Знак беды

Ната Алексеева
      
     На фото: проект микрорайона "Лосиный остров". Всё продано.
               

     Несколько дней назад  отправилась я  в гости к своей сестре на Преображенку. Поехала не в метро, а “верхами”, как мы привыкли говорить.  Мне всегда казалось странным ехать под землёй  совсем в другую сторону от места назначения  и, сделав пересадку с оранжевой ветки на красную, направляться  обратно. Если бы можно было перелететь по воздуху, этот полёт  до дома моей сестрицы,  занял бы пять минут. Одним словом, я  предпочитаю  двигаться к Погонному проезду на трёх трамваях, последовательно переходя с одного на другой. Тем более что такой вид транспорта  мне очень нравится…
 
   Проехав первую треть  пути, я вышла на ВДНХ  рядом с величественным  “символом социализма”  работы скульптора Веры  Мухиной.  Полюбовалась   памятником,  устремлённым   в  будущее,  на фоне серебристого  московского неба и пожалела, что не взяла  с собой фотоаппарат.   Хоть я не раз уже снимала “Рабочего и Колхозницу”, но в этот раз кадр можно было сделать восхитительным по колориту.

   Вторую треть моего пути  я провела, сидя  у окна и  вглядываясь в городские пейзажи, знакомые мне уже много лет. Вот  трамвай прогрохотал мимо  огромного дома на “ курьих ножках”,  обращённого фасадом к проспекту Мира, и я в сто первый раз подумала, что ни за какие коврижки не хотела бы  жить в этом “чуде архитектуры”  -  бетонные  ноги-подпорки,  державшие махину в  25 этажей,  вызывали у меня чувство необъяснимого опасения.

    Проехали горбатый мост,  допотопные железные гаражи  и  оказались  в зеленой зоне – с правой стороны простирался парк Сокольники, с  левой  уже начинался Лосиный остров.
    Мимо проплыл  замёрзший пруд,  и на  льду я увидела милую глазу картину – один единственный рыбак сидел на маленьком стульчике,  терпеливо ожидая улова.  Рядом с ним  примостилась собака, уставившись  в  голубую  лунку. Ждала ли  рыбки или  просто думала о чём-то своём, собачьем?…
   И опять я пожалела, что не могу сфотографировать эту странную и немного печальную пару…

    Показались яркие купола   расписного Богородского  храма,  у которого  я сделала последнюю пересадку,  оказавшись на  финишной прямой – до  Погонного проезда осталось три остановки. Кругом горделиво  сияли стёклами новые  высотные дома.  С досадой увидела я, что на месте знаменитых Богородских бань уже  появился уродливый остов будущего строения. Как жаль! Наши уютные посиделки  весёлой кампанией с пивом и квасом  во влажном банном тепле  превратились в невозвратное прошлое…

    По краю Лосиного острова вдоль трамвайных путей,  наседая друг на  друга,  громоздились элитные  кирпичные многоэтажки.  Сколько же их здесь! И когда только их успели понастроить!  А ещё десять лет назад  лишь березы    тихо шептали что-то заигрывающему с ними ветру.  Иногда и лоси забредали на окраину заповедника, вызывая восторг местных жителей.  Я не была здесь года три и сразу почувствовала, что мне  не нравится, как прежде, этот район.

    Какая-то мысль  тревожила  моё сознание,  и  наконец я поняла,  ЧТО меня беспокоило.  На протяжении всего моего пути я не увидела ни  весёлых  воробьёв, склёвывающих  крошки  на остановках,  ни скандальных  ворон,  шумно  перелетающих  с ветки на ветку,  ни толстых,  сизых  голубей… И тем более  мой глаз не зафиксировал   ни одной кошки или собаки, кроме той, что сидела со своим хозяином на пруду.

     Пустой и мёртвый город  лежал передо мной.  Может быть, птицы перебрались  в глубину леса? Но напрасно  мой взгляд скользил по уходящему вдаль лесному массиву -  в небе  не было   ни одной темной точки.   Не эти ли бесконечные дома, заполонившие собой пространство, стали причиной того, что район  опустел, превратившись из живого организма в  каменные джунгли?

   Раньше всё было иначе.  Перебегали дорогу кошки. У гаражей жил целый выводок собачат, которых жители кормили и даже будки им построили.  Голуби  крутились и урчали возле  домов,  где им бросали хлеб и сыпали крупу. Окраина  заповедника была наполнена птицами, их чириканьем и свистом, случалось и  белки  радовали глаз своими грациозными прыжками…
    Моя сестра в ответ на моё недоумение, сказала:
    - Сама удивляюсь. Раньше я из дома не выходила, чтобы не захватить с собой еду для кошек или собак. Кашу варила птичкам, сало подвешивала для синичек.    Непонятное что-то  происходит  - потравили всех,  что ли? …Коммунальщики без конца отраву рассыпают, якобы от крыс...

  И я вспомнила,  что ещё  двадцать лет назад,  ученые-экологи предупреждали:   не должна столица разрастаться вширь,  потому что это грозит экологической катастрофой. Кто-нибудь услышал глас вопиющего?  Не знаки ли грядущей беды мы уже сегодня наблюдаем  в   городе, забывшем  о природе-матушке?

   Вот почему бегут москвичи, сломя голову, с началом весны  на свои дачные участки, где кукует кукушка  гулкой ранью,  шумят вековые ели, воздух насыщен ароматом цветов…  Где  невесомо  порхают бабочки,   деловито  снуют многочисленные жуки,  самозабвенно квакают лягушки. Где пока ещё  всё ЖИВОЕ –  небо и земля,  лес и река, хотя уже и нет изобилия флоры и фауны, как раньше.   Где человек существует в единстве и гармонии с окружающим миром, забывая хотя бы на время про агрессивные каменные джунгли.
    Кому только  нужны  эти  мегаполисы?

    Возможно, кто-нибудь усмехнётся - подумаешь, тут в политике такие дела творятся, а вы про экологию...
Но экологическая катастрофа может случиться быстрее, чем Третья Мировая война. По сути, Мировая война с Природой уже идёт и не с неё ли надо  начинать, заключая перемирие на всех фронтах?
Человек очень хрупкое существо. Чтобы уничтожить человека, как вид, достаточно лишить его обычной питьевой воды, хватит и одного маленького вируса. Вы об этом не задумывались?