Имре Кальман. Уход короля оперетты

Голиков Альберт Александрович
Статья обновлена в декабре 2023 г.

Кальман, Имре
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Имре (Эммерих) Кальман (венг. Kаlman Imre, нем. Emmerich Kalman; 24 октября 1882 — 30 октября 1953) — венгерский композитор, автор популярных оперетт:
«Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты.

Биография

Имре Кальман родился в Шиофоке (Австро-Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в семье еврея-торговца Карла Коппштейна (Karl Koppstein). Ещё в школе сменил фамилию на Кальман.[1] Учился на пианиста, однако из-за артрита переключился на композицию. Окончил в Будапеште музыкальную академию, где с ним вместе учились Бела Барток и Золтан Кодаи.

В 1904 году Кальман работал музыкальным критиком в будапештской газете, одновременно много времени уделяя композиции.

Романсы и симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби, Кальман решил попробовать силы в оперетте. Уже первая его оперетта (Tatarjaras, 1908, Будапешт) восторженно встречена публикой и была поставлена в Вене, Нью-Йорке и Лондоне (под названием «Осенние манёвры»).


В 1908 году Кальман переехал в Вену, где закрепил свой успех опереттой «Цыган-премьер» (1912).

В военный 1915 год появилась самая популярная оперетта Кальмана, «Королева чардаша (Сильва)». Её ставили даже на другой стороне фронта, в том числе — в России (изменив фамилии персонажей и место действия).


В 1920-е годы наибольший успех имели три оперетты Кальмана: «Баядера» (1921) (здесь, кроме традиционных для него вальсов и чардашей, Кальман решил освоить новые ритмы: фокстрот и шимми), затем «Марица» (1924) и «Принцесса цирка» (1926).

В 1930 году Кальман женился на юной русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой посвятил впоследствии оперетту «Фиалка Монмартра». У них родились сын Карой и две дочери Лили и Ивонка.

В 1934 году Кальман был награждён французским орденом Почётного легиона.

После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман эмигрировал — сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии, две сестры Кальмана погибли в концлагерях.

1942: Кальман разводится с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединяются.

После разгрома нацизма, зимой 1948/1949 года, Кальман приехал в Европу, возложил венок на могилу Легара, затем вернулся в США. В 1949 году после инсульта был частично парализован. Затем самочувствие несколько улучшилось, и в 1951 году Кальман по настоянию Веры переехал в Париж, где спустя 2 года умер.
Похоронен, согласно завещанию, в Вене на Центральном кладбище. В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана.


Скромный гений: жизнь Имре Кальмана
10:45, 3 февраля 2013 Эхо планеты

В жанре оперетты венгру Имре Кальману, пожалуй, не было равных ни до, ни после него. Ни Оффенбах, ни Штраус, ни Легар, вместе взятые, не написали столько "вечных шлягеров", сколько написал один Кальман. Из 17 его оперетт большая часть — признанные шедевры жанра.
 
В детстве он хотел стать портным, потом адвокатом, затем музыкальным критиком, но в итоге стал всемирно известным и признанным композитором. Автором почти двух дюжин оперетт. Мало кто, однако, знает, что, до того как написать столько шедевров лёгкого жанра, Кальману для начала пришлось утвердить себя в жанре классической композиции. Он буквально шлифует каждую из своих оперетт, опровергая все мифы о "необычайной лёгкости бытия" автора развлекательного жанра.
 
"Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту", — с досады "пугал" близких и друзей 25-летний композитор Имре Кальман после очередного симфонического концерта.

Опуститься до оперетты! Как так? Автор нескольких симфонических сочинений, с немалым успехом исполнявшихся даже в Будапештской опере, обладатель премии Роберта Фолькмана, достойный ученик профессора Будапештской консерватории Кеслера, в начале своей карьеры он лично глубоко презирал легкомысленные жанры.

