые резервы!» - «А ‘Динамо’ бежит?» - «Все бегут!» И действительно, бегут все! Молодые, очень взрослые и глубоко пожилые, мужчины с женщинами, женщины с мужчинами, мужчины с колясками, женщины с собаками, мужчины с женщинами и колясками, женщины с мужчинами, колясками и собаками… Словом, Лондон – это праздник бега какой-то! Бегают везде: парки, набережные, мосты и улицы. В холод, в жару, в дождь, ветер и солнце. В куртках, майках и шортах. С наушниками и без. Всегда. Если вы не увидели за день ни одного бегуна – удостоверьтесь, что вы всё еще в Лондоне!

А тем временем, неторопливо наслаждаясь видами, постоянно сверяясь с картой и по возможности двигаясь по тротуарам, освещённым солнцем (потому как там теплее), мы приближались к королевской резиденции. Небольшие скульптуры льва и единорога над воротами подсказали нам, что мы совсем близко. И вправду, Королевские конюшни – это рядом с Дворцом. В сами конюшни мы не попали, да и цели такой, признаться не имели – сын не большой поклонник лошадей. И цель была другая – посмотреть, где живёт королева. И знаете, даже если в поисках Дворца вы вздумаете заблудиться среди небольших улочек, то найти дорогу тем не менее сможете безошибочно – туда направляются толпы людей. Уж их-то вы не пропустите, уверяю вас!

Мы не блуждали, но тем не менее вместе с огромным количеством туристов оказались на святая святых – площади перед королевской резиденцией. Что рассказать про это место? Главный вопрос, который меня интересовал тогда (впрочем, и по сей день не оставляет): как Её Величество выдерживает эту безумную суету? Все дружно фотографировались на фоне ворот, снимали Дворец сквозь прутья ограды, запечатлевали себя на фоне мемориала королевы Виктории, что возвышается посреди площади, сновали туда-сюда с фотоаппаратами и опять же с чемоданами. Здесь звучали все языки мира. И это при том, что был декабрь, как я полагаю, не самый популярный вреди туристов месяц. Видимо летом возле Букингемского дворца вообще яблоко положить негде! С другой стороны, ради того, чтобы взглянуть на традиции жизни старейшей монархической семьи мира, люди и едут в Лондон со всего света – как же не выдерживать это паломничество? Туристы – штука полезная для любой страны, как ни крути.

В общем, мы с сыном, как часть туристической массы, покрутились возле Дворца, запечатлели свои тени на площади (есть у нас своя традиция – тени фотографировать), обошли площадь и отправились в парк Сент-Джеймс. На берегу паркового озера грелись утки и гуси, над водой летали чайки. Прямо на мостике, прокинутом через озерцо, сидел дядька с фотоаппаратом и снимал птиц. Низкое зимнее солнце давало потрясающий свет – день был похож на вечер, и блики на воде пытались поймать отражения кустов… А где-то вдали за домами отрешённо взирал на город «Лондонский глаз». А не прокатиться ли нам, кстати говоря?


НА ГОЛУБОМ «ГЛАЗУ»

Мы потихоньку двинулись прочь из парка, по пути фотографируя машинки, зданьица, птичек, распускающиеся листья и цветы… День не обещал быть долгим. Он вообще никому ничего не обещал. Зима всё-таки… И Лондон.

Вскоре мы добрались до Биг-Бена. На сей раз мы попали к нему со стороны Грейт Джордж-стрит и Бридж-стрит. На этих улочках находятся самые популярные телефонные будки с видом на Биг-Бен. Знаете что? Не пытайтесь сфотографировать их днём! Там постоянно полно желающих сделать фото на память – люди в очереди стоят, чтобы сделать снимок. Без шуток! Поздно вечером ещё можно поймать шанс за хвост и сделать кадр с будкой и Биг-Беном, а днём – незачем и стараться, ей-богу. Такое ощущение, что каждый фотографирующийся соблюдает негласный регламент – не больше полминуты не фото. При этом очереди из желающих почему-то не убывают. Выглядит со стороны забавно и странно… Наверное, как и везде, где есть такие вот особенные достопримечательности, как эти милые красные будочки. Хотя… по-моему, их больше нигде нет. В общем, я вас предупредила насчёт фотографий.

