Легенда старшего лейтенанта Горовца

Олег Каминский
       О  подвигах  советских  воинов  в  годы  Великой  Отечественной  войны  написано  и  рассказано  так  много,  что  вряд  ли  кто-то  не  слышал  о  необычном  подвиге  лётчика-истребителя  старшего  лейтенанта  А.  К.  Горовца,  сбившего  в  одном  бою  сразу  девять  фашистских  самолетов.  И,  действительно,  этому  лётчику  и  описаниям  его  подвига  посвящены  книги,  десятки  статей  и  множество  упоминаний  в  различных  текстах.  Но,  если  раньше  сомнений  в  подвиге  Горовца  не  было  и,  все  с  энтузиазмом  верили,  что  советский  человек  способен  ещё  и  не  на  такой  подвиг,  то  теперь,  когда  развенчаны  многие  мифы  и  легенды  советского  периода,  появился  скептицизм  при  оценке  не  только  наших  былых  трудовых  достижений,  но  и  боевых  подвигов.  Неожиданно  выяснилось,  что  многие  победы  советского  оружия,  считавшиеся  до  недавнего  времени  блестящими,  на  деле  оказались  пирровыми  победами,  если  не  сказать  хуже.  Появились  сомнения  и  в  героических  подвигах,  канонизированных  советской  пропагандой.  Настало  время  разобраться  и  с  подвигом  лётчика  Горовца,  тем  более,  что  этот  удивительный случай  документально,  то  есть  документами  противника,  подтвержден  пока  не был. 

       Сразу  необходимо  подчеркнуть,  что  целью  этой статьи  является  не  сомнение  в  мужестве  и  героизме  нашего  лётчика,  отдавшего  жизнь  за  Родину,  а  попытка  с  помощью  немецких  архивных  документов  выяснить  неизвестные  до  сих  пор  подробности  этого,  без  преувеличения,  уникального  случая.   

       Итак,  в  июле  1943  года  28-летний  старший  лейтенант  Александр  Константинович  Горовец  был  заместителем  командира  2-й  эскадрильи  88-го  гвардейского  истребительного  авиационного  полка  (ГИАП)  и  достаточно  опытным  летчиком.  Воюя  с  июня  1942  года,  он  успел  совершить  74  боевых  вылета,  участвовал  в  10  воздушных  боях,  сбил  2  самолета  лично  (Ме-109  и  Хш-126)  и  2  Хе-111  в  паре  с  другими  летчиками,  уничтожил  около  40  автомашин,  1  паровоз,  и  за  свои  боевые  успехи  был  награжден  орденом  Красного  Знамени. 

       В  то  время  88-й  полк  базировался  на  полевом  аэродроме  Долгие  Буды  (в  40  км  западнее  Обояни),  и  его  летчики  принимали  активное  участие  в  битве  под  Курском.  Уже  в  первый  день  немецкой  наступательной  операции  «Цитадель»  5  июля  1943  года  они  сбили  30  самолетов  Люфтваффе. 

       На  следующий  день,  6  июля,  советские  войска  приостановили  наступление  противника.  На  обояньском  направлении  ему  удалось  прорвать  вторую  полосу  обороны  лишь  на  одном  участке  (Яковлево,  Лучки).  Юго-восточнее  Белгорода  войска  противника  незначительно  продвинулись  вперед,  и  к  исходу  дня  вышли  ко  второй  оборонительной  полосе.  Примерно  в  это  время,  Горовец  в  составе  десяти  истребителей  (по  другим  данным  пятнадцати)  Ла-5  эскадрильи  капитана  В.  И.  Мишустина,  вылетел  на  прикрытие  наших  войск  в  район  Куросавка - Владимировка - Ольховатка - Кочетовка - Зоринские  Дворы.

       Здесь  нужно  подчеркнуть,  что  дальнейшее  описание  боя  Горовца  основано  лишь  на  смутных  слухах  и  версиях,  так  как  сам  погибший  герой  о  подробностях  своего  боя  доложить,  естественно,  не  смог. 