Однако жизненные обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман и в самом деле "докатился" до оперетты. Как водится, помог случай. Его друг, композитор Виктор Якоби, к тому времени уже ставший автором нашумевшей оперетты "Ярмарка невест", посоветовал Имре попробовать свои силы в оперетте. Не всё же симфонии писать! Тем более что оперетта в начале ХХ века стала в Австро-Венгрии чуть ли не самым востребованным музыкальным жанром. Последнее десятилетие перед Большой войной Европа жила весело. Мало кто задумывался о будущем. Все жили днём сегодняшним. Время и публика требовали зрелищ и развлечений, музыки весёлой и лёгкой.
 
Вскоре после своей угрозы сочинить оперетту Имре, по совету Якоби, снял дешёвую комнату на чердаке в местечке Кройсбахе под Грацем, чтобы работать без помех.
Там-то он и сочинил свою первую оперетту "Осенние манёвры". Премьера постановки прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным успехом. Публика без устали аплодировала, вновь и вновь вызывая исполнителей на сцену. Стало ясно, что в Европе появился новый мастер оперетты, которому тогда ещё не исполнилось и 26 лет.

Детство будущего маэстро прошло на берегах венгерского моря — озера Балатон. В 1882-м, когда в семье мелкого еврейского коммерсанта и основателя небольшого акционерного общества по развитию туризма по фамилии Коппштейн появился третий по счёту ребенок — Иммерих (Имре), Австро-Венгрия переживала эпоху подъёма.
 
Музыка окружала маленького Иммериха буквально с пелёнок. В доме Коппштейнов в курортном городке Шиофок на берегу Балатона она звучала днём и ночью. На фортепиано играли не только взрослые, но и дети.
 
Начиная с четырёх лет, Имре уже поклонялся "храму искусств" — театру, построенному по соседству. Если он находился не в театре, то, значит, его можно было найти дома, в музыкальной комнате. Забившись под рояль, он слушал, как разыгрывала музыкальные экзерсисы его сестра Вильма.

Так получилось, что первые двадцать лет жизни Имре Кальмана прошли под знаком раздвоения личности. Семья настаивала на получении "серьёзной" профессии — юриста, и он, как послушный сын, не мог этому противиться, а душа при этом постоянно рвалась к музыке, к исполнительству, а потом и к сочинительству.
 
В 1896-м семья Кальман переехала в Будапешт. Причиной стало разорение отца. Ученику пятого класса гимназии 14-летнему Имре Кальману пришлось зарабатывать репетиторством, а вечером помогать отцу переписывать деловые письма и отправлять их на почту. Для мальчика это были тяжёлые годы.
 
"Страшное чувство неуверенности за будущее никогда не покидало меня в течение всей жизни, — вспоминал Кальман. — Про меня рассказывали анекдоты, но никто не знал, насколько печальна была моя юность. Вот тогда-то и охватила меня невероятная тяга к музыке. Музыка помогала забываться от повседневных забот. Я решил любой ценой учиться и сделаться музыкантом".
 
Однако, подчинившись родительской воле, Кальман поступил на юридический факультет Будапештского университета и параллельно с полной нагрузкой продолжал учиться в Музыкальной академии.
 
Семья поощряла его занятия юриспруденцией, давая деньги на карманные расходы. А чтобы учиться музыке, он должен был сам изыскивать материальные возможности.
Играть на рояле он не мог: подвели руки. Артрит. Тогда он стал писать критические статьи в газете "Пешти напло", подумывая о карьере музыкального критика.
Свои заметки в прессе он обычно подписывал литерами "И.К.". Именно к этому периоду относится рождение его псевдонима Имре Кальман.
 
В 1902 году, когда Кальману исполнилось двадцать, на свет появилось его первое музыкальное сочинение — музыкальный цикл на стихи Людвига Якубовски. За первой серьёзной работой последовали другие. Среди них главное произведение, с которым он связывал все свои надежды, — "Сатурналии", поэма для большого симфонического оркестра.
 
На следующий год начинающий композитор Кальман удостоился премии Роберта Фолькмана, присуждённой ему Музыкальной академией. Полученные деньги позволяли провести шесть недель в Берлине. Имре воспользовался этой возможностью, чтобы предложить свои сочинения немецким издательствам, но, увы, безрезультатно. Вот тогда-то и закончился Кальман как автор симфонических произведений и родился будущий автор гениальных оперетт.