Кстати, пока мы гуляли, искали ракурсы и снимали, мы прилично продрогли и проголодались. Памятуя о том, что в Лондоне голодными остаться – нонсенс, мы решили перекусить перед тем, как попасть на «Глаз». Да, закусочных в городе много, но поскольку мы двигались целенаправленно к колесу обозрения, то и место для обеда искали по дороге. То есть на Бридж-стрит, а это совсем коротенькая улочка, к которой торцом примыкает Дом Парламента. Конечно, там абсолютно не предполагаются какие-то пабы. А то, что называется «предприятием быстрого питания» - вполне.

Мы взяли по пирожку и по кексу с чаем. Столиков в этом кафе не было, и мы вырулили на улицу. Хорошо, что эту сторону улицы освещало солнце. И чай был горячий. Тепло. Да, кроме нас здесь было много туристов, и они тоже организовали себе «привал». А городские власти, учитывая количество туристов и неизбежность трапез, организовали «походные» мусорки. Вернее, они больше напоминали те мусорки, что устраивают на съёмочных площадках: большой пакет приклеивается липкой лентой к перилам или ещё к чему-нибудь так, чтобы дно касалось пола, и эта инсталляция висит там до заполнения, затем её отклеивают и готовят новую. Не особо эстетично, правда, но очень удобная штука – и на съёмочной площадке, и в оживлённых туристических местах!

Наш импровизированный обед на свежем воздухе с видом на Биг-Бен вполне удался, и мы отправились кататься на колесе.

На Вестминстерском мосту было огромное количество народу, даже больше, чем накануне вечером. Мы едва протиснулись по тротуару на другую сторону Темзы и тотчас попали в другую толпу. Здесь, возле London Eye, творилось нечто невообразимое. По крайней мере нам именно так и представилось. Даже незабвенная очередь на Эйфелеву башню в Париже показалась какой-то несерьёзной.

Немного разобравшись, мы поняли, что не все те на London Eye, что толпятся рядом с ним. Здесь были желающие попасть в «Аквариум», в «Подземелье» и прочие злачные места – музеи и закусочные в Каунти-Холл. В кассы «Глаза» очередь была отдельная. Не такая огромная, как когда-то в Мавзолей, но тоже приличная. Хвост её естественным образом начинался на улице где-то под опорой «Глаза». Двигалась очередь на удивление бодро, и вскоре мы попали в помещение, где и находились сами кассы. Вот это-то и оказалась засада, друзья мои! Дорожка к кассам отмечена, как водится, лентами на стойках. И эти дорожка извивалась так замысловато и тесно, а народу было так много, что стало ясно: при свете дня мы на Лондон не посмотрим… Мы уже потратили минут двадцать на стояние в очереди, и прикинув траекторию движения к вожделенным кассам, я поняла, что стоять нам ещё раза три по столько же. Не пойдёт.
Я решилась на крайнюю меру – приобрести билеты для быстрого прохода. Для этого есть специальные кассы, в которые почти нет очереди. Ну, если только пара человек. Плюсы: не надо стоять часами в очередях. Минусы: цена – она выше почти вдвое и льгот для детей и прочих категорий граждан не существует.

Зато быстро! К тому же после того, как вы отстоите обычную очередь и возьмёте обычные билеты, вам придётся встать в ещё одну обычную очередь, чтобы попасть на само колесо, и та очередь совсем не меньше, чем в кассы. Иногда даже наоборот. А приобретя «быстрые» билеты, вы и на колесо попадаете быстро, через специальный вход.

Так что я на всякий случай оставила сына в обычной очереди, а сама помчалась в «быструю» кассу. И вскоре мы очутились в круглой стеклянной кабине «Глаза». Занял «быстрый» процесс в итоге минут семь.