       Итак,  в  19  часов  40  минут,  когда  кончилось  время  патрулирования,  эскадрилья  повернула  на  обратный  курс.  Горовец,  вместе  со  своим  ведомым  лейтенантом  В.  М.  Рекуновым  замыкал  строй  истребителей.  Неожиданно  сверху  из  облаков  вынырнул  Ме-109  и  попытался  атаковать  замыкающую  пару.  Желая  отбить  атаку,  Рекунов  ввязался  в  бой  с  немецким  истребителем.  А  в  это  время,  в  районе  деревни  Засоринье,  Горовец  внезапно  заметил  группу  из  двадцати  немецких  пикировщиков  Юнкерс-87,  летевших  в  восточном  направлении.  Вероятно,  из-за  неисправного  радиопередатчика,  сообщить  об  этом  командиру  эскадрильи  летчик  не  смог.  Поэтому  он  решил  атаковать  противника  в  одиночку.  Пикировщики  уже  начали  перестраиваться  в  цепочку  для  бомбометания  по  нашим  войскам,  когда  их  атаковал  Горовец.  В  первой  же  атаке  он  уничтожил  ведущего  первой  девятки,  а  затем,  поочередно  атакуя  остальных,  сбил  ещё  восемь  пикировщиков.  Израсходовав  боеприпасы,  Горовец  взял  курс  на  свой  аэродром,  но  тут  его  самого  атаковала  четверка  Ме-109  (по  другим  данным  ФВ-190).  Безоружный  истребитель  был  сбит,  и  отвесно  упав  в  чей-то  огород  хутора  Зоринские  Дворы,  глубоко  врезался  в  мягкую  землю.  Летчик  остался  в  кабине  своего  самолета,  и  земля  надолго  скрыла  тайну  его  гибели.  Поиск  летчика  наспех  организованными  поисковыми  группами  ничего  не  дал.  Приказом  Главного  Управления  Кадров  МКО  №  0955  от  20  августа  1943  года  А.  К.  Горовец  был  исключен  из  списков  Советской  Армии  как  пропавший  без  вести,  а  28  сентября  1943  года  ему  посмертно  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза.

       Странно,  но  даже  после  окончания  войны,  поисками  следов  пропавшего  летчика  никто  не  занимался,  хотя  о  его  подвиге  продолжали  упоминать  в  прессе.  Трудно  сказать,  сколько  бы  времени  герой-летчик  продолжал  считаться  пропавшим  без  вести.  Но  летом  1957  года  трое  молодых  парней - жителей  хутора,  по  собственной  инициативе  занявшись  раскопками  на  огороде,  куда  упал  истребитель,  наконец-то,  обнаружили  обломки  самолета  и  останки  погибшего  летчика.  На  фюзеляже  истребителя  Ла-5ФН  еще  сохранилась  дарственная  надпись  «От  колхозников  и  колхозниц  Горьковской  области»  и  номер  73,  а  на  киле  -  «Красная  ломаная  стрела-молния».  По  найденным  у  летчика  документам  и  ордену  Красного  Знамени  было  установлено,  что  они  принадлежат  старшему  лейтенанту  Горовцу.  Останки  летчика  были,  наконец - то,  торжественно  похоронены  на  кладбище  хутора  Зоринские  Дворы.

       А  теперь  немного  информации  о  пикировщиках  Люфтваффе,  с  которыми  вел  бой  Горовец.  Итак,  по  немецким  данным   6  июля  1943  года  пикирующие  бомбардировщики   Ju 87  (немцы  называли  их  «Штуками»)  из  StG.2  «Immelmann»  и  StG.77  4-го  воздушного  флота,  в  полосе  действия  которого  вел  бой  Горовец,  совершили  793  боевых  вылета.  Эскадра  «Иммельманн»  потерь  не  имела,  а  StG.77  потеряла  пять  «Штук»  (ещё  пять  «Штук»  были  повреждены).  Можно  смело  утверждать,  что  Горовец  вел  бой  именно  с  пикировщиками  из  StG.77  и,  думается,  нелишним  будет  сказать  несколько  слов  о  летчиках  этой  эскадре,  самолеты  которой  базировались  на  полевых  аэродромах  Толоконное  и  Бебаровка  южнее  Белгорода.   