Главные перемены в жизни Имре Кальмана, как это бывает, случились почти одновременно. Первая оперетта, первый музыкальный успех, первая любовь. В конце января 1909-го в венском театре "Ан Дер Вин" 27-летний композитор праздновал триумф своей оперетты "Осенние манёвры". По окончании спектакля его окружила толпа почитателей. Маэстро не любил шума. Он быстро спрятался в ближайшей кофейне. Вдруг в зал вошла весёлая компания. Один из мужчин шёл под руку с дамой, которая недавно приехала в Вену из Зальцбурга. Её звали Паула Дворжак.
 
Сначала она не поверила, что полноватый брюнет с пивом — композитор, о котором говорит вся Вена. Она представляла его высоким красавцем, блондином.
Неожиданно Паула запела шлягер того времени. Кальман не растерялся, сел за пианино и перевёл мелодию в вальс из своей оперетты.
 
Из кофейни они вышли вместе. Так начался 18-летний роман Имре Кальмана и Паулы, которая была старше его на 10 лет. Вскоре после знакомства с Паулой Кальман переехал в Вену. Столица Австро-Венгрии надолго становится его вторым домом. Кальман уговаривает Паулу стать его женой, но она никак не соглашалась выйти за него замуж, потому что не могла родить детей. Её устраивало быть его любовницей, другом и заботливой хозяйкой. Пессимистический Кальман часто впадал в депрессию, паниковал перед каждой премьерой. Паула за свои деньги сняла ему небольшую квартиру, сама готовила, стирала, чистила одежду и обувь.
 
Бережливый Имре покупал лишь свою любимую ветчину, а откуда появляются вкусные обеды, цветы и всё остальное, даже не интересовался. Его мысли были заняты музыкой. С такой спутницей жизни, как Паула, он мог целиком посвятить себя творчеству. И работает как проклятый по 16 часов в сутки.

Если посмотреть, что создано Кальманом за эти счастливые восемнадцать лет жизни с Паулой, то окажется, что именно тогда создан практически весь "золотой фонд" его музыкального наследия. Оперетты "Цыган-премьер", которая закрепила успех "Манёвров" и потому была особо дорога композитору, "Фея карнавала", "Королева чардаша" ("Сильва"), "Барышня Жужа", "Баядера", "Принцесса цирка"... Шлягер за шлягером.
 
Чтобы понять причины столь феноменального успеха Имре Кальмана, надо иметь в виду не только его необычайную работоспособность и налаженный быт, обеспеченный Паулой. Ведь в оперетту Кальман пришёл уже профессионально подготовленным композитором, симфонистом и мелодистом, выросшим не только на классической музыке Шумана, Шопена или Листа, но и на венгерской, еврейской и цыганской народной музыке, которая окружала его в многонациональной Австро-Венгерской империи с самого раннего детства.
 
Триумфального шествия оперетт Кальмана не остановила даже Первая мировая война, потрясшая в 1914-м всю Европу. В начале войны Имре работал одновременно над двумя произведениями: лёгкой, весёлой "Барышней Жужей" и "Королевой чардаша".
 
Беда, как водится, не приходит одна. Вместе с войной пришли несчастья с близкими людьми. Глубоко потрясла Имре смерть старшего брата Белы, а тут и отец свалился: диабет не сулил ни малейшей надежды на выздоровление. Кальман опять в депрессии.
 
Как известно, лучшее средство от тоски — работа. Исписывая один за другим нотные листы, Имре забывал обо всём на свете. Он вновь создаёт яркие, зажигательные мелодии. Вслед за "Голландочкой" (1920), которая выдержала в одной только Вене более 450 представлений, талант Кальмана рождает один за другим ещё два шедевра: экзотическую "Баядеру" (1921), а вскоре и "Графиню Марицу" (1924). Над последней Имре работал особенно легко и увлечённо. 1924 год — високосный и, по убеждению Имре, счастливый. Мировой успех "Графини Марицы" лишь укрепил эту его убеждённость.
 
И действительно, казалось, что фортуна теперь уже никогда не отвернётся от Кальмана. С большим успехом прошла премьера "Принцессы цирка" (1926) с её знаменитой арией о чарующих очах. Но тут снова случилась беда. Любимая Паула, его муза, его ангел-хранитель, заболела туберкулёзом. В те годы это был приговор. Ни богатство, которые принесли его оперетты, ни новый роскошный дом уже не радовали Кальмана. Любимая женщина медленно угасала...

"Ты должен жениться на молодой и здоровой девушке, которая родит тебе сильных детей", — постоянно напоминала она Имре. Но тот не хотел и слушать. Тогда Паула решила найти для него любовницу. Она познакомила Кальмана со своей подругой, киноактрисой Агнеш Эстерхази из старинного княжеского рода. Сначала Имре увлёкся молодой актрисой. Однако впоследствии узнал, что у неё есть ещё один любовник. Мечтам о семье и детях пришёл конец и на этот раз. Он порвал с Эстерхази и вернулся к Пауле. Но 3 февраля 1928-го Паула умерла. На её могиле Имре поклялся, что до конца жизни проживёт в одиночестве. Однако судьба распорядилась по-своему.
 
В венской кофейне Saher, что рядом с Оперой, там, где и сегодня собирается местная богема, в один из осенних дней 1928 года 46-летний Кальман увидел юную руccкую эмигрантку Веру Макинскую. Ей шёл 17 год. Девушка из Перми, дочь царского офицера, погибшего в Первую мировую, вместе с матерью бежавшая в Европу от ужасов большевизма, хотела стать актрисой и надеялась, что какой-нибудь режиссёр обратит на неё внимание.
 
Случилось так, что Вера и Кальман одновременно встали из-за столиков кафе и направились получать пальто. И вот тут их знакомству помогла грубиянка-гардеробщица, не желавшая подать Вере её накидку прежде, чем обслужит маэстро, хотя девушка была первой в очереди. Возмущённый грубым обращением с молодой особой, композитор счёл нужным представиться Вере и предложить ей свою помощь.

"У меня возникло чувство, будто мне протягивают ту пресловутую соломинку, за которую я могу ухватиться", — вспоминала будущая жена композитора.
 
Так начался головокружительный роман композитора и Веры Макинской, ставшей в скором времени Верой Кальман...

В те дни Имре Кальман только что начал работу над новой опереттой "Фиалка Монмартра" и решил посвятить её молодой жене. Вера вскоре родила ему мальчика Карой Имре Фёдора, а потом ещё двух девочек, Лили и Ивонку. Казалось, Кальман был на вершине счастья. Теперь у него было всё: слава, богатство, семья, молодая любящая жена, дети, шикарный дом.
 
На вечерах в его новом доме — настоящем дворце в аристократическом районе на Газенауэрштрассе — появлялись самые влиятельные лица разных рангов. Приёмы устраивала молодая жена Вера, быстро полюбившая роскошь. Сам же Кальман до конца жизни отличался величайшей скромностью. Блистать в свете, закатывать балы и приёмы — это было по-прежнему абсолютно ему чуждо. Слишком памятно было трудное детство, когда репетиторством приходилось добывать кусок хлеба, а денег порой не хватало даже на персик.

Между тем облик Европы менялся изо дня в день. В соседней Германии к власти пришёл Гитлер. На континенте всё сильнее пахло порохом. В марте 1938-го танки Третьего рейха перешли австрийскую границу, превратив весёлую и беззаботную страну в провинцию гитлеровской Германии.
 
Вскоре после аншлюса Австрии Кальмана вызвали в правительственное учреждение, где дали понять, что распоряжением фюрера он будет объявлен "почётным арийцем".
Композитор вежливо отказался и спешно вывез жену и детей из Вены в Цюрих, а затем в Париж. В нацистской Германии его оперетты вскоре были запрещены.
Начинались годы странствий.

За месяц до начала Второй мировой войны Кальман получил визу на въезд в США, куда и прибыл в 1940-м. Приехав в Голливуд, куда его до войны усиленно приглашали, Кальман узнал, что ни одного фильма по его опереттам снимать не собираются. Он был несказанно разочарован.
 
Вскоре разочарование постигло Кальмана и в семейной жизни. В Нью-Йорке Вера познакомилась с молодым французским эмигрантом по имени Гастон, влюбилась в него без памяти и решила оставить семью. Кальман был потрясён, но согласие на развод дал.
 
На вокзал, где её встречал Гастон, пришёл и Кальман с детьми. Увидев мать, дети бросились ей на шею. Вера расплакалась. Вид Имре её ошарашил. На нём был потрёпанный костюм, из-под которого торчали грязная рубашка и мятый галстук. Оставив любовника, она бросилась к Кальману. Вскоре они обручились во второй раз.

Во время войны Имре Кальман следил за событиями в Венгрии. Когда узнал, что две его сестры погибли в концлагере, перенёс инфаркт. Немного придя в себя, в июне 1949-го решил вернуться в Европу. Сначала Кальманы поселились в Вене. Поначалу вроде всё шло хорошо. Но через полгода у Имре случился инсульт. Он не мог разговаривать и едва ходил. Семья решила переехать в Париж.
 
Медленно, с трудом превозмогая болезнь, Кальман дописал в Париже партитуру своей последней оперетты "Аризонская леди". 29 октября 1953-го он наконец поставил точку. А на следующий день за завтраком ему стало плохо. Маэстро пошёл к себе, уснул и не проснулся.
 
http://news.day.az/unusual/381271.html

В  заключение,  по  просьбе  многочисленных  читателей  (не  уникальных,  а  неизвестных,  коих  число  иной  раз  доходит  до  шестисот  за  один  день   по  счётчику  племени  Тумба-Юмба  из  Гвадалахары)  приведу  текст  арии Эдвина  "Много  женщин  есть  на  свете..."  из  оперетты  ИМРЕ  КАЛЬМАНА  "Сильва":

Можно часто увлекаться,
Но один лишь раз любить.
Ненадолго повстречаться,
Чтоб навеки не забыть.

Клятвы не давал тебе я ложной,
Счастье ожидает нас.
В жизни увлекаться часто можно,
Но любить – один только раз!

Женщин много есть на свете,
Но к одной влечёт нас в сети:
Только в ней, лишь в ней одной
Весь мир земной.

Лишь любовь горит звездою,
Лишь к тебе я рвусь мечтою.
Да, в тебе весь мир.
Ты — божество, ты — мой кумир.


 Задача  данной  стать - выяснить  причину  ухода  из  жизни  короля оперетты  ИМРЕ  КАЛЬМАНА  по  его  коду  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.

                Смотреть предварительно "Логикология - о  судьбе человека".   http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

                Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.

  11   26    42    58    83   102  108  118  132      162  175  188  194  211  221  243
  К     О     П     П     Ш     Т     Е     Й     Н          Э    М     М     Е     Р     И     Х
243  232  217  201  185  160  141  135  125      111   81    68    55   49    32    22


  30   43    56    62    79    89   111      122  137  153  169  194  213  219  229  243   
  Э     М    М     Е      Р     И     Х          К     О     П     П     Ш    Т      Е     Й     Н
243  213  200  187  181  164  154      132  121  106    90   74    49    30    24    14

                КОППШТЕЙН  ЭММЭРИХ  =  243.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  243 = КО(нец) + П(овторный) П(риступ) + (уду)Ш(ье) + (быс)Т(ро) (ум)Е(рши)Й + (и)Н(фаркт) ЭМ(болический) + (у)МЕР(ший) + (последн)И(й) (вздо)Х.

  243 = КО,, + П,,  П,, + ,,Ш,, + ,,Т,,  ,,Е,,Й + ,,Н,,  ЭМ,, + ,,МЕР,, + ,,И,,  ,,Х.


Код  ДНЯ  СМЕРТИ:   115-ТРИДЦАТОЕ  +  128-ОКТЯБРЯ  =  243-(код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ).

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант:

  243 = (сби)Т РИ(тм) (сер)ДЦА + (ос)Т(ановлен)О (дыхани)Е + (п)О(вторный) (инфар)К(т) + (ос)Т(ановка) (дыхания)Я + Б(ыст)Р(о) (скончалс)Я.

  243 = ,,Т  РИ,,  ,,ДЦА + ,,Т,,О  ,,Е + ,,О,,  ,,К,, + ,,Т,,  ,,Я + Б,,Р,,  ,,Я.