Лондон! Ах, Лондон! При заходящем уже солнце он был чудесен. Автомобильчики и красные двухэтажные автобусы деловито сновали по мостам и улочкам. Птицы пролетали над золотой макушкой Биг-Бена. Темза неторопливо текла через город. Солнце дразнило всех последними на сегодня лучами сквозь дымку перистых облаков…

А потом мы не сообразили, когда надо улыбаться – оказалось, что по окончании поездки делаются снимки пассажиров специальной автоматической камерой. Ну конечно мы всё пропустили! Фотография вышла без наших рожиц… Ну и ладно. Зато прокатились! Пора гулять дальше.

И мы отправились в путь. Обойдя квартал-другой, мы вышли к вокзалу Ватерлоо (по-английски звучит несколько непривычно для тех, кто не сталкивался – «Уотелю» с длинной такой «ю-у» на конце), а от него попали на одноименный мост. На улице уже давно стемнело, хотя не было ещё шести часов. Освещение же в Лондоне, даже в его исторической части, не столь яркое, как, скажем в Санкт-Петербурге или Москве. Подсвечиваются в основном самые главные здания и объекты. А для вновь прибывших туристов иной раз представляет некоторую трудность разобраться в темноте, что есть что. По этой причине мы фотографировали всё подряд. К примеру, по другую сторону моста находились очень интересные кубические конструкции с подсветкой, меняющей цвет. При более внимательном рассмотрении выяснилось, что это Национальный театр. А в последующие дни при свете солнца мы поняли, что само здание театра имеет вполне традиционную внешность, а кубы – это, видимо, декоративные элементы и напоминают скорее какие-то промышленные конструкции. Словом, полюбоваться на архитектуру – уж за этим точно нужно съездить в Лондон!

И куда бы мы ни шли в тот вечер, неизменно в поле зрения оказывался «Лондонский глаз», подсвеченный синим. Пусть даже самой маленькой частью, пусть всего лишь парой верхних кабинок, он следил за нами и помогал ориентироваться. Он и карта – два наших верных друга и помощника.


ДЕМОНЫ С ФЛИТ-СТРИТ

Сойдя с моста и миновав Ланкастер-Плейс, мы оказались на Стрэнде, одной из крупных улиц Лондона. Не просто так мы выбрали маршрут – этим чёрным-чёрным вечером мы вознамерились попасть на Флит-стрит. Да-да, вот так запросто, не беря в расчёт жуткие истории, сочинённые про неё. Демон-парикмахер имеется в виду, конечно же. А что, это же просто история! Фантазия авторов – это только фантазия. И мы смело отправились по Стрэнду в сторону Флит-стрит.

Как я уже говорила, освещение в Лондоне не везде яркое. Улица Стрэнд тоже отличается неравномерностью в этом смысле. И чем ближе к цели мы продвигались, тем мрачнее становилось вокруг. Не то, чтобы нам было жутко, но, знаете, не особенно комфортно почему-то… Перед самой Флит-стрит возвышалась церковь – как водится в Лондоне, вполне себе готического вида. Готика – штука красивая, но по вечерам мрачноватая.

Мы обошли священную обитель и… Сердца вдруг как-то частенько заколотились. Нашим взорам открылась картина, достойная лучших ужастиков: зловещее здание с широкими стрельчатыми арками, освещённое фиолетовыми лучами, направленными вверх, из-за чего тени уходили в небо и смешивались с его чернотой, скрывая истинные очертания и размеры дворца… А в том, что это именно дворец, у нас не было ни малейшего сомнения.

Преодолев замешательство, я достала карту. Да, точно, дворец. Дворец правосудия. Ох, и побаиваются его, должно быть, граждане! Что уж тогда говорить о другом Дворце правосудия, именуемом Олд Бейли, который, по описаниям в путеводителях, «наводил священный ужас на граждан»! Мы тут же решили, что взглянуть на Олд Бейли пойдём не иначе как ясным днём. А пока мы стояли между Стрэндом и Флит-стрит, загипнотизированные зловещим фиолетовым дворцом, где трудятся законники, и думали, что, быть может, не зря про эту улочку сочинили столь жуткую историю – очень, знаете ли, закономерно. Как бы каламбур.

Да, а ещё возле Дворца правосудия есть памятник. В темноте на него впечатлительным особам лучше тоже не смотреть: на высоком светлом постаменте находятся две тёмные фигуры. Странные существа… Причём одно из них с острыми крыльями – этакая адская смесь грифона с горгульей, стоит на задних лапах и держит в передних какое-то существо существенно меньше размером и без крыльев. Пасть грифо-горгульи при этом раскрыта. Снова напомню про освещение в Лондоне – памятники, как правило, не подсвечиваются. Этот – не исключение. И существа соответственно тоже сливаются с чёрным небом где-то там, высоко… Слабонервным – категорически не смотреть! Заколдует! Спасительными свойствами обладают сердечные капли или валерьяночка в лучшем случае. А зачем рисковать здоровьем? Будьте внимательны, господа туристы!

Стало быть, так начинается Флит-стрит, зловещая и загадочная.

Впрочем, дальше ничего безумно демонического на ней мы не обнаружили. Ну подумаешь, памятная табличка старинной «Таверны дьявола»! Ну, ещё старые чёрные тяжёлые ворота, вход в Темпл – ну и что? Никто ведь вечером не собирается гулять по внутренним дворам Темпла? Ну и правильно, и не надо! Лучше днём. Подумаешь, Флит-стрит! Улица как улица.

Только вот свернув с неё на Нью-Бридж-стрит, мы почему-то с облегчением вздохнули. Здесь и светлее как-то, и машин больше. И подземка уже рядом. Да, нагулялись… Пожалуй, на сегодня впечатлений хватит. Спать.


ПО ГРИНВИЧУ

Экскурсию мы заказали ещё в Москве. Кто мог предположить, что именно в этот день будет лить дождь? Впрочем, в Лондоне – запросто. Зонтик у нас есть, а вот средства для защиты обуви от влаги – нет… Ну, может, и не утонем.

Встретиться с гидом мы договорились на пирсе Embankment – решено было добираться до Гринвича отсюда на кораблике. Не особо пока ещё ориентируясь в городе, расстояниях и времени движения транспорта, мы вышли из отеля раньше, чем нужно, и прибыли к месту встречи так, что у нас оставалось полчаса в запасе. Чем занять себя в дождь? Конечно, погулять. Благо, рядом был небольшой садик. Однако много времени это не заняло, и оставшееся мы коротали уже на набережной. Вскоре подошла девушка, наш гид, и мы отправились в Гринвич. Главное – увидеть нулевой меридиан, безусловно. Надо же постоять одной ногой в западном полушарии, а другой – в восточном! Ну, и обсерваторию посмотреть с парками и музеями.

Мы загрузились на кораблик и поплыли. По Темзе ходят такие небольшие пассажирские судёнышки, именуемые клиперами - по ходу движения они останавливаются на каждом пирсе на обоих берегах реки. Не слишком быстрое путешествие получается. Зато можно многое увидеть. Здание шекспировского театра «Глобус», собор Св. Павла, корабль Фрэнсиса Дрейка, верфи… Мы проплывали под мостом «Миллениум», мимо корабля Её Величества «Белфаст» и Тауэра, под Тауэрским мостом. Это было похоже на сон – количество достопримечательностей на один погонный метр Темзы зашкаливало неимоверно!

Примечательно, что наряду с новыми строениями вдоль реки остались и старые здания, при этом сохранился дух старого города, тот, что ожидают найти путешественники, и его мрачноватое настроение. Определённо, Лондон не собирается ни перед кем заискивать. Он живёт, трудится, не кичится своими памятниками, создав их единожды и сохранив на многие столетия, а всем, кто приезжает, дозволено смотреть открыв рот, восторгаться и запоминать на всю жизнь. Что, впрочем, никак городом оценено не будет – у него своя жизнь.

В этом ощущении и прошёл наш путь до Гринвича.

Мы высадились на берег. Порывистый ветер и непрекращающийся дождь естественно повлияли на наши экскурсионные планы – мы не смогли погулять по парку. Зато заглянули мельком в Кинг-Уильям-корт и церковь Королевского военно-морского колледжа, после чего отправились на холм в обсерваторию. Ну и конечно же, по пути гид показала нам место возле Куинс-хаус, где в стародавние времена зачитывались указы об отрубании голов. Сейчас там очень славная зелёная лужаечка.

