Третий год мы работали по эксперименту ГОРОНО в классах с эстетическим уклоном. Здесь на высоком профессиональном уровне проводились уроки изобразительного искусства и художественного труда, танца, вокального и хорового пения, театра, шахмат и каратэ. Были, конечно, и обычные школьные предметы, но их не выделяли главными.
На высоком уровне, потому что для проведения эксперимента были собраны самые лучшие специалисты нашего города. Нам предложили разработать авторские программы, что мы и сделали.
Для творческого человека – это счастье, возможность попробовать свои силы, не оглядываясь на запреты. Команда отдавала все свои силы, и это было общим желанием учителей, родителей и детей.
Детей не отбирали по способностям. Все желающие были приняты для участия в эксперименте. Наша задача была: дать детям столько, сколько они могут взять.
За два с лишним года дети в возрасте от 7 до 9 лет научились рисовать многоплановые пейзажи, растения и животных, человека в движении, портреты, используя неограниченные художественные средства. Ученики освоили навыки работы в технике мозаика, витраж, гратография, основные правила резьбы по дереву, чеканки на алюминии и др. Научились шить на швейной машинке наряды для больших кукол, вязать носки и варежки себе и родственникам. Они ставили спектакли, работали над вокалом и прекрасно пели в хоре.
Зная, что до 10 лет дети обучаются без комплексов, легче усваивают, не стесняясь неумения, им хочется знать и уметь как можно больше, эти детские особенности мы и постарались учесть в своих авторских программах.
Мне, учителю изобразительного искусства, большим желанием было вывести детей на природу, показать работы художников не в музее, а непосредственно на пленере. Время на Кавказе неспокойное, но нам удалось организовать поездку в Кисловодск. Дети взяли с собой бумагу, карандаши, чтобы в пути делать зарисовки. Два часа поездки в автобусе прошли незаметно. Детскому взору представали картины одна прекраснее другой. Все торопились сделать наброски будущих работ. То здесь, то там слышались восхищённые возгласы детей.
В Кисловодске мы остановили свой автобус рядом с тем местом, где располагались местные художники, пишущие и одновременно продающие свои картины. Восторженная стайка учеников выпорхнула из автобуса и окружила их. Восхищению детей не было предела: они переходили от картины к картине, возвращались, подзывали друг друга, обменивались впечатлениями, не обращая внимания на взрослых. Художники были настолько поражены интересом детей к картинам, умению их выделить наиболее удачные, что начали общаться с ними, расспрашивать, откуда они, в какой школе обучаются. Они в несколько раз уменьшили стоимость картин, чтобы дети могли купить, а несколько небольших подарили на память, объяснив это тем, что они впервые видят детей, которые предпочтение отдают картинам и художественным изделиям, а не сладостям. На что дети солидно ответили, что сладости они купят и дома.
С каменным орлом на выступе горы дети с удовольствием сфотографировались, а с живым отказались, мол, нельзя орлу быть на привязи. Окружающие присутствующие здесь курортники удивлялись разумности наших детей. Здесь впервые я почувствовала, как много мы успели дать своим ребятишкам, как отличаются они в развитии и восприятии окружающего мира от своих сверстников. Гордость переполняла меня от того, что я причастна к их становлению.
Потом были победы в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях, местное телевидение, признание моих заслуг, вручение знака Почётного работника общего образования РФ. Но они не затмили этот самый счастливый день в моей жизни, когда совсем ещё маленькие дети столь непосредственно продемонстрировали вложенный в них труд учителя.