       К  началу  Курской  битвы,  немцы  пополнили  и  доукомплектовали  все  группы  и  эскадры,  предназначенные  для  операции  «Цитадель».  Практически,  весь  лётный  персонал  авиационных  частей  состоял  из  опытных  лётчиков,  лучшие  из  которых  были  командирами.  Так,  например,  командиром  StG.77  был  майор  Хельмут  Брук,  награжденный  Дубовыми  листьями  к  Рыцарскому  кресту.  Группами  командовали  кавалеры  Рыцарского  креста  капитаны  Карл  Хенце,  Хельмут  Ляйхт  и  Георг  Якоб.  Кавалерами  Рыцарского  креста  были  командиры  отрядов  капитан  Карл  Фицнер  (начал  воевать  ещё  в  Испании!),  обер-лейтенанты  Александр  Глезер  и  Франц  Кислих,  а  также  пилоты  лейтенант  Рудольф  Вайгель,  обер-фельдфебели  Георг  Яуэрник  и  Вернер  Вайраух.  Кроме  того,  к  началу  операции  «Цитадель»,  в  составе  эскадры,  было  более  тридцати  пилотов  награжденных  Германским  Золотым  крестом  (это  не  считая  бортовых  радистов,  многие  из  которых  также  были  награждены  этим  орденом).  Большинство пилотов  совершили  не  менее  100-200,  а  то  и  более,  боевых  вылетов.  Иными  словами,  каждый  девятый  пилот  эскадры  имел  Рыцарский  крест,  каждый  третий  -  был  награжден  Германским  Золотым  крестом.  Почти  все  остальные  пилоты  также  обладали  большим  боевым  опытом  и  были  награждены  Железными  крестами.  Часто,  группы  пикировщиков,  укомплектованные  опытными  летчиками,  шли  на  задания  даже  без  истребительного  прикрытия.  Кстати,  именно  в  такой  ситуации  вел  свой  бой  и  Горовец.

       Благодаря  хорошо  обученному  и  опытному  лётному  персоналу,  эскадра,  несмотря  на  большое  число  боевых  вылетов,  имела  относительно  небольшие  потери,  даже  во  время  ожесточенных  боев  под  Курском.  Так,  в  первый  день  сражения  5  июля  1943  года  летчики  StG.77  совершили  584  боевых  вылета,  то  есть,  каждый  пилот  эскадры  совершил  по  5-6  боевых  вылетов,  но  не  потеряли  ни  одного  самолета  (!). 

       А  теперь  посмотрим  на  карту  и  уточним  квадраты,  в  которых  понесли  потери  6  июля  «Штуки»:

       В  квадрате  Pl.Q.6152  огнем  зенитной  артиллерии  был  на  25%  поврежден  Ju 87D3  W.Nr.31100  из  9./StG77.  Экипаж  не  пострадал.

       В  квадрате  Pl.Q.6139  был  сбит  в  воздушном  бою  Ju 87D-3 W.Nr. 110341  из  3./StG.77.  Самолет  был  поврежден  на  80%  и,  фактически,  уничтожен,  но  его  экипаж  также  не  пострадал.

       В  квадрате  Pl.Q.6141  также  в  воздушном  бою  был  сбит  и  на  100%  уничтожен  Ju 87В2  W.Nr.559  из  Verb.Kdo.4.  Кстати,  в  данном  случае  точно  известны  обстоятельства  боя,  в  котором  был  потерян  этот  «юнкерс».  По  данным  штаба  42-го  немецкого  армейского  корпуса,  два  «юнкерса»  из  Verb. Kdo.4  с  планерами  DFS.230  на  буксире,  в  7  часов  45  минут  подверглись  неожиданной  атаке  русских  истребителей  у  Тарановки,  примерно  в  20  км  за  линией  фронта  вблизи  железнодорожной  ветки  Харьков — Лозовая.  Летчики  на  обоих  самолетах  успели  отцепить  планеры  и,  перейдя  в  свободный  полет,  планеристы  успешно  уклонились  от  преследования  истребителей.  Правда,  в  бою  был  сбит  ведущий  Ju.87B,  но  летчики  сумели  покинуть  горящую  машину  с  парашютами.

       По  советским  данным,  бой  с  «юнкерсами»  вела  четверка Як-1  младшего  лейтенанта  П.  Д.  Худова  из  867-го  ИАП.  После  меткой  очереди  Худова  один  из  «юнкерсов»  загорелся  и  упал  на  землю.  Другие  три  «яка»  обстреляли  ведомый  пикировщик  и  планеры,  которые  успели  приземлиться.  Летчики  «яков»  заявили  об  уничтожении  обоих  Ju.87  и  обоих  планеров,  хотя,  как  мы  уже  знаем,  немцы  потеряли  один  самолет.

       Продолжим,  однако,  наш  список:

       В  квадрате  Pl.Q.6119  в  воздушном  бою  был  легко  на  10%  поврежден  Ju 87D3  W.Nr.2445  из  9./StG77.  Среди  экипажа  пострадавших  не  было. 