Наверху, несмотря на дождь, было довольно оживлённо. Прежде чем попасть в саму обсерваторию, мы изучили эталоны длины, наглядно приспособленные на столбе ограды, узрели большой красный шар, кой предназначался для определения времени, и узнали, что Королевскую обсерваторию переселили сюда из Тауэрского замка – королевские астрономы не ужились с королевскими воронами. Вороны оказались птицами поважнее, чем астрономы, поэтому астрономы из Тауэра съехали. А что, на пригорке наблюдать за звёздами даже удобнее! И вороны в объектив не лезут.

Собственно, сам музей в обсерватории не слишком большой. Зато в нём масса всяческих старинных и современных астрономических приборов, хронометров и прочих прелестей, включая глобус с точным временем по всем часовым поясам. Во внутреннем дворике есть солнечные часы в форме дельфинов. И красный шар на крыше – он как раз должен был подняться и опуститься, чтобы ознаменовать полдень – так капитаны речных судов сверяли часы. Шар этот – весьма знаменитая вещица! С 1833 года он выполняет свою миссию, по преданию почти ни дня не пропустив. Однако день нашего посещения как раз и стал тем редчайшим исключением: шар всё-таки старинный, и нынче в очень ветреную погоду его берегут и не поднимают. Так что сверить часы нам не удалось. Зато поприсутствовали при крайне редком событии – в 12.00 шар не сдвинулся с места! Везучие же мы!

Ну и фото на память – «одна нога здесь, другая там», или «я в разных полушариях». По традиции фотографировались только ноги (за неимением солнца и тени, понятное дело).

Дождь тем временем закончился, и мы отправились в Национальный морской музей. Лодки, части кораблей, грузы, багаж пассажиров, маяк – множество экспозиций, посвящённых морю и всему, что с ним связано. И тем, кто с ним связан, безусловно.

Особое место в этом музее – зал адмирала Нельсона. Биографию его пересказывать не буду, а некоторые экспонаты отмечу. Адмиральский мундир, сапоги, оружие – это понятно. А из особо примечательного – одежда, в которой он получил своё смертельное ранение, с сохранившимися на ней пятнами крови, письмо к Эмме Гамильтон и косичка адмирала. По традиции косичку погибшего воина отстригали и отправляли жене. Нельсон завещал отправить её любимой Эмме, что и было выполнено. Теперь всё это хранится в Морском музее в Гринвиче.

Вышли мы оттуда под впечатлением, что и говорить…

Да, чуть не забыла – возле входа в музей, того, что со стороны обсерватории, на постаменте лежит огромная бутылка с кораблём внутри. Если кто знает – на Трафальгарской площади среди памятников, фонтанов и прочих стационарных декоративностей есть пьедестал для сменных экспонатов. Сейчас там гордо стоит синий петух. А до него была как раз эта самая бутылка! Экспонаты на пьедестале меняются раз в два года. Интересно, что будет следующим? Поживём – увидим, в общем-то. А… как в бутылку запихивают корабль – кто-нибудь знает?

Кстати о кораблях. В Гринвиче находится и знаменитый корабль-музей «Катти Сарк». Впечатляющее творение! Очень изящное парусное судно с богатой и счастливой историей. Счастливой – потому что это один из двух «выживших» чайных клиперов XIX века. А богатой – собственно потому же. Команда из тридцати пяти человек возила чай из Китая. А может, и не только чай – в трюмах есть даже рояль из Сиднея. Теперь это экспозиция, конечно. Но рояль настоящий. А наверху можно оценить, в каких условиях жили моряки. В тесноте да не в обиде, как говорится. И спали, свернувшись калачиком. Даже каюта капитана особым шиком не отличается. Словом, познавательно. Кроме того и на мостике постоять, и за штурвал подержаться тоже не возбраняется. Со штурвалом была отдельная история, добавившая славы в копилку кораблю. В 1872 году «Катти Сарк» соревновался на скорость доставки с другим клипером, и внезапно в бурю штурвал сломался. Его ремонтировали прямо на ходу, в шторм, не останавливаясь и не заходя в порт. «Катти Сарк» отстал всего на неделю, а о мужестве команды теперь ходят легенды.

Что ещё интересного и примечательного в Гринвиче? Пожалуй, тоннель. Знаменитый Гринвичский пешеходный тоннель под Темзой. Пятнадцать метров вниз – по лестнице или на лифте. По нему можно перебраться на другой берег Темзы. Мы спустились посмотреть на тоннель, но переходить не стали – хотелось ещё что-нибудь на поверхности узреть. Одно скажу точно – эта конструкция, коей уже больше ста лет, очень впечатляет!

На поверхности мы прогулялись по улочкам Гринвича, посмотрели рождественско-новогоднее убранство, заглянули во дворик старинной церквушки, после чего отправились на станцию DLR. Этим видом транспорта мы намеревались добраться до центра Лондона. DLR – паровозики с электронным управлением, то есть водители в них не водятся. DLR курсируют по окраинам, и с них можно пересесть на обычные поезда подземки.

Так мы и сделали. Почти. Только решили не пересаживаться, а выйти на станции «Банк» и отправиться в Сити. Там нас особо интересовали две вещи: первая – «огурец», она же Башня Мэри-Экс, а вторая – место, где снимали «Шерлока», серию «Слепой банкир», а конкретно – банк.

Это только кажется, что небоскрёбы найти – пара пустяков. Ничуть не бывало! Особенно среди других небоскрёбов и узких улочек. И особенно когда не знаешь, что именно ищешь. Если первый пункт программы, "огурец", мы представляли себе вполне определённо, то второй, банк – абсолютно никак. Идея найти это здание возникла спонтанно. Почему-то я решила, что оно находится именно в Сити (а где же ещё, учитывая виды в кадре?). И, признаться, ветреным холодными вечером искать то, не знаю что – идея не самая блестящая. Но она нас захватила. Сначала мы блуждали по улочкам в поисках «огурца». При том, что он был отмечен на карте, добраться до него явилось известной сложностью – тёмным-тёмным вечером на узких-узких улочках, «подозревая» по пути все мало-мальски похожие на банк из «Шерлока» здания в участии в съёмках. Однако каким-то чудом «огурчик» нашёлся и был запечатлён во всех возможных ракурсах.

Настало время отыскать и диво невиданное – место съёмок «Слепого банкира». Что-то мне подсказывало, что небоскрёб с зелёной верхушкой, постоянно попадающийся на глаза, и есть нужное нам здание. Как проверить? Найти вход и посмотреть. Поиски начались почти бодро. О, если б мы только знали, что нас ждёт! Чтобы найти вход, мы раза три обошли все окрестные улочки. Они нисколько не параллельны и совершенно не перпендикулярны, они начинаются, поворачивают и закачиваются внезапно и исподтишка. Мы блуждали по Сити битый час, то приближаясь к зданию, то теряя его из виду, пока наконец-то – о боги! – не наткнулись на него, на Тот Небоскрёб! Мы поняли, что это он, по стеклянному навесу над входом, по эскалаторам и стойкам администраторов на втором этаже. Правда, меня смутило, что улица не столь широка, как показалось в фильме… Но последовавшее через несколько дней путешествие в Великую Сеть подтвердило: Tower 42 и есть место, где снимался «Шерлок». Вот так неожиданно и приятно.
 
Отсюда вывод: чтобы не блуждать, постарайтесь приготовить программу путешествия по максимуму заранее, чтобы экспромтов было поменьше. Особенно актуально для зимы – холодно всё-таки. Да и вообще приятнее искать, когда знаешь, что искать. В ином случае постоянно сравниваешь себя с Иванушкой-дурачком, которого послали по неизвестному адресу, и он пошёл и всю дорогу мучился – а туда ли он идёт, куда послали?

А пока с чувством выполненного долга и глубокого удовлетворения мы отправились ужинать. По иронии судьбы нам снова попалась пиццерия из той сети, в которой мы ужинали в первый вечер. Что ж, вкусно! И самое главное, горячая пицца и горячий чай – то, что нужно во время зимнего путешествия.

Ещё один день в Лондоне удался. Такое счастье!



TO BE CONTINUED...