Умер Пако де Лусия

Алексей Степанов 5
Вчера, 26 февраля, умер Франсиско Санчес Гомес, который известен под сценическим псевдонимом Пако де Люсия. Ему исполнилось всего 66 лет – два христовых возраста. Шестьдесят лет из них он отдал музыке, и в течение пятидесяти лет был самым харизматичным, самым ярким исполнителем музыки фламенко.
В 1977 году я и двое моих сокамерников по общежитию готовились к какому-то конкурсу, уныло долбили «Буре» Баха. Рядом потихоньку пиликал телевизор. И вот вдруг на экране появилась группа музыкантов, которая сразу же нас заинтересовала, потому что там, кроме ударника и мужика с электрогитарой, были две акустические гитары. И вот началось. Солист – совсем молодой парень, длинноволосый, с породистым горбоносым лицом, выжимал немыслимой красоты мелодию, гибкую и изысканную, бесновался чернокожий ударник, невозмутимо работал бас-гитарист… и вдруг – взрыв, невозможной скорости пассажи, ослепительно-яркие, стремительный темп. А солист играл, подняв лицо кверху, и иногда мучительно вздрагивал, как от боли.
Мы в тот вечер так и не стали репетировать. Собственная игра показалась убогой до невозможности.
Позже я узнал, что та композиция называлась Entre dos Agas – «Меж двух вод». Вот она, правда, немного в другой обработке:
 http://www.youtube.com/watch?v=0o8vszqVL2U
 Вообще же, это очень характерно для творчества Пако де Лусии – он никогда не играл дважды одинаково одну и ту же пьесу. Оставалась ритмическая канва, гармонический костяк, но все остальное «мясо» каждый раз наращивалось новое. Впрочем, в этом суть фламенко: сочетание строгих канонических форм и безграничной свободы движения внутри них.
Пако во многом определил путь развития фламенко. Если Сабикас вывел этот жанр на эстраду, придав ему блеск, то Пако этот блеск довел до бриллиантовой яркости, добавил во  фламенко разнообразия, экспериментируя с джазом, ввел в ансамбль фламенко ранее ни использовавшиеся инструменты. Наверное, все это здорово, но мне ближе всего молодой Пако, фантастически играющий традиционное фламенко. Попробуйте прослушать до конца вот это: http://www.youtube.com/watch?v=kMG9RwDe8E0  Здесь – один из концертов Пако, в конце которого он играет свою композицию «Светлая луна». Такого квинтольного тремоло я ни у кого не слышал.
Пако умер – а ощущение такое, что умер бог. Теперь его наследие не будет меняться, жизнь Пако завершилась, но лишь постольку, поскольку его творчество окончательно отлито в форму времени и теперь кристаллизуется, чтобы остаться неизменным. В каком-то смысле в этих записях – сам Пако, его неистовая цыганская душа, устремленная к бессмертию – если фламенко бессмертно.