       В  квадрате  Pl.Q6116  было  потеряно  два  самолета.  У  одного  из  них  -  Ju 87D3  W.Nr.1481  из  2./StG.77  загорелся  в  воздухе  мотор,  но  экипаж  спасся  на  парашютах.  А  вот  экипажу  Ju 87D3  W.Nr.110324  из  5./StG.77,  сбитому  в  воздушном  бою,  не  повезло:  пилот  лейтенант  Гюнтер  Мюххаус  (Gunther  Muhhaus)  и  борт-радист  унтер-офицер  Бекманн  (Beckmann)  погибли. 

       Но  самые  большие  потери  «Штуки»  понесли  в  квадрате  Pl.Q.6124:  там  были  сбиты  или  повреждены  пять  самолетов.  Огнем  зенитной  артиллерии  на  15%  и  10%  соответственно  были  легко  повреждены  Ju 87D3  W.Nr.110346  из  6./StG.77  и  Ju 87D3  W.Nr.110072  из  2./StG.77,  а  в  воздушном  бою  на  15%  был  поврежден  Ju 87D3  W.Nr.1279  из  4./StG.77.  Среди  членов  экипажей  этих  самолетов  потерь  не  было.  Однако  были  потеряны  экипажи  двух  других  «Штук»,  сбитых  зенитным  огнем.  Экипаж  Ju 87D3  W.Nr.11012  в  составе  пилота  лейтенанта  Ульриха  Кёлера  (Ulrich  Kohler)  и  борт-радиста  Германна  Штрайтёра  (Hermann  Streit;r)  из  1./StG.77  погиб,  а  экипаж  Ju 87D3  W.Nr.100016  в  составе  пилота  унтер-офицера  Эрнста  Пегеля  (Ernst  Pegel)  и  борт-радиста  унтер-офицера  Йозефа  Видеманна  (Josef  Wiedemann)  из  8./StG.77  пропал  без  вести.   

       Что  можно  сказать  по  поводу  этих  потерь?  Во-первых,  причины  потерь  в  документах  указаны  разные.  Считается,  что  в  воздушных  боях  были  потеряны  5  (один  из  них,  как  мы  точно  установили,  был  сбит  младшим  лейтенантом  П.  Д.  Худовым),  от  огня  зенитной  артиллерии  -  тоже  5  и  от  возгорания  мотора  -  1  самолет.  В  данном  случае,  можно  предположить,  что  возгорание  мотора  Ju 87  W.Nr.1481  произошло  в  результате  повреждений,  полученных  в  воздушном  бою,  а  некоторые  из  пяти  самолетов,  считающиеся  пострадавшими  от  зенитного  огня,  на  самом  деле  были  подбиты  в  воздушном  бою.  Во-вторых,  судя  по  квадратам,  потери  распределились  весьма  неравномерно.  И  здесь,  тоже  можно  допустить,  что  некоторые  самолеты,  будучи  подбиты  Горовцом,  продолжали  лететь  какое-то  время  и,  падали  или  совершали  вынужденные  посадки  уже  в  других  квадратах,  за  десятки  километров  от  места  боя.  Во  всяком  случае,  в  близлежащих  квадратах  6116,  6119,  6124  и  6141,  действительно,  были  подбиты  девять  «Штук»  W.Nr.559,  1279,  1481,  2445,  110012,  100016,  100072,  110324,  110346,  в  том  числе,  пять  из  них  были  уничтожены.  Но,  в-третьих,  практически  все  «Штуки»  были  из  разных  групп  и  отрядов! 

       Вот  как  распределились  потери  по  отрядам:

       1./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.11012      100%     зенитный  огонь
       2./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.1481        100%     возгорание  мотора
       2./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.100072      10%     зенитный  огонь    
       3./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.110341      80%     воздушный  бой

       4./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.1279           15%     воздушный  бой
       5./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.110324     100%     воздушный  бой
       6./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.110346       15%     зенитный  огонь

       8./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.100016     100%     зенитный  огонь
       9./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.31100         25%     зенитный  огонь
       9./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.2445           10%     воздушный  бой

       То  есть  в  группе  из  20  пикировщиков,  которую  атаковал  Горовец,  не  могли  быть  одновременно  самолеты  из  1,  2,  3,  4,  5,  6,  8  и  9-го  отрядов  StG.77.  Ну,  никак  не  могли!  И,  действительно,  полностью  укомплектованная  эскадра,  не  понесшая  никаких  потерь  в  предыдущий  день,  совершенно  не  испытывала  необходимости  отправлять  на  задание  смешанную  группу  из  всех  отрядов,  а  действовала  целыми  подразделениями.

       Не  следует  забывать  и  о  том,  что  кроме  88-го  ГИАП,  в  составе  2-й  воздушной  армии  в  районе  Белгорода  действовали  и  другие  истребительные  полки,  например,  40-й  и  41-й  ГИАП,  27-й,  193-й,  240-й,  247-й,  270-й,  728-й  ИАП  и  многие  другие.  Всего  летчики  2-й  воздушной  армии  провели  в  тот  день  90  воздушных  боев  и  доложили  об  уничтожении  более  ста  немецких  самолетов,  в  том  числе  не  менее  32  пикировщиков  Ю-87.  Например,  в  19  часов  15  минут  свой  первый  Юнкерс-87  сбил  лейтенант  И.  Н.  Кожедуб,  в  будущем  -  лучший  советский  ас  и  трижды  Герой  Советского  Союза.  Само  собой,  нельзя  обойти  вниманием  и  наших  зенитчиков,  также  записавших  на  свой  счет  немалое  количество  сбитых  самолетов,  что,  кстати,  подтверждают  и  немецкие  документы.
 
       Нет  однозначных  ответов  и  на  другие  вопросы,  связанные  с  боем  Горовца.  Так,  нет  никаких  упоминаний  о  найденных  в  районе  боя  обломках  сбитых  «юнкерсов»,  погибших  или  попавших  в  плен  немецких  летчиков.  Не  смогли  найти  даже  самолет  Горовца,  хотя,  как  утверждается  во  многих  литературных  источниках,  бой  наблюдали  не  только  жители  Зоринских  Дворов,  но  и  многие  танкисты  242-й  танковой  бригады,  находившиеся  на  южной  окраине  хутора,  куда  упал  «лавочкин».  Наблюдали  бой,  якобы,  также  солдаты  и  офицеры  1-й  танковой  армии,  6-й  гвардейской  армий  и  других  наземных  частей.  А  командующий  фронтом  генерал    Н.  Ф.  Ватутин,  который  тоже,  якобы,  видел  этот  бой,  приказал  немедленно  представить  летчика  к  званию  Героя  Советского  Союза.  Но,  несмотря  на  наличие  многих  свидетелей  и  то,  что  территория  хутора  Зоринские  Дворы  оставалась  в  наших  руках,  действия  поисковых  групп  88-го  ГИАП  и  8-й  ГИАД,  по  непонятным  причинам,  оказались  безрезультатными.  Это  вызывает,  мягко  говоря,  недоумение.  Создается  впечатление,  что  летчика,  совершившего  небывалый  подвиг,  просто-напросто  не  искали!  Почему?!  Может  быть,  это  каким-то  образом  могло  помешать  спешно  созданной  новой  легенде  советской  пропаганды?  Мало  того,  в  последнее  время  появились  утверждения,  что  Горовец  не  вернулся  из  вылета  ещё  утром  и  вообще  не  участвовал  в  том  знаменитом  бою,  а  вся  легенда  о  его  небывалом  подвиге  была  на  ходу  сочинена  каким-то  безвестным  автором  из  политотдела,  для  поддержания  морального  духа  советских  воинов…               

       И,  всё-таки  сбил,  или  не  сбил  девять  самолетов  в  том  бою  Горовец?  Даже  если  теоретически  предположить  подобное,  то  в  таком  случае  автоматически  ставятся  под  сомнения  воздушные  победы  многих  летчиков  2-й  воздушной  армии,  в  том  числе  будущего  лучшего  советского  аса  и  трижды  Героя  Советского  Союза  И.  Н.  Кожедуба… 

       Подводя  итог  всему  вышеизложенному,  можно  сделать  следующий  вывод:  оставшись  один  над  полем  боя,  А.  К.  Горовец  действительно  мог  атаковать  группу  вражеских  самолетов  и,  возможно,  сбить  или  подбить  один  -  два,  или  даже  три  самолета.  Однако  факт  уничтожения  девяти  немецких  самолетов  в  одном  бою  представляется  больше  плодом  воображения  кого-то  из  деятелей  советской  политической  пропаганды,  чем  событием,  реально  имевшим  место.