Лента времени и истинное настоящее

Николай Старорусский
По-разному называли  Время философы. Скажем, Аристотель – числом движения, Платон – подвижным образом вечности…  Однако остается самым привычным и популярным пространственное представление времени как некой воображаемой линии, идущей из прошлого в будущее (у иных авторов – наоборот).  Вспомним «ленту времени» из школьной истории.  Хотя еще тот же Аристотель  говорил, что пространственное перемещение – далеко не единственный вид изменения.

В такой картине НАСТОЯЩЕМУ отводится лишь одна точка на прямой, разделяющая прошедшее и будущее.  Как в песне:

Есть только миг между прошлым и будущим, -
Именно он называется жизнь.

Сам миг – мгновение оказывается очень непростым,  у него много философских тонкостей.   Мы же отметим, что жизнь в такой картине представляется как множество отдельных изображений в стробоскопе.

Любопытно, что утверждение «настоящего не бывает», так как на него не отводится времени, в области жизненных установок  смыкается с, казалось бы, противоположным:  живи, целиком погружаясь в текущее мгновение, не думая о прошлом и будущем.

Правда, еще в  глубокой древности возникла одна их самых глубоких мыслей о distentio animi – растяжении, распростирании души.  Так Августин Аврелий  назвал ее способность удерживать и прошлое, и настоящее.  Он указывал на музыкальную мелодию, которая лишена смысла, будучи разделенной на отдельные звуки.  Но мы именно переживаем ее целиком, Значит, в нашей душе сохраняются прежние звуки и, возможно, предвосхищаются будущие. (Приходилось слышать, что хороший пианист, если у него упали ноты с пюпитра, умеет какое-то время продолжать играть).   Значит, в каждое мгновение  на той прямой душа владеет собственным, сложно устроенным временем.

Анри Бергсон на рубеже 19-20 веков  уже говорил о целостной мелодии жизни   каждого человека.

Сама дискуссия о мгновении, существовании в нем настоящего, думается, лишается смысла.  Настоящее – все то, что мы ощущаем как наше настоящее.  Сюда входит и наше восприятие того, что вокруг нас, и его оценка с привлечением прошлого опыта всей жизни, - причем, возможно, и неосознаваемая, и набросок будущего, и оценка его перспектив.

Все эти процессы, конечно,  занимают какой-то интервал на ленте времени.  Однако внутри себя настоящее привлекает и содержит, не всегда осознанно, память о многих временах и, возможно, что-то из будущего (хотя бы как возможность, но есть и более хитрые мысли).  Для нас же все это -
целостность, меняющаяся, но образующая непрерывную мелодию жизни.

Ну а как же с лентой времени и числом движения?  У них есть свое место, но ограниченное.   Скажем,  чтобы успеть на трамвай, надо перебежать дорогу перед  автомобилем.  Наше истинное, внутреннее настоящее – наблюдение и оценка ситуации, привлечение прежнего опыта переходов дороги, оценка важности события «успеть на трамвай», возможных последствий одного из двух решений и принятие одного из них.  Ну, а уж когда мы выбежим на дорогу, будущее станет зависеть от «числа движения» - оборотов секундной стрелки и колес